Железный Капут

Только представьте: Первая мировая война, раннее утро, расположение германских войск. Тишину прерывает доносящийся издали лязг гусениц, а из-за деревьев виднеются струйки дыма. Ещё несколько мгновений, и из огромных машин из брони в заклёпках вырываются длинные языки пламени, стирающие всё живое…

Железный Капут

Первая мировая стала своего рода испытательным полигоном для первых танков. Двигатели внутреннего сгорания в то время имели больше недостатков, чем достоинств, поэтому конструкторы всерьёз рассматривали возможность применения парового двигателя на танках. Ведь в условиях войны возможность парового двигателя работать практически на любом топливе, простота конструкции и обслуживания становятся очень важными факторами. Но сама идея танков в Первую мировую показала себя не с лучшей стороны — оно и понятно, первые шаги всегда самые трудные. И паровые танки остались лишь интересными проектами, а когда мир очнулся от первой войны, и начал усиленно готовиться ко второй, пришли уже другие технологии.

Хотя законодателями мод в тогдашнем танкостроении были Великобритания, Германия и Франция, самое большое развитие паровые танки получили в США:

В 1918-м году Инженерный корпус Армии США начинает разработку парового танка на базе британского Mark IV. Руководил проектом генерал Джон А. Джонсон. Проект, стоимость которого составила $60 000, финансировался бостонскими банкирами. Танк оборудовали железнодорожными котлами и паровыми машинами фирмы Stanley Motor Carriage Company из штата Массачусетс. Суммарная мощность двух двухцилиндровых двигателей составила 500 л. с, а максимальная скорость 6 км/час.

Железный Капут (Фото 2)

Вооружение состояло из огнемёта и четырёх пулемётов. Причем огнемет выбрасывал пламя на расстояние 80 метров. И двигатели, и огнемет работали на одном топливе — керосине.

Железный Капут (Фото 3)

Экипаж танка состоял аж из восьми человек: командир экипажа, водитель, механик, огнеметчик и четыре пулеметчика.

Железный Капут (Фото 4)

Единственный экземпляр достроили в апреле 1918-го. После нескольких парадов на родине танк отправили на фронт во Францию, где ему дали название «Америка».

В том же 1918-м году в США разрабатывался ещё один проект — паровой колёсный танк:

Железный Капут (Фото 5)

Проект разрабатывался компанией Хольт, специализировавшейся на тракторах. Танк был трёхколёсным. Ведущие задние колёса приводились в движение спаренным двухцилиндровым паровым двигателем. Как и в предыдущем проекте, в качестве топлива использовался керосин. Вооружение — одно 75-мм. орудие и два пулемёта. Экипаж 6 человек. Был создан также лишь один опытный экземпляр, который по многим показателям проигрывал своим конкурентам.

Железный Капут (Фото 6)

Существовал проект парового танка и в нашей стране, правда немного позже. В июле 1936-го года Коломенскому заводу имени Куйбышева был передан один серийный экземпляр Т-35 для отработки на нём паросиловой установки. Танк в переписке назывался ПТ-35 (паровой танк). Однако довести до работоспособного состояния эту си­ловую установку, разрабатывающуюся для мото-броневагонов и тяжелых танков завод так и не смог, хотя ее отдель­ные элементы проходили испытания в 1937-1941 годах. Фото этого эксперимента не сохранилось, а как выглядел серийный Т-35, видно на фото ниже:

Железный Капут (Фото 7)

А ещё при подготовки данного материала наткнулся на статью с такой вот фотографией:

Железный Капут (Фото 8)

Скорее всего фотошоп, хотя автор статьи утверждает, что на фото единственный экземпляр немецкого шагающего танка PW-1 (Panzer Werbluder), очень сильно смахивающий на аппарат из Звёздных войн. Оснащался паробензиновым (что за зверь такой?) двигателем, и использовался против белорусских партизан)). Хотел оставить ссылку, но статью уже успели удалить.

36 комментариев

avatar
Познавательно. Над Panzer Werbluder, тихонько посмеялся- хороший монтаж!
avatar
более точное название Odnogorby Werbluder…
avatar
Порадовала фраза «Скорее всего фотошоп» = ) А за статью, спасибо, интересные машины.
avatar
отличная заметка, только с радиусом действия огнемета вы несколько погорячились, не 80 метров, а 90 feet (это 27 m); en.wikipedia.org/wiki/Steam_tank
avatar
Про 80 метров я вычитал здесь
Наверное там ошибка из-за разных мер длины, уж больно радиус действия нереальный.
avatar
да уж)
тут вот говорят, что самые мощные (тяжелые оборонительные) из известных в 1916-18 гг огнеметов имели дальность полета струи в 40-50 метров
avatar
вот вроде бы статья с шагоходами)

