Броненосные тараны Ч.2

продолжая тему таранных кораблей, нашел несколько довольно интересных представителей этого класса.
Считется что первым боем с участием броненосцев был бой «Монитора» с «Вирджинией» в 1862 году на ХЪемптонском рейде. Однако уже в 1861 году, необычный корабль флота КША вступил в строй, и в этом же году принял участие в бою у Хэд-оф-Пасса.
В начале Гражданской войны в Америке, основной состав американского военного флота остался лоялен федеральному правительству, что позволило северянам с самого начала иметь превосходство на море. Конфедерация имела очень слабую промышленность и нуждалась в поставках оружия и материалов из Европы, поэтому морская блокада основных портов Конфедерации осложнила ввоз военных материалов, необходимых южанам.Конфедераты в отсутствии развитого промышленного комплекса, не имея кораблей и кадровых моряков для экипажей, не могли успешно сражаться с флотом северян в открытом бою. Поэтому Юг сделал ставку на создание бронированных кораблей — технической новинки тех времен.
В 1861 году, группа частных лиц в Новом Орлеане приобрела винтовой буксир Enoch Train, для перестройки его в броненосный таран. Прежде, чем перестройка корабля была завершена, конфедеративный флот реквизировал его, и укомплектовал своими моряками. Надстройки и надводный борт буксира были срезаны до уровня ватерлинии, а все что осталось накрыли выпуклым броневым панцирем из железных плит. Броненосец не имел ни мачт, ни надстроек, лишь выступали 2 дымовые трубы, за которыми находилась боевая рубка, а также броневой навес над единственным пушечным портом в носу судна. Получилась бронированная «сигара» наполовину погруженная в воду.
Броненосные тараны Ч.2
Основным оружием стал треугольной таран в носовой части корабля, который был частью конструкции броневого панциря. Выпуклая форма панциря обеспечивала рикошеты снарядов при выстрела с ближней дистанции, что было необходимо во время таранного удара. Вспомогательным оружием стала 64-фунтовая гладкоствольная пушка, установленная под броневым навесом в носу. пушка была предназначена для стрельбы только вперед по курсу, без возможности маневра огнем и была предназначена для выстрела в упор перед таранном ударом.
Бронезащита состояла из железных пластин толщиной 38 мм. Панцирь был шире корпуса буксира, поэтому зазор заполнили досками, что повышало плавучесть, и по задумке должно было спасать корабль от таранных ударов противника.
Силовая установка осталась неизменной, а так как корабль был перегружен из-за брони, то скорость его не превышала 4 узла.
Боевое крещение броненосца произошло 12.10.1861 года. «Манассас» в сопровождении 6 канонерских лодок намеревались атаковать блокадные силы северян. Флот противника, состоявший из винтового корвета «Ричмонд», парусных шлюпов «Винсеннес» и «Преббл» и колесной канонерки «Морская Ведьма» обладала абсолютным превосходством в огневой мощи, поэтому надежды конфедератов были на неожиданную ночную атаку «Манассаса». Северяне по халатности командира эскадры не выставили сторожевых постов, поэтому южанам удалось захватить их врасплох — дозорные «Преббла» обнаружили броненосец когда он был уже в 200 метрах от него. Низкий силуэт «Манассаса» не позволил канонирам с «Преббла» добиться попаданий по нему, и дав полный ход броненосец таранил флагманский корабль «Ричмонд».
Броненосные тараны Ч.2
Из-за крайне низкой скорости судна удар вышел скользящим и не принес никаких результатов, и даже наоборот доставил неудобст команде — из строя вышел один из двигателей. Пользуясь неразберихой, таран медленно отсупил, северяне в это время обменивались залпами с канонерками, и один из снарядов сбил трубу на отходящем «Манассасе».
