броненосные тараны ч.3
К числу таранных броненосцев Российского Императорского флота можно причислить корабли типа Император Александр II.
Хотя по Российской номенклатуре они числились эскадренными броненосцами, их проект являлся подражанием английским таранам типа Viktoria. И если посмотреть на схему судна, то видны все те же обводы корпуса-низкий нос и высоко поднятая корма. Однако отличия от английских судов так же были существенны. Например, основным оружием броненосца стала артиллерия. Броненосцев типа «Император Александр II» вооружили парой 12-дюймовых орудий обр. 1877 года. На «Александре II» эти орудия были установлены в барбетных установках, а на «Николае I» орудия располагались в башнях. Средний калибр был представлен 4-мя 9-дюймовыми орудиями и восемью 6-дюймовыми орудиями. Противоминная артиллерия состояла из 47-мм и 37-мм скорострельных пятиствольных пушек Гочкиса. Восемь 47-мм установок располагались по бортам на батарейной палубе и в походном положении полностью закрывались ставнями, ещё две — в корме на специальных спонсонах. Восемь 37-мм пушек стояли на боевых марсах. Предполагалось, что они навесным огнём смогут поражать машины и котлы неприятельских миноносцев. Торпедное вооружение состояло из 5 подводных торпедных аппаратов.
Броневой пояс простирался по всей длине ватерлинии и состоял из сталежелезных плит высотой 2,59 м; по проекту над водой он возвышался на 1,06 м. В средней части пояса надводная часть плит имела толщину 356 мм, а подводная часть к нижней кромке плавно утончалась до 203 мм. К носу и корме надводная часть плит постепенно утончалась до 305, 254 и 203 мм.
Броненосцы типа «Император Александр II» были разработаны специально для Балтийского флота, а именно для борьбы с кораблями типа «Саксен» Германского флота и «Гельголанд» датского флота.
К числу достоинств проекта относились: полный броневой пояс по ватерлинии, высокий борт, улучивший мореходность и позволявший вести огонь в свежую погоду, увеличенные углы обстрела пушек среднего калибра. Артиллерию ГК на «Александре II» разместили в носовом барбете, на однотипном «Николае I» в двухорудийной башне.Впервые снарядные погреба и пороховые погреба находились непосредственно под артустановками. Это позволило значительно сократить время подачи боеприпасов. Причем в подбашенном отделении имелся прообраз перегрузочного поста более поздних установок. Здесь боеприпасы, поднятые талями из погребов, перегружали в зарядник, который подавал их к орудиям. скорострельность на испытаниях составила 4 мин. 14 сек.
В носовой части «Александр II», единственный из броненосцев русского флота, имел два симметрично установленных торпедных аппарата вместо традиционного одного штевневого. Еще два аппарата располагались побортно и один — в корме.При проектировании корабля предусматривался в помощь машинам полный парусный рангоут, но в процессе постройки от парусного вооружения отказались. Правда, для того, чтобы разместить две вертикальные машины тройного расширения под броневой палубой, пришлось искусственно занизить их высоту, что повлекло за собой уменьшение хода поршня и ухудшение показателей мощности двигателя.
Новые балтийские броненосцы были полностью построены на отечественных предприятиях. Субподрядчиками петербургских верфей выступили Обуховский (артиллерия), Металлический (торпедные аппараты), Балтийский и Франко-Русский (машины и механизмы), Ижорский (броня) и ряд других заводов.
Испытания «Александра II» в 1890 г. прошли успешно. До 1895 г. он оставался на Балтике, затем на 5 лет ушел в Средиземное море. Вернувшись в Кронштадт в 1901 г., вскоре стал учебно-артиллерийским кораблем. В 1903 г. на броненосце изменили артвооружение, установили новые котлы, сняли боевые марсы, уменьшили рангоут.
7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом.