а вот похожий на америку корпус, фото из бундесархива за 1917 г



avatar
Точно, эта статья! только вот я её читал на другом сайте. Особенно улыбнул стих в конце))
avatar
А на фото из бундесархива может быть любой Mark IV, корпуса ведь почти идентичные.
avatar
скорее всего, так и есть (погрузк на платформы какая-ибудь), но как же похож)



avatar
Друзья мои, вы что! Конечно на фотке погрузка «тяжеленных чудовищ» на ж\д платформу!
Я думал вы прикалываетесь… О_О
avatar
нет-нет, что вы, мы совершенно серьезно! Вы разве не видите задняя правая чуть-чуть двигается? "_^
avatar
Похоже что справа на фотографии — первый прототип шагохода %)
avatar
Очень много крайне редкой и инересной, а подчас и забавной информации про первые самолеты, бронеавтомобили и танки, включая многобашенный танк прорыва Т-35 я нашел на сайте www.aviarmor.net!
avatar
Спасибо за ссылку!
avatar
господи, какая у людей фантазия… я б такое никогда б не изобрёл)))…
avatar
в то время люди мыслили творчески, а сейчас мыслят стереотипно
avatar
Отличное исследование.

А «паробензиновый двигатель», это одна из недавних разработок: в цилиндр бензинового двс после того, как поршень вытолкнет отработанные газы вместо горючей смеси впрыскивается вода, которая в раскалённом цилиндре вскипает и расширяющийся пар толкает поршень, после чего следует обычный такт с горючей смесью, и так далее. Лень искать, в «Популярной Механике» в этом году статья была. Говорят, сильно повышает кпд и уменьшает вредный выхлоп…
Хотя, в данном контексте, может просто паровой котёл бензиновой гарелкой топили… :)
avatar
В данном контексте просто шутка)). А про паробензиновый двигатель не поленюсь, поищу статью на «ПМ», у них кстати на сайте иногда проскальзывают интересные статьи на стимпанк-тематику.
avatar
да, в последнем про паровые самолёты…
avatar
Кстати, вот ещё фотошоп на тему вундерваффе)).
  • akos
  • 0
avatar
Ох, господа, агрегаты подобных размеров, по моему скромному мнению, только с воздуха в окопы сбрасывать)
Отдельно порадовал немецкий АТ-АТ.)
  • Lee
  • 0
avatar

Простите за такую большую фотку, уж очень она мне нравится. Ввернул её здесь.
avatar
Скажите, а как сюда (в комментарии) фотки вставлять?
avatar
так же как и везде тегом IMG. загружать их в коментарии правда нельзя.
avatar
По статье, не сказал бы, что идея танка показала себя не с лучшей стороны. Собственно, только благодаря танкам и стала возможной победа Антанты в ПМВ. Тактического выхода из позиционного тупика союзники, в отличие от немцев, найти не смогли, зато нашли технический. После окончания ПМВ масштабных боевых действий на суше без применения танков никто представить уже не мог.
Несовершенство первых танков объясняется не только недостаточным уровнем развития техники, но и главным предназначением — прорывом позиционной обороны, для самостоятельных действий танки не предназначались, только англичане постороили такой тип танка — MkA «Уиппет», но их построили всего 200, для сравнения, всех ромбовидных тяжёлых танков серий Mk I — V более 3000.
avatar
Коллега, вы забываете про «Panzer Werbluder» — шагающий танк, применявшийся для уничтожения белорусских партизан под командованием Дениса Давыдова :))) Вот кстати статья, на которую ссылается автор поста.
avatar
Робин гад забыл уточнить гусарское звание Дениса Давыдова…
avatar
Как говорят в таких случаях — простите, не сдержался :)
А что касается «Panzer Werbluder», так, по моему скромному мнению, это есть результат глубокой модернизации первого немецкого танка A7V (об этом безусловно свидетельствует форма корпуса данной машины), произведённой путём замены гусеничного шасси подвижными механическими опорами типа «ноги» и замены орудийного каземата с 57 мм орудием, комплексом вооружения в выносном модуле типа «голова».
Во избежание неадекватной оценки психичесого состояния автора данного поста, к вышесказанному стоит относиться с чувством юмора степени не менее средней :)
avatar
«Результат глубокой модернизации первого немецкого танка A7V при помощи фотошопа»)
avatar
Ну корпус этого чуда и правда на корпус A7V похож :) первый немецкий танк был весьма оригинальным.
avatar
Не менее оригинальным чем название «Werbluder», мистическим образом исчезнувшее из всех словарей после наименования танка. Звучит хорошо :)
avatar
Наверняка они несколько разновидностей танков планировали выпустить. Одногорбый верблюдер с одной башней, двугорбый верблюдер с двумя)
avatar
avatar
это что за помесь вархаммера и советского паровоза?)))
avatar
забавно, всегда думал, что этот железый капут фашистский танк… и уж никогда бы не подумал что он на пару…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.