Броненосцы-тараны

В 1860-х годах на флоте произошла победа брони над ядром. артиллерийские орудия того времени не могли бороться с возросшим бронированием судов. Достаточно вспомнить первый в истории бой бронированных кораблей — «Монитора» и «Вирджинии», которая закончилась ничьей — так как орудия противников не смогли пробить броню друг друга. Но до этого, «Вирджиния» таранным ударом успешно потопила шлюп «Камберленд».
Позже, в сражении при Лиссе в 1866 году, когда в хаосе боя, австрийские корабли пытались таранить итальянские. И хотя все это броуновское движение особых результатов не приносило, в итоге они смогли загнать итальянский броненосец «Ре д’Италия» под таранный удар флагмана австрийской эскадры. в результате итальянский корабль моментально затонул от полученных повреждений.
Несмотря на то, что бой при Лиссе был по сути хаотичной свалкой кораблей в ближнем бою и показал не самый удачный пример морского боя, но после него таран надолго стал считаться основным оружием броненосных кораблей. Некоторые адмиралы всерьез предлагали сделать таран основным и единственным видом оружин на корабле, и лишить броненосцы артиллерии, чтобы капитан не отвлекался на стрельбу от единственно верного вида атаки — этакое «возвращение в славные античные времена», в духе греко-персидских войн.
Теперь перейду к конкретным примерам.
Броненосцы-тараны
«Хотспур» до модернизации.
Первым британским специально построенным броненосным тараном стал Hotspur. Это был классический представитель этого вида кораблей. Было решено, что артиллерия на подобных судах играет лишь вспомогательную роль, и поэтому было решено ограничить ее одной носовой установкой основного калибра, и незначительным количеством вспомогательной артиллерии. Так как считалось, что применение главного калибра будет необходимо только в случае провала основной стратегии (то есть промахе при таране), и то при определенных углах прохода мимо вражеского корабля, а так же от того, что вращающаяся башня не выдержала бы удара при таране, то на корабль было принято решение установить артиллерийское орудие в невращающемся каземате с 4 амбразурами. Каждая амбразура обеспечивала стрельбу в секторе 60 градусов. характерно, что орудие не имело возможности вести огонь прямо по курсу. Это было следствием исследования адмиралтейства, которое показало, что передняя палуба обладает недостаточной прочностью, чтобы выдержать воздействие пороховых газов при стрельбе по курсу.
Броненосцы-тараны
схема главного орудия броненосца
Броненосцы-тараны
на фото виден способ зарядки орудия.
Главный калибр броненосца составляло 1 дульнозарядное 305-мм орудие (25 тонное по британской морской классификации) на поворотном станке горизонтально скользящего типа на бортовом штыре. вспомогательная артиллерия состояла из двух 64-фунтовых орудий старого образца, которые были переделаны из гладкоствольных в нарезные путем установки нарезного вкладыша.
Броненосцы-тараны
64-фунтовая пушка
Бронирование этого корабля на момент спуска на воду считалось вполне хорошим. броневой пояс толщиной от 203 до 280 мм тянулся на 1,5 метра ниже ватерлинии по всей длине корпуса, а у форштевня расширялся и тянулся в нос, для укрепления тарана. Перекрывавшая пояс броневая палуба имела толщину 64 мм в носу, 70 мм в средней части и 51 мм в корме, внутри корпуса проходил овальный броневой бруствер толщиной 203 мм, прикрывающий основание башни, дымоходы и сходные люки. Поверх бруствера шла верхняя палуба в 25-38 мм, так что корабль был хорошо защищенным от навесного огня.