Весной 1862 года «Манассас» учавствовал в обороне под Новым Орлеаном, где был единственным броненосцем способным вести бой — присланный броненосец CSS Louisiana был не достроен, не способен двигаться и мог играть роль только плавучей батареи. 24 апреля 1862 года флот северян пошел на прорыв, выдвинувшийсяч навстречу им броненосец в неразберихе был принят за неприятеля и обстрелян своими же, после чего был вынужден отойти. Во время боя «Манассас» дважды атаковал суда северян — шлюп «Пенсакола» и фрегат «Миссисипи», но из-за низкой скорости удары были скользящими и не наносили вреда, а в ответ получил несколько бортовых залпов противника почти в упор. Последняя, третья попытка тарана, оказалась более успешной — броненосец смог пробить борт винтового корвета «Бруклин» напротив угольной ямы, а так же произвести выстрел в упор. Но и тут его постигла неудача — пробоина оказалась неопасной, а выстрел был остановлен защитой из мешков с песком. После этого таран отступил. Флот северян одержал победу в этом бою, и двинулся дальше по реке, а броненосец двинулся вслед за ним в надежде атаковать его при удобном случае, но был замечен противником. «Миссисипи» немедленно бросилась на него, и уворачиваясь от удара «Манассас» вылетел на мель. Машина окончательно вышла из строя, и экипаж во избежания захвата судна был вынужден сжечь его.
основные ТТХ CSS Manassas
Класс и тип судна: броненосец
Изготовитель: Алжир, Луизиана
Водоизмещение 387 тонн
Длина 44 м
Ширина 10 м
Осадка 5,2 м
Бронирование: 38 мм
Скорость хода 4 узла
Экипаж 36 человек
Вооружение:
Основноре вооружение: таран
Артиллерия: одно 64-фунтовое орудие

Ни одного изображения или чертежа этого корабля не сохранилось, поэтому о его внешнем виде можно судить лишь по словесным описаниям, которые сильно разнятся между собой.
Броненосные тараны Ч.2
Броненосные тараны Ч.2
Выводы по проекту:
В целом конструкция «Манассаса» была весьма оригинальна, но не удачна. Хотя низкий силуэт и выпуклый броневой панцирь представляли удовлетворительную защиту, скорость всего в 4 узла была недостаточна для действия тараном. Кроме того, броневая защита «Манассаса» была удовлетворительна только против обычных морских орудий того времени; тяжелые пушки Родмана и Дальгрена пробили бы её без затруднений.
Как видим, попытки создать суда, предназначенные для сражения в стиле «старых добрых античных времен», когда основным оружием кораблей был именно таран, были не только у Владычицы морей — Англии, но и у других стран.
Броненосные тараны Ч.2
Еще одним представителем судов подобного класса стал французский броненосец типа Taureau. К сожалению об этом корабле удалось найти очень мало информации, хотя он весьма интересен тем, что является ярким представителем судов подобного класса. Как и «Манассас» внимание он привлекает оригинальным дизайном — большая часть корпуса корабля скрыта под водой, а снаружи он закрыт бронированным панцирем с круглыми обводами — открытыми остались лишь трубы, рубка, пара мачт и бронированная платформа для артиллерийских орудий. всего было создано 5 кораблей этого типа: «Taureau» — спущен в 1863 г., «Cerbere» — спущен 23.04.1868. в строю с 10.1868 гг. Списан в 1887 г., «Belier» — спущен 29.08.1870, в строю с 06.1872 гг. Списан в 1896 г, «Bouledogue» — спущен 26.03.1872, в строю с 1873 гг. Списан в 1897 г и «Tigre» — спущен 9.03.1871, в строю с 08.1874 гг. Списан в 1892 г. и официально числились во флоте как броненосные башенные тараны. Корпуса этих кораблей имели железный набор и деревянную обшивку, а впереди в подводной части был прикреплен трехметровый стальной таран, который и являлся их главным оружием. В качестве дополнительного вооружения были становлены 2 240-мм орудия. Позже, после модернизации были добавлены 4 47-мм пушки, предназначенные для защиты от миноносцев. Головной корабль серии — «Taureau» был оснащен одним 240-мм орудием в барбетной установке. Наостальных кораблях была поставлена уже 2-х орудийная башенная установка, что привело к незначительному увеличению их водоизмещения.