Судьба его систершипа — «Николая I» была более насыщена. 13.07.1891 года, еще до официальной приемки, экстренно подготовленный для выхода на рейд корабль принял участие в морском параде, проведенном в честь прибытия в Кронштадт эскадры французских кораблей. 2—11 мая 1893 года в Константиновском доке началась подготовка «Императора Николая I» к переходу через Атлантику. 12.07 броненосец прибыл в Нью-Йорк. На обратном пути броненосец вошел в состав эскадры Средиземного моря, которая 1.10.1893 года посетила Тулон. Весь 1894 год броненосец находился в Средиземном море. В январе 1895 года, спешно закончив окраску и докование на Мальте, вышел на Дальний Восток. 14 декабря 1899 года броненосец встал на капитальный ремонт. В сентябре 1901 года присоединяется к эскадре Средиземного моря, сменив находившегося там с 1896 года «Императора Александра II». В 1902 году броненосец вернулся на Балтику.
3 февраля 1905 броненосец возглавил 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова при переходе на Тихий океан. 26 апреля 1905 года у Панамских берегов состоялась встреча с эскадрой адмирала Рожественского. Во время цусимского сражения возглавлял колону 3-й эскадры. За время боя 14 мая броненосец «Император Николай I» получил 6 попаданий крупного калибра (12”-6”). Потери составили 40 членов экипажа. Наибольший урон был нанесен эскадренному броненосцу IJN Fuji и броненосному крейсеру IJN Asama. 15 мая «Николай I» и остальные оставшиесяч корабли эскадры оказались в окружении японских сил (ок. 25 судов) и контр-адмирал Н.И. Небогатов принял решения о сдаче эскадры. Флагманский броненосец застопорил ход, а вскоре и поднял японский флаг. 13 сентября 1905 года броненосец был исключен из состава флота России.
С 1905 года использовался Японским флотом как броненосец береговой обороны «Ики» вплоть до 1915 года, когда броненосец был потоплен линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй» в качестве учебной цели.
Гангут
После начала возведения на Балтике 2-ух первых броненосцев 20-летней судостроительной программы — «Императора Александра II» и «Императора Николай I» — появился некий застой, стимулированный колебаниями управления российского флота сравнительно предстоящего пути его развития. С одной стороны, более потенциальным врагом числилась Великобритания, с иной стороны в первую очередность Германии и Швеции. Несмотря на разногласия в штабе, приказ на конструирование третьего броненосца был отдан 4.07.1887 года.
Новейший корабль, как и 2 прошлых броненосца, ориентировался на таранную стратегию ведения битвы. Но 2 строящихся «императора» представлялись И.А. Шестакову чрезвычайно дорогими, потому он распорядился планировать новейший корабль с осадкой не более 6,1м. 17 ноября 1887 года было утверждено техническое задание, определяющее, что корабль обязан обладать более мощным вооружением, чем уже имеющиеся германские броненосцы, осадку в пределах 6,7м, и в случае необходимости свершить переход в Средиземное море и даже на Далекий Восток.
Стройку «броненосного корабля № 3 для Балтийского моря» начали 29.10.1888 года и велось очень высокими темпами. 28 января 1889 года новый броненосец был зачислен в перечни флота с присвоением ему имени «Гангут». 3.07.1893 года «Гангут» в первый раз вышел на ходовые тесты, но уже через 19 дней возвратился в гавань для устранения найденных поломок. Только в июле 1894 года «Гангут» начал кампанию, а в августе под флагом правящего морским министерством П.П. Тыртова сделал поход в Либаву. 12 сентября корабль вышел на повторную пробу машин.
В конце 1894 года «Гангут» при участии старшего ассистента судостроителя Д.В. Скворцова проводили тесты на мореходность. Как руководствовалось из его рапорта, при ветре 8 баллов броненосец зарывался носом и был неустойчив на курсе. Как итог, вывод главенствующего инспектора кораблестроения Н.К. Глазырина по результатам данных испытаний был неутешителен: «Нахожу, что в подлинной ступени готовности этого броненосца его его опасно высылать в далекое плавание».
