+7.00
Рейтинг
203.74
Сила

Лампа Арганда

Ещё одна (ре)конструкция выходного дня- аргандова лампа (по имени изобретателя Ami Argand). По сути, масляная лампа. От обычных отличается полым цилиндрическим фитилём, по оси коего проходит металлическая трубка для подсоса дополнительного воздуха. Таким образом, воздух поступает к пламени и снаружи, и изнутри. Это позволяет получать большую излучающую поверхность пламени при отсутствии копоти. Такие лампы были распространены в конце 18го- начале 19го веков.
Реальные артефакты того времени представляли из себя, практически, произведения искусства. У меня просто макет из чего под руку попалось, для ради посмотреть, как оно работало.
А под руку попал кусок нержавеющей трубки 9*1. Впаял его в металлическую крышку от бутылки, в неё же вторую трубку 6*1 для подачи масла (вазелиновое). Подача масла осуществлялась прямо из аптечного пузырька на 100 мл по принципу автопоилки для птиц. (В реальных лампах использовали тот же принцип). Фитиль сделал из хлопковой ткани, диаметром около 1 см. Сверху прикрыл алюминиевой пластиной с отверстием соответствующего диаметра. В качестве лампового стекла нашёл какую-то термостойкую трубу диаметром 3 см (возможно даже кварцевая).



Горит ровно, ярко и без копоти. Высота пламени 5- 7 см. Непрерывно гонял в течение 50 мин.

Читать дальше →

Гидроэлектрическая машина Армстронга

Машина мечты, в которой сосуществуют две моих больших «любови»- пар и высокое напряжение.

Вкратце, суть такова, что выходящий под давлением из котла пар электризуется (чаще всего положительно). Сам котёл, если изолирован от земли, соответственно, приобретает отрицательный заряд. Эффект может быть весьма существенным: в середине 19го века строили такие аппараты, дающие полуметровые искры.

Мне эта штука долго покоя не давала. Несколько лет безуспешно пытался её смоделировать (не в том смысле, что от верстака не отходил, просто идея мозг свербила). Вот наконец удалось.

Сложность в том, что для получения заметного эффекта нужны ощутимые давления и расходы пара. По началу, экспериментаторы 19го века настоящий паровоз поднимали домкратами на изолирующие подставки и использовали его котёл. Потом стали строить котлы, специально приспособленные для получения мощных статических зарядов.

Серьёзный котёл в квартире не поставишь, пришлось прибегнуть к помощи маленького (2,1 л) котла- аккумулятора. Я закрывал на нём кран, поднимал давление до 11- 13 ата, быстро ставил котёл на изолирующую подставку, прицеплял к нему разрядник или неоновую лампу (второй их вывод, разумеется, на «землю»), и открывал кран. Пар стравливался через обрезок толстостенной стеклянной трубки. Эффект можно было наблюдать всего лишь несколько секунд (пока давление не падало до 4- 5 ата), но вполне отчётливый и воспроизводимый. Искры получал до 1 см, причём, с закруглённых электродов.

Заранее извиняюсь за поганое качество съёмки. Одновременно управляться с камерой, горячим баллоном, тугим игольчатым краном и электрическими приблудами весьма непросто. Ассистентов на эти опыты завербовать не удалось. Да оно и опасно.




Читать дальше →

"Поющая дуга" Вильяма Дудделя

В 1899 или 1900 г английский физик Вильям Дуддель (William Du Bois Duddell) экспериментировал с дуговыми лампами с целью уменьшить нежелательный звуковой эффект от них. Однако, результат получился обратным. Оказалось, что при подключении параллельно дуге колебательного контура, в системе возникают автоколебания на частоте этого самого контура. Дуга начинает «петь». (Честно говоря, мерзко визжать).

Кому этого достаточно, смотрим видео:



Кому стало интересно, прошу далее, читать много букв.


Читать дальше →

Лампа Нернста

Ещё одна готично-историчная светилка.

В 1897 г. немецкий физхимик и, до кучи, Нобелевский лауреат Вальтер Нернст предложил весьма оригинальный вариант лампы накаливания. В качестве нагревательного элемента в ней применялся не уголь, и не металл, а оксидная керамика определённого состава. Очевидные преимущества такой лампы- ей не нужна вакуумированная или газонаполненная колба. Но перед началом работы элемент нужно было каким-либо образом разогреть, чтобы он начал проводить ток. К тому же, элемент был хрупким.

