Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов.

Хочу немного рассказать о проектах Уайнанс. На мой взгляд, очень подходящих под представление о «стим»-кораблях.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов.

В 1843 году для сооружения локомотивов и подвижного состава для строившейся в России железной дороги между Петербургом и Москвой были приглашены инженеры из Филадельфии Эндрю Иствик и Джозеф Гаррисон. По рекомендации главного инженера-консультанта Дж.В.Уистлера предложение было сделано также Россу Уайнансу из Балтимора Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 2), однако тот отказался ехать сам, отправив в Россию двух своих сыновей, Томаса Декэя и Уильяма Луиса Уайнансов. Именно эти американцы сыграли ключевую роль в строительстве и оснащении подвижным составом железнодорожной магистрали.

В декабре 1843 года Иствик, Уайнансы и Гаррисон заключили контракт с русским правительством на срок в пять лет на постройку 200 локомотивов и 7000 вагонов. Условием контракта было то, что вся работа должна была быть выполнена в Санкт-Петербурге, русскими рабочими.

Сестра Томаса Уайнанса вышла замуж за сводного брата будущего знаменитого художника Джеймса Макнила Уистлера, который с отцом также проживал в те годы в Санкт-Петербурге.

Контракт был выполнен и оплачен на год раньше, чем предусматривалось. В то же время с компанией Уайнансов были заключены и другие контракты – на постройку литого железного моста через Неву в Санкт-Петербурге (самый большой такой мост в мире) и контракт на 12 лет по поддержанию подвижного состава петербурго-московской железной дороги (1850–1862 гг.).

В Америку Уайнансы вернулись небывалыми богачами — русский контракт их буквально озолотил. Томас построил в Балтиморе огромный дом, названный им «Александровским», а недалеко от города — «дачу» под названием «Крым» (Crimea),

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 3)

где разводил породистых лошадей, коллекционировал произведения искусства. «Крымский» дом он назвал «Ореанда».

Продолжал он, вместе с отцом, увлекаться и инженерными изобретениями. Во время Гражданской войны он, например, пытался создать паровую пушку. Но самое интересное их изобретение относилось вовсе не к производству паровозов, и даже не к вооружениям. Если бы кто-нибудь из современников знал о изобретении русского инженера Шильдера,
Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 4)Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 5)
построенном на Александровском заводе за пять лет до того, как он был передан в управление американцам, он мог бы усмотреть некоторые параллели. Но работа Шильдера была строго секретной, а сам он погиб в тот год, когда Уайнансы вернулись в Америку.

Уайнансы представили публике принципиально новый корабль — металлическое судно в форме сигары, способное, по их мнению, пройти под штормом.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 6)

Всего Уайнансы построили по меньшей мере четыре «судна-сигары» в 1858-1866 году.
Вот как выглядел первый корабль:

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 7)

Пароход 1858 года был, по существу, экспериментальным испытательным стендом для новых морских концепций проекта Винэнсов.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 8)

Два паровых двигателя (по одному на каждую половину корпуса) приводили в движение центральный гребной винт между корпусами.
По задумке братьев, обтекаемый корпус корабля располагался, большей частью, под водой и тем самым, позволял кораблю двигаться практически не завися от погодных условий (шторм и волны). Дублирующие паровые установки позволяли повысить «живучесть» корабля.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 9)

Но это же и стало «ахиллесовой пятой» проекта. Огромный винт снижал обтекаемость корабля, особенно его внешний кожух.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 10)

Но без кожуха винт поднимал фонтаны брызг и находиться на палубе было невозможно.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 11)Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 12)

Для перехода с одной половины палубы на другую, приходилось спускаться в трюм.

Попытки применения корабля в военном деле (ну куда же без этого ?!? :) так же показали ряд недостатков: Плохая манёвренность и невозможность бронирования корпуса. Корпус корабля тогда в основном закрывался бронелистами выше ватерлинии. В данном проекте, бронирование приводило к опрокидыванию на бок. Теснота внутри корпуса. Со слов очевидцев: «залезать внутрь приходилось словно в тесную душную нору».Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 13)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 14)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 15)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 16)

В процессе строительства на верфи.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 17)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 18)

А вот эта картинка — деталь большого полотна «Балтимор с высоты птичьего полета», созданного уже в 1869 году:

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 19)

Потом Уайнансы перенесли производство «кораблей-сигар» в Европу, причем одну из своих лодок построили в 1865 году в России (в надежде продать ее правительству Александра II). Лодка-прототип прошла ряд испытаний, однако не впечатлила скоростью и управляемостью.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 20)

Наибольшее внимание привлекла построенная в 1866 году в Англии яхта Росс Уайнанс:

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 21)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 22)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 23)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 24)

Ниже — момент ее спуска на воду, еще до установки винтов.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 25)

Один из кораблей, «Уолтер Уайнанс», был построен в Гавре в 1865 году.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 26)Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 27)

От первоначального проекта этот корабль отличался увеличенными размерами, наличием раздельных винтов на концах корпуса.