В 1896 году «Гангут» сделал поход по маршруту Кронштадт-Гельсингфорс-Либава-Рижский залив-Ревель. 30 мая в указах о итогах смотра кораблей Практической эскадры контр-адмирал С.О. Макаров писал: «Пётр Великий» и «Гангут» представлялись в примерном порядке. На обоих этих судах особенно хороши все нижние отделения». При этом отмечалось, что в неких водонепроницаемых переборках имеются отверстия, какие адмиралу проявили сами командиры броненосцев. Кампания 1896 года чуть не кончилась для «Гангута» катастрофой. В сентябре, при переходе из Транзунда в Кронштадт, броненосец в проливе Бьерке-Зунд отклонился от курса на влево и налетел на камни Банки Ялкаматала. Управление спасательными работами принял на себя командующий Практической эскадрой контр-адмирал С.О. Макаров. С помощью остальных кораблей эскадры получилось подвести под пробоину пластырь, сократив прибытие воды внутрь корпуса. Потом броненосец стянули с камней, и он своим ходом дошёл до Кронштадта, где и стал в док.
Гибель.
12 июня броненосец снялся с якоря и направился для исполнения учебных артиллерийских стрельб к северу от острова Рондо. В 13:15 пробили боевую тревогу, и «Гангут» начал лавирование у щита, стреляя с обоих бортов. В 15:40 погода начала портиться и стрельбу закончили. Далее пошли на Транзунд со скоростью 2,5 узла. В 15:45 на корабле ощутили незначимый толчок. На жилой палубе его почти не ощутили, но кочегары, стоявшие на вахте, отчетливо услышали скрежет под дном. В 15:55 застопорили ход и начали задраивать двери водонепроницаемых переборок. Но через 10 мин вода залила топки котлов в правом носовом отделении и через низко расположенный дымоход в течение нескольких минут затопила топки других котлов. Корабль остался без хода, без освещения и без водоотливных средств. В 16:45 подняли сигнал «Терплю бедствие» по интернациональному своду и начали производить выстрелы с перерывом в 1 мин, чтобы привлечь внимание лоцманов на острове Тулуран-Саари. В 21 ч спустили адмиральский флаг, и С.П. Тыртов со штабом перешёл на пароход «Днепр», прибывший на сигнал бедствия. Через пять минут вывели из действия вспомогательный котёл и водоотливные средства. На борту остались лишь капитан 1 ранга К.М. Тикоцкий, старший офицер капитан 2 ранга М. Переслени, мичман П. Плен и боцман Г. Мишин. Командир, убедившись, что на борту никого не осталось, последним сел в шлюпку. В 21:40 мин «Гангут» очень быстро начал накреняться на левый борт и исчез под водой. Причиной гибели стал удар о подводную скалу.
Практически с самого начала работ совместно с флотскими водолазами на «Гангут» спускались и водолазы частных компаний но никто не достиг успеха в этих предприятиях. «Гангут» и поныне лежит на дне Выборгского залива на глубине 29 м. Корабль стал известным объектом посещения аквалангистов: раз в год на него спускаются две-три экспедиции.
Перейдем к другим странам. Германия, поддавшись «таранной лихорадке», приобрела у Франции броненосный таран Sphinx, изначально построенный по заказу армии конфедератов во время войны за независимость в Америке и ставшим первым броненосцем, включённый в состав военно-морского флота Пруссии. Назван в честь прусского адмирала Генриха Вильгельма Адальберта — младшего брата короля Фридриха Вильгельма III.
Конструкция
Корпус был собран из железных конструкций. Подводная часть поверх деревянной обшивки была покрыта медными листами, что должно было уберечь её от обрастания. Носовая оконечность представляла собой сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. По первоначальному проекту был вооружён тремя 170-мм (36-фунтовыми) орудиями, одно из которых размещалось в носовом броневом каземате, а два оставшихся — в неподвижных башнях в кормовом каземате. В 1865 году корабль перевооружили на новые орудия Круппа:
Так как корабль построили некачественно — корпус протекал и заклепки брони были не лучшего качества броню пришлось перевешивать, да и сам по себе броненосец требовал постоянного ремонта, поэтому активной роли в Прусском флоте он не принимал.
Голландия заказала в Англии постройку 4 броненосных таранов для своего флота. броненосцы типа Buffel («Buffel» — спущен в 1867 г.,«Guinea» — в 1870 г., «Schorpioen» в 1868 г. «Stier» в 1869 г.)являлись подражанием английским таранам типа «Hotspur».