Уже на момент начала службы, в 1871 году, он вызывал сомнения в своей боевой ценности. Его высоко оценили в Адмиралтействе при закладке, но по мнению офицеров флота «это была самая бесполезная боевая единица на линии баталии за всю историю..». Так же служба показала, что корабль обладает более чем посредственной мореходностью — в первую очередь из за низкой посадки носа. В 1883 году была проведена его глобальная модернизация. Корабль получил новые котлы, броню нового типа, орудийный бруствер был заменен на вращающуюся башню (хотя огонь вперед по курсу был все так же невозможен, ввиду слабости палубы). орудие было заменено на две 305-мм пушки нового типа. Устаревшие еще на момент установки 64-фунтовые пушки были заменены на новые казнозарядные орудия калибра 152-мм. Были так же добавлены скорострельные пушки малого калибра на марсовых площадках, для защиты от миноносцев. Рубки были расширены, были добавлены жилые надстройки. Несмотря на все эти модернизации, приспособить устаревший корабля для ведения современных боевых действий это не помогло, и всю оставшуюся свою службу броненосец провел в резерве и в 1904 году списан и сдан на металл.
Броненосцы-тараны
«Хотспур» после модернизации
Дальнейшим развитием таранных броненосцев стал вступивший в строй в 1874 году «Rupert». От «Хотспура» он отличался увеличенным на 1400 тонн водоизмещением, увеличенной осадкой, более мощной броней и артиллерийским вооружением (2х254 мм против 2х305 у «Хотспура»). Так же новый броненосец получил вращающуюся башню для орудий главного калибра — по видимому инженеры все таки решили, башня выдержит сотрясение при таранном ударе. Но так же как и на предыдущем броненосце, стрелять прямо по курсу не было возможности — этому мешала стоящая впереди фок-мачта. Парусное вооружение предназначалось для сохранение хода при поломке машины. Но основным недостатком фока было то, что из за нее корабль зарывался носом в воду, а в целом от парусов было мало толку, поэтому в рапортах указывалось, что "… мачта не стоит затрат на ее сохранение..".
Броненосцы-тараны
фото «Руперт»
Общая характеристика корабля была неутешительной. Артиллерийское вооружение устарело еще на момент установки. «Руперт» был последним кораблем британского флота на котором были установлены 64-фунтовые дульнозарядные орудия. Артиллерия главного калибра так же была дульнозарядной. Машина выдавала вместо планируемых 14 узлов максимум 12. Единственное что его отличало в лучшую сторону — это тяжелое бронирование. 2 рубки управления (в середине корпуса, с каждого борта) были выполнена из 305 мм брони- такого не было ни на одном корабле флотов других стран.
В 1891 году стало понятно, что оставить такой корабль в строю можно только произведя полную реконструкцию. Дульнозарядные орудия были заменены новыми казнозарядными 9,2" (234мм). в корме разместили 6" орудия последней модели вместе с четырьмя 6-фунтовыми и шестью 3-фунтовыми скорострельными пушками. На верхних надстройках разместили малокалиберные картечницы. Изменения коснулись так же машин, которые позволили достигнуть требуемых по проекту 14 узлов. Хотя это вызвало добавочный вес, который вызвал увеличение осадки на 0,75 м, в следствии чего кормовые торпедные трубы за грот-мачтой оказались под водой, а высота надводного борта уменьшилась до 1,8 м. Чтобы исправить это положение, запас топлива снизили с 550 до 390 т, а кормовые угольные ямы для возможности действия кормовых аппаратов оставляли пустыми. Так же улучшили обитаемость жилых отсеков.
Однако несмотря на все попытки модернизировать корабль почти все время провел в резерве или в охране портов. Продан на слом в июле 1907 г. за 11355 фунтов стерлингов.
Дальнейшим развитием броненосных и таранов стали броненосцы типа Conqueror.
Броненосцы-тараны
Палуба броненосца «Конкеррор»
Было спущено на воду 2 судна этого типа, HMS Conqueror и HMS Hero. Главный калибр составляли казнозарядные 12-дюймовые пушки с длиной ствола в 20 калибров. Они стреляли снарядом весом в 714 фунтов (323 кг) и могли пробить 10 дюймов брони при угле касания снаряда близком к 90°, и намного меньше в случае значительно более вероятного косого попадания. Однако они имели все теже недостатки что и орудия на предыдущих кораблях-таранах. при выстреле прямо по курсу они наносили повреждения палубе пороховыми газами, а при выстреле в сторону кормы — страдали надстройки. В итоге оптимально пушки могли стрелять на траверзе, в секторе 45 градусов. меньшие орудия предназначались для небольших и маневренных целей, а так же для защиты от миноносцев. Так же корабль нес 6 торпедных аппаратов.
Корабль служил в обороне портов, или стоял в резерве. 6 раз принимал участие в маневрах, но в виду плохой мореходности всегда был возле берега. с 1902 года стоял на приколе. В 1907 году сдан на слом.
Концептуальным развитием Conqueror-а и последним в линейке английских броненосных таранов стали броненосцы типа Victoria. Это были самые большие, океанские тараны. было спущено на воду два корабля Sans Pareil и Viktoria. Предыдущий класс «Конкерор» считался в Адмиралтействе «почти идеальным кораблем», если не считать ограниченную мореходность и слабое артиллерийское вооружение.
Броненосцы-тараны
Конструкция броненосцев типа «Виктория» являлась прямым развитием броненосцев типа «Конкерор», но большего водоизмещения. Полное водоизмещение новых броненосцев превысило 11000 тонн.
Броненосцы-тараны
фото «Виктории»
Вооружение
Основное вооружение броненосцев типа «Виктория» состояло из двух 412-мм нарезных орудий.Скорострельность их была чрезвычайно низкой, и составляла 3-5 минут при оптимальных условиях. Так же производство подобных орудий было чрезвычайно сложно для промышленности того времени, в результате чего орудия имели множество недостатков.Отмечалась ненадежность самих стволов. Полноценный отстрел для выяснения ресурса так и не был произведен, и моряки имели лишь теоретическую установку о том «что орудие выдержит определенное количество выстрелов». так же поступали жалобы на механизмы наводки. В результате модернизаций и доводок получилось так, что каждое орудие стало по своему уникальной конструкцией.
в качестве вспомогательной артиллерии в кормовой части кораблей, в барбетной установке, было расположено 250-мм орудие. Эта пушка перекрывала кормовой сектор, скорострельность составляла порядка 1 выстрела в 2 минуты. В кормовой надстройке броненосцев типа «Виктория» были установлены двенадцать 152-миллиметровых орудий. Для защиты от миноносцев, корабли несли по двенадцать 6-фунтовых пушек. На случай промаха при таране или для защиты самого корабля от угрозы тарана неприятеля корабль нес 6 356-мм торпедных аппаратов.
«Виктория» вступила в строй в 1890 году. В 1891 году была включена в состав Средиземноморского Флота (Британия имела обыкновение отправлять в этот на тот «свой личный бассейн» все суда, которые не оправдали надежд Адмиралтейства или уже устарели). Зимой 1892 года у Платеи, во время торпедных учений на мелководье, села на мель из-за ошибки лоцмана. Снята с мели при помощи разгрузки, и отремонтирована на Мальте.
22 июня 1893 года, «Виктория» принимала участие в маневрах британского Средиземноморского Флота у побережья Триполитании. Державший флаг на «Виктории» вице-адмирал сэр Джордж Трайон построил эскадру в две параллельные колонны, одну из которых возглавил лично. Завершая маневры, он решил провести сложный маневр одновременного перестроения — по сигналу, обе параллельные колонны должны были последовательно повернуть навстречу друг другу, и затем лечь на обратный курс.
При выполнении этого маневра, адмирал Трайон допустил ошибку, неверно оценив дистанцию между колоннами. Командующий второй колонной контр-адмирал Альберт Маркхэм считал, что колонны расположены слишком близко друг к другу, чтобы предлагаемый маневр был безопасен. Он сообщил об этом сигналом на флагман; однако, Трайон по-прежнему полагал, что расстояние между колоннами достаточно, и приказал начать выполнение маневра. Адмирал Маркхэм был вынужден подчиниться приказу, предположив, что Трайон, вероятно, имеет какой-то план действий.
В результате совершающий разворот броненосец Маркхэма — «Кэмпердаун» — таранил «Викторию», ударив её в борт. Таран «Кэмпердауна» пробил огромную дыру в подводной части «Виктории». Так как в попытке избежать столкновения, Маркхэм в последний момент дал задний ход, вскоре после удара «Кэмпердаун» выдернул таран из борта «Виктории», открыв пробоину для воды. Очень скоро волны начали переливаться через низкий надводный борт «Виктории». Менее чем через тринадцать минут после столкновения, «Виктория» опрокинулась на борт и затонула.
Единственное фото катастрофы "Виктории"
катастрофа «Виктории»
«Санс Парейл» вступил в состав флота в 1891 году, но вслед за этим был выведен в резерв для экономии средств. В 1892 вновь укомплектован; до 1895 служил на Средиземном Море. После разукомплектован, переоборудован в корабль береговой обороны в Ширнессе. В 1900 году вновь снаряжен для службы, модернизирован, и служил в качестве корабля береговой обороны до 1904 года. В 1907 списан на лом.
«Виктория» и «Санс Парейл» были последними океанскими таранными кораблями, когда-либо построенными.
Однако, едва ли можно было счесть эти корабли особо удачными по конструкции. Построенные исходя из требований боя на ближней дистанции и концентрирования основной огневой мощи в носовой части, для содействия таранной атаке, они имели мощное, но ненадежное, очень медленно стреляющее основное вооружение.
Главное же — сама по себе идея таранного броненосца стремительно устаревала. Развитие морской артиллерии в 1880-ых вновь восстановило пушку как основное оружие войны на море.
Броненосцы-тараны
Виктория на данный момент. Из-за характерного таранного бивня, корабль затонул вертикально вниз и воткнулся в грунт на дне на глубину 30 метров. На данный момент остов корабля стоит на грунте строго вертикально и многие дайверы совершают погружение к его винтам.

15 комментариев

avatar
Хорошая статья! Хотя и только по «англичанам». Таранное безумие наложило свой отпечаток на архитектуру корабля во всех классах. Даже паровые катера строились с тараном. Хотя никакой практической необходимости не было. "+" Вам и продолжайте Ваши исторические публикации!
avatar
Спасибо! Да, тараны строились во многих странах, но тут сказался максимально допустимый объем статьи. даже по англичанам пришлось кое что урезать чтобы уместилось. В следующей статье как раз опишу подобные проекты других стран.
avatar
режьте
avatar
Спасибо за новую информацию!
+
avatar
Господа, я прошу прощения что не по теме вопрос, подскажите плиз как выложить продукцию на барахолке стимпанкера? рейтинг вроде уже позволяет, я с чего начать не пойму.+
avatar
1. Заходите на сайт.
2. Открываете нужный блог (в данном случае--Наши пользователи/Блошиный рынок
3. Щёлкаете на кнопку «читать» (под рейтингом блога).
Вы подключены.
При создании следующей публикации нажмите на окно «В какой блог публикуем?»--выскочит список блогов, к которым вы подключены (в данном примере у вас будут два: ваш личный и «Блошиный рынок»).
Щёлкаем на нужный («Блошиный рынок»), создаём топик, публикуем--готово!
Последний раз редактировалось
avatar
ок спасибо, сейчас опробую.
avatar
еще раз спасибо, выручили.
avatar
Большое спасибо за статью!+
avatar
Плюс
avatar
Интересная статья! +
avatar
Спасибо, просветили! +
avatar
Интересная статья! +!
Спасибо!
avatar
Очень интересная статья! Полез читать про «Викторию» и набрёл на интересный материал wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2007_03/ почитал и посмотрел фото, у меня работа просто отдых(наладка и ремонт пром.оборудования) по сравнению с той какая выпала парням на этих судах.
avatar
тащусь от броненосцев! Занятная статья, Спасибо и плюс от меня…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.