Ведущий вал проходил сквозь весь корпус.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 28)Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 29)

Российский «вариант» корабля до нашего времени оставил нам очень мало информации. Известно только то, что Уильям Луи Винэнс подготовил детальное предложение российскому правительству в производстве трех канонерских лодок: одна — 500-тонного водоизмещения с двумя орудиями, вторая — 1000-тонного водоизмещения с тремя орудиями, и последняя (504-футовой длины) — 3000-тонный монстр с шестью орудиями.

vernianera.com/Winans/images/500-Ton-Drawing.pdf

vernianera.com/Winans/images/3000-Ton-Drawing.pdf

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 30)

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 31)Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 32)

Самая малая из канонерок длиной 21 фут и номинальной скоростью 22узла. Дымовые трубы предполагалось делать телескопическими, что позволяло уменьшить площадь обстреливаемой палубы даже при непосредственном огневом контакте «в лоб».

Вероятно, именно он вдохновил Жюля Верна написать роман «20 000 лье под водой», опубликованный в 1870 г.

Прототип "Наутилуса" , или "сигар-шип" от Уайненс-ов. (Фото 33)

«Корабли-сигары» Уайнансов, конечно, были шагом вперед в развитии подводных лодок, и у нас нет оснований обвинять американских инженеров в неправомерном использовании чужих чертежей. Тем не менее, можно предположить, что именно русское изобретение дало толчок американским предпринимателям, которые подошли к нему со свойственным им прагматизмом.

www.vernianera.com/Winans/RWreconstruction.html
www.vernianera.com/Winans/WSWreconstruction.html
www.vernianera.com/Winans/steamer.html
vernianera.com/Winans/Gunboats.html
www.vernianera.com/Winans/WSWreconstruction.html
alliruk.livejournal.com/157226.html
www.vernianera.com/CigarBoats.html
hiberniaskids.blogspot.ru/2010/03/winans-and-spindle-ships.html
www.vernianera.com/PDFs/THE_CIGAR_SHIP_part_1.pdf
www.waldenfont.com/papermodels/product.asp?productid=10

24 комментария

avatar
Немного сумбурно… но надеюсь, что не сильно поругаете.
avatar
НУ вот! А то я уже соскучился без ваших статей!
avatar
Дык время… точнее его отсутствие.
avatar
Есть рецепт! Нужно купить айпад, и ни в коем случае не покупать машину… ;))
avatar
Поздно. Машина уже есть, а айпада ещё нет :)
avatar
Эх… Не успел предупредить…
avatar
Спасибо, — познавательно!+
  • Trou
  • 0
avatar
Сидишь и думаешь что только ты про такие бредовые идеи думаешь))), а вот оказывается что не достаточно бредовые)))
Спасибо за информацию. +
avatar
Есть и более бредовые идеи. Как вам такая например?

avatar
Охохо! Замечательно, безумно-бредовые)))))
avatar
Вспомнилось как делал свой первый паровой движок)), я тогда хотел делать стиммобиль да чтоб на радио управлении))
Угля накидал, и катаешься.
avatar
Или эта?

avatar
avatar
Не такие уж и бредовые!
avatar


Вот по этому чудному кораблику инфу нарыл. Написать?
avatar
как всегда, интересная и познавательная статья "+".

P.S Вы никогда не думали поменять профессию:))?
  • AlD
  • +1
avatar
«Нас и здесь не плохо кормят ...»© :))
avatar
Поправил текст. Вчера напечатал уже поздно и голова не варила. Очепятки в итоге :(
avatar
вдохновил Жюля Верна написать роман

О нём(о его произведениях)была мысль, когда увидел «лодку с винтом вокруг корпуса»!
Интересно! Спасибо!
avatar
Вам спасибо, что посетили! Как там жизнь в Евросоюзе? Теплится? :)
avatar
Обещают ещё потерпеть пЯть лет, и кризис загнётся, как и комунизм! :)

Но что-то не верится. :(
avatar
Дык мы уж не одно поколение терпим… не загнулись, привыкли :)
avatar
Шо, какой кризис, мы уже 80 лет так живём! :))
avatar
Интересная схема движителя. Среднее, между классическим винтом и гребным колесом.
Однако, при вращении этого колеса на корпус корабля должна действовать противоположная сила реакции. То есть, на ходу такой пароход должен был получать существенный крен. В противоположную сторону от направления вращения винта. А форма корпуса этому крену только способствовала.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.