Паровая подлодка Великой войны

Изучая историю войны на море, наткнулся на довольно интересный образец техники начала 1900-х годов. А именно — подводную лодку с паротурбинными двигателями.
Паровая подлодка Великой войны
Развитию подобного судна способствовала концепция Адмиралтейства об субмарине, способной вести бой в составе эскадры надводных кораблей. Причем, судя по меняющимся инструкциям, никто точно не представлял суть этой концепции.Предполагалось, что они будут действовать совместно с надводными кораблями Гранд-флита и участвовать в генеральном сражении с Кайзеровским флотом. И если изначально судно проектировали как подводную лодку для сопровождения эскадры, то потом ее стали использовать как дальний разведчик.
так же толчок к продвижению этой конструкции придали слухи о том, что кайзеровская Германии активно и успешно ведет разработки подобных лодок, хотя Германия придерживалась другой стратегии использования подлодок — как одиночного охотника на суда и конвои, либо в составе группы субмарин, но ни как не совместно с крупными надводными силами. Подобная концепция себя не оправдала. как то, например во время сражения в Гельголандской бухте была сделана попытка применить легкие силы и подлодки совместно, в результате лодка HMS E6 едва не поразила торпедой легкий крейсер HMS Lowestoft, а эсминцы трижды атаковали свои собственные ПЛ. Этот случай показывает что никакого представления о том, как именно флотская подводная лодка должна взаимодействовать с надводным флотом, у руководства флота в тот момент не было. Но слухи о том что у противника есть таки лодки и он как то их собирается использовать сделали свое дело, и Адмиралтейство сделало заказ на разработку, видимо по принципу «пусть будет, а зачем — потом разберемся».

Итак, перед Первой мировой войной командование флота поставило перед Отделом кораблестроения Адмиралтейства задание создать «эскадренную субмарину» — подводную лодку, способную действовать совместно с надводными кораблями. Для этого было необходимо, чтобы лодка могла развивать надводную скорость хода не менее 21 узла. Изначально от предложения установить на субмарину паровые турбины отказались — как результат у судна резко возрастали размеры и водоизмещение.

В апреле 1915 года инженеры компании Vickers, поняли, что требуемая 21-узловая скорость с дизельным двигателем достигнута не будет и предложили Адмиралтейству проект подводной лодки с паровыми турбинами. В этот раз проект был принят и одобрен. В итоге, объединив ранний проект 1913 года и проект Vickers, главный конструктор флота сэр Юстас д'Эйнкорт разработал проект подводной лодки типа «К». В июне 1915-го Vickers заказали K3 и K4, а через два месяца, в августе, государственным верфям и различным судостроительным компаниям был выдан заказ еще на 10 лодок. В 1916-м были заказаны еще 8 лодок, но построили только 3.

У новой лодки запас плавучести составлял 32,5% что было чрезмерно много (для чтобы погрузиться, лодке надо было принять почти 600 тонн воды.) Максимальная глубина погружения равнялась всего 200 футов (или 60 метров), что считалось достаточным, так как лодки задумывались для войны в мелководном Северном море. из за необходимости принимать большой балласт, у лодок типа К была предрасположенность резко «нырять», что могло привести к катастрофическим последствиям.

В надводном положении применялись два турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 10500 л.с. (На лодках, построенных фирмой Vickers, устанавливались турбины системы Парсонса, на все остальные — типа Браун-Кертисс.) Пар обеспечивали два паровых котла системы Ярроу, отапливавшиеся нефтью. Рабочее давление пара — 16 атм. При движении в надводном положении воздух в котельную нагнетался четырьмя вентиляторами, а выхлоп из котлов выводился через две дымовые трубы. Перед погружением пар стравливался, вентиляторы закрывались грибовидными колпаками, а трубы складывались.

Паровая подлодка Великой войны
(К-22(бывшая К-13) в процессе складывания труб)

Для движении под водой были установлены 4 электромотора по 360 л.с. Электромоторы работали от аккумуляторной батареи.Батарея была разбита на три секции и размещена в 2 носовых отсеках (2-м и 3-м)

Также в отсеке электромоторов находился дизель-генератор мощностью 800 Л.С. Он был необходим для запуска турбин, а также как резервный двигатель на случай отказа паровых установок.

