Ионофон
Началось с того, что я собрал ионофон как забавную игрушку, о которой бы, скорее всего все забыли через полгода. Чтобы этого не произошло я решил сделать для него интересный корпус, который бы сделал игрушку ещё и арт объектом. К стимпанку я питаю нежные чувства, поэтому и сделал его в этом стиле. Получилось вот такое устройство:
Далее я постараюсь более или менее полно изложить процесс изготовления.
Как я уже говорил, начиналось все с макета устройства без какого-либо особого дизайна, просто все детали на куске акрила и отдельно блок питания с довольно мощным трансформатором.
В ходе размышлений родился концепт устройства, схожего с граммофоном, стоящий на лапах аки старинная ванна и с электродами, находящимися в стеклянной колбе, чтобы было видно дугу. Последнее, кстати, явилось принципиальным просчётом, так как акустика у такой колбы очень плохая и вносит в звук значительные искажения. Однако, в этом устройстве внешний вид оказался важнее изначально содержимого.
Немного о вешнем виде. Я довольно негативно отношусь к «обклеиванию шестерёнками» вещей. Да, вспомним незабвенную песенку «Just glue some gears on it and call it steampunk!», там всё правильно изложено. Нужно руководствоваться эстетикой викторианских вещей, где нет ничего лишнего. Я постарался сделать именно так. Естественно, я выражаю исключительно своё мнение, которое никому не навязываю.
Начал я с лап. Мне очень хотелось сделать их из латуни и запатинировать, но, к сожалению, у меня не было оборудования для её плавки. В муфельной печи с нихромовым нагревателем латунь плавить не стоит — печь выдержит не слишком много плавок. А газовой печи или какой-либо другой у меня пока нет. Поэтому я пошёл по другому пути, который был неверным, но зато был получен опыт. Лапы делались из алюминия по выплавляемым моделям. Модели делал из парафина, путём заливания его в форму из силиконового герметика. Эту форму я сделал так — из пластилина вылепил мастер-модель, которую обмазал слоем герметика 3-5 мм толщиной. Когда герметик застыл, я надрезал форму с одной стороны, вытащив пластилин. Кстати, герметик растворяет пластилин, очистить от него форму можно, но неприятно. Далее форма связывалась ниткой, чтобы парафин не вытек и помещалась в ковш с холодной водой, где и происходила заливка парафина. Благодаря холодной воде отливка быстро остывала, и я доливал парафина, так как усадка у него дичайшая. Далее делались дополнительные элементы, такие как канаолы для выхода воздуха и когти, которые не проливались. После этого, «восковка» помещалась в раствор гипса напополам с песком, который и служил формой. Выплавить, правда, такую модель не получалось — как только парафин плавился, он сразу же впитывался гипсом из которого позже просто испарялся и выгорал (я досушивал формы в печи).
Вот фото процесса получения лап:
После получения отливок и срезания лишнего, я попытался нанести на них слой меди и покрыть его зелёной патиной. В принципе, это у меня получилось:
Но, увы, это был первый опыт в гальванике и опыт неудачный. Коррозия под слоем меди привела к её отпадению. Лапы пришлось зачистить и покрасить в чёрный матовый цвет.
Далее я принялся за изготовление самого корпуса. Стенки сделаны из фанеры, по верху и по низу проклеен профильный брусок, понятия не имею для чего такие идут, нашёл в строительном магазине. На стыки фанерных стенок приклеил выточенные на токарном станке элементы, у которых вырезал четверть. Получилось так:
После этого, я отрезал кусок железного листа, на который укрепил все необходимые детали, блок питания теперь находится в одном корпусе с ионофоном. Да, кстати, в листе я потом наделал отверстий для выхода горячего воздуха. В передней стенке я сделал отверстие для «заводной» ручки, которая на самом деле просто нажимает выключатель эксцентриком. После этого я покрыл корпус морилкой:
Затем, я занялся верхней пластиной. Это латунь, примерно 1.5 мм в толщину, на ней я вытравил узор (всем известный ЛУТ). Впадины были закрашены чёрным, а сам лист отшлифован мелкой наждачкой. На листе установлены разрядник (эбонитовая основа, железные держатели и электроды из вольфрама) и стойка для трубы из куска чего-то жёлтого и очень твёрдого (кто его знает, что мне на самом деле попалось).