Из-за особенностей конструкции эти корабли отличались низкой мореходностью и плавали, в основном, на рейдах портов.
Броненосные тараны Ч.2
Основные ТТХ:
Водоизмещение 3532 т («Taureau» — 3200 т), размеры 65,6 х 16,4 х 5.7 м («Taureau» 5,3 м).
Горизонтальная ПМ 1800 л.с, 6 котлов, скорость 12— 12.5 узлов. Запас угля 180 т.
Бронирование: пояс 221—179 мм. башня 179 мм, палуба 15 мм.
Экипаж 159 человек.

«Таранная лихорадка» захватывала всех кораблестроителей в то время, что приводило к совсем уже необычны решение. Например одним из таких инженерных «чудачеств» стало создание в Британии таранного миноносца!
Знакомтесь: HMS Polyphemus — британский таранный миноносец.
Броненосные тараны Ч.2
Заказ на постройку «Полифемуса» был выдан 5 февраля 1878 года. 15 июня 1881 года «Полифемус» спустили на воду. Заказ на второй корабль этого типа был сделан 30 декабря 1881 года, однако к постройке не приступали. Ещё один заказ этой же верфи был сделан 6 марта 1885 года, однако постройка корабля HMS Adventure, была отменена 12 августа 1885.
Корабль отличался необычной формой корпуса: узкая невысокая надводная часть переходила в широкую сигарообразную подводную часть. Вместо киля в диаметральной плоскости «Полифемуса» от штевня до штевня разместили железную коробку, в которую укладывалось 360 т чугунного балласта. Коробку при экстренной необходимости можно было сбросить, повысив тем самым плавучесть, для чего следовало выбить пару штырей, крепивших её к корпусу.
Две паровые машины системы компаунд при нормальной тяге развивали мощность 5000 л. с., которую при использовании принудительного дутья в котлы можно было повысить до 7000 л. с. При максимальной мощности скорость хода составляла 18 узлов (33 км/ч), что для корабля такого водоизмещения в начале 1880-х годов можно считать выдающимся результатом. Но из-за особенностей архитектуры корабля (90 % его внутреннего объёма находились под водой) и высокой скорости хода «Полифемус» обладал плохой манёвренностью. Конструкторы попытались решить проблему, установив носовое рулевое устройство (выдвигавшееся), однако эффект от него оказался незначительным
Вооружение состояло из пяти подводных 356-мм торпедных аппаратов: носовым и четырьмя траверзными.Но самым примечательным элементом вооружения на «Полифемусе» стал его таран, причём внутри него располагался торпедный аппарат, крышка которого открывалась наружу.
Броненосные тараны Ч.2
Артиллерийское вооружение состояло из шести 25-миллиметровых двухствольных скорострельных пушек системы Норденфельда, размещённых в легко бронированных башенках. Позже вместо башенок установили 57-мм пушки.
Из новооведений, интересным решением было оснащение корабля лёгкой палубой, вмещавшей ходовой мостик и позиции скорострельных пушек. В случае затопления корабля палуба сохраняла плавучесть, превратившись в два спасательных плота.
Большую часть службы «Полифемус» использовался как опытовый корабль. Так, в 1885 году он предпринял учебную атаку на гавань Каслтаунбера, целью которой было выяснение возможности прорыва миноносца-тарана в Кронштадтскую гавань (ожидалась война с Российской империей). Подходы к гавани прикрывались миноносцами и пулемётным огнём, движение по акватории затруднили установкой боновых заграждений и сетей. Тем не менее, 30 июня «Полифемус» сумел преодолеть позиции «обороняющихся» и вошёл в гавань, легко прорвав боновые заграждения. Несмотря на успех, флот не стал заказывать постройку подобных кораблей. Вероятной причиной тому стал быстрый прогресс в развитии скорострельной артиллерии. В самом начале службы «Полифемуса» орудия, способные пробить его броню, отличались неповоротливостью и низкой скорострельностью — шансы поразить столь быстроходный по тем временам корабль были невелики. Однако это положение сохранялось недолго и развитие скорострельной артиллерии поставило крест на концепции такого корабля. В итоге — «Полифемус» остался единственным таранным миноносцем Королевского флота Великобритании.