Так как в то время Адмиралтейство рассматривало торпеды лишь как вспомогательное оружия субмарины необходимое для добивания остановленных судов лодка несла так же мощное артиллерийское вооружение состоявшее из универсальной 4-х дюймовой пушки и двух орудий калибром 102 мм. Торпедное вооружение состояло из 4 носовых и 4 траверзных торпедных аппаратов (кстати наличие травезных аппаратов не добавляло прочности корпусу, а это весьма критично для субмарины).

Так какая же судьба была у этого необычного проекта подводного корабля? Из-за огромного количества недостатков и инженерных недоработок большое количество этих лодок было повреждено или потеряно в результате различных аварий и несчастных случаев. Среди моряков считалось несчастьем попасть на лодки типа К. Вот что писали различные матросы и офицеры о этих субмаринах.
«Too many damn holes!» — и действительно. при наличии дымовых труб, вентиляторов и других вентиляционных отверстий герметичность лодки оставляла желать лучшего, и если экипаж был неопытен и не подготовлен то в случае если какой либо из клапанов не был закрыт — лодку ждала катастрофа.(Например лодка К-13 затонула в результате неисправности одной из заглушек вентилятора, или по другой версии из-за халатности дежурного офицера)
«Подводные лодки типа К отличаются скоростью эсминца, маневренностью линейного корабля и оборудованием мостика, как на торпедном катере» — из-за большой длины и слабого рулевого механизма эти лодки обладали весьма низкой маневренностью.
«Это звучит совершенно фантастически, но уже после окончания войны, когда всем это было давно ясно, и было получено несколько болезненных уроков, была достроена еще одна лодка этого типа"

Как мы видим тем кто ходил на этих лодках в море они не казались хорошими кораблями, в отличие от Адмиралтейства, которое считало создание этих лодок своим огромным успехом. По официальной истории Адмиралтейства "… Ни одна другая страна не смогла создать то, что сделали мы..". В этом они безусловно правы.
За время службы лодки типа К претерпели огромное количество аварий и катастроф. они тонули, зарывались носом в дно при резком погружении, их таранили надводные корабли при попытки идти в одном строю, всего не перечислишь, приведу пример наиболее ярких и показательных катастроф.

Авария K13

29.01.1917-го K13 (командир лейтенант-коммандер Годфри Херберт) выполняла испытание на погружение. Дежурный инженер-лейтенант включил табло «Котельное отделение загерметизировано», доверившись сигнальным лампочкам и не проверив, опустились ли крышки до упора, в результате лодка пошла под воду с открытыми крышками котельных вентиляторов. Из-за затопления K13 начала проваливаться на глубину, несмотря на попытки продуть все цистерны и сброс аварийного киля, в итоге кормовые отсеки заполнились водой и лодка легла на грунт. В носовых отсеках выжило 31 человек. Командир с еще одним офицером попробовали выйти на поверхность, используя боевую рубку как шлюзовую камеру. Один из них погиб, второму удалось всплыть.

Благодаря усилиям экипажа подлодки HMS E50 и спасательных служб удалось сначала подсоединить шланг воздуха высокого давления к патрубку на корпусе K13. Затем спасатели смогли вытянуть нос подводной лодки к поверхности и прорезать в прочном корпусе отверстие и спасти людей. выживший экипаж провел в затопленной субмарине 55 часов и выжил лишь благодаря высокой выучке.
Что интересно, после этого случая в Королевском флоте был положен запрет на номер 13 в обозначении кораблей.

