"Мамонтова камера"

Ранним ярким весенним утром 1900 года большой гужевой фургон подъехал к мастерской Чикагского производителя камер Дж. А. Андерсона. Его новое произведение, самая большая в мире камера была готова к погрузке. Потребовалось 15 мужчин, чтобы загрузили её в фургон. После этого фургон компании Chicago & Alton Railway Station проехал в Брайтонский Парк, приблизительно в 6 милях от города. Там 900-фунтовую камеру выгрузили и несли четверть мили к подходящему месту. Под руководством проектировщика камеры, Джорджа Р. Лоуренса en.wikipedia.org/wiki/George_R._Lawrence, была сделана фотография поезда, а сам он вошёл в историю мировой фотографии.
"Мамонтова камера"

Немного предистории…
Компания «Chicago & Alton Railway» построила специальный поезд для обеспечения скоростного маршрута от Чикаго до Сент-Луиса и хотела запечатлеть сие многострадальное творение в веках :). Г-н Чарлтон (один из директоров компании) полагал, что их поезд был самым солидным (комфортабельным, быстрым, технологически совершенным и … вообще самым-самым) в мире на тот момент. Вот и решил он заиметь фотографию (этого самого-самого) — шести длинных Пульмановских спальных вагонов, локомотива, тендера и всего остального.
«На ковёр» вызвали штатного фотографа компании и поставили задачу: фотография 8 футов длиной для «Alton Limited.» Фотограф почесал тыковку и объяснил, что поезд придётся сфотографировать частями, которые потом необходимо склеить в одну во время процесса печати. При этом, фотограф не умолчал и о том, что такая фотография не получит абсолютной правдивости перспективы, и о том, что стыки не возможно при склейке убрать полностью.

"Мамонтова камера" (Фото 2)

Но директора компании не хотели ничего и слышать о трудностях склейки и перспективе. Они построили безупречный поезд, для которого потребовали безупречную фотографию и это должна быть фотография по крайней мере 8 футов длиной. Фотограф уверил их в своей беспомощности в вопросе, за что «получил по тыковке» … и был отправлен «подумать». The Chicago & Alton Railway, дали г-ну Лоуренсу, их фотографу, карт-бланш, чтобы сделать такую камеру.

"Мамонтова камера" (Фото 3)

Огромный фотоаппарат был изготовлен Дж. А. Андерсоном из Чикаго. Потребовалось два с половиной месяца, чтобы его построить.Корпус фотокамеры из массива вишни. Позади камеры установлен видоискатель. Конечно это был не сложный видоискатель как у современных «зеркалок». Просто пара рамок из обычного матового стекла (из полупрозрачного целлулоида) Раздвижная станина приблизительно 20 футов длиной (когда полностью раскрыта) с возможностью регулируемого движения (подвижная передняя и задняя часть).
Мехи сделаны из тяжелой прорезиненной ткани, каждый сгиб которых усилен деревянными рейками, 1/4 дюйма толщиной. Изнутри мехи обтянуты плотным черным холстом для двойной защиты от проникновения света. Сорок галлонов клея пошли на изготовление и 500 футов древесины чтобы укрепить их. Мехи разделены на четыре секции, каждая поддерживается рамкой, установленной на маленьких колесах, которые двигаются по направляющим. Держатель пластины несколько отличается от тех, к которым мы привыкли. Каждый ролик 3/8 дюймов толщины закрыт тремя слоями светостойкого материала. Держатель пластины установлен на ролике шарикоподшипника. По словам очевидцев — механника аппарата изготовлена с такой тщательностью и точностью, что двигать мехи и настраивать аппарат мог бы даже ребёнок. Это при том, что вес камеры составляет 900 фунтов, а в комплекте с гигантской пластиной весом 500 фунтов — общая масса 1 400 фунтов.
Фотографы-любители, предпочитающие работать с фотоаппаратами (не цифровыми конечно, а использующих «аналоговый» носитель :) очень хорошо знают об уродливых пятнах, вызванных крупинками пыли на фотоплёнке или фотопластинах. Вы представляете, какой проблемой это было для таких гигантских фотоаппаратов, как эта камера? Но и эта проблема была решена самым изобретательным способом.
После долгого путешествия держатель пластины может быть вычищен вполне легко оператором, закрытым (!) в камере. Держатель отводился назад, мехи растягивали, в боковой стенке открывалась дверка и оператор проходил внутрь с щеткой из верблюжьей шерсти, дверь закрывалась, в помещении включали свет, а человек внутри камеры принимался за чистку (на линзе красный светофильтр пропускал достаточно света для манипуляций по чистке). После чистки всё повторялось в обратном порядке.
Пластины для этой гигантской камеры являются также самыми большими когда-либо произведенные в истории фотографии. Они сделаны в Сент-Луисе и покрыты фоточувствительным составом полностью вручную. Для изготовления одной пластины необходимо было 5 галлонов состава и 8 человек. Каждая изохроматическая пластинка, изготовленная The Cramer Company of St Louis стоила $1600. Компания Bausch and Lomb Optical Company of Rochester выпустила два объектива для этой камеры, по патентам Zeiss.