Существует гипотеза, что «Полифемус» послужил Герберту Уэллсу прототипом таранного миноносца «Сын грома» упоминавшемся в книге «Войне миров». В пользу гипотезы говорит тот факт, что «Полифемус» был единственным в британском флоте таранным миноносцем.

Соединенные Штаты, всегда интересовавшиеся новинками во флоте, приняли идею «Полифемуса» с энтузиазмом, и создали у себя аналог этого миноносца — USS Katahdin, построенный в 1890-х годах.
Броненосные тараны Ч.2
Конструктивно «Катадин» был весьма близок к «Полифемусу». Американский корабль также имел сигарообразный корпус, почти целиком находящийся под водой. Над водой выступала только броневая палуба, защищенная стальными плитами толщиной от 51 до 150 миллиметров, трубы и боевая рубка. Но, в отличие от «Полифемуса», на котором таран рассматривался как вспомогательное оружие по отношению к торпедам, единственным средством нападения у «Катадина» являлся укрепленный форштевень. Артиллерия? Что вы, каменный век! Только современный таран, и ничего лишнего! Но позже, во время испано-американской войны, видимо как традициям корабль оснастили 4-мя 6-фунтовыми пушками.
Броненосные тараны Ч.2
Заложенный в июле 1891 года, «Катадин» был спущен на воду 4 февраля 1893 года и введен в состав американского ВМФ 20 февраля 1896 года. Практические испытания продемонстрировали ряд существенных технических проблем: несмотря на то, что две паровые машины корабля оказались даже мощнее, чем предполагалось проектом, корабль не смог развить проектной скорости в 17 узлов. Внутренние условия корабля были чрезвычайно некомфортабельными для команды. Кроме того низкий, глубоко сидящий в воде корабль плохо слушался руля.
В результате, корабль, формально принятый флотом в феврале 1896 года, был выведен из состава уже 17 апреля 1897 года и помещен в резерв. Повторно введен в строй он был 10 марта 1898 года, в связи с надвигавшейся испано-американской войной. Корабль был включен в состав Североатлантического Эскадрона и назначен для береговой обороны побережья Новой Англии от возможных рейдов испанских крейсеров. После того, как испанский флот был разгромлен в битве при Кавите 1.05.1898 года 8 октября корабль снова перевели в резерв.
«Катадин» был выведен из состава флота в 1909 году, и переведен в класс опытовых кораблей, с обозначением «Баллистическая экспериментальная цель А». В сентябре 1909 года он был потоплен во время артиллерийских испытаний.
«Катадин» был кораблём устаревшей схемы ещё на момент закладки. Появление скорострельных орудий привело к тому, что вероятность приближения сравнительно тарана для атаки свелась почти к нулю.

5 комментариев

avatar
Спасибо, прочитал с интересом.
avatar
Хорошая статья! Плюс.
avatar
Интересно! Нужное дело делаете! "+"
avatar
Существует гипотеза, что «Полифемус» послужил Герберту Уэллсу прототипом таранного миноносца «Сын грома» упоминавшемся в книге «Войне миров».
Помню плоховато; надо будет перечитать; но вроде как «Сын Грома» на таран пошёл в самый последний момент, уже горящим (почти как капитан Гастелло); а до того он вполне неплохо отстреливался… :-)
На сём прекращаю ворчать и говорю спасибо за статью!
+
avatar
Интересные корабли. Причем, у этих концептов, есть вполне современные «наследники»:
fishki.net/2064651-katera-kitajskih-kontrabandistov.html?mode=recent
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.