Визит двенадцатый (1)

«Песочные часы с кукушкой», Визит двенадцатый (1)

Ну вот и сошлись по выкладке тут и на СИ Визиты. И — да, это тот самый, где я жду больших тапков в сторону дирижабля :) Заодно (в честь последней на сегодня выкладки) — моя иллюстрация (ручки плюс фотошоп).

Визит двенадцатый (1)

«Голиаф» был огромен. Он словно всплывал над холмом, по которому шла дорога, ведущая к аэрогавани. И поражал воображение уже издали, когда постепенно возникал перед взором, залитый закатными лучами солнца, будто огнем. Потом, когда глаз подмечал мелкие точки, копошащиеся у основания высокой мачты, он поражал еще больше, ведь становилось понятно, что это люди, а не точки. Дул сильный ветер, внезапно поднявшийся к вечеру, и наземная команда суетилась у причальной вышки, закрепляя канаты, удерживающие «Голиаф» на месте.
— Похоже, мы рано, — заметил Жак, разглядывая дирижабль. – Его еще не опустили.
— А ты поразительно много знаешь о дирижабле для человека, который никогда на них не летал, — лениво отозвался Яков. Он поправил воротник пальто. Пролетка, что они взяли от Николаевской, тащилась еле-еле; Шварц, оценивая расстояние от поворота, который они только что миновали, до площадки, на которой происходила погрузка, всерьез подумывал попросить извозчика поднять верх.
— Но я много читал о них, патрон. – Жак прищурился и приставил руку козырьком ко лбу. – Они должны спустить этот наполненный воздухом гигантский баллон, прикрепить к нему гондолы – пассажирские и с двигателями, потом впустить нас. И фьють… — Засвистел Жак и повертел указательным пальцем в воздухе, — мы полетим.
Яков только вздохнул.
Вблизи «Голиаф» уже не казался диковинным монстром, или китом, неведомо как научившимся летать. Разглядывая металлические ребра, удерживающие конструкцию, любой проникался благоговением – это был аппарат, результат человеческого труда и инженерной мысли. Ничего сказочного или невесомого – парусина тяжело хлопала, канаты скрипели. Толстые «ребра» дирижабля внушали уважение. И, однако же, он не падал, а висел в воздухе.
— Жутковато, — высказался Жак, выгружая из пролетки чемоданы. Затем расплатился с извозчиком. Тот оказался русским – буркнул «Благодарствуйте», попробовал на зуб шестипенсовик и, меланхолично дернув поводья, развернул такую же, как и он, равнодушную лошадь в обратный путь. Его, казалось, вовсе не впечатляла громадина, нависавшая над головой, как дракон.
— Ничего особенного. – Яков огляделся. – Мы что, летим одни?
— Похоже на то. Или действительно приехали слишком рано. О, я вижу, к нам кто-то идет.
И действительно, по утоптанному полю приближался высокий мужчина, одетый в комбинезон. Подойдя, он отсалютовал пассажирам и осмотрел их багаж. Затем представился:
— Я стюард! Зовите меня Генри! Вы первые! – Отчего-то веселясь, крикнул он, перекрывая посвист ветра. – Сейчас прибудут еще четверо, и отчалим!
— Хорошо. А то я, было, подумал, что только ради нас отправлять дирижабль не будут. – Сказал Яков и присел на крепкий, с бронзовыми заклепками, чемодан.
— Что вы! – Сверкая улыбкой, заявил Генри. – Даже если бы вы путешествовали один, мы бы все равно полетели! Стоимость путешествия делится поровну между пассажирами!
— Жа-а-ак… — Медленно Яков перевел взгляд на помощника. – Сколько ты отдал за билеты?
— Всего-то сотню фунтов, патрон. – Жак, казалось, заразился жизнерадостностью стюарда.
Яков хмыкнул, но промолчал. Раздался звук копыт – судя по всему, подъезжали остальные пассажиры. Солнце уже село, а лампы, что горели на конце причальной мачты, находились слишком высоко, чтобы освещать площадку для посадки. Стюард Генри помчался приветствовать новоприбывших – ими оказалась семья из четырех, как он и сказал, человек. Сначала из кэба выбрался неповоротливый толстый мужчина в длинном пальто и котелке. Он подал руку жене, потом на площадку выскочили дети – девочка-подросток и мальчик лет девяти. Мужчина расплатился, и направился к Якову.
— Мистер Коллинз, к вашим услугам, — поклонился он.
Яков ответил так же, по-английски:
— Мистер Шварц.
Мужчина оглядел дирижабль, вернее, ту часть его округлого бока, что можно было увидеть с этой точки и при таком освещении.
— Гигант, правда?
Яков молча кивнул.