Построенные в конце 1860-х годов эти четыре корабля не участвовали ни в одном военном конфликте. В 1906 г. их списали и превратили во вспомогательные суда. Два из них («Schorpioen» и «Buffel») сохранились до сих пор. Они являются кораблями-музеями; первый — в маленьком городке Хоофграх, второй — в Роттердаме.
ТТХ:
Водоизмещение 2175 т; размеры 62,5 х 11,9 х 5 м.
Машина — 2257 л.с;
скорость 12,5 узлов.
Бронирование: борт 152 мм, башня 280 мм. палуба 25 мм.
Вооружение: 2—229-мм орудия, 2—120-мм мортиры, таран, 2 шестовые мины (позже добавлены 5—37-мм револьверных пушек).
Экипаж 136 человек.
на этом я завершаю обзоры этого необычного типа кораблей, появившихся в период быстрого развития прогресса, и являвшихся той необычной, но в целом необходимой ступенькой истории кораблестроения. Хотя в целом концепция подобных судов была неудачна, не стоит забывать, что это были по сути первые шаги в новом, еще не отработанном железном кораблестроении. Паровые машины, бомбические орудия и броня сравнительно недавно появились на флоте, и инженеры и военные моряки только осваивали эти новые суда, старая выработать наиболее удачную тактику их использования. Что порой и приводило к появлению подобных проектов.
Что же, надеюсь в целом, читателям понравился этот цикл статей, посвященных истории флота. В дальнейшем планирую подробно рассмотреть начальный период освоения глубин — историю первых подводных лодок и погружающихся аппаратов.
Благодарю за внимание.
Хотя по Российской номенклатуре они числились эскадренными броненосцами, их проект являлся подражанием английским таранам типа Viktoria. И если посмотреть на схему судна, то видны все те же обводы корпуса-низкий нос и высоко поднятая корма. Однако отличия от английских судов так же были существенны. Например, основным оружием броненосца стала артиллерия. Броненосцев типа «Император Александр II» вооружили парой 12-дюймовых орудий обр. 1877 года. На «Александре II» эти орудия были установлены в барбетных установках, а на «Николае I» орудия располагались в башнях. Средний калибр был представлен 4-мя 9-дюймовыми орудиями и восемью 6-дюймовыми орудиями. Противоминная артиллерия состояла из 47-мм и 37-мм скорострельных пятиствольных пушек Гочкиса. Восемь 47-мм установок располагались по бортам на батарейной палубе и в походном положении полностью закрывались ставнями, ещё две — в корме на специальных спонсонах. Восемь 37-мм пушек стояли на боевых марсах. Предполагалось, что они навесным огнём смогут поражать машины и котлы неприятельских миноносцев. Торпедное вооружение состояло из 5 подводных торпедных аппаратов.
Броневой пояс простирался по всей длине ватерлинии и состоял из сталежелезных плит высотой 2,59 м; по проекту над водой он возвышался на 1,06 м. В средней части пояса надводная часть плит имела толщину 356 мм, а подводная часть к нижней кромке плавно утончалась до 203 мм. К носу и корме надводная часть плит постепенно утончалась до 305, 254 и 203 мм.
Броненосцы типа «Император Александр II» были разработаны специально для Балтийского флота, а именно для борьбы с кораблями типа «Саксен» Германского флота и «Гельголанд» датского флота.
К числу достоинств проекта относились: полный броневой пояс по ватерлинии, высокий борт, улучивший мореходность и позволявший вести огонь в свежую погоду, увеличенные углы обстрела пушек среднего калибра. Артиллерию ГК на «Александре II» разместили в носовом барбете, на однотипном «Николае I» в двухорудийной башне.Впервые снарядные погреба и пороховые погреба находились непосредственно под артустановками. Это позволило значительно сократить время подачи боеприпасов. Причем в подбашенном отделении имелся прообраз перегрузочного поста более поздних установок. Здесь боеприпасы, поднятые талями из погребов, перегружали в зарядник, который подавал их к орудиям. скорострельность на испытаниях составила 4 мин. 14 сек.
