Каслинское художественное литьё

Стоит на моём столе фигурка собаки — каслинская чугунная миниатюра, которая досталась мне от покойного тестя, охотника и любителя собак.
Смотрю я на неё и думаю, по некоторым признакам вполне себе стимпанковская вещь. Судите сами:
а) вещь из давно ушедшей эпохи;
б) литьё с тщательной проработкой мелких деталей (многие мастера стимпанкеры используют эту технологию);
в) ручная работа.
Конечно, корифеи меня поправят — мол и эпоха не викторианская и материал не тот и вообще… Но, тем не менее, тема эта интересна для рассказа. Это часть нашей истории, многие уже не знают, что существовал такой русский народный промысел — каслинское художественное литьё.

Каслинское художественное литьё



В период царствования Петра I центральный и южный Урал, благодаря богатству своих недр и специальному петровскому указу превратился в ведущий центр черной и цветной металлургии России. С 1701 по 1750 годы. на Урале было основано 71 металлургическое предприятие — 27 казенных заводов и 44 частных, обеспечивших отличным, а главное в несколько раз более дешевым, не уступавшим по качеству дорогому европейскому, металлом все отрасли хозяйства страны.
История города Касли начинается в 1747 году, с закладки купцом Я.Коробковым родом из Тулы чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере. Здесь, были построены 8 плотин для накопления воды, домна, 16 кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов. В 1749 году завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942 года назывался Каслинским заводом. Место выбранное для строительства завода и поселка было очень удачным, на так называемой «казанской тропе» — прямой дороге из Тобольска на Казань, Уфу и Кунгур по которой купцы везли товары через Урал.
Через пять лет Коробков продал завод Н.Н. Демидову. Предприятие получило с той поры известность как один из заводов Кыштымского горного округа по выплавке чугуна и изготовлению железа знаменитой в то время марки «Два соболя». При Демидове Каслинский завод был окончательно достроен.

Каслинское художественное литьё

В 1806 году завод перешел к своим последним владельцам, при которых и пережил подлинный взлет и славу. Ими стали купцы Расторгуевы, выкупившие у наследников Демидовых производство со всеми Кыштымскими заводами. 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов.

Каслинское художественное литьё

Именно с деятельностью Г.Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году немецкую технологию литья. В качестве первых образцов использовались немецкие отливки, привезенные Зотовым из Берлина. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий.
Среди продукции Каслинского завода стали появляться первые примеры художественного литья: плиты для церковных и заводских полов, решетки и надгробные плиты из чугуна, в больших количествах отливались казаны, котлы,
рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши. Появляются и первые чугунные статуи для парков, садовая мебель, ограды, лестницы.

Каслинское художественное литьё

1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.
В 1850-1870-е годы появляются первые образцы скульптуры малых форм (небольших фигурок), определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля — четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска.
Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного литья объясняется тремя факторами. Во первых, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали. Во вторых, особым, неповторимым природным качеством каслинских формовочных песков. И в третьих уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый как черный воск, материал.
Художественное и архитектурное литье из чугуна – результат тяжелейшей работы и таланта целого коллектива настоящих мастеров. Это труд не только литейщика — мало отлить по модели изделие. Без работы чеканщика невозможно создать действительно художественное произведение. Отлитые из чугуна изделия будут грубыми заготовками без прикосновения чекана, без декоративной отделки. Чеканка сглаживает поверхность, удаляя ненужные выступы и впадины, а также формирует рельеф изделия, придает четкость деталям, общему контуру.
Формовка тоже большое искусство. С формовки, собственно, и начинается весь непростой процесс создания изделия. Гипсовую или восковую модель заформовывают в песчано-глиняную смесь в опоке с литником. Если скульптура сложной формы, то ее собирают из нескольких опок. Сложность формовки состоит в том, чтобы многофигурную поверхность модели с выступами и углублениями разделить на возможно меньшее количество частей формовки — от этого во многом зависит качество изделия. Многофигурную композицию или сложный архитектурный элемент отливают частями, а затем компонуют в группу. Полную законченность изделию дает его окраска. Идеальная окраска тонкое искусство, готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта (голландская сажа).

Каслинское художественное литьё

В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М.Д. Канаев, Н.Р. Бах, К.А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря их стараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей. Каслинцы отливали в чугуне лучшие работы российских скульпторов: П.К. Клодта, Е.А. Лансере, А.Л. Обера, Н.И. Либериха и др., а так же многих зарубежных авторов. При заводе была создана заводская художественная школа, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья. Выпускники школы своими талантливыми работами подняли ремесло до уровня искусства.
Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме. Самую большую известность и громкую славу Каслинскому чугунолитейному и железоделательному заводу принесла победа на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Тогда продукция завода, экспонировавшаяся в уникальном по красоте и исполнению чугунном павильоне и была удостоена Большой золотой медали «Гран-при».
Чугунный павильон в византийском стиле (обратите внимание, стимпанкеры), поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения состоял из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена (см. на фото).

Каслинское художественное литьё

Каслинское художественное литьё

Фрагмент павильона;
Каслинское художественное литьё

Украшала вход в павильон скульптура Н.А. Лаверецкого «Россия», изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе.

Каслинское художественное литьё

Среди многочисленных высоких гостей, Каслинский павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон за баснословную по тем временам цену — за два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий заводами Кыштымского горного округа П. М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Лаверецкого. Торг был долгим, а ответ один: ««Россия» не продается!» Эта фраза, сказанная французскому президенту, стала крылатым выражением.
Сейчас увеличенная скульптура «Россия» стоит в Кремле — официальной резиденции Президента РФ.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ века, представляет большой интерес для антикваров.

9 комментариев

avatar
Шикарный павильончик)) Интересно
avatar
Интересно а сейчас они существуют.?
avatar
Красота. Могли же люди!
avatar
есть у меня шкатулка их от бабушки осталась, на дне клеймо. а завод и сейчас работает http://kac3.ru/
avatar
А сейчас не так льют?
avatar
Сейчас они льют, но — увы! — значительно хуже: качество перешло в количество, и проработка фигурок уже не та…
avatar
Интересная статья.
avatar
Была серия «Искателей» про поиски большого литого иконостаса для одного северного монастыря. Был — и пропал! Нашли таки!!! Просто от времени и веса он провалился в нижние заброшенные пещеры под самим монастырём. Всё это давно забылось (войны, революция, Гражданская война, Север) — но вот нашлось. Сказали, что будут поднимать, но как дела обстоят на сегодня — «не уверен»…
avatar
О, у меня такое есть, не знал, что каслинское. Композиция две собаки и какая-то птица за кустом. Под птицей — чернильница.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.