— Меня сынишка уговорил полететь. Сам бы я ни за что… Вообще-то, мне надо в Лондон по делам, но Майки хотел прокатиться на дирижабле, а потом и Холли тоже захотела, и тут уж решили ехать всей семьей…
По его акценту, а, главное, по излишней разговорчивости, Яков понял, что перед ним американец.
— Впервые летите на такой громадине, да? – Спросил бизнесмен, и, не дождавшись ответа, продолжил: — Я вот впервые… до этого путешествовал на мобилях, поездах, лайнерах… но даже «Левиафан» был бы поменьше, чем этот гигант, вам не кажется?
— Нет, — ответил Яков, озираясь. И куда запропастился этот прохвост Жак? Он куда лучше умел вести пустые беседы. – «Левиафан» длиннее на сорок ярдов.
Коллинз опешил от такой точности и неуверенно стал шарить по карманам. Достал сигару, спички – но тут из темноты вынырнул стюард Генри.
— Извините! – Замахал он руками. – Курить нельзя!
Вслед за ним появился Жак, подошел к Якову и шепнул:
— Опускают. Скоро погрузимся. Слышал, заскрипело?
Стюард тем временем сражался с американским бизнесменом не на жизнь, а на смерть. Мистер Коллинз упрямо твердил, что его никто не предупреждал о запрете курения, Генри все повторял извинения, но твердо стоял на своем. Совладав с Коллинзом, он подошел к Шварцу.
— Спички, сигары, сигареты, трубка, зажигалка? – Угрожающим тоном произнес он. После стычки с американцем он явно ожидал повторения ситуации, теперь уже с русским упрямцем.
— Не курю, — пожал плечами Яков.
— Позвольте осмотреть ваши карманы…
— Да вы совсем с ума сошли! – Возмутился Жак. – Вам же сказали – не курим.
— Тише, Жак. – Прервал его Шварц и поднял палец кверху. – Водород.
Взгляд Генри потеплел. Он даже снова улыбнулся:
— Точно так, мистер. Водород. Любая искра и… вы летите в Атлантический океан, полыхая, что тот Икар.
Яков снял пальто, кивнув Жаку, чтобы он сделал то же самое. Начитанный стюард со всем возможным почтением прощупал карманы, вернул одежду владельцам. Раздался гудок, и Генри вежливо попросил всех пройти к трапу.
Пассажирская гондола была оборудована рестораном, прогулочной площадкой, даже душевыми кабинками, не говоря уж о каютах. Обставлены помещения были с шиком – мягкие сиденья, деревянные перила, удобные кровати, дорогой хрусталь на столах. Жак отправился в каюту, распаковывать чемоданы, а Яков расположился в ресторане, за столиком у окна, благо, выбор был большим – изобретатель был единственным, кому приспичило перед полетом выпить кофе. Официант налил из термоса напиток, как попросил Яков – крепкий, сладкий. За окном было темно. Шварц медленно, растягивая удовольствие, цедил кофе. Спать не хотелось совершенно, да и рано было еще идти в постель. В ресторане имелся рояль, солидный, концертный инструмент, а не жалкое пианино. Яков подошел к нему, поднял крышку, нажал пару клавиш. К его удивлению, рояль оказался настроен. Яков скинул пальто – он уже достаточно согрелся после пронизывающего ветра там, внизу, — сел на табурет и начал играть «У моря» Шуберта.
В коридоре, ведущем к ресторану, раздались громкие голоса, но Шварц, поглощенный игрой, их не слышал. Как и не замечал легкой вибрации, означающей, что моторы заработали и дирижабль отправляется в путь. В ресторан вошли Коллинзы. Бизнесмен громогласно заявил:
— О, у них и музыка есть! – И, прищелкнув пальцами, обратился к Якову: — Мистер, сыграйте что-нибудь пободрее!
Яков обернулся, и стушевавшийся Коллинз рассыпался в извинениях.
— Я и не подозревал… видел-то вас до этого в пальто, да еще и шарфом вы замотались… А разве у них нет своего музыканта?
Шварц покачал головой, продолжая играть. Мелодия то затихала, то вздымалась, то снова опадала, как морские волны. Миссис Коллинз, одетая, как для званого вечера, села за центральный стол и нервно постукивала пальцами по краю пустого бокала, ожидая официанта. Она то и дело одергивала детей – дочери указывала не сутулиться, шикала на мальчишку. Тот, явный непоседа, все порывался высунуться в окно.
— Где же чертов официант? – шумно фыркнул бизнесмен, присев неподалеку от Якова. – Англичане, одно слово… улыбки вежливые, а доброты душевной в них нет, и не ищите. Я уж не говорю про то, как они разговаривают. Будто кашу жуют. Да еще с таким постным видом, будто делают одолжение. А этот их Биг Бен! Видели его? Ну, скажу я вам, там гордиться нечем. Часы на башне, и все…