После этого я занялся трубой. Выкройку я вычертил в Компасе. К сожалению, она не сохранилась, основные работы по ионофону я проделал два года назад, и после смерти старого ноутбука некоторые файлы были утеряны. Труба была сделана из листа латуни толщиной 0,6 мм по выкройкам. Первоначально я хотел нанести на два самых больших колена трубы узор ЛУТ-ом, но в решил отказаться от этой затеи в пользу скорейшего завершения давно висящего на мне проекта. Поэтому я просто хорошо зачистил и заполировал трубу снаружи. Изнутри заполировано только последнее колено, остальные прокрашены чёрным, так как хорошо заполировать внутри было невозможно. Колбу я хотел сначала использовать от мощной лампы накаливания (300-500 Вт), несколько таких удалось добыть (сгоревших) на местном АТП. Однако, стело лампы очень тонкое и имеет премерзкую акустику, кроме того, как-то раз на ионофон летом упал вентилятор, полностью уничтожив колбу. Лишь недавно я нашёл подходящую замену в виде химической круглодонной колбы, которая больше диаметром и толще стеклом, хотя звучит она тоже плохо. Зато с ней всё получилось отлично. Кроме этого была ещё сделана дубовая накладка на стойку трубы, штифт фиксации трубы с ручкой и розетка, прикрывающая отверстие кулера. Она напечатан на 3-д принтере. Увы, сделать её из металла не удалось.
Трубу, я, понятное дело, паял. Использовал молотковый паяльник (200 Вт) и пальчиковые горелки иногда. При обработке трубы использовал дремель с резиноабразивным кругом. Полировал вручную. Получилось вот что:
Надеюсь, что кому-нибудь будет полезен мой опыт строения плохого и очень неэффективного (КПД около 1%) усилителя. Видео делать не очень хочу, боюсь оно разочарует многих. Фонограф Эдиссона работает лучше.
Да и ещё, если кто захочет повторить — не советую подключать ионофон к компьютеру, он создаёт колоссальное количество помех. Я как-то подключил, через секунд 10 комп выдал синий экран. С тех пор я использую старый дисковый плеер, который не жалко.
По многочисленным просьбам добавляю видео работы. Проигрывается Yellow submarine, думаю, что слова различимы неплохо. Как назло, работать не очень хотел. Пришлось затачивать вольфрамовые электроды, только тогда дуга зажглась. Затачивать вольфрам непросто, он очень твёрдый. Точил алмазным бором на дремеле. Сразу прошу прощения за частую перефокусировку. Опыта съёмки у меня нет.
Далее я постараюсь более или менее полно изложить процесс изготовления.
Как я уже говорил, начиналось все с макета устройства без какого-либо особого дизайна, просто все детали на куске акрила и отдельно блок питания с довольно мощным трансформатором.
В ходе размышлений родился концепт устройства, схожего с граммофоном, стоящий на лапах аки старинная ванна и с электродами, находящимися в стеклянной колбе, чтобы было видно дугу. Последнее, кстати, явилось принципиальным просчётом, так как акустика у такой колбы очень плохая и вносит в звук значительные искажения. Однако, в этом устройстве внешний вид оказался важнее изначально содержимого.
Немного о вешнем виде. Я довольно негативно отношусь к «обклеиванию шестерёнками» вещей. Да, вспомним незабвенную песенку «Just glue some gears on it and call it steampunk!», там всё правильно изложено. Нужно руководствоваться эстетикой викторианских вещей, где нет ничего лишнего. Я постарался сделать именно так. Естественно, я выражаю исключительно своё мнение, которое никому не навязываю.
