Викторианская готика.

Здравствуйте уважаемое сообщество и гости ресурса!
A вы никогда не задумывались, чему обязана викторианская эпоха своим обаянием? Безусловно, тут много факторов, и безудержный прогресс и новые способы изучения мира и появление философий отрицающих мораль церкви, на фоне религиозного фанатизма и первые протесты против закоренелых норм поведения в обществе…да много всего. Правда, мне кажется, львиной доле этого обаяния викторианская эпоха обязана своей архитектуре. Итак, давайте поговорим о…… НЕОГОТИКЕ!

Биг Бен.
Викторианская готика.

Этот удивительный стиль неразрывно связывают именно с викторианской эпохой, и не мудрено, учитывая, что именно Британская империя 18-19 веков положила начало триумфального шествия неоготики по миру, как и то, что именно в Британской империи этот стиль был особенно распространен. Происходило это в два этапа: ранняя британская неоготика и викторианская неоготика. Я не буду проводить детальный анализ викторианской архитектуры, это скорее статья-обзор, хотя я постаралась взглянуть на причину расцвета столь необычного стиля. Начнем по-порядку.
Появление собственно сформировавшегося стиля «неоготика» связывают с именем четвертого графа Орфорд, Хораса Уолпола.

Хорас Уолпол.
Викторианская готика. (Фото 2)

Этот английский писатель стал первым автором издавшим «готический» роман в 1764 году, действие, которого происходит в замке Оранто в эпоху первого крестового похода. Сюжет этого произведения, ставшего бестселлером, Хоресу навеяли постройки имения Строберри-Хилл, которое он приобрел в 1747 (в некоторых источниках упоминается и 1746 и 1748) году. Именно тогда он решил превратить имение в свой собственный «средневековый» замок, в котором, помимо прочего, был даже рыцарский зал.

Строберри-Хилл.
Викторианская готика. (Фото 3)
Викторианская готика. (Фото 4)

Сейчас мы уже, строго говоря, не можем отнести этот замок к неоготическому, так как часть его была построена в стиле рококо, но именно затея Уолпола дала толчок развитию неоготического стиля. Впрочем, сам писатель признавался, что и не стремился к строгому готическому стилю, дабы не лишать себя удобства, поместье должно было удовлетворять его фантазию и не более того. Именно со Строберри-Хилла пошло увлечение готическим декором поместий. Это стало модной «фишкой».
А герцог Аргайл, например, даже привлек к постройке своего «средневекового» замка в шотландском поместье Инверари, брата самого модного в то время архитектора, основателя «адамомого стиля» Роберта Адама, Уильяма.

Инверари.
Викторианская готика. (Фото 5)
Викторианская готика. (Фото 6)

Одним из наиболее ярких примеров такого рода чудачества стало строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби, сыном богатого английского плантатора, Уильяма Бекфорда, который после смерти жены, решил построить грандиозное здание, напоминающие готический собор.

Уильям Бекфорд.
Викторианская готика. (Фото 7)

Фонтхилл-эбби.
Викторианская готика. (Фото 8)

Великолепие этого здания может сравниться только с его печальной судьбой. Его архитектором был Джеймс Уайет, который, не был, особенно, знаком с техникой постройки подобных сооружений. Главной особенностью стала восьмиугольная башня, достигавшая при первоначальной постройке, девяноста метров. Первый ее вариант был изготовлен из дерева и цемента. Он рухнул через несколько месяцев, и Бекфорд искренне сожалел, что не видел собственными глазами это грандиозное зрелище. Вторая башня, из того же материала строилась шесть лет, она тоже рухнула, ну а третий, каменный, вариант, строившийся семь лет, окончательно разрушился в 1825 году, спустя 12 лет, после окончания строительства всего замка. В 1822 году Бекфорд разорился, потеряв свои ямайские плантации, и продал здание Джону Фарквхару. Постепенно разрушились остальные части постройки и замок снесли, оставив только небольшую часть северного крыла.

Уцелевшее северное крыло.
Викторианская готика. (Фото 9)

Менее обеспеченные англичане использовали в строительстве лишь характерные, для готики, элементы, как то, стрельчатые арки, бойницы и т.д.

Отправной точкой для следующего этапа распространения неоготики стал пожар 1834 года Вестминстерского дворца, принадлежащего британскому парламенту.
Строительство нового здания поручили Огастесу Пьюжену и Чарльзу Барри. Был разыгран конкурс и из девяноста семи (!) конкурсантов выбрали именно существующий поныне проект. По иронии судьбы, Пьюжен, с пятнадцати лет очарованный готической архитектурой Нормандии, и принявший католицизм, являлся активным сторонником римско-католической готики в архитектуре Англии. Он считал, что все полезные элементы постройки должны не скрываться, а украшаться. Свои взгляды Пьюжен выразил в работе «Апология возрождения христианской архитектуры в Англии». Барри же, после посещения Османской империи, в возрасте 22 лет, находился под впечатлением итальянского зодчества эпохи возраждения. Именно это путешествие и увиденные в нем великолепные крепости времен первых крестовых походов, заставили его заниматься архитектурой.