Американец продолжал говорить, и когда подошел официант, и когда принесли заказ. Яков не прислушивался к его болтовне. Он прикрыл глаза и погрузился в музыку. Перешел от Шуберта к Сен-Сансу, причем выбрал нетипичную для утонченного француза вещь – тревожную и пронзительную мелодию «Пляски смерти». Коллинз занервничал и отсел к жене, забрав тарелку с бифштексом.
А вот мальчишка, Майкл, наоборот, приблизился. Но, в отличие от отца, он сидел рядом молча, просто слушал.
— Красиво, — тихо сказал он, когда Яков, закончив играть, опустил крышку рояля.
— Да. – Ответил Шварц. – Умеешь играть?
— Нет. Я в бейсбол учусь.
— И как? Интересно?
— Не-а. – Честно ответил мальчишка. – А вы чем занимаетесь? Мой папа покупает и продает.
— А я ученый. Изобретаю всякие штуки… — Яков усмехнулся. – Которые покупает и продает твой папа.
— Здорово… — Майкл покачался на стуле и вдруг попросил: — А расскажите что-нибудь.
— Майки! Не беспокой джентльмена! – Миссис Коллинз внезапно заметила, что сын отошел от стола, и манерно заломила руки.
— Все в порядке. – Успокоил ее Яков. – Он не мешает… — И повернулся к мальчику: — О чем рассказать?
— Об изобретениях. И королях.
— И капусте… — снова усмехнулся Шварц. – Ладно, будет тебе история… Давным-давно жил на свете талантливый изобретатель, и звали его Вольфганг Кемпелен.
— Ну и имечко, — скривился мальчик.
— Не перебивай, слушай. Этот изобретатель путешествовал по королевским домам Европы, был при дворе у императоров, гостил у султана… и всюду показывал чудесное устройство – механического человека, который играл в шахматы с любым, кто пожелает, и всегда выигрывал. Он кивал три раза, объявляя «шах». Этот механический человек был единственный во всем мире, и никто не знал секрета его изготовления, только Кемпелен. Многие пытались выкрасть эту удивительную куклу, чтобы разобрать и понять, как она устроена, но изобретатель был настороже. Впрочем, он не боялся показывать внутреннее устройство всем желающим. Он открывал дверцу подставки, на которой по-турецки сидела кукла – кстати, ее потому прозвали «турок», — и демонстрировал некие механизмы внутри. Каких только не было теорий насчет механического шахматиста… Думали, что Кемпелен управляет им на расстоянии, или что внутри сидит безногий человек… но там не было ничего, кроме шестеренок и двигающихся частей. Люди платили огромные деньги, чтобы только посмотреть на чудо-автомат, а уж увидеть, как он играет, или самому сразиться с ним в шахматы – это стоило баснословных денег.
Мальчишка слушал, чуть приоткрыв рот. В ресторан тихонько вошел Жак, и беззвучно приблизился к Якову, стал за его спиной. А Шварц продолжал рассказ:
— Кемпелен, несмотря на то, что за свою жизнь построил множество полезных и красивых вещей – фонтаны, паровой насос, прославился как великий изобретатель, когда сделал своего «турка». Ведь он смог создать механического человека, который к тому же был настолько умен, что выигрывал в шахматы даже у известных мастеров. А шахматы такая игра, которая требует незаурядных способностей, логики, внимания и умения анализировать. Долгие годы никто так и не сумел повторить его изобретение.
— А вы сумели? – С придыханием спросил мальчик. В глазах его сияла надежда.
— Нет, не сумел. – Ответил Яков. – Потому что не было никакого механизма. Внутри сидел карлик, а скрывали его специальные зеркала, повернутые так, чтобы создавать иллюзию пространства, заполненного лишь деталями да рычагами.
— Но… но это же… — Мальчик напрягся, пытаясь подобрать правильное слово, выражающее все его разочарование. – Это нечестно!
Яков улыбнулся, молча смотря на мальчишку. Тот надул губы и, соскочив со стула, убежал к матери и отцу.
— Кхм. – Подал голос Жак. – Каюта готова, патрон.
— Спасибо. – Яков поднялся и поглядел на маленького Майкла, который, насупившись, сидел за столом с семьей и на расспросы матери, что его так расстроило, только упрямо мотал головой. – А ты как думаешь, Жак, это нечестно?
— А это смотря по отношению к кому, патрон. Кемпелену, королям, шахматистам, карлику… мальчику?
Яков повернулся к помощнику, и губы его тронула теплая улыбка.
— Ты понимаешь. – Сказал он.