В носовой части «Александр II», единственный из броненосцев русского флота, имел два симметрично установленных торпедных аппарата вместо традиционного одного штевневого. Еще два аппарата располагались побортно и один — в корме.При проектировании корабля предусматривался в помощь машинам полный парусный рангоут, но в процессе постройки от парусного вооружения отказались. Правда, для того, чтобы разместить две вертикальные машины тройного расширения под броневой палубой, пришлось искусственно занизить их высоту, что повлекло за собой уменьшение хода поршня и ухудшение показателей мощности двигателя.
Новые балтийские броненосцы были полностью построены на отечественных предприятиях. Субподрядчиками петербургских верфей выступили Обуховский (артиллерия), Металлический (торпедные аппараты), Балтийский и Франко-Русский (машины и механизмы), Ижорский (броня) и ряд других заводов.
Испытания «Александра II» в 1890 г. прошли успешно. До 1895 г. он оставался на Балтике, затем на 5 лет ушел в Средиземное море. Вернувшись в Кронштадт в 1901 г., вскоре стал учебно-артиллерийским кораблем. В 1903 г. на броненосце изменили артвооружение, установили новые котлы, сняли боевые марсы, уменьшили рангоут.
7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом.
Судьба его систершипа — «Николая I» была более насыщена. 13.07.1891 года, еще до официальной приемки, экстренно подготовленный для выхода на рейд корабль принял участие в морском параде, проведенном в честь прибытия в Кронштадт эскадры французских кораблей. 2—11 мая 1893 года в Константиновском доке началась подготовка «Императора Николая I» к переходу через Атлантику. 12.07 броненосец прибыл в Нью-Йорк. На обратном пути броненосец вошел в состав эскадры Средиземного моря, которая 1.10.1893 года посетила Тулон. Весь 1894 год броненосец находился в Средиземном море. В январе 1895 года, спешно закончив окраску и докование на Мальте, вышел на Дальний Восток. 14 декабря 1899 года броненосец встал на капитальный ремонт. В сентябре 1901 года присоединяется к эскадре Средиземного моря, сменив находившегося там с 1896 года «Императора Александра II». В 1902 году броненосец вернулся на Балтику.
3 февраля 1905 броненосец возглавил 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова при переходе на Тихий океан. 26 апреля 1905 года у Панамских берегов состоялась встреча с эскадрой адмирала Рожественского. Во время цусимского сражения возглавлял колону 3-й эскадры. За время боя 14 мая броненосец «Император Николай I» получил 6 попаданий крупного калибра (12”-6”). Потери составили 40 членов экипажа. Наибольший урон был нанесен эскадренному броненосцу IJN Fuji и броненосному крейсеру IJN Asama. 15 мая «Николай I» и остальные оставшиесяч корабли эскадры оказались в окружении японских сил (ок. 25 судов) и контр-адмирал Н.И. Небогатов принял решения о сдаче эскадры. Флагманский броненосец застопорил ход, а вскоре и поднял японский флаг. 13 сентября 1905 года броненосец был исключен из состава флота России.
С 1905 года использовался Японским флотом как броненосец береговой обороны «Ики» вплоть до 1915 года, когда броненосец был потоплен линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй» в качестве учебной цели.
Гангут
После начала возведения на Балтике 2-ух первых броненосцев 20-летней судостроительной программы — «Императора Александра II» и «Императора Николай I» — появился некий застой, стимулированный колебаниями управления российского флота сравнительно предстоящего пути его развития. С одной стороны, более потенциальным врагом числилась Великобритания, с иной стороны в первую очередность Германии и Швеции. Несмотря на разногласия в штабе, приказ на конструирование третьего броненосца был отдан 4.07.1887 года.