"Мамонтова камера" (Фото 4)

Первый — широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 5.5 фута (1700мм), второй объектив, которым и была сделана фотография поезда, представлял собой rectilinear с фокусным расстоянием 10 футов (3048 мм). Камера транспортировалась на плоском грузовой платформе, для перевозки там, где не было железнодорожной колеи, использовался специально изготовленный фургон.

"Мамонтова камера" (Фото 5)

Для каких же целей была построена фотокамера 5000$ ценой? Между прочим, за такие деньги можно было купить приличный дом.
Дело в том, что Chicago & Alton Railway действительно гордились своим поездом, а в это время проходила Парижская выставка 1900 года. Так вот, вместо того, чтобы отправлять весь поезд во Францию, Chicago & Alton Railway решила, что стоимость создания огромной фотографии будет более экономически выгодным. Три фотографии были изготовлены и посланы в Париж. Они были предназначены для выставки в Правительственном здании Соединенных Штатов, железнодорожной выставки, и фотографической секции.
Это, как полагали хозяева камеры и паровоза — было исключительной честью, потому что никакая другая выставка не получила такой огласки и рекламы в широкой аудитории. Однако, заявление, что фотография была изготовлена с использованием одной фотопластины было встречено скептически. Никто в Париже никогда не слышал о камере, способной к созданию таких больших пластин (они были почти три раза больше размером самых больших известных пластин). Даже показания под присягой, данные Лоуренсом и чиновниками Chicago & Alton Railway, были подвергнуты сомнению. французский Консул в Нью-Йорке был послан Чикаго, чтобы проверить существование камеры вообще и наблюдать ее работу в частности. Его положительный отчет удовлетворил сомнения в умах управления Выставкой, и это привело в конечном счете к решению присудить Лоуренсу ' Приз для Лучшего фотографа в мире'.

Лоуренс нашел свою нишу. Он фотографировал большие группы людей и объемные пространства, будучи вне конкуренции благодаря ряду изобретений. Он получил несколько новых составов порошка для вспышек и усовершенствовал принципы использования электричества для получения искусственного света. В 1899 году он получил специальный приз Американской ассоциации фотографов за свои достижения в области освещения. Опыты с синхронизацией вспышки не прошли для Лоуренса даром. Его лаборатория регулярно оглашалась взрывами, в результате одного из них он почти оглох на правое ухо. Другой взрыв был так силен, что Раймонд, маленький сын Джорджа, вылетел из окна!

К своим знаменитым опытам с воздушными змеями Лоуренс пришел не сразу. Он уже много лет делал панорамные фотографии с высоты, но использовал для этого высокие лестницы, здания и воздушные шары, на которых поднимался в воздух сам. Среди оборудования Лоуренса была телескопическая мачта из дерева и проволоки длиной около 200 футов, с помощью которой он поднимал камеру.

"Мамонтова камера" (Фото 6)

"Мамонтова камера" (Фото 7)

"Мамонтова камера" (Фото 8)

Вот эта фотография пехотного полка просто потрясает. При увеличении отдельных фрагментов можно получить фотографические портреты каждого из солдат. Не превзойдённое качество и по нынешним временам. И ни какого «цифрового зума» и ни каких искажений! :)

"Мамонтова камера" (Фото 9)

"Мамонтова камера" (Фото 10)

32 комментария

avatar
На сайте не нашёл, а материалы в рунете не впечатлили. Решил сам порыскать и попереводить. Вот что вышло.
Есть ещё множество интересного материала по старинным фотокамерам, но не хочу утомлять, может потом как-нибудь.
avatar
+. Ваши статьи напоминают мне передачи BBC (не ввс а би-би-си:))).Так же затягивают.Всегда читаю с огромным удовольствием. +
avatar
Спасибо :)
avatar
Бабка, бабке сказала, внучка в википедию позагружала, а там фил прочитал и нам показал:)
И получилась интирестная джигурда, спасибо фил!:)
avatar
Что за воспалённый бред? Ни слова из википедии я не взял. Источники — пожалуйста.
www.historiccamera.com/sitemap.html
historiccamera.com/cgi-bin/librarium/pm.cgi?action=display&login=anderson
robroy.dyndns.info/lawrence/mammoth.html
www.chicagoalton1879depot.com/category/blogging
И ещё несколько англоязычных сайтов.

