Авион III 115 лет со дня полета

Клемент Адер (2 апреля 1841 — 5 марта 1925) — французский инженер.
Клемент Адер, французский изобретатель
Клемент Адер является автором изобретений в сфере электротехники и механики. Увлекшись идеей механического полёта, потратил много времени и денег на её воплощение в жизнь. Используя данные Луи Пьера Милле (1834—1837) о полёте птиц, он построил в 1886 году свой первый летательный аппарат, Эол.
Конструкция Эола напоминала летучую мышь. Управляемый лёгким паровым двигателем собственной разработки Адера(4 цилиндра, мощность 20 л.с. (15 кВт). Вес составил не более, чем 7 фунтов на одну лошадиную силу (4 g/W)), управление полётом осуществлялось пропеллером с четырьмя лопастями. Крылья самолета управлялись механическими рычагами внутри фюзеляжа, каждое крыло можно было качать вперед и назад и менять его изгиб, система перекоса крыла управлялась ногами, размах составил 14 ярдов, а общий вес составил 650 фунтов (300 кг). 9 октября 1890 года Адер совершил попытку полёта на Эоле, который взлетел и пролетел около 50 м. Это был первый самопродвигающийся полёт в истории, за 13 лет до братьев Райт.
Чертежи Эола
Чертежи первого Эола
Эол
Эол
Двигатель Адера
Двигатель конструкции Адера.

Успехи Адера привлекли внимание военного министра Шарля де Фрейсине. При поддержке французских военных властей Адер разработал и построил Авион III. Специальным постановлением Адеру выделили целевую субсидию в размере 650 тысяч франков, а его работы еще более засекретили. Самолет был похож на огромную летучую мышь из полотна и древесины, его размах крыла составил 16-ярдов, аппарат был оборудован двумя толкающими пропеллерами с четырьмя лопастями, каждый из них был оснащён паровым двигателем мощностью 30 л.с. (22 кВт). После многочисленных наземных испытаний Адер совершил попытку полёта 14 октября 1897 года. Некоторые зрители утверждали, что Авион катился, взлетел и пролетел более 300 ярдов (300 м), другие же — что Авион III разбился ещё до взлёта. В любом случае, комиссия не была удовлетворена результатом и финансирование было прекращено, однако официальные результаты испытаний не оглашались. После полёта братьев Райт комиссия сделала сообщение, что полёты Адера были успешными.
Авион III
Авион III

Открытая кабина воздухоплавателя была расположена за двигательной установкой в задней части фюзеляжа. Две паровые машины общей мощностью 20 л.с, работавшие от одного котла, вращали в разные стороны, для устранения реактивного момента, трехметровые винты, расположенные вблизи передней кромки крыла. Управлять самолетом на земле мсье Адер хотел при помощи поворотного хво-стового колеса, которое было жестко связано с небольшим килем, установленным на фюзеляже. Для поворота в полете было необходимо уменьшать скорость вращения одного из винтов машины.

После проливных дождей, которые несколько дней препятствовали проведению опытов с воздушной машиной Клемана Адера, только 12 октября 1897 г. на закрытое военное поле в Сатори, неподалеку от Парижа, прибыла государственная комиссия военного министерства. На поле приготовили круговую дорожку шириной 40 м и длиной 1,5 км.

В этот безветренный день в обстановке полной секретности начались испытания второго самолета Адера — летательной машины «Avion III». He предпринимая попытки взлета, самолет должен был только пробежать один круг, чтобы авиатор смог приноровиться к управлению машиной.

При неполной мощности двигателей, аппарат пробежал по непросохшей после дождя почве со средней скоростью 18-24 км/ч. В акте государственной комиссии по испытаниям летательного аппарата указывалось: "… в дальнейшем легко было установить по следам колес, что аппарат часто приподнимался сзади и что заднее колесо, являющееся рулем, не все время катилось по земле". Комиссия решила, что у летательной машины есть большие шансы на успешный полет.

