Пайка твердыми припоями и не только.

После публикации двух частей темы «Берем лист и делаем из него… все»
стало ясно, что многим хочется больше знать тонкостей в разных технологических процессах
обработки металла.

Некоторые моменты были выяснены в процессе коллективного обсуждения, но продолжали поступать предложения продолжить тему пайки твердыми припоями.
В 1962 году вышла книга Теория и практика ювелирного дела, у нас она появилась в начале 70-х.
С тех пор это любимая настольная книга ювелиров, в ней очень много полезного. Она много раз переиздавалась, что говорит о её практической ценности. Итак рекомендую скачать и не расставаться
padabum.com/d.php?id=13692
Проверил, и скачивается и читается.
По поводу пайки выскажу своё мнение. Из всего разнообразия припоев, для нужд стимпанкера
вполне достаточно двух марок ПСР-40 и ПСР-45, второй мне нравится больше. По флюсу уже было сказано, предпочтительно нр 209, в жидком виде, но можно и самодельный. Не пытаться подносить проволоку припоя к месту пайки, особенно в начальный период, это для профи. Да и надежнее разложить припоинки заранее, выбрать места, подвинуть. Все это по влажному флюсу, без суеты. Обязательно высушить, начинать греть мягко и следить за поведением флюса. Сначала флюс побелеет, может чуть подняться, затем осядет и начнет плавиться. Когда флюс акитивно растекается по поверхности металла- это предвестник растекания припоя. Не грейте в лоб припоинку, равномерно прогрейте изделие, если все правильно сделано припой активно
бежит по шву, как ртуть. Еще, меньше зазор- меньше припоя, меньше припоя- прочнее шов.
Если на местах, где были припоинки остались каверны, то предмет был перегрет или припоя
было в избытке. Отбелить (убрать остатки флюса) можно в слабой серной кислоте, 5-7 процентов,
на долго не оставлять, медь, латунь тоже кушает, серебро нет. Хорошая пайка после отбела требует минимум отделки.
Справка по флюсу припои.рф/products/materials-for-soldering/high-flux-pv-209/
состав твердых припоев www.weldworld.ru/3solders_psr.html#link2
Всем успеха, у кого не получится — спрашивайте.

63 комментария

avatar
Спасибо!
Добавьте в теги «пайка», «твердый припой» — чтобы искалось лучше.
avatar
Сделано.
avatar
Пока вопросов нет, всё кажется простым и понятным.
Спасибо за публикацию и ссылку на книгу!
avatar
Книга очень полезная, а судя по содержанию дискуссии, мало кто снизошел до чтения.
В 70-е годы ювелиры готовы были отдать любые деньги за Бреполя.
avatar
Да. Читать первоисточники тут не любят. Все боятся случайно забить голову лишними знаниями. Предпочитается задать вопрос, и получить конкретный ответ, «делай вот так».
avatar
первоисточники тут не любят, не совсем согласен, я уже неоднократно убеждался, что многое можно подчерпнуть из книг по технологиям, иногда достаточно «старым» книгам, ну а получить ответ как бы в «живую», эт как бэ человеческая психология! :)
avatar
если все правильно сделано припой активно
бежит по шву, как ртуть. Еще, меньше зазор- меньше припоя, меньше припоя- прочнее шов.
А есть предел минимального зазора?
avatar
Для твердого припоя — min=0.1, max=0.25 мм (серебряного).
avatar
Доступно и без заумностей, +
avatar
Большое спасибо, очень полезно
avatar
Я бы добавил важную инфу по 209-му флюсу:
Вообще-то он приготовляется на фтористом калии, и часть фтора выделяется при его работе в воздух. Поэтому, по-хорошему, к пайке на 209-м стоит переходить после обустройства своего рабочего места зонтиком хорошей принудительной вытяжной вентиляции.
Об этом чаще всего забывают те, кто советуют новичкам, типа «купи 209-й флюс, он очень хорош в работе». Да, неплох. Но в плане ущерба здоровью, обычная бура гораздо лучше :-)
avatar
Справедливо, хотя сам работаю без вытяжки более 40 лет. Что делать, если фтораты работают лучше, чем бораты.
avatar
Да, так и знал, что кто-нибудь напишет, типа «а я паяю 209-м без вытяжки, и ничего» :-)
Да, многие и кадмиевым припоем годами без вытяжки паяют, и тоже говорят «да ничего, нормально». А те, кому оказалось не нормально — молчат, ничего не пишут. Поэтому статистика получается как бы чисто положительная, ага. А еще, зубная паста «с фтором» — типа, полезнее, чем без оного.