Обидеть норовишь?
avatar
Фил ты че? думаешь я не знаю где ты берешь инфу, я же шучу:)Цитирую:
спасибо фил!:)
avatar
Увидев первое фото, подумал фейк! :)
оглох на правое ухо, даже такому «мирному» увлечению, как фотография, нужны были «жертвы»! :) +
avatar
Очень интересно!"+". Вот продвинутая нация.Нельзя решить технически, значит решим масштабами.Очень по американски. Немцы, наверное, поставили бы полк солдат вдоль полотна, и каждый сфотографировал свой кусок поезда.На стеклянной пластинке длиной с поезд.А швейцарцы просто уменьшили бы поезд, что бы в аппарат поместился.
avatar
А русские???? :)))
avatar
При царе-батюшке выписали бы из-за бугра иностранцев (каких — см. выше), отвалили бы кучу денег и долго бы восхищались. А через несколько лет оказалось бы, что какой-то Иван, сын золотаря из деревни Малые Кочерыжки, Переплюевского уезда уже лет 10 назад изобрел «фотографическую машину для запечатления огромных просторов земли православной, а также зданий и больших групп подданых», и долбиться к чиновникам за финансированием проекта размером в 10 рублей. Но его везде отшивали, потому как «не велено» и «невозможно» (а на самом деле, потому что сумма небольшая, и стырить много не получится).

При Сталине рассажали бы половину инженеров по шаражкам с наказом в две недели изобрести и построить. После того того, как не получилось, всех расстреляли бы за саботаж. И посадили бы вторую половину инженеров, которые в 2 дня все бы изобрели, причем с характеристиками в 2 раза круче, чем по ТЗ. После этого выпустили бы, некоторым бы дали премию, некоторым ордена, а некоторых бы и расстреляли для порядку, а как же…
avatar
Китайцы бы заставили миллион человек выложить рисовыми зёрнышками картину в натуральную величину.
avatar
Зачем фантазировать? Надо знать свою историю.
Российская империя. Все 1902 цветные фотографии: Прокудин-Горский,
сделал в цвете и в объёме по собственной методе на фотоаппарате собственной конструкции.
Ну а к слову байка о том, что ФЭД сделан с LEIKA только байка.
Немцы сделали свой аппарат в 30х, русский прототип они покупали в России до революции, Циклоп с объективом Циклопар
avatar
www.veinik.by/
тут можно посмотреть, если с очками- стерео.
avatar
Очень интересная статья! +
А интересно до наших дней дожил этот циклоп?))
avatar
Весьма интересно, спасибо большое. Классическая аналоговая фотография — моя слабость, и, наверно, моё последнее увлечение… Сейчас жду фотоаппарат «Москва 5» антикварный, если всё сложится — попробую сделать несколько натюрмортов (идеи давно крутятся в голове), всё-таки негатив 6х9 — это вещь…
Отвлёкся. Ещё раз — спасибо, познавательный пост, упоминания об этом фотоаппарате встречал, но без подробностей. Кланяюсь, Ваш покорный слуга oldgrumbler
avatar
Спасибо Вам, что почтили своим вниманием! А вот вопросик (как «слабому» к фотографии ) :)
Что это за аппарат такой странный и почему обьектив на бок свёрнут? Этот же вопрос и к остальным… ;)

avatar
Возможно «первобытный панорамный»!?
avatar
Бинго! Сейчас панораму сделать проще простого — крути себе аппарат и пиши на флешку. А тогда выдержка была по две минуты, склеивать пластинки — искажения неминуемы, да и повернуть громоздкую камеру на определённый угол и не сдвинуть с места — не реально. Решение элегантно и просто до гениальности… Камера неподвижна, а вот обьектив вращается плавно, перенося изображение на вогнутую пластину. Особенно удобно, если стоять не подвижно и держать камеру на ремне перед собой.

avatar
Что за аппарат, не знаю, а объектив… ну может для удобства транспортировки сделали поворотным.
avatar
После этой статьи возникает немой вопрос…, глядя на рядом лежащий телефон .....+… а еще футы фунты и галоны....:)))
avatar
Янки серьезно отнеслись к задаче и с блеском ее решили! Отличная статья, спасибо.+
avatar
Вот недавно проскочил пост о машыне вот что нашел
avatar
ШИКАРНЫЙ агрегат. +
Кстати любителям «патинизма» :))- ни пятнышка!
avatar
Патиной удобно косяки и неумение закрывать… «так и было задумано !»
avatar
Только заметила на 5-ой фотке мальчишку в безкозырке.Видимо, главный куратор.))))
avatar
Ну вот и я (-) дождался. Верные недруги раскорячились наконец-то :))
avatar

Тебе плюсов мало что ли?

У тебя к каждому комменту +1, и так уже давным давно, большая половина всех комментов!!!!.. Фил как єто понять?
avatar
Дык помолюся истово, и снисходит на меня комментаторская благодать. Ангел крылом осенит, плюсиком одарит… :)
avatar
Затейливый агрегат! +
avatar
avatar
avatar
да, это за год до моего прихода в сообщество, не знал.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.