Через два дня, 14 октября 1897 г. была предпринята первая попытка полета на самолете «Avion III». Внезапно на разбеге сильный боковой порыв ветра стащил аппарат со взлетной полосы и понес на ограждение. Сохранились два описания о единственном испытательном полете «Aviona-3», сделанные Адером. В первом сообщалось:

"… К несчастью, ветер внезапно усилился, и мы испытывали затруднения вести <Авион> по белой дорожке. Давление было поднято до 8-9 атмосфер, и немедленно скорость значительно возросла: никакого содрогания от колес более не ощущалось. Значит, «Авион» свободно держался на своих крыльях. Но под действием ветра аппарат неуклонно стремился выйти из круга вправо, несмотря на переложенный руль… Аппарат быстро вышел за круг и стал постепенно удаляться от него. Затем произошла авария: самолет резко накренился, поломав консоль крыла, шасси и винты".

Аэроплан, не имея никаких стабилизирующих поверхностей, не обладал продольной устойчивостью, и поэтому каждая попытка полета заканчивалась поломкой аппарата. Сказалось, очевидно, и неумение управлять самолетом. Комиссия все же считала возможным продолжать опыты, но военный министр рассматривал эти опыты, как не отвечающие предъявленным к аэроплану требованиям, и приказал дальнейшие работы прекратить. Адер некоторое время пытался найти поддержку своего дела у частных лиц и когда ему это не удалось, в отчаянии сжег свою мастерскую, а вместе с нею и сохранившийся первый аэроплан Эол. После ее гибели Клеман Адер к работам над какими-либо летающими машинами уже никогда не возвращался. Некоторое время он успешно занимался конструированием в области автомобилестроения, но потом бросил и это занятие.

Пионер авиации Адер вернулся в родной городок Мюре, где и умер в 1925-м в глубокой старости. Много позднее этой печальной даты уникальный самолет «Avion III», являвшийся собственностью военного министерства, был передан в Музей искусства и ремесел в Париже, где находится и поныне.
Авион III
Авион III
Авион III
Авион III
Авион III
Позже Адер выпустил свою известную книгу Военная авиация где он предсказал роль авиации в войне и наметил организационные формы такого применения.
Таким образом Клемент Адер построил аэроплан с паровым двигателем, способный подниматься в воздух. На этом опыте мы лишний раз убеждаемся в том, что паровая машина к этому времени уже достигла такой степени совершенства и легкости, что могла быть использована для осуществления динамического полета.

10 комментариев

avatar
+ Спасибо за увлекательный экскурс в историю:)
avatar
Хорошая статья. Такого объёма информации по данному объекту я пока ещё не встречал.
avatar
движок на фото — не от Авиона. Авионовский виден на балконе на 2-х последних фото.

avatar
Ох, спасибо. Первый от Эола. Именно конструкции Адера.
avatar
Это моя первая статья, спасибо за положительные отзывы.
avatar
Спасибо, очень интересно. Продолжайте в том же духе. Блоги на тему стимпанка — похоже тут уже становятся редкостью.
avatar
Благодарю, сэр! Очень интересно!
avatar
Между прочим, мисс))) Благодарю)))
avatar
Прошу прощения, Мисс! Сегодня целый день все путаю...))) Тем не менее — очень интересная и познавательная информация!
avatar
Спасибо за статью. Наконец-то нашёлся человек, не просто выставляющий одну (пусть и редкую) фотографию, не поясняя и не утруждая себя написанием содержательной статьи. Таких «деятелей» здесь завались. Даже маститые «корреспонденты-знатоки» кидают такие фотки «на обозрение толпы»… мне это не по нраву… но сдерживаюсь. Сам хотел когда-нибудь написать похожую статью про «Авион» (благо материала нарыл всяческого), но времени мало. Не бросайте это не благодарное занятие («просвещать народ»)! Ещё раз спасибо (+)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.