Вобщем, каждый разумеется вправе сам решать, подольше он хочет пожить… или ему пофиг. Но проинформировать, не только о плюсах фторсодержащих реактивов, но и о минусах — надо.
avatar
перехожу на буру! спасибо!
avatar
Спасибо за полезную информацию, надо будет попробовать. Плюс.
avatar
Хорошая инфа…
avatar
Подсказал бы еще кто, где его взять, ПСР-45, не в Москве и не «от 1 килограмма».
avatar
А какой город? Может не так безнадежно…
avatar
Кстати, да. С ПСРками напряг. Надо самому делать. Посему вопрос (может даже и к AleksSi). Знаю Вы сами припои делаете. Состав ПСР найти могу, только где цинк для текучести найти. Батарейки совковые перевелись! А так его не найти. Откуда его наковырять?
avatar
Есть старый рецепт- 3-х копеечная монета, советская, и 3 гр серебра 875 пробы сплавляем в тигле или асбестовой чашечке ( на мокрую можно слепить самому). Вот и припой, для меди и латуни. Долго не мучить- цинк из расплава улетает и получится высокотемпературный припой!!!
Выливать в узкую изложницу. Аккуратно!!! Подложить асбест, жесть…
Удачи.
avatar
Так. У меня 3шек банка и цепочка грамм на 11. Надо пробовать. Должно на долго хватить. Бура и тетраборат тоже есть.
avatar
А кто сказал, что только в совковых цинк? По-моему, любая СОЛЕВАЯ батарейка должна его иметь в себе.
avatar
В советской мелочи его уже отвесили в нужном количестве и в должном качестве
(сказал многолетний опыт советских ювелиров, когда было негде купить припой)
avatar
В монетке цинк в сплаве, т.е. он связан, введен в медь в нужном количестве.
А многие ли знают и умеют ввести в расплав с температурой под 1000 цинк с температурой плавления 419. Если просто бросить- долетит до расплавленного серебра половина, и то если повезет.
В конце топика есть ссылка на рецептуру большого числа припоев- для желающих экспериментировать. Для работы простенько- 3 копейки + 3 грамма.
avatar
По-моему, любая СОЛЕВАЯ батарейка должна его иметь в себе
— это да. Только за ними бегать с ума сойдешь, большинство литиевые, солевые отживат вроде. В совковых (в бумажке которые) прамо стаканчик был, вроде цинковый. Надо с монеткой пробовать.
Есть еще вариант www.rothenberger-tools.ru/look0432.htm
Там и фосфорные, и кадмиевые и серебряные, и сцинком, с флюсом и без, разных температур плавления. Качество, думаю, как у трешек совковых. Бесит то, что либо нет в наличии, либо неразумными килограммами, либо по безналу для юр лиц. Давно облизываюсь. Может как нибудь вскладчину организовать (потирая затылок).
avatar
Только за ними бегать с ума сойдешь
— Да ладно! Не надо песен. САМЫЕ дешевые китайские, продающиеся дешевле 10 руб\шт на самых захудалых лотках — как раз и есть солевые.
avatar
Павел,вот здесь есть, но не нашёл высылают ли они на Россию.
avatar
Возможно. Щелочные это да, а вот с маркировкой PR даво не видел. Так уж чтобы бегать за ними, не бегал, а так просто не попадаются.
avatar
То есть, ждете когда сама попадется батарейка с надписью «солевая»? Разломать пару-тройку самых дешевых — религия не позволяет? :-)
avatar
Если на ней маркировка щелочной, то зачем ломать.
avatar
Если китайцы нарисовали на ней маркировку щелочной, это означает лишь, что они хотели бы продать её по цене щелочной. Вот и все. Больше это не значит ничего :-)
avatar
Рецепт для брезгующих советской мелочью- отловить школьника и заказать ему несколько цинковых плюшек из химкабинета… помня, что часть цинка испарится.
avatar
Еще вариант: в последнее время, многие элементы дорожного строительства — мачты освещения, отбойники и т.п., для долговечности покрываются цинком методом горячего ценкования. Т.е. не электрлитическим осаждением, а погружением в ванну с расплавленным цинком. Поэтому бывают приливы, и всякие «сопли», вполне конкретных размеров. Подойти с зубилом, и наковырять десяток грамм — вполне реально.