«Бой у острова Мэй»

Ночью 31 января 1918 года часть сил флота вышли в море. В составе эскадры шли 2 группы лодок по 5 субмарин. Все корабли шли без огней. Соблюдалось строжайшее радиомолчание, чтобы сохранить выход в тайне от немцев.
Неожиданно на К-22 (бывшей К-13) заклинило руль, и она круто повернула вправо. В результате она столкнулась с K14, четвертой лодкой в колонне. Лодки получили серьезные повреждения и не могли освободится друг от друга.
Через некоторое время подошли крейсера. А так как огни были погашены, а радиообмен запрещен, то командиры судов не могли знать что на их пути находятся 2 аварийные лодки. Лишь по счастливой случайности корабли не протаранили субмарины.
К-17 развернулась на обратный курс чтобы выяснить что стало с остальными лодками, разминувшись с первой группой она попала под удар крейсера, возглавлявшего вторую группу субмарин. В результате крейсер был поврежден, а лодка разрезана пополам ударом и моментально затонула. из за столкновения строй был сбит, и К-6 обходя поврежденный и остановившийся крейсер протаранила К-4, которая так же затонула в считанные минуты.
В результате столкновений две лодки типа К были потоплены, три получили тяжелые повреждения получили еще три и был поврежден легкий крейсер.
Этот инцидент вошел в историю как «бой у острова Мэй» в котором без вмешательства противника было потеряно несколько кораблей.

Итоги

Никаких выдающихся побед во время Первой мировой войны эти субмарины не одержали. в основном они выходили на дежурства в роли охотников за немецкими субмаринами, где по задумке должны были в подводном положении ждать, когда перед их прицелом появится всплывшая немецкая лодка. такое событие случилось лишь однажды и окончилась ничьей.

Можно считать что создание подобной лодки было провалом Адмиралтейства. Аварии, недоработки, ужасные условия обитаемости и эксплуатации привели к тому что служба на этих субмаринах воспринималась как несчастье, сами лодки матросы считали «проклятыми».
В результате развитие получили более традиционные дизель-электрические субмарины, а лодки типа К остались в истории как некий неудачный пережиток уже уходящей паровой эпохи.
Паровая подлодка Великой войны
На этом я хочу закончить рассказ об этих пусть и неудачных, но необычных и интересных кораблях. Если читателям понравится, то в дальнейшем могу написать о дальнейшей судьбе лодок типа К, которая тоже достаточно интересна и необычна. На базе недостроенных лодок был создан подводный линкор М1, один из первых подводных авианосцев М2 и минзаг М3, судьба которых тоже была безрадостна, ведь они все равно в душе были «лодками типа К».

(при написании статьи была использована информация из книги Д.Эверита «Подводные лодки типа К». кому интересна тема кораблестроения весьма рекомендую, книга написана довольно интересно и легко читается)

8 комментариев

avatar
Интересно. Плюс.
avatar
Если читателям понравится, то в дальнейшем могу написать о дальнейшей судьбе лодок типа К, которая тоже достаточно интересна и необычна.
Конечно же!
+
avatar
Спасибо +
avatar
Спасибо, интересная статья. +
avatar
Спасибо! Очень интересно!+
avatar
Спасибо.
avatar
Очень интересно!+ интересует дальнейшая судьба типа лодок К!
avatar
Вы изволили собирать диковинки и сие есть похвально. Хотя сразу несколько неточностей. Универсальная 4х дюймовка и остальные 102мм, это все одни и теже пушки. Бардак в адмиралтействе был жестокий, но все таки 23 узла надводного хода для ПЛ, очень неплохо. Проблемы с лодками, тут много факторов, как явные просчеты(низкие трубы и недостаточная жесткость кормы и заклинивание рулей). Так и проблемы с новейшими приборами, дистанционное управление и сигнализация, которые еще не одно десятилетие доводить. Хотя главный просчет это идея использования которая полностью бессмысленна… Для себя собираю паровые лодки и будет проект паровой(полностью паровой) лодки. Хотя и сам застрял… Малая лодка 400-450 тонн, по минимуму параметры 13-15узлов/7, дальность на 6 узлах 1000миль (из Артура во Владик бегать), подводная 42мили на 3х узлах. 2 носовых ТА и 4 торпеды. Уже давно есть и несолидно. Чудовище в 2000тонн паро-электрическое тоже есть и все разумно. Но надо чет нормальное в 700-900 тонн, но нужна маневренность, а у паровичков тут не очень да и смысла невидно…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.