"Песочные часы с кукушкой", Визит девятый (1)

Визит девятый

С утра Клюев встречался с рабочими своей фабрики. Или, лучше сказать, мастерами – потому что рабочий класс часового производства представлял собой людей опытных, высокой квалификации. Ценились они выше, зарплату получали не маленькую, и условия труда у них были на зависть многим. «Это вам не грязный, шумный завод, где рабочий получает пять копеек и крутит ручку пресса день деньской», — говаривал Карл Поликарпович журналистам еще дома, в Империи. И впрямь, тонкая работа, точные механизмы, миниатюрные детали… Ни пылинки в цеху, тишина и порядок. Фабрика Клюева занималась настенными, напольными и карманными часами, механическими игрушками, производила небольшое количество барометров и музыкальных шкатулок – словом, все, что требовало мелкой механики, пружинок и шестеренок. Собрались в столовой – чистой, опрятной: вышитые скатерки на столах и занавесочки, цветы в вазах и мягкие стулья. Повариха разнесла чай и сырники, щедро политые сметаной. Карл Поликарпович обсудил потребность в расширении цеха по производству «Скиллы» — заказы сыпались на голову, как спелые яблоки урожайной осенью. Мастера выслушали наказы Клюева, покивали и согласились, мол, раз нужда есть, переквалифицируемся. Ни споров, ни революций – отчасти оттого, что Карл Поликарпович о людях своих заботился и обращался всегда вежливо, как говорится – «имел подход». Но и поперек своего решения, если уж принял его, никого не пущал, не без того.
Старший мастер, Николай Христофорович Царев, достав записи их папки жесткой бумаги, изложил Клюеву свои соображения. Старшим он был вовсе не по возрасту – ему едва минуло тридцать два, но даже старики признавали, что умен и опытен он не по годам, руки у него золотые, и есть в нем смекалка особого, часовщического рода: умение прозревать механизмы вовнутрь, и в уме, еще до того, как они собраны. Лицо у него было скуластое, глаза с прищуром, чистый татарин, если б не густые пшеничные усы.
— Понадобится время, Карл Поликарпович, — сказал мастер, — и матерьялы на перестройку цехов, но это вы и без меня понимаете. Еще люди нужны, но чужаков звать не хотелось бы.
Клюев кивнул: разумно подмечено. Он и сам был бы против.
— Я вот что думаю – выписать из Империи знающих парней, кто на фабрике вашего батюшки работает. Но тут, конечно, необходима ваша помощь, Влад Поликарповичу письмо написать. Мои братья оба у него работают, светлые головы. Список я составил, все наши, родственники или ученики.
Клюев снова молча поддержал предложение Царева, склонив голову.
— Ну и напоследок, уж не знаю, не уверен, говорить ли вам… приходили к нам давеча на фабрику…
Мужчины стали переглядываться, то ли с беспокойством, то ли со стыдом. Карл Поликарпович насупился – мастера что-то от него скрывают? Или… неужто конкуренты переманивать приходили?
— Агитировали, — коротко сказал Николай Христофорович, и неодобрительно поджал губы. – Вступайте, говорили, в рабочую партию.
— Социал-демократическую? – Тяжело вздохнул Клюев.
Мастер подглядел в записи.
— Да, Карл Поликарпович. Социал… эту самую.
— И как только на Остров пролезли… — Посетовал фабрикант, но внутренне успокоился, не так страшна новость оказалась. Конкуренты были бы хуже.
— У них, сказали, съезд в Лондоне был, — прошамкал Бугорский, можно сказать, патриарх часового дела: он при отце Клюева уже был мастером. Видел он сейчас плохо, даже очки не помогали, но удивительно обращался с механизмами на ощупь. Бывало, что при обточке кто-то из молодых пропускал такую мелочь, что и в лупу не разглядишь, а Бугорский повертит в сухих пальцах шестеренку, и укажет на неровность. Старик продолжил, и на лице у него было написано почти детское недоумение: — Говорили, надо нам скинуть каких-то эксплуататоров. А где ж их тута взять? Я им так и сказал – все эксплуатиции в Африке.
— Экспедиции, — поправил кто-то из младших мастеров, но на него зашикали.
— Правильно вы мне сказали, — одобрил Клюев. – Доложу, куда надо. Вот поналезла всякая шелупонь, что противники прогресса, что эти… Ну, если это все…
— Так это, Карл Поликарпович… — старший мастер кашлянул смущенно. – Они на воротах фабрики свою эмблему – шестерню намалевали.
— Оттерли?
— Не смогли. Краска въедливая дюже оказалась. Но ничего… — Николай усмехнулся. – Мы поверх часовые стрелки подрисовали и подписали – «Фабрика Клюева».
Мастера засмеялись, Карл Поликарпович тоже.
— Вот же ж, художники… — Клюев довольно оглядел шутников. – Полиции сообщу, ребятки. Ну, за работу.
В час дня пришел наладчик из компании Белла, установить телефон. Изобретение было лишь сравнительно ново, в крупных городах уже вовсю пользовались этими полезными приборами. На Острове же с телефонами дело обстояло туго. Связать острова Силли с материком – это было из разряда сказки, хотя, по слухам, обсуждали возможность соединения телефона с радио для таких случаев. Сам остров Св. Марии был слишком мал, чтобы протягивать тут телефонные кабели – практически до любого места можно было добраться на паромобиле или же велосипеде за час, не больше. Однако компания Белла совершила нестандартный ход, который ожидаемо поднял ее престиж – предложила Совету поставить аппараты бесплатно в каждом доме, на каждом заводе Острова. От такого Совет отказываться не стал. Недостаток у телефона был только один – уж очень он был непривычный, на вкус многих. Вот и Карл Поликарпович, хоть и имел опыт пользования аппаратом, когда жил в Санкт-Петербурге, стыдно признаться, все еще подходил к машинке с неким пиететом. А супруга его, Настасья Львовна, и вовсе отказывалась снимать трубку, когда раздавался трезвон на весь дом.
На два часа у Клюева был записан брадобрей – он приходил прямо к нему в рабочий кабинет, который запирали на время «экзекуции», как называл бритье Карл Поликарпович. Вечером предстояло первое для Клюева заседание Совета, и фабрикант готовился к нему со всей тщательностью. Внешний вид само собой, но и предметно, по науке, он с новейшими новостями ознакомился. Ударить в грязь лицом ему не хотелось, а еще больше – подвести Якова, который за него поручился, как за «дальновидного промышленника».