В наиболее продвинутых вариантах этой лампы первичный разогрев осуществлялся платиновой спиралью. Когда ток начинал протекать через рабочий элемент (керамический), включённая последовательно с ним катушка реле размыкала цепь пускового подогревателя.

Предлагаю почтенному собранию воочию узреть, как выглядел свет от такой лампы.




Читать дальше →

Паровой насос Томаса Севери.

Это простое и оригинальное устройство было, фактически, первым практическим приложением силы пара. Паровой насос без движущихся частей отличался очень низкой экономичностью, но был прост и надёжен, посему, широко применялся в начале 18го века для откачки воды из угольных шахт.

Принцип действия расписывать не буду. Он очевиден. А если кому и нет, в Сети уйма статей, начиная с Википедии.

Реконструкцию сделал за 2 вечера из старой химпосуды. Из металла получилось бы, конечно, мощней. Но так наглядней. Видно, что куда и когда течёт. Самое удивительное, что хорошо заработали самодельные клапана, собранные, что называется, «из говна и веток» (обрезков стеклянных и силиконовых трубок, пары стальных шариков и пары случайных пружинок).

В общем, наслаждайтесь:

Паровой насос Томаса Севери.


Читать дальше →

Как мы на паровозах катались.

Как начинающий стимпанкер, совершил своеобразное «паломничество» к местночтимым «святыням».

В стольном граде Москве, справа от Рижского вокзала, есть музей паровозов. Собственно, не только паровозов, но на тот момент меня именно они интересовали.

Более того, РЖД в последнее время взялось за ум и занимается активным восстановлением всего, что только можно. Вплоть до того, что снимают старые паровозы с постаментов и возвращают их в строй.

Так что, удалось узреть эти замечательные машины в действии. И даже прокатиться на них.



Это серия Л («Лебедь», «Лебедянка», по фамилии главного конструктора Лебедянского). Весьма удачный локомотив послевоенной разработки. Огромный, высотой, практически, с двухэтажный дом. Проектировался как товарный, теперь таскает один несчастный пассажирский вагон с зеваками и тайными адептами Стимпанка.


Читать дальше →

Прерыватель Венельта

Предлагаю вниманию почтенного собрания действующую модель (та даже и не модель, а полноценное устройство)оригинального прибора периода заката Викторианской эпохи (1899г).

Итак, электролитический прерыватель. Использовался для питания индукционных бобин (катушек Румкорфа) вместо механического зуммера, обеспечивая в большинстве случаев лучшие параметры.

Подробно вдаваться в принцип работы не буду. Кому интересно, Брокгауз и Ефрон помогут: alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-EA/EA1844.shtml

Конструктивно, прерыватель представлял собой сосуд с электролитом (обычно, раствор серной кислоты концентрацией 20 %) и двумя электродами: свинцовым катодом большой площади и платиновым анодом малой площади (проволочкой, впаянной в стеклянную трубку).

Не мудрствуя лукаво, повторил устройство практически один-в-один.


Читать дальше →

Друмондов свет (LimeLight).

Продолжаем тему старинных светильников. Итак, «Друмондов свет».

С Викторианской эпохой практически совпало по времени изобретение и распространение этого оригинального светильника. Идея проста и изящна: на кусочек мела направляли струю пламени гремучего газа (кислород+ водород 1:2 по объёму). Мел (карбонат кальция) разлагался до оксида кальция, последний раскалялся более, чем до 2000 С и испускал ослепительно- белое сияние.
Ввиду опасности и дороговизны гремучего газа, массового применения этот светильник не получил. Его использовали для подсветки сцены, эпизодически в качестве прожектора на флоте и в топографии. До изобретения электродуговых ламп это был самый яркий искусственный источник света.

Программа-максимум у меня была полная реконструкция одного из вариантов светильника. Однако, по ряду причин пока не получилось. Но посмотреть, как это выглядело в реальности вполне удалось. Очень красиво. (Фотография из статьи в Википедии весьма мало похожа на правду).

Друмондов свет (LimeLight).


Читать дальше →

Свеча Яблочкова

Думаю, что такое «свеча Яблочкова» все знают. Недавно реконструировал сие чудо техники. Точность реконструкции не 100%-ная, но основные параметры соблюдены.

Подставка стальная окрашенная. Электроды закреплены в медных держателях на текстолитовой шайбе. Сами электроды графитовые. Это неканонiчно, но изготовление ламповых углей по оригинальной технологии той эпохи крайне трудоёмко.

Свеча Яблочкова


Читать дальше →