Оставшиеся шесть часов полета Яков провел в каюте, с книгой. Их предлагалось немного, и Яков выбрал томик Честертона, о Диккенсе, поскольку остальные романы, либо слишком претенциозные, либо слишком наивные, его не привлекли. Жак спал, беспокойно дергая лицом во сне. Они прибыли в Портсмут в два часа ночи: пришвартовались, но ненадолго – видимо, новых пассажиров не было. Ранним утром следующего дня «Голиаф» величественно подплывал к Эпсому, где располагалась аэрогавань. Шварц потряс помощника за плечо и отправился на прогулочную палубу, любоваться возникающим из дымки Лондоном через диковинные, наклонные окна.
«Туманным» называли Лондон не зря, хотя вернее было бы дать ему эпитет «дымный». Сотни фабрик и заводов, работающих на угле, печи по производству кирпича, тянущиеся, бывало, на полмили; камины в домах, трубы пароходов на Темзе – все выпускало в воздух такое количество дыма, что казалось, город закутался в грозовую тучу. «Голиаф» опустили, и как раз вовремя на палубе показался помятый Жак с чемоданами.
— Отвратительно спал, — признался француз. – Снились несносные мальчишки, они обокрали меня, а потом превратились в пожилых аристократов и стали требовать от меня превратить свинец в золото.
Он зевнул. Яков поморщился, потирая виски.
— Опять? – Участливо спросил Жак.
— Да. Не страшно. Ты заказал номер?
— Люкс на двоих, с отдельной ванной.
«Савой» недаром числился среди самых богатых, престижных и современных отелей. Все в нем говорило о роскоши – и все было создано для того, чтобы ублажать тонкие вкусы жильцов. В нем останавливались люди знатные, богатые, знаменитые, или же те, кто обладал всеми этими качествами; Шварц с помощником, пожалуй, не могли бы отнести себя к одной из этих категорий, однако «Савой» располагался в удобном месте – в центре театрального Лондона, районе Ковент-Гарден. Ну и горячая вода в ванной сыграла свою роль при выборе гостиницы. К тому же, особых трат в повседневной жизни у изобретателя не было, а деньги на счету все копились.
**
часть 2

