Поговорим о Дирижаблях (полная версия)

Доброго времени господа!
Послушавшись совета уважаемого
steamimpactor порылся в закоулках всемирной паутины, и кое чего накопал, развитие темы под катом.
Поговорим о Дирижаблях (полная версия)
В обеспечении боевых действий Красной Армии принимали участие четыре дирижабля — »СССР В-1", «СССР В-12», «Малыш» и «Победа», при том что последние три аппарата были построены на долгопрудненском дирижаблестроительном заводе уже в годы II Мировой.
Дирижабли решали несколько задач, одной из важнейших была перевозка водорода для аэростатов воздушного загрожденя. Водород газ вредный, и неудобный в хранении и транспартеровке. Дирижабль же везущий газ в себе, да еще прихвативший какой груз полезный задарма (баласт то нужен так, или иначе) оказался очень полезной штукой, о чем говорят цифры:

перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов;
совершили более 1500 полетов;
1943-44 гг. на дирижабле «СССР В-12» было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа;
1945 г. дирижабли «СССР В-12» и «Победа» выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа.
Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3-4 аэростатов заграждения!

Еще одним интересным аппаратом, построенным в 1944 году является «моторизованный аэростат» Малыш, предназначенный для парашютной подготовки бойцов ВДВ. В годы войны десантников часто перебрасывали с места на место, — и отставание перебазирвоания аэростатного хозяйства полностью срывало все планы тренировок личного состава. Не пехота, с дерева не попрыгаешь)))… Поэтому в 1944 году на базе привязного аэростата был построен мотоаэростат, полученный подвеской к нему мотогондолы, представлявшей собой часть фюзеляжа самолета По-2 с двигателем и кабинами пилотов. Аппарат был успешно испытан (отчет об испытаниях прилагается), но в серию не пошел, — не до того было, война…
А теперь несколько подробнее о забытых героях:
В Советском Союзе еще в 1945 году на Черном море был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль «Победа» под командой капитана А.И. Рощина.
26 сентября дирижабль “Победа” вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил эту мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.

Поговорим о Дирижаблях (полная версия) (Фото 2)

«Победа» в Килен-балке, под Севастополем.

А.И. Рощин вспоминал: «Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин».
Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.
Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль «Победа» совершил на Черном море 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы «Победы» командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.
После 3-х лет безупречной работы дирижабль «Победа» трагически погиб.
29 января 1947 года во время полета на небольшой высоте воздушный корабль зацепил ЛЭП.
Провода намотались на винты и, удерживая судно на «привязи», не давали возможности маневрировать. По решению командира экипажа А.И. Рощина был сброшен балласт, и судно, получив дополнительную сплавную силу, порвало удерживающий провод. После этого дирижабль с отказавшими двигателями стал быстро набирать высоту. Подъем происходил настолько быстро, что пропускная способность выпускных клапанов оказалась недостаточной для поддержания расчетного давления газа в оболочке. Достигнув по мере набора высоты максимального давления в оболочке, дирижабль разрушился, погибло 3 человека. А вот судьба В-12 до сих пор неизвестна — дирижабль в том же — 1947 г. — пропал на Дальнем Востоке при невыясненных обстоятельствах.

Говорят, дирижабли опередили свое время, мол дармовая Архимедова подьемная сила не вязалась с тогдашним уровнем технологий. Да, похоже что так, будем надеяться что в XXI веке чудесные воздушные корабли возродяться в былом величии и обновленным духом… духом стимпанка! Эх, замечтался)))

Вот, пока что все. Надеюсь было интересно.
И несколько фото напоследок.
Первая версия:)
Поговорим о Дирижаблях (полная версия) (Фото 3)
гондола «Малыш»а
Поговорим о Дирижаблях (полная версия) (Фото 4)
а могло ведь быть и так…
Поговорим о Дирижаблях (полная версия) (Фото 5)
Поговорим о Дирижаблях (полная версия) (Фото 6)

8 комментариев

avatar
Интересно! Если про траление и транспортировку водорода было известно, то про Малыша — впервые прочитал. Спасибо! Оригинально, жаль что не развилось дело. Позабавила предпоследняя картинка! Дирижабли с ТРД — это круто! :)
avatar
ага, называеться вроде «атомный авианосец момбардировщик»
avatar
А откуда картинка? Можно в бОльшем размере? И меня смущает надпись на борту: Барселона?! )))
avatar
взята с форума тридешников, большего резолюшн там не нашлось.
avatar
интересно, спасибо! правда один вопрос остался — дирижабли использовались для перевозки водорода для заправки аэростатов. если с них газ забирали, как они обратно прилетали? :)
avatar
Да вот сам я ответа и не нашел, возможно отдавался не полный обьем, а лишь пропорция перевезенного груза. ИМХО
Кто сможет подкинуть более- менее правдивую информацию по этому поводу, буду благодарен, и внесу в пост с соблюдением копирайтов:)
avatar
Один из типов использовавшихся аэростатов заграждения БАЗ-136 (объем 490 куб.м.)
… Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3-4 аэростатов заграждения…
Возьмем три АЗ. Значит из дирижабля выкачали 1470 куб.м. Это 1617 кг полезной нагрузки. У Победы 5000 куб.м., значит максимум — 5500 кг.
Т.е.-отдав газ он мог с малым количеством горючего и без другой полезной нагрузки добраться на базу и там снова заправиться.
Поправьте, если не так.
avatar
Я думаю именно так и происходило, привезли газу да груз какой, улители пустые, и с малым обьемом газа в балоне. Вполне логично на мой взгляд.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.