В прошлом году была работа на заказ, в ходе которой надо было подвергнуть некоторой переделке автоприцеп. С рамой, оцинкованной горячим способом. Так вот, при резке болгаркой было видно, что толщина приливов цинка в некоторых местах достигает 5-6 мм. Цинкового дыма при резке было ужас сколько, несмотря на работу на свежем воздухе.
То есть, при желании, можно было хоть ножом настругать цинковой стружки.
avatar
Хочу еще раз обратить внимание на то, что ввести в расплав цинк значительно сложнее, чем найти нужное количество.
avatar
что ввести в расплав цинк значительно сложнее, чем найти нужное количество.
— это я осознал, когда Вы температуры плавления озвучили. Я как то этим вопросом не озадачивался. Если не выгорит с покупным припоем, буду плавить монетку с серебром. Надо наконец нормальную пайку осваивать.
AleksSi, спасибо за советы, но от батареек придется отказаться. uFo_LoG, спасибо, но уж цинк из за бугра заказывать вообще круто, так что пока перебьюсь.
Для производства сплава такая штука ведь пойдет? www.sapphire.ru/vcd-441-1-6982/goodsinfo.html, правда у меня лабораторная совковая. Но полагаю весь фарфор термостоек, если его равномерно греть.
avatar
конечно, нормальный тигель.
Удачи.
avatar
Павел, я лишь каким то образом хотел помочь, я могу купить здесь, и переправить «внутренней» российской почтой, просто если действительно нужно!
avatar
Игорь, спасибо, но я думаю не надо. Сначала монетка.
avatar
Не пожалейте 20 минут, прочитайте в книге Бреполя с 244 страницы
avatar
И еще стр. 90, с 4го абзаца, в той же книге.
avatar
Возник один вопрос. Была как то фраза «расплавленную смесь меди цинка и серебра вылить в узкую изложницу». Есть такая. malver.net/ru/products/CASTING/283 По весу тяжелая, может чугун. По виду шершавый металл с воронением. Если я туда вылью — слиток не придется зубилом вынимать? Какие вообще требования к металлическим изложницам. Температура, покрытие????? Понимаю что из тигля надо лить с нагревом, чтобы сплав лился, но как с холодной металлической изложницей быть?
avatar
В холодную и не льют никогда. Льют в подогретую, а вдобавок, чтобы не было мгновенного отъема тепла от льющегося металла и застывания струи уже на входе в изложницу, их покрывают разными составами. препятствующимитепловому контакту и прилипанию. Я знаю покрытие копотью, меловым раствором, воском. Для разных металлов разное.
У меня для серебра, сборная изложница из листовой нержавейки. Перед заливкой прогреваю (на глаз градусов 200-300 ?), непосредственно перед заливкой смазываю воском. Предпочитаю тонкие церковные свечки, в них в отличие от бытовых парафиновых состав интереснее:-)
avatar
Насколько можно судить по картинке, должна работать.Смазывать обязательно, хорошо закопченная на свечке- не прилипнет. Не пускайте в изложницу буру.Я грею во время плавки, располагая изложницу
сразу позади тигля. Отливка не должна быть толстой- потом надо будет проковать, на холодную,
а припой- сплав жесткий и будет трещать.
avatar
Льют в подогретую, а вдобавок, чтобы не было мгновенного отъема тепла от льющегося металла и застывания струи уже на входе в изложницу,
уже попробовал. Немного тигель керамический скололся, когда застывший металл снимал. С изложницы кусок бесформенной бяки снял без проблем (было серебро 875). Подготавливаюсь в общем. Горелка плавит и медь и серебро. Тигель держит. Изложница есть. Буду коптить, хотя есть нано уголь — может пойдет?
а то что усвоил: никаких флюсов! Надо подогреть изложницу! Нужна подложка между изложницей и расплавом, тогда растечется, наверно!
avatar
Пробовал. Грел изложницу, думаю до 200, но не более, предварительно закоптил. Вынул это! Лить пришлось в два мета.

Вынулось хорошо. Но не растекалось, хотя грел. Опять же серебро 875.
avatar
С ПОЧИНОМ!!!