Карл Поликарпович сноровисто влил молоко в чай, не пролив ни капли, и обратился к соседу, утонувшему в кресле голландцу с большими бакенбардами, Ван Мееру:
— Вуд ю лайк сом ти?
— No. – Коротко ответил тот, лишая Клюева возможности попрактиковаться в языке. Впрочем, одну фразу, приличествующему данному случаю, Карл Поликарпович вспомнил:
— Аз ю виш.
Он, еще четверо членов Совета и какие-то неясного ранга люди расположились в курительной комнате Дворца Науки, где вот уже три года заседал Совет и рассматривались вопросы полезности того или иного изобретения. Название «Дворец» сильно льстило трехэтажному особняку в георгианском стиле. Внутри его, впрочем, отделали на зависть иным правительственным резиденциям – дорогие ковры, зеркала, картины, паркеты наборного дерева и мебель старинная. К этому – вышколенную прислугу, как неизменный атрибут богатства и власти.
Пробило семь. Почтенные члены Совета не торопясь потушили толстые сигары и потянулись к выходу, переговариваясь между собой о погоде. И до того обсуждали ее же: как ни вытягивал шею Карл Поликарпович в надежде услышать хоть что-нибудь о передовом крае науки, слышал только малозначащие фразы о дожде, да о тумане, что три дня назад накрыл город.
Звуки шагов заполнили широкий коридор, уставленный бюстами различной степени значимости. Карл Поликарпович влился в хвост процессии, не привлекая ничьего внимания – да и с чего бы? Какой-то фабрикант… Слева и справа на Клюева, кто с грустью, кто с торжеством, кто с верой в грядущие поколения, смотрели мраморные головы ученых. Ньютон, Байен, Декарт, Фуко, Максвелл… И – на душе у Карла Поликарповича потеплело, — Ломоносов. «Эх, Михайло Васильич…, — подумал Клюев, переглядываясь с бюстом. – Один вы половины этих умов стоите…». Светило российской науки ответил ему безмятежным взглядом каменных глаз.
Зал для собраний напоминал лекторий какого-нибудь крупного университета. Или арену гладиаторскую, как подумалось Клюеву. В центре – площадка для выступающих, а по кругу возвышались ряды сидений. На входе фабрикант задержался, разглядывая чудной потолок – на нем светились звезды, уложенные миниатюрными лампочками в созвездия. Члены Совета расселись на первом ряду, самом низком, остальные – такие же «совещательные голоса», как и Клюев, повыше. Людей было даже как-то слишком много. Карл Поликарпович замялся на ступеньке прохода, не зная, куда сесть, и тут услышал тихое:
— Пст! Пст! Карл Поликарпович… Сюда.
В третьем ряду Клюев увидел, к своему изумлению, Жака. Тот махал ему рукой призывно и улыбался. Причем, что больше всего поразило фабриканта – без всегдашней своей язвительной усмешки. Менее всего Клюеву хотелось бы сидеть с этим субъектом рядом, но если он будет вести себя прилично… Тем более что на него уже начали оглядываться. Карл Поликарпович протиснул свое крупное тело между сиденьем и… да, ему живо вспомнилась школа – партой. Только что эта была не разукрашена процарапанными надписями вроде «Капитошка-картошка», а покрыта дорогим зеленым сукном. К каждому месту прилагались графин с водой, стакан, папка с чистыми листами бумаги, и писчий набор.
— Как здоровье Адама? – Вежливо поинтересовался Клюев у Жака. Тот махнул рукой:
— Идет на поправку. Врач прописал ему покой и апельсины.
Слуга в ливрее «Дворца», украшенной эмблемой Острова Науки – микроскопом в круге шестеренки, — устанавливал на «арене» большую доску для лекций.
— Яков Гедеонович вторым выступает, — расщедрился на беседу Жак. – Вы программку читали?
И он ткнул пальцев в небольшую книжицу, чей уголок высовывался из-под папки. Клюев раскрыл ее и нашел глазами строчку: «Шварц Я.Г. доклад «Искусственный разум – современные достижения».
— Разум? – Не сдержал изумления фабрикант – Я думал, он про электрический двигатель будет рассказывать…
— Вы сильно отстали от жизни, калюпчик, — Жак издал тихий смешок, а Карл Поликарпович даже расслабился, завидев белозубую, издевательскую улыбку француза: жаково дружелюбие вызывало у Клюева смутные подозрения в том, что мир катится в неправильную сторону. – Вчерашний день ваш электро-двигатель. С ним уже все решили на предыдущих заседаниях.
— Предыдущих? – На Клюева явно напал какого-то рода ступор, и он мог только односложно вопрошать.
