В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.

Патинирование в парах уксуса и нашатырного спирта

Самые интересные и непредсказуемые результаты получаются при патинирование в парах. Как правило, получаются неожиданные, удивительные цвета, которые невозможно получить другими способами. Но, с другой стороны, заранее предсказать результат весьма сложно. Видимо сказывается влияние Меркурия, в противостоянии с Сатурном во второй фазе Луны. Или, другими словами, Хххто его знает, что влияет.:)
Скажу сразу, что тема патинирования в парах весьма обширна и в ней множество нюансов и особенностей, которые в кратком обзоре не охватить.
Здесь важны и тщательность очистки деталей перед патинированием, и чистота посуды, температура, количество и, даже партия применяемого аммиака.
И повторить ранее полученный результат практически не возможно.

Беру использованные в предыдущих экспериментах пластинки — медь, бронзу и латунь. После обработки наждачкой, полировальным кругом и процедуры очистки, затем декапирования в кислоте их можно снова использовать в качестве подопытных.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Кроме того собираю с подручного материала вот такую латунную конструкцию.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
А также от дубового полена откалываю щепку, остругиваю, шлифую, вбиваю гвоздик и привязываю проволочку.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Затем в подходящую чистую посуду наливаю примерно 2 столовых ложки аммиака, в другую банку к аммииаку добавляю ложку поваренной соли, а в третью налил немного столового уксуса.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Опускаю в банки наших подопытных, плотно закрываю крышками и забываю о них на сутки.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
В первой банке чистый аммиак, во второй аммиак с солью а в третьей уксус.
На следующий день
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Ой, тронул банку, а внутри что-то отвалилось.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Извлекаем результаты трудов
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Промываю в воде и после высыхания осматриваю
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
В чистом аммиаке получаю на бронзе блестящую патину темно-коричневого цвета с голубоватым отливом. На меди и латуни патина слегка голубого цвета.
В парах аммиака с солью получилась голубая патина с вкраплениями зеленого цвета. Что ж весьма интересный результат.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
В парах уксуса на латуни получилась серо-зеленая патина, а на мели и бронзе зеленоватая.
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Внимание: Ацетат меди, который получается в результате контакта с парами уксуса – очень ядовитая гадость..!!! Его даже используют при производстве сельскохозяйственных ядохимикатов. Очень не желательно раствор нюхать и даже потом брать патинированные таким способом детали в руки, т.к. в составе патины тоже присутствует ацетат меди, который негативно воздействует на кожу. Заметили пинцет?
Поэтому о таком способе нужно узнать и забыть о нем сразу, и не использовать.
Теперь осмотрим пострадавшую латунную конструкцию
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Тонкая латунная пластика просто переломалась, резьба на винтах перестала «держать», тонкую трубочку проело насквозь.
Значит, при длительном воздействии паров аммиака многие сорта латуни утрачивают прочность и разрушаются. Это нужно учитывать, если в изделии присутствуют разные металлы — можно получить очень досадный результат.
За медью и бронзой такого недостатка не замечено.
Посмотрим выдержанную в парах аммиака деревяшку
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Всего за сутки получился старый моренный дуб. Притом древесина изменила цвет не только на поверхности но и внутри
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Протру льняным маслом
В лаборатории старого алхимика.Часть 3. Парогазовая.
Сам пробовал- подобная красота получается с вишней, кленом, хуже граб и осина.
Интенсивность окраски зависит от времени выдержки в парах.
Могут получиться интересные деревянные части работ.

Небольшой итог:
— при патинировании в парах аммиака получаются нестабильные, тем и интересные результаты.
— трудно обрабатывать большие, габаритные детали.
— пары аммиака разрушающе воздействуют на латунь.
— уксусом, несмотря на простоту и доступность пользоваться не стоит.
— дерево в парах аммиака быстро принимает вид старого, мореного.

А в следующий раз займемся настоящей химией.

11 комментариев

avatar
Спасибо за обзор!!! Обычно что бы ускорить процесс, Ставлю таз, наливаю горячей воды из под крана и опускаю туда банку с амиаком и той деталюшкой которую надо состарить. Времени уходит где то около часа. Удачи! +
Последний раз редактировалось
avatar
Очень интересно, большое спасибо за то, что делитесь с нами своим опытом! +
А вы пробовали выдерживать дерево в парах аммиака без присутствия в таре цветмета? Для чистоты эксперимента так сказать.
avatar
Да, я обычно обрабатываю дерево без присутствия металла, результат тот же. Пробовал дуб, каштан, орех, вишню.Очень красиво получается. А граб изменился слабо.Чем дольше держать, тем дерево темнее. Дуб за 5 дней при комнатной температуре стал совершенно черным. Правда как эта обработка сказывается на прочности и сохранности дерева не проверял. Хотя кусок «моренного» дуба лежит у меня более полугода.
avatar
Спасибо.
avatar
Опыты интересные.По поводу дерева.Пары аммиака разрушают структуру дерева.Оно становится рыхлым и хрупким.Старить дуб можно таким способом.Надо взять железные опилки насыпать их в воду и в этом выдерживать дуб.Но лучше пользоваться спиртовыми морилками.Для патинирования металлов есть множество рецептов и в справочниках и в интернете.Но если есть время и желание можно изобретать свои новые составы.+.
avatar
За сутки конечно разрушится. Я патинирую в парах (банка предварительно подогревается на водяной бане) мин 15-20. Затем изделие промываю мылом и подогреваю на газовой плите пока патина не начнет темнеть. После прогрева патина получается более стойкая.
avatar
На водяной бане однозначно быстрее- ставлю металический таз с водой на нагревательный элемент, в воду помещаю закрытую ёмкость с амиаком и подвешенными изделиями, эффект получаю по истечении минуты… Зачем сутки над собой издеваться?...)))
avatar
Ооо, а я давеча спрашивал что будет с деревянной деталью в душегубке.
avatar
Кстати, пробка (кора пробкового дуба) тоже приобретает темный, грязно-коричневый цвет, в парах аммиака! Очень атмосферно выглядит! Точно 100 лет ей, но свойств не теряет! Иногда использую этот метод, при состаривании пробок для старинных бутылок/бутылей! Новая пробка вид портит, а родная в руках рассыпается… Остаётся хитрить)))

+ за пост!
avatar
спиртовые красители и хромпик прокрашивают очень неглубоко
за морение в парах +
avatar
Доброго времени суток админам, мастерам и просто посетителям группы. Я к вам с предложением. Имеется раствор для патинирования. Лекго наносится тампоном. БЕЗ запаха. В его основе нет нашатыря. Менее агрессивен чем все привычные нам составы для патины. Цвет патины серо-коричневый. Довольно стойкий. Если кому интересно пишите в личку. Нахожусь в красноярске.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.