Изложницу коптить, в тигель буры не помешает, но не много.ПЕРЕД РАЗЛИВОМ ОТОДВИНУТЬ БУРУ НАЗАД,
изложницу погреть чуть больше- видно, что растекалось в изложнице лениво. Думаю надо кусочек откусить и спаять для проверки детальку не нужную..., а потом и нужную.
avatar
Так я пока только с серебром балуюсь. Там ни цинка ни меди. Грел изложницу сильнее. Результат тот же.
avatar
Так серебро плавить обязательно с бурой и перед розливом оно должно играть зеркалом, а бура
должна уходить к краям открывая это зеркало. Выливать под прикрытием пламени.
avatar
Еще повозился. Результат много лучше. Получил слиточек, но края у него скругленные, т.е. до углов изложницы не дотекают. Цвет ровный темно-серый, а не уголек как в прошлый раз. Причем лил не в узкую и длинную форму, а в круглую. В общем явно изложница недогретая, хотя старался сильно. Морока, одним словом. Надо из нержавейки сделать небольшую. Все проще чем чугунину греть. Коптил, кстати, зажигалкой (крикет китайский). Сажа получается хорошая, вынимается легко.
avatar
Не уверен, что нержавейка лучше обычной стали. Её можно погреть и помазать и опять погреть, чем
черней тем лучше. А нержавейку паяют серебром… если бура попадет-прилипнет! Точно зубило готовь.:)Круглые края не брак, не смачиваемая поверхность, вот и силы повехностного натяжения
стараются сформировать сферу.
avatar
Из «таблетки» или широкого, но не очень ровного бруска состава серебро + монетка реально проволку отковать или нет? Слиточек будет 6 гр. боюсь не выйдет у меня длинного и тонкого.
avatar
Если вальцы есть — реально. Я катаю слиток до квадрата 1х1 мм, потом в ленту толщиной 0,25-0,3, потом эту ленту режу вдоль на 4 совсем узких. И вот этим уже паяю.
avatar
Если нет вальцев, то только ковать, а резать потом по месту. Старайтесь не отжигать
припой, это повышает рабочую температуру припоя. Для меди не критично, а для серебра
и некоторых латуней имеет значение.
avatar
То что нагартовывается понятно, а отжигать боязно, т.к. цинк уходить будет, думаю. Вальцов нет. Есть глаз, молоток и наковальня. Возиться не боюсь, был бы результат. Просто опасаюсь что проволка станет жесткой и начнет рассыпаться на огрызки, с которыми работать тяжело будет. Или вообще в проволку не откуется. 6 гр. припоя можно никуда и не лить тогда? Оставить как есть в маленьком тигле лепешкой и ковать. Вопрос! Монетку и серебро в какой очередности плавить — или вместе, и надо ли премешивать расплав? Есть только нихромоавая проволка для этого.
avatar
Если отжигать в полумраке, до до начала темно-красного свечения, то цинк не уйдет.
avatar
серебро плавить первым, в него монетку, можно кусочками, размешать надо. Если совсем нечем- палочкой загорится- в банку с водой. Нихром может прилипнуть.
avatar
В старые времена серебряный полтинник((10 гр) расковывали в большой блинчик молотком,
получалось.
А что трещать будет- не так страшно, главное собрать добро, не дать разлететься.
Потом все равно резать или кусать (хорошими бокорезами лихо получается).
avatar
Шайтан арба! А до темно-красного какое свечение? Я не прикалываюсь, надо знать, чтобы не промахнуться!!! Расплавы перемешивают, кстати? А то боюсь однородности не получить.
avatar
Да, обязательно перемешивать. Титановой мешалкой.
А до темно-красного какое свечение?
— Учим физику, шкалу электромагнитных колебаний. До видимого темно-красного свечения лежит инфра-красное.
avatar
Титана нет, мешать буду нихромом. Есть еще кварц, но пластинка неудобная. А по поводу свечения, остановлюсь тогда, когда еще свечения не будет! Кстати, анекдот вспомнился «В трамвае. — А мне когда выходить. — Смотрите на меня, и выходите на остановку раньше).» А так спасибо, все с опытом придет! Буду стараться!
avatar
Графитовой палочкой можно мешать. Графит вообще много для чего удобен, если есть. Изложницы очень хорошие из него же можно делать. Гарантированно не прилипающие :-)
avatar
Да где его в таком объеме взять. С троллейбусов контакты можно, только не дают, спрашивал.
avatar
может сегодня и собирают, а в советские времена на конечной валялось, хоть савочком греби. Они изношенные выбрасывали.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.