— Ну… — Жак поерзал на сидении, звякнул графином. – Неофициально, со дня вступления Якова Гедеоновича в должность, они с Советом встречались уже раза четыре. С последствиями, — совсем уж туманно закончил помощник Шварца.
На них зашикали – в зале потух общий свет, а площадка в центре лектория наоборот, осветилась яркими электрическими лампами. Карл Поликарпович попытался глянуть в список докладов, да поздно, уже ничего не разобрать было. На площадку вышел средних лет мужчина, грузного телосложения, с детским лицом и словно бы мятыми бакенбардами.
— Моя работа… — начал он, чуть заикаясь от волнения, потом обернулся резко, будто ожидал увидеть позади шпиона, перевернул пару листов с таблицами на доске. — Посвящена в основном… основана на работах Ивановского… о вирусах…
Из темноты зала кто-то прогудел с сильным акцентом:
— Пресьтавтесь пожальюста.
Докладчик вздрогнул, будто и впрямь собрался «преставиться», потом догадался, что от него всего-то хотят услышать имя.
— Домбровский Милош Казимирович, Варшавский университет, профессор физиологии…
— Благодарью. Продолжайтье.
Поляк кашлянул и принялся сначала косноязычно, потом, осмелев, все четче, излагать постулаты доклада. До Карла Поликарповича долетело едва слышное бурчание со всех сторон, он непонимающе заозирался, но потом понял, что это переводчики шепчут членам Совета, толкуя речь Домбровского. Тема Клюеву не была близка, бормотание усыпляло, так что какое-то время он клевал носом. Затем его в бок остро ткнул локтем Жак:
— Карл Поликарпыч, Яков выходит.
Прислуга унесла таблицы с выкладками поляка, выдвинули грифельную доску. Клюев протер глаза. На научную арену вышел Шварц. По сравнению с предыдущим оратором он выглядел более уверенным в себе, однако Карл Поликарпович заметил, что и Яков, прежде чем начать, замялся и оглядел невидимую аудиторию. «Иезуитство какое-то, — подумал Клюев, — стоишь на свету, на тебя из темноты пялятся…»
— Вопрос создания искусственной жизни, или, по-иному, искусственного разума – сиречь, созданного не природой, как считают дарвинисты, и не Господом Богом, как считают остальные, а человеком, возникал перед учеными давно. – Начал Яков. – От Арнальдуса де Вилланове и Авиценны до Парацельса и Левенгука – и далее, как я имею честь обрисовать почтенной аудитории, — секрет зарождения искусственной жизни будоражил великие умы. Но посмотрим, что за рецепты предлагаются нам в научных трактатах алхимиков. «Собрать майскую росу в полнолуние, добавить три части крови от чистых душою людей, запечатать сосуд в конском навозе…». Я бы еще для красного словца добавил – «протанцевать голышом вокруг три дня»…
В зале засмеялись. Клюев неуверенно усмехнулся. К чему Яков затеял этот балаган?
— Однако мысль о создании, творении рук человеческих все не оставляет нас. Почему? А собственно, почему нет, спрошу я. Но подход здесь должен быть принципиально иной. Только век девятнадцатый чуть приоткрыл завесу тайны над этим вопросом. Удивительная счетная машина Бэббиджа, о которой вы все наверняка наслышаны, позволила производить математические расчеты со скоростью, сопоставимой с человеческой и даже превышающей ее. Никаких яиц черного петуха, никакой росы в навозе – простая механика и логика. А, как гласит основной закон науки – единожды открыв некий принцип, можно совершенствовать его почти до бесконечности. Если машинка Бэббиджа могла производить логарифмические и арифметические вычисления с шагом в пять-шесть интервалов, почему бы не увеличить это число? Пятьсот, шестьсот, пять тысяч…
Яков повернулся к доске и быстро набросал цифры.
— Отвлечемся на минуту. Вот человек… обычный человек, вроде меня или любого из вас. Что происходит у него в голове с точки зрения логики? Возьмем простой пример. Некоему Джонсу в кафе предлагают чай с булочками. Он задумывается, соглашается, пьет чай, ест булочки – платит и уходит. С точки зрения математики – все что произошло, можно отобразить вычислениями. Джонс подсчитывает, сколько у него при себе денег. Хватит ли ему и на чай, и на булочки? Прислушивается к себе, есть ли желание перекусить. Да, оно есть… — Яков начертил на доске один за другим два плюса. – Ему приносят заказ – он пробует чай – не горячий ли? Температура его устраивает, он пьет. И ест. – Еще два плюса появились на черной поверхности. – Он достает деньги и отсчитывает цену заказа плюс чаевые.