Огастес Пьюжен.
Викторианская готика. (Фото 10)

Чарльз Барри.
Викторианская готика. (Фото 11)

Эти два энтузиаста неоготики от первоначального средневекового дворца оставили только Вестминстерский зал приемов (1097 год) и башню Драгоценностей (для казны Эдуарда III). Созданное ими великолепие стало визитной карточкой всего неоготического стиля, шутка ли, дворцовая часовая башня, Биг Бен — символ всей Великобритании, хотя, строго говоря, такое название изначально носил колокол на башне, а сам дворец в 1987 году включен в список наследия ЮНЕСКО.

Вестминстерский дворец.
Викторианская готика. (Фото 12)

Еще одной яркой работой Пьюжена, является Ноттингемский собор, посвещенный святому Варнаве.

Собор св. Варнавы.
Викторианская готика. (Фото 13)

А Чарльз Барри, в числе прочих работ, занимался реконструкцией Трафальгарской площади.

Трафальгарская площадь.
Викторианская готика. (Фото 14)

И тут, как говорится понеслась. Вместо термина «неоготика» тогда пользовались словом «возрождение» (англ. Revival). Стиль стал исконно-британским, в этом стиле отстраивают ратуши, университеты, школы и вокзалы. В неоготическом стиле отстроили Королевский судный двор, суд высшей инстанции Англии и Уэльса., возведенный по проекту Джорджа Эдмунда Стрита.

Королевский судный двор.
Викторианская готика. (Фото 15)

Здание вокзала Сент-Панкрас, названный в честь близлежащей церкви св. Панкратия. Возведен в 1865-68 годах, архитектором Георгом Гилбертом Скоттом.

Сент-Панкрас.
Викторианская готика. (Фото 16)

Этот же архитектор спроектировал мемориал принца Альберта, в Кенсингтонском парке Лондона, открытый в 1875 году Королевой Викторией в честь своего мужа.

Мемориал.
Викторианская готика. (Фото 17)

Колледж Святого Стефана. 1876 год.

Викторианская готика. (Фото 18)

Колледж Харриса Манчестера. 1889 год.

Викторианская готика. (Фото 19)

Тауэрский мост над рекой Темзой, неподалеку от Лондонского Тауэра. Спроектирован Хорасом Джонсом, открыт в 1894 году.

Тауэрский мост.
Викторианская готика. (Фото 20)

Этот стиль перенимали и другие страны. Готическая архитектура, в первую очередь, затронула колонии, правда в Америке прижилась слабо. Там пользовался большой популярностью античный стиль и неогрек. В странах немецко-говорящей Европы неоготика претерпевала некоторые изменения, связанные с острой конкуренцией стилей неоренессанс и необароко. И в большей степени, возраждение готического стиля там восприняли как завершение средневековых долгостроев, вроде Кельнского собора.

Кельнский собор.
Викторианская готика. (Фото 21)

Однако баварский король Людвиг II развернул строительство замка Нойшванштайн в 1869 году, ставшего одним из символов мировой неоготики.

Нойшванштайн.
Викторианская готика. (Фото 22)

В романских странах увлекались преимущественно наследием античности и ренессанса. Во Францию неоготика пришла довольно поздно и слабо укоренилась. Легкомысленным французам была чужда монументальная величественность неоготики. Но надо признать, что роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830 года) заставил французов задуматься о сохранении наследия средневековой архитектуры.

Викторианская готика. (Фото 23)

Величайший испанский архитектор, Антонио Гауди, на чьем счету множество причудливых работ, создал, возможно, самое монументальное призведение неоготики, Искупительный Храм Святого Семейства.

Антонио Гауди.
Викторианская готика. (Фото 24)

Искупительный Храм Святого Семейства.
Викторианская готика. (Фото 25)

По причине нехватки средств, испанское правительство не может его достроить с 1882 года.

И все же почему именно такой стиль? Возможно из-за увлечения романтическими сюжетами средневековой эпохи в творчестве писателей того времени, возрождением интереса к Спенсеру, Мильтону, Шекспиру, презираемым в эпоху господства классических форм; возможно из-за роста патриотических настроений на фоне могущества Британской империи и как следствие, отказ от французского стиля в архитектуре и поиск собственного; возможно «все новое – это хорошо забытое старое». А может все это вместе взятое и еще несколько факторов, которые я здесь не указываю, но не оспорим тот факт, что отчасти именно такой необычной и величественной архитектуре мы обязаны великолепию викторианской эпохи и как следствие, культуре стимпанка. Безусловно, в архитектуре ушедшей эпохи присутствовал и грегорианский стиль и неоренессанс и поздний колониальный, но согласитесь, при воспоминании о сюжетах Конан Дойла, Диккенса и Уальда, воображение рисует именно неоготическую Англию, со стрельчатыми арками, башнями, мнимыми бойницами, Тауэрским мостом и Биг Беном.