21 комментарий

avatar
Евгения вы пишете бойчее, чем я читаю! :)) +
Они должны спустить этот наполненный воздухом гигантский баллон
а чуть ниже — водородом. Вы правы во втором, если бы воздухом — то он бы валялся на земле.
Ничего сказочного или невесомого – парусина тяжело хлопала
парусина чего? в любом случае неправильно если парусина хлопает — от хлопков она протирается в местах соприкосновений, этого стараются не допускать по ТБ.
  • Trou
  • 0
avatar
Насчет «воздуха-водорода», вы учитывайте, это не от автора текст, а прямая речь героя. В первом случае Жака, который «читал» («с понтом-под-зОнтом», как говорила моя бабушка:))) а во втором случае — про водород говорит Яков.
А вот насчет парусины спасибо… к сожалению, вживую дирижабль не видела, но тут ничего поделать нельзя… но мне казалось… там же наполняют не сам даже этот огромный пузырь, там внутри баллоны, в нем — разве его парусина (может это назвать как-то по другому? брезент?) натянута?
avatar
Учёл! :)
Я тоже не знаю тонкостей его строения, но знаю, что «хлопанья» быть не должно, это вредно.:)
avatar
Тогда пусть «трещит»… натягиваясь. Это можно?:)
avatar
:)) Сильно нельзя — лопнет? :))
avatar
Тогда «гудит» на ветру… я уж не знаю, не хочется убирать совсем — атмосферно
:)
avatar
Пожалуй, что может пошуметь! :)
avatar
Ну, теперь я потянусь за тапками. Опять же, в дирижаблях я не специалист, но, думаю, раз были моторы — то был и огонь. А водород, которым так пугают героев не только этого романа, но и, например, «Левиафана», по которму вы не преминули проехаться :), по природе своей лёгкости если и вытекает из баллона — не дай бог, вообще-то — то вверх. А до гондолы добирается в смеси с воздухом, уже столь же безвредным и взрывобезопасным, как и последний.

А вот про подвешивание гондолы после загрузки пассажиров — идея интересная. И швартование канатами — это факт, который так не хотел принять Филимон в соответствующем топике.

Баллон покряхтывает и поскрипывает, примерно как трюм корабля. А гондола по нему постукивает, если подтянута под самое брюхо, и канатами трётся, если пониже подвешена. Может, так?
avatar
То есть, убрать отнимание зажигалок? Я читала, что изымали. Да и хорошая деталь, чисто стилистически:) Может, это Генри такой весь правильный насчет техники безопасности?:)
Про покряхтывает и поскрипывает, это я учту, спасибо.
avatar
Да, в общем-то, перестраховку никто не отменял.
avatar
а моторы были. Даже больше скажу — были паровые двигатели, вообще себе не представляю, как они там выживали… при том, что большинство дирижаблей летали на водороде, гелий был дороговат, и на нем попой сидели США:)
Недавно, кстати, писала в журнал статью о Менделееве, он оказывается, черт знает когда летал на аэростате, наблюдал солнечное затмение… погода была влажная, все намокло, двоих бы аэростат не выдержал, и Менделеев уговорил пилота остаться. у него что-то в пути сломалось, так ученый без паники все починил.:))
avatar
Так вроде аэростаты всё же могут на горячем воздухе. Сейчас же летают! — на всяких шоу.
avatar
Оу… вот насчет современных — тут я не спец. Я читала только про старые, вплоть до крушения этого… блин… «Гиденбурга». Сгорел, кстати, именно из-за водорода.
ну и есть все ж разница между воздушным шаром, к тому же современным — я так понимаю, там нехилые турбины\моторы стоят, и нагнетают неслабо, — и тогдашними дирижаблями длиной в 250 метров
avatar
Нет, это я про менделеевский. Дирижабли точно на водороде либо гелии.
Кстати, не помню как назывался фильм, но про журналиста, который обнаружил на фото с Титаника и Гинденберга перед крушениями, одно и то же лицо. Путешествия во времени, изменение истории и иже с ними. Не смотрели? — тогда напомните название, если знаете, ладно?
avatar
Ааа, про Менделеевский. Да, на горячем воздухе. И кстати, именно Менедлеев первый предложил использовать водород.
Фильм не видела, так что подсказать не смогу, сорри )
avatar
Старый фильм? КОго-нибудь из актеров помните? Даже вроде «он играл в том фильме с тем типом»:)
Могу погуглить
avatar
Увы. Только лицо узнанного на фото помню, но это мало что даёт.
По времени — из области 90-х. Может, даже Дисней… Хотя вряд ли.
avatar
О… так вряд ли получится. Просто словосочетания «Титаник Гиденбург фото журналист» ничего не дали :( Хотя в памяти что-то такое мелькает.
avatar
Нашёл, кстати. Thrill Seekers он называется, по нашему «Похитители прошлого». В главной роли аж Ван Дьен, а характерного туриста — Джулиан Ричингс.
avatar
О, интересно)
avatar
Скорее всего, именно истечения-то газа и не было. А иначе как? Если течёт, то всяко падать — в воздухе не наберёшь. А если нет, всё в ажуре, а минимальные протечки — всё же вверх, плюс ветер. Это в войну было круто — одно попадание, и фейерверк — потому и не прижились сильно водородные. А гелию всё равно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.