***
часть 2

12 комментариев

avatar
Пока не забыл: — вот так удобно, только может быть в начале топика поставить ссылку на предыдущую главу!
  • Trou
  • 0
avatar
Ок, сделаю :)
avatar
Какой серьёзный подход! :)+
  • Trou
  • 0
avatar
Еще не факт, что руки дойдут)
avatar
Руки управляются головой, а с ней у вас всё в порядке — дайте рукам команду! :))
avatar
«Стоять руки! Побежали… печатаем-печатаем-печатаем!» :_))))
avatar
AI? Ну, по сути, как я понял, без «конского навоза» всё же не обошлось? В своё время за фантастический игровой автомат кто-то пытался выдать фигуру-марионетку, сидящую за столом — а в нём-то и прятался талантливый шахматист весьма субтильной комплекции.

Замкнутость пространства действия предполагает впоследствии изоляцию и страшные происшествия, от которых не сбежать? Или пронесёт? В том же Аркануме была эпизодическая история, с биологическими исследованиями на людях, на острове. Вообще, если вдуматься, «Остров доктора Моро», «Десять негритят» — авторы триллеров безвылазно полюбили маленькие острова.
avatar
Я вот, хоть и нашла «Арканум», пока от него воздерживаюсь — читаю только источники. Не хочу сбить восприятие, но обязательно поиграю, как допишу. Я до этого в атмосферно-паропанковое играла только в «Сиберию».
Вообще есть еще один роман, тоже альтернативка, но там больше детектива, мистики и юмора, хотя и про науку есть… но сюда решила выложить этот.
Ох, про механического шахматиста Кемпелена вы просто как в воду глядите :) Именно на него намек, а дальше будет пересказ этой истории. Так что «обманка» да, есть. Все ищут схемы, шестеренки, а внутри — живой человек… думаю, понятно, как это сыграет на сюжет. Или может сыграть *загадочно*:)
Насчет острова скажу — да, конечно, есть литературная традиция и от нее не скроешься, но тут именно Остров не только ради саспенса. То есть негритят не будет.
avatar
Не будет — и то славно. Разродить такой текст в банальное «и восстал он на создателей своих» — было бы крайне обидно.

Интерактивный сериал в литературной форме… Это вы новый жанр изобретаете, между прочим.
avatar
Ох, не новый. На Си давно существует жесткая подсадка автор\фоннат… И крики «проду» :)
Интерактивным он был бы, если бы все желающие могли предложить варианты развития событий, случайным способом выбирали бы, и вписывали в сюжет… но такие эксперименты, кажется, были — ничем хорошим не закончилось :)))
avatar
Ну, скажем так, динамически пополняющееся произведение.

Всё более и более надо заглянуть туда, я смотрю!:)
avatar
Заглядывайте...) Начните с моей страницы, это я настаиваю, как «дилер»:))
Но вообще на СИ тысячи и десятки тысяч произведений, я не шучу. Найти что-то в этом море можно только случайно либо по подсказке.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.