Надеюсь, вам было не скучно!:-)

Список источников:
www.google.com/gwt/x?hl=ru&u=http://turj.ru/blog/history/2024.html&q=%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8&sa=X&ei=fRzbT5_gLdG6-AbT6qizCg&ved=0CCsQFjAB
ru.wikipedia.org/wiki/Неоготика
ru.wikipedia.org/wiki/Хорас_Уолпол
www.strawberryhillhouse.org.uk/
ru.wikipedia.org/wiki/Фонтхилл-эбби
ru.wikipedia.org/wiki/Вестминстерский_дворец
ru.wikipedia.org/wiki/Барри,_Чарлз
www.ssho.ox.ac.uk/
ru.wikipedia.org/wiki/Оксфордский_университет
ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святого_Семейства_(Барселона)
ru.wikipedia.org/wiki/Гауди-и-Корнет,_Антонио

9 комментариев

avatar
Скучно не было, было интересно! Спасибо.
avatar
Всегда пожалуйста!:)Рада что понравилось!:)
avatar
Просто отличная статья!"+". Спасибо! Архитектура, она же «застывшая музыка» характерно иллюстрирует наш любимый стиль! Продолжайте радовать! Кстати, этот же стиль неоготика был и в мебели, и в других предметах быта.И даже в оружие.Может чего еще найдете и поделитесь.
avatar
Была такая мысль, теперь точно буду работать в этом направлении!!! Тема — неисчерпаема:)Рада, что Вам понравилось!:)
avatar
Спасибо, весьма интересно и познавательно! +
Очень интересно: это как же надо было строить, что бы башня ( steampunker.ru/uploads/images/00/49/39/2012/06/16/22601f.jpg ) ТРИЖДЫ обрушалась! И это на фоне замков, стоящих столетия! Хотя дерево и цемент… сочетание весьма странное. =) Но весь комплекс выглядит потрясающе.
avatar
Там архитектор был полный профан в строительстве такого рода зданий. Согласна, эпичное творение. Северное крыло, которое сохранилось, можно разглядеть на рисунке, изображающем весь замок целиком. Крайнее крыло слева.
avatar
спасибо за хорошую статью на интересную тему.:)
хотя есть спорные моменты. например, вы пишите: «Легкомысленным французам была чужда монументальная величественность неоготики.», но даже в той же википедии, на которую вы ссылку дали, написано, что причина вовсе не в этом, а в том, что французы считали средневековье и след. его архитектуру варварской, собственно, почему стиль «готикой» и называется. (хотя я не в курсе французы ли начали так его называть, или кто-то другой, думающий так же, не суть).
да и вообще, наоборот, французы любили все монументальное, просто готика-то не такая)

а еще вы пишите: «на фоне могущества Британской империи и как следствие, отказ от французского стиля в архитектуре и поиск собственного», но, пардон, готика — как раз во франции придумалась и началась.)

но все равно — здорово видеть такие статьи на стимпанкере, я как любитель такой архитектуры очень рад))
про Фонтхилл-эбби особенно интересно. шикарное здание в проекте. странно, что не нашли нормального мастера, с опытом. чтобы построить готический собор, пусть и псевдо-собор, нужно большоооое мастерство)
avatar
Рада, что вам понравилось, думаю, вы правы и те средневековые соборы и замки, которые дошли до нас из глубины веков, это результат работы многих веков каменного зодчества. За короткое время, с нуля, освоить трудно.
Относительно Франции, я использовала не только материалы википедии. В списке ссылок есть и другие статьи о неоготике, вывод о легкомыслии французов я сделала прочитав несколько работ по викторианской архитектуре. Если позволите, я во всех своих статьях оставляю за собой право на собственное мнение и собственный вывод.
Вы, конечно правы, готика придумалась во Франции, хотя это тоже спорно, в вопросе первенства идеи и Германия на себя одеяло тянет и прочие европейские страны, возникшие на руинах Римской империи, но в статье речь шла о неоготике, как о самостоятельном стиле. Архитекторы викторианской эпохи не копировали стиль средних веков, они его переосмыслили, переродили и наполнили своим художественным видением. Я думаю, неоготика имеет право называться самостоятельным, рожденным в викторианской Англии стилем.
Также как, стимпанк, хоть и порождение викторианской эпохи, но все же отдельный стиль.
avatar
Спасибо, за интересную и развернутую критику:-)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.