Новейший корабль, как и 2 прошлых броненосца, ориентировался на таранную стратегию ведения битвы. Но 2 строящихся «императора» представлялись И.А. Шестакову чрезвычайно дорогими, потому он распорядился планировать новейший корабль с осадкой не более 6,1м. 17 ноября 1887 года было утверждено техническое задание, определяющее, что корабль обязан обладать более мощным вооружением, чем уже имеющиеся германские броненосцы, осадку в пределах 6,7м, и в случае необходимости свершить переход в Средиземное море и даже на Далекий Восток.
Стройку «броненосного корабля № 3 для Балтийского моря» начали 29.10.1888 года и велось очень высокими темпами. 28 января 1889 года новый броненосец был зачислен в перечни флота с присвоением ему имени «Гангут». 3.07.1893 года «Гангут» в первый раз вышел на ходовые тесты, но уже через 19 дней возвратился в гавань для устранения найденных поломок. Только в июле 1894 года «Гангут» начал кампанию, а в августе под флагом правящего морским министерством П.П. Тыртова сделал поход в Либаву. 12 сентября корабль вышел на повторную пробу машин.
В конце 1894 года «Гангут» при участии старшего ассистента судостроителя Д.В. Скворцова проводили тесты на мореходность. Как руководствовалось из его рапорта, при ветре 8 баллов броненосец зарывался носом и был неустойчив на курсе. Как итог, вывод главенствующего инспектора кораблестроения Н.К. Глазырина по результатам данных испытаний был неутешителен: «Нахожу, что в подлинной ступени готовности этого броненосца его его опасно высылать в далекое плавание».
В 1896 году «Гангут» сделал поход по маршруту Кронштадт-Гельсингфорс-Либава-Рижский залив-Ревель. 30 мая в указах о итогах смотра кораблей Практической эскадры контр-адмирал С.О. Макаров писал: «Пётр Великий» и «Гангут» представлялись в примерном порядке. На обоих этих судах особенно хороши все нижние отделения». При этом отмечалось, что в неких водонепроницаемых переборках имеются отверстия, какие адмиралу проявили сами командиры броненосцев. Кампания 1896 года чуть не кончилась для «Гангута» катастрофой. В сентябре, при переходе из Транзунда в Кронштадт, броненосец в проливе Бьерке-Зунд отклонился от курса на влево и налетел на камни Банки Ялкаматала. Управление спасательными работами принял на себя командующий Практической эскадрой контр-адмирал С.О. Макаров. С помощью остальных кораблей эскадры получилось подвести под пробоину пластырь, сократив прибытие воды внутрь корпуса. Потом броненосец стянули с камней, и он своим ходом дошёл до Кронштадта, где и стал в док.
Гибель.
12 июня броненосец снялся с якоря и направился для исполнения учебных артиллерийских стрельб к северу от острова Рондо. В 13:15 пробили боевую тревогу, и «Гангут» начал лавирование у щита, стреляя с обоих бортов. В 15:40 погода начала портиться и стрельбу закончили. Далее пошли на Транзунд со скоростью 2,5 узла. В 15:45 на корабле ощутили незначимый толчок. На жилой палубе его почти не ощутили, но кочегары, стоявшие на вахте, отчетливо услышали скрежет под дном. В 15:55 застопорили ход и начали задраивать двери водонепроницаемых переборок. Но через 10 мин вода залила топки котлов в правом носовом отделении и через низко расположенный дымоход в течение нескольких минут затопила топки других котлов. Корабль остался без хода, без освещения и без водоотливных средств. В 16:45 подняли сигнал «Терплю бедствие» по интернациональному своду и начали производить выстрелы с перерывом в 1 мин, чтобы привлечь внимание лоцманов на острове Тулуран-Саари. В 21 ч спустили адмиральский флаг, и С.П. Тыртов со штабом перешёл на пароход «Днепр», прибывший на сигнал бедствия. Через пять минут вывели из действия вспомогательный котёл и водоотливные средства. На борту остались лишь капитан 1 ранга К.М. Тикоцкий, старший офицер капитан 2 ранга М. Переслени, мичман П. Плен и боцман Г. Мишин. Командир, убедившись, что на борту никого не осталось, последним сел в шлюпку. В 21:40 мин «Гангут» очень быстро начал накреняться на левый борт и исчез под водой. Причиной гибели стал удар о подводную скалу.
Практически с самого начала работ совместно с флотскими водолазами на «Гангут» спускались и водолазы частных компаний но никто не достиг успеха в этих предприятиях. «Гангут» и поныне лежит на дне Выборгского залива на глубине 29 м. Корабль стал известным объектом посещения аквалангистов: раз в год на него спускаются две-три экспедиции.
Перейдем к другим странам. Германия, поддавшись «таранной лихорадке», приобрела у Франции броненосный таран Sphinx, изначально построенный по заказу армии конфедератов во время войны за независимость в Америке и ставшим первым броненосцем, включённый в состав военно-морского флота Пруссии. Назван в честь прусского адмирала Генриха Вильгельма Адальберта — младшего брата короля Фридриха Вильгельма III.
Конструкция
Корпус был собран из железных конструкций. Подводная часть поверх деревянной обшивки была покрыта медными листами, что должно было уберечь её от обрастания. Носовая оконечность представляла собой сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. По первоначальному проекту был вооружён тремя 170-мм (36-фунтовыми) орудиями, одно из которых размещалось в носовом броневом каземате, а два оставшихся — в неподвижных башнях в кормовом каземате. В 1865 году корабль перевооружили на новые орудия Круппа:
Так как корабль построили некачественно — корпус протекал и заклепки брони были не лучшего качества броню пришлось перевешивать, да и сам по себе броненосец требовал постоянного ремонта, поэтому активной роли в Прусском флоте он не принимал.
Голландия заказала в Англии постройку 4 броненосных таранов для своего флота. броненосцы типа Buffel («Buffel» — спущен в 1867 г.,«Guinea» — в 1870 г., «Schorpioen» в 1868 г. «Stier» в 1869 г.)являлись подражанием английским таранам типа «Hotspur».
Построенные в конце 1860-х годов эти четыре корабля не участвовали ни в одном военном конфликте. В 1906 г. их списали и превратили во вспомогательные суда. Два из них («Schorpioen» и «Buffel») сохранились до сих пор. Они являются кораблями-музеями; первый — в маленьком городке Хоофграх, второй — в Роттердаме.
ТТХ:
Водоизмещение 2175 т; размеры 62,5 х 11,9 х 5 м.
Машина — 2257 л.с;
скорость 12,5 узлов.
Бронирование: борт 152 мм, башня 280 мм. палуба 25 мм.
Вооружение: 2—229-мм орудия, 2—120-мм мортиры, таран, 2 шестовые мины (позже добавлены 5—37-мм револьверных пушек).
Экипаж 136 человек.
на этом я завершаю обзоры этого необычного типа кораблей, появившихся в период быстрого развития прогресса, и являвшихся той необычной, но в целом необходимой ступенькой истории кораблестроения. Хотя в целом концепция подобных судов была неудачна, не стоит забывать, что это были по сути первые шаги в новом, еще не отработанном железном кораблестроении. Паровые машины, бомбические орудия и броня сравнительно недавно появились на флоте, и инженеры и военные моряки только осваивали эти новые суда, старая выработать наиболее удачную тактику их использования. Что порой и приводило к появлению подобных проектов.
Что же, надеюсь в целом, читателям понравился этот цикл статей, посвященных истории флота. В дальнейшем планирую подробно рассмотреть начальный период освоения глубин — историю первых подводных лодок и погружающихся аппаратов.
Благодарю за внимание.
11 комментариев
Ждём-с, с нетерпением!
+
Но Вы пропустили весьма и весьма интересный объект — итальянский «Аффондаторе». Да и французский «Массена» тоже имеет очень солидный шпирон. =)
Да, вы правы, тут часто упираюсь в технические проблемы. ограничение объема статьи вынуждает оставлять основное, и опускать массу интересных подробностей, чтобы уместить все в 15 000 символов.
Спрашивают моряка:
— Был ли случай, чтоб Вам было реально страшно?
— Перевозили мы как то груз — 10000 кукол. И попали в шторм. И вот когда корабль накренился вправо, то все эти 10000 кукол хором сказали «Мама! » Вот тут я и обосрался…