Начало подводных судов
Одним из первых упоминаний о подводном судне можно встретить в рукописях и чертежах итальянского инженера и художника Леонардо да Винчи (1452 — 1519). В одной из своих записных книжек, которой позже дадут название «Атлантический кодекс», привел ряд инструкций для водолазов.
Там же сохранился сделанный им эскиз субмарины с заостренными оконечностями и невысокой рубкой с входным люком.
Свой набросок субмарины художник сопроводил подписью:
«Как с помощью приспособлений многие люди получат возможность оставаться под водой в течение определенного времени… Я не
публикую и не разглашаю мой метод по причине злобной природы людей, которые занялись бы предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли в их самых нижних частях и топя их вместе с командой».
Первой созданной и успешно функционирующей подлодкой стала «подводная галера» голландского инженера Корнелиуса Дреббеля. С 1620 года он проводил опыты по подводному плаванию (строит одно- и пятиместные субмарины) и в 1624 году создал подводный аппарат, испытания которого провел на Темзе. Корпус был обтянут промасленными кожами, чтобы гарантировать водонепроницаемость. Гребцы размещались внутри лодки, весла были пропущены в отверстия, прорезанные в бортах. Для герметизации отверстий были использованы кожаные манжеты.
Лодки нагружались балластом, пока они почти полностью не скрывались под водой. Потом гребцы начинали работать веслами и заталкивали лодку под воду. Лодка могла передвигаться в подводном положении. Сохранились описания публичных демонстраций возможностей корабля: в присутствии короля Якова I и нескольких тысяч лондонцев Дреббель погружался и всплывал в водах Темзы. Его творение способно было оставаться под водой в течение нескольких часов, чему способствовало применение химической регенерации воздуха, брать на борт до 16 пассажиров, им было совершено подводное плавание от Вестминстера до Гринвича и обратно на глубине 12-15 футов (4-5 метров). Лодка совершила множество плаваний по реке, однако не смогла вызвать энтузиазма в Адмиралтействе, и никогда не использовалась в боевых действиях.
Иллюстрация испытания галеры Дреббеля.
Современная реконструкция подводного судна Дреббеля (ранний, пятиместный)
Далее, в 1652 году француз де Сон в Роттердаме строит подводный аппарат с гребными колесами, приводимые в движение заводной пружинной.
Изобретатель так описывал свое изобретение: «У нее не займет и одного дня уничтожить сотню кораблей. Она может пройти от Роттердама до Лондона и обратно в течение дня, а за 6 недель дойдет до Ост-Индии. Она может передвигаться со скоростью полета птицы. Ни огонь, ни шторм, ни пули не смогут остановить ее, если не будет на то воля божья». Но, увы. слова остались только словами. После спуска на воду, выяснилось, что пружинный механизм не обладает необходимой мощностью, чтобы провернуть гребные колеса. Лодка так и не смогла сдвинуться с места.
В 1747 году подводную лодку построил англичанин Симоне. погружение осуществлялось, когда заполнялись несколько кожаных бутылей, горлышки которых были выведены через днище. Горлышки были завязаны. Когда завязки распускались, вода поступала в бутыли, и лодка погружалась. Для подъема на поверхность требовалось руками выдавить воду из бутылей и снова затянуть горлышки.
Следующая подводная лодка появилась в 1773 году. Его изобретателем был плотник Дэй. принцип погружения был донельзя прост — Дэй привязывал к килю камень, который можно было отвязать изнутри лодки
Успешное погрузившись на глубину 30 футов Дэй 20 июня 1774 года решил повторить погружение на рейде Плимута. Однако для погружения он выбрал место, где глубина составляла 132 фута. Но Дэй не знал и не учитывал давление воды. При погружении лодка была раздавлена и уже не поднялась наверх. Позднее некий доктор Фальке предпринял попытку поднять лодку, но лишь для того, чтобы доказать собственную безумную теорию. Он полагал, что тело Дэя сохранилось в воздушном пространстве внутри лодки. Низкая температура могла помешать процессу разложения, и Фальке полагал, что сможет вернуть Дэя к жизни, просто согрев его. Это укрепило бы его репутацию как врача. Фальке сумел крюками зацепить лежащие на дне обломки, но непогода не дала поднять их на поверхность.
В России самым первым создателем подводной лодки является Ефим Никонов со своим «потаенным судном».
В 1719 году крестьянин из подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Прокопьевич Никонов подал подает челобитную на имя императора Петра I. В ней он сообщает, что “сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно”.
Царь Петр заинтересовавшись этим проектом, 13 января 1720 года принял Никонова у себя в кабинете. В результате беседы царь приказал никому не говорить о этой идее и, “таясь чужого глаза”, немедленно приступить к делу. 31 января этого же года Адмиралтейств-коллегия выслушала сообщение Петра I о “потаенном судне” и оформила указ: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать…».
1 февраля 1720 года Никонов официально приступил к строительству опытного “судна-модели” на специальном участке Галерного двора. В помощь себе Никонов мог подобрать на судоверфях Санкт-Петербурга лучших