Л-1591: казанский памятник эпохе пара

Л-1591: казанский памятник эпохе пара
Паровоз серии Л-1591 работал в локомотивном депо Юдино с 1949 по 1961 год. Первым машинистом на паровозе Л-1591 был старший машинист Егоров Семен Иванович. Вес поезда с паровозом серии Л 2300 тонн, длинна 55 вагонов. Первые 5 паровозов серии Л пришли в депо в 1949 году. Первым машинистом, освоившим паровоз серии Л был Михайлов Николай Михайлович.
Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 2)
Когда видишь такой паровоз по телеку, он не кажется таким огромным как вблизи. Лишь находясь рядом можно почувствовать всю мощь этой машины. Около 14 метров в длину и 5 в высоту. Масса 102 тонны, диаметр движущих колес 1,5 метра, мощность 2200 л.с., скорость до 80 км\ч

Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 3)

Википедия:

Паровоз Л (в честь Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова и выпускавшийся с 1945 по 1955 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь. Послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом (КПД = 9,3 %).

Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 4)

Предыстория

В 1942 году в ходе Великой Отечественной войны стали намечаться переломные моменты, в результате которых продвижение войск Германии и её союзников на ряде участков фронта было прекращено. По этой причине в Советском Союзе началась частичная реэвакуация многих промышленных предприятий, в том числе и локомотивостроительных. Среди них был и Коломенский завод, большинство зданий которого было разрушены в ходе немецких авиаударов. Началось восстановление завода, но перед возведением новых цехов требовалось решить вопрос: паровозы какой конструкции будут строиться на восстановленном заводе? Дело в том, что до войны завод строил паровозы с листовой рамой (в основном Су и Э). Однако опыт эксплуатации паровозов с брусковыми рамами (Е, ФД, ИС) показал преимущество последних в значительном повышении поперечной прочности и снижении высоты, что весьма актуально при ограничении габарита. Однако для строительства таких рам требовалось соответствующее оборудование, из-за чего Коломенский завод в предвоенное время не мог самостоятельно строить паровозов с брусковыми рамами (первые 6 паровозов ИС были построены благодаря участию Ижорского завода). В результате анализа данных, комиссией было принято решение, что вместо восстановления старых цехов, следует возвести новые, оборудование которых позволяло бы выпускать паровозы с брусковой рамой.

Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 5)

Проектирование

В начале 1944 года была организована комиссия под председательством академика С. П. Сыромятникова с целью наметить новые типы грузовых паровозов для послевоенной постройки. Для обеспечения растущих объёмов грузоперевозок, комиссия рекомендовала в первую очередь строить паровозы типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн, и перед конструкторами была поставлена задача создать достаточно экономичный паровоз, пригодный для обращения на всей сети железных дорог Советского Союза без значительных ограничений скорости, серийная постройка которого могла бы быть начата в очень короткий срок.
В результате конкурса, Народным комиссариатом путей сообщения был одобрен проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода, и 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, имевший обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение — П32), совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно, причём, на обратном пути, с поездом массой 2300 тонн. В том же году завод изготовил второй паровоз — паровоз П-0002.

Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 6)

За разработку нового грузового паровоза инженеры Л. С. Лебедянский, Г. А. Жилин, В. К. Чистов, Д. В. Львов, В. Д. Уткин и В. Д. Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов Сталинской премии.
Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001 — 0078 и № 1001) также получили обозначение Л.

По имеющимся данным, за годы производства было построено 4199 паровозов серии Л (см. табл.). Также Ворошиловградский паровозостроительный завод выпустил один опытный паровоз Лк−4276, то есть всего было построено 4200 паровозов.

Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 7)
Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 8)
Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 9)

В Казань возвращались на электричке…
Л-1591: казанский памятник эпохе пара (Фото 10)

© фото мои, текст из википедии. кросспост из моего ЖЖ

3 комментария

avatar
Лебедянка! :)
avatar
Очень информативно. Спасибо.
avatar
Девушка на втором фото — просто Дюймовочка по сравнению с паровым гигантом. :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.