Начал я с лап. Мне очень хотелось сделать их из латуни и запатинировать, но, к сожалению, у меня не было оборудования для её плавки. В муфельной печи с нихромовым нагревателем латунь плавить не стоит — печь выдержит не слишком много плавок. А газовой печи или какой-либо другой у меня пока нет. Поэтому я пошёл по другому пути, который был неверным, но зато был получен опыт. Лапы делались из алюминия по выплавляемым моделям. Модели делал из парафина, путём заливания его в форму из силиконового герметика. Эту форму я сделал так — из пластилина вылепил мастер-модель, которую обмазал слоем герметика 3-5 мм толщиной. Когда герметик застыл, я надрезал форму с одной стороны, вытащив пластилин. Кстати, герметик растворяет пластилин, очистить от него форму можно, но неприятно. Далее форма связывалась ниткой, чтобы парафин не вытек и помещалась в ковш с холодной водой, где и происходила заливка парафина. Благодаря холодной воде отливка быстро остывала, и я доливал парафина, так как усадка у него дичайшая. Далее делались дополнительные элементы, такие как канаолы для выхода воздуха и когти, которые не проливались. После этого, «восковка» помещалась в раствор гипса напополам с песком, который и служил формой. Выплавить, правда, такую модель не получалось — как только парафин плавился, он сразу же впитывался гипсом из которого позже просто испарялся и выгорал (я досушивал формы в печи).
Вот фото процесса получения лап:
После получения отливок и срезания лишнего, я попытался нанести на них слой меди и покрыть его зелёной патиной. В принципе, это у меня получилось:
Но, увы, это был первый опыт в гальванике и опыт неудачный. Коррозия под слоем меди привела к её отпадению. Лапы пришлось зачистить и покрасить в чёрный матовый цвет.
Далее я принялся за изготовление самого корпуса. Стенки сделаны из фанеры, по верху и по низу проклеен профильный брусок, понятия не имею для чего такие идут, нашёл в строительном магазине. На стыки фанерных стенок приклеил выточенные на токарном станке элементы, у которых вырезал четверть. Получилось так:
После этого, я отрезал кусок железного листа, на который укрепил все необходимые детали, блок питания теперь находится в одном корпусе с ионофоном. Да, кстати, в листе я потом наделал отверстий для выхода горячего воздуха. В передней стенке я сделал отверстие для «заводной» ручки, которая на самом деле просто нажимает выключатель эксцентриком. После этого я покрыл корпус морилкой:
Затем, я занялся верхней пластиной. Это латунь, примерно 1.5 мм в толщину, на ней я вытравил узор (всем известный ЛУТ). Впадины были закрашены чёрным, а сам лист отшлифован мелкой наждачкой. На листе установлены разрядник (эбонитовая основа, железные держатели и электроды из вольфрама) и стойка для трубы из куска чего-то жёлтого и очень твёрдого (кто его знает, что мне на самом деле попалось).
После этого я занялся трубой. Выкройку я вычертил в Компасе. К сожалению, она не сохранилась, основные работы по ионофону я проделал два года назад, и после смерти старого ноутбука некоторые файлы были утеряны. Труба была сделана из листа латуни толщиной 0,6 мм по выкройкам. Первоначально я хотел нанести на два самых больших колена трубы узор ЛУТ-ом, но в решил отказаться от этой затеи в пользу скорейшего завершения давно висящего на мне проекта. Поэтому я просто хорошо зачистил и заполировал трубу снаружи. Изнутри заполировано только последнее колено, остальные прокрашены чёрным, так как хорошо заполировать внутри было невозможно. Колбу я хотел сначала использовать от мощной лампы накаливания (300-500 Вт), несколько таких удалось добыть (сгоревших) на местном АТП. Однако, стело лампы очень тонкое и имеет премерзкую акустику, кроме того, как-то раз на ионофон летом упал вентилятор, полностью уничтожив колбу. Лишь недавно я нашёл подходящую замену в виде химической круглодонной колбы, которая больше диаметром и толще стеклом, хотя звучит она тоже плохо. Зато с ней всё получилось отлично. Кроме этого была ещё сделана дубовая накладка на стойку трубы, штифт фиксации трубы с ручкой и розетка, прикрывающая отверстие кулера. Она напечатан на 3-д принтере. Увы, сделать её из металла не удалось.
Трубу, я, понятное дело, паял. Использовал молотковый паяльник (200 Вт) и пальчиковые горелки иногда. При обработке трубы использовал дремель с резиноабразивным кругом. Полировал вручную. Получилось вот что:
Надеюсь, что кому-нибудь будет полезен мой опыт строения плохого и очень неэффективного (КПД около 1%) усилителя. Видео делать не очень хочу, боюсь оно разочарует многих. Фонограф Эдиссона работает лучше.
Да и ещё, если кто захочет повторить — не советую подключать ионофон к компьютеру, он создаёт колоссальное количество помех. Я как-то подключил, через секунд 10 комп выдал синий экран. С тех пор я использую старый дисковый плеер, который не жалко.
По многочисленным просьбам добавляю видео работы. Проигрывается Yellow submarine, думаю, что слова различимы неплохо. Как назло, работать не очень хотел. Пришлось затачивать вольфрамовые электроды, только тогда дуга зажглась. Затачивать вольфрам непросто, он очень твёрдый. Точил алмазным бором на дремеле. Сразу прошу прощения за частую перефокусировку. Опыта съёмки у меня нет.
48 комментариев
Эх. + +
А принцип действия довольно прост. Немного напоминает радио. Из постоянного тока делается переменные ток высокой частоты, который подаётся на повышающий трансформатор строчной развёртки от телевизора (первичную обмотку туда обычно ставят свою 10-15 витков толстого медного провода). На выходе из трансформатора получается очень высокое напряжение (до 20-25 кВ), которое легко пробивает 5-15 мм воздушного промежутка между проводами (чем больше промежуток, тем больше громкость звука). А музыка проигрывается за счёт модуляции этой самой несущей частоты звуком (этим как раз устройство и напоминает радио). Как-то так.
Как боретесь с озоном? Предлагаю использовать для этого тонкую мембрану между колбой и трубой.
Вспомнил почему-то миелофон Булычева…
За сооружение +, но качество исполнения, нужно подтянуть! Всё как-то не аккуратно)
Да, соглашусь, не везде аккуратно. Кое-что откровенно стоило бы переделать. Но я решил завершить проект скорее, или в противном случае он бы ещё пару лет оставался бы в незавершённом состоянии. Я, к сожалению, не располагаю большим количеством свободного времени. А скоро я могу вообще уехать очень далеко и надолго, так что я стараюсь, на сколько это возможно, завершить старые проекты.
У меня только 3 варианта приходят на ум)))
О, земляк!
Попробуйте воспроизводить не mp3, а MIDI. И классику, но не меланхоличную, а «забойную», типа www.midiworld.com/midis/other/beethoven/rondo.mid
А к ПК можно попробовать подключить через разделительный трансформатор.
Люди здесь ценят необычные поделки.
А за работу вам два плюса. ++
+
Арт объект получился на славу. +
Творите еще
А для улучшения звука надо максимально уменьшить объем колбы — это улучшит воспроизведение высоких частот, и увеличить рупор — это для низких частот. Но, учитывая проблемы с нагревом, сделать это малореально.
PS Отдельное спасибо за: .
Стим+Тесла необычно получилось.
Если честно, я и с этим намучился. Половину пришлось править маркером и ножиком, чтобы получить удовлетворительный результат. У меня всегда ЛУТ не очень выходил, поэтому в конечном итоге я и не стал делать травление на трубе, как хотел изначально.