Деревянные субмарины Испании.

В порту Барселоны можно увидеть пару весьма необычных экспонатов — две большие деревянные «рыбки» стоят на побережье.
Деревянные субмарины Испании.
Полноразмерный макет «Иктинео»
Деревянные субмарины Испании.
Полноразмерный макет «Иктинео-II»
Это полноразмерные макеты субмарин выдающегося каталонского художника, инженера и изобретателя Нарсиса Монтуриоля. Идея о создании подводного корабля посетила его впервые после того, как находясь в Кадакесе, он стал свиделем смерти одного из ныряльщиков — сборщиков кораллов. Постепенно, мысли о том, как обезопасить людей, связанных с погружением под воду, вылилось в создание в 1857 году коммерческого предприятия. Этот замысел преследовал 2 цели — 1-я сделать промысел кораллов более безопасным и 2-я — изучение подводного мира, таящего в себе огромное количество загадок.
Основным препятствием к реализации этого плана стал финансовый вопрос. Часть суммы была пожертвована ему товарищами по «Икарийскому движению» (политическому движению в котором Монтуриоль участвовала в юности). Так же была организована открытая подписка, куда могли приходить пожертвования от любых граждан. Несмотря на то, что затея загнала Монтуриоля в долги, лодка «Ictíneo I» была построена испытана в порту Барселоны в сентябре 1859 года, а после доработок 7 февраля 1861 года, в Барселоне состоялся первый публичные испытания субмарины.
Субмарина имела водоизмещение 10 тонн, длину 10 м и ширину 2,5 м. Экипаж состоял из 3-х человек. Название происходит от двух древнегреческих слов: ichtus — рыба, и naus — судно, корабль.
Деревянные субмарины Испании.
Главным нововведением Монтуриоля является то, что он впервые сделал двухкорпусную лодку. Компоновка, которая до сих пор является классической для подводных судов, впервые была реализована им. Ictíneo I имела внутренний (прочный) корпус цилиндрической формы, собранный из дубовых досок толщиной 15 мм, и внешний (легкий) корпус, обшитый оливковым деревом и имеющим обтекаемые формы. Двигатель лодки был мускульным, и она, как и все аппараты с подобным движителем, не отличалась скоростью хода.
Лодка не заинтересовала официальных лиц флота, так как в следствии малого водоизмещения она была ограничена в использовании ее в военных целях. Научно-исследовательский аспект же подобных судов в тот момент мало интересовал представителей испанского адмиралтейства.
Тем не менее, лодка за свою жизнь совершила 69 погружений и не имела за это время ни одной аварии! Для субмарин эпохи зарождения подводного плавания это уникальное явление. Лодка уверенно погружалась на глубину 20 метров, что для тех лет было весьма приличным результатом. провести испытания на глубине 50 метров (теоретически субмарина это позволяла> Монтуриоль так и не решился. Гибель лодки была трагичной случайностью — ее раздавил у пирса неуклюже причаливший пароход.
Деревянные субмарины Испании.
Ictíneo I

Тем не менее, энтузиазм изобретателя не утих. На волне известности от удачного испытания первой лодки он организует новую подписку, и в результате собирает необходимую сумму для постройки новой, большей субмарины.
Ictíneo II была спущена на воду 2 октября 1864 г. И можно с уверенностью сказать что эта лодка опередила свое время лет на 80. Впервые в истории подводного плавания на субмарине был внедрен анаэробный (воздухонезависимый двигатель). Подобные испытания будут продолжены только в 40-х годах XX века немцами при испытаниях лодок Вальтера, и продолжены в 50-х Великобританией и СССР, но после внедрения атомных субмарин, потеряют свою актуальность. Но, обо все по порядку.
Новая субмарина имела большие габариты — длина 14 метров, а водоизмещение 46 тонн. Экипаж мог состоять из 20 человек, из которых 17 приходилось на мускульных двигатель. Однако, Монтуриоль стал задумываться о внедрении на лодку парового двигателя. Но тут возникла проблема — паровой двигатель мог использоваться только при движении на поверхности, под водой, не имея системы регенерации воздуха, огонь моментально выжег бы весь кислород. В поисках решения этой проблемы изобретатель натолкнулся на химическую реакцию диоксида марганца, цинка и хлората калия. В результате нее выделялось достаточное количество тепла, а так же кислород, который после обработки можно было подавать обратно внутрь лодки. Это решало проблему двигателя и системы регенерации воздуха. Правда при этом пришлось установить два двигателя, надводный и подводный, и свободное пространство внутри субмарины стремительно сокращалось. Но, так как Монтуриоль рассматривал лодку пока лишь как испытательный полигон, это не имело решающего значения.
22 мая 1865 года прошли публичные испытания лодки. На поверхности лодка развивала скорость 4,5 узла. При погружении была достигнута глубина 30 метров, тем самым был побит рекорд первой субмарины. О результатах испытания подводного движителя не сохранилось упоминаний.
Несмотря на удачную конструкцию лодки, во многом опередившую свое время, Ictíneo II снова не заинтересовала глав морских ведомств. Монтуриоль не успев еще расплатиться с долгами, взятыми еще при строительстве лодки, не мог финансово обеспечить дальнейшие испытания, которые так же требовали больших капиталовложений. В результате он был вынужден объявить себя банкротом. Ictíneo II отошел кредиторам, которые не знаю что делать с кораблем, в 1868 году отправили его на слом. Сам же Монтуриоль так и не смог оправиться от неудачи и умер в бедности, так и не вернувшись к созданию новых лодок.
Тем не менее, стоит отметить, что он воскрес на страницах одного известного литературного произведения… Некоторые его черты были использованы Жюль Верном при создании персонажа капитана Немо. Характерами они получились не очень похожими (мирный ученый Монтуриоль и воинствующий Немо), однако их обоих объединяла страсть к исследованию загадок морских глубин, в конце концов Монтуриоль был одним из немногих, кто начал строить подводные лодки не для войны, а для труда и науки.
Деревянные субмарины Испании.
Монтуриоль в молодости...
Деревянные субмарины Испании.
И в более почтенном возрасте.

Деревянные субмарины Испании.
Деревянные субмарины Испании.
Макет Ictíneo II в Барселоне.
Деревянные субмарины Испании.

Деревянные субмарины Испании.
Деревянные субмарины Испании.
чертежи Ictíneo II. хорошо виден двойной корпус лодки.

8 комментариев

avatar
Спасибо за интересную статью!+
Маленькая стоит возле музея, а вторая где находится?
avatar
Очень интересно!+
avatar
Спасибо!!! Познавательно и интересно. Плюс!
avatar
Спасибо за отзывы!
К сожалению с местонахождением сориентировать не могу. Испания это та страна куда мне можно будет только очень не скоро) надо по карте смотреть)
  • Bert
  • 0
avatar
Было интересно, спасибо!
avatar
Полноразмерный макет «Иктинео-II» выставлен в морском порту Барселоны.
Спасибо за статью!
avatar
А что за механизм на носу подлодки с фото модели в разрезе?
avatar
я полагаю прообраз манипулятора, для забора проб. Лодка задумывалась как исследовательская. Хотя на мой взгляд именно эта модель — это больше «фантазия на тему», так как по всем описаниям лодки до подобного уровня использования не дошли, и были моделями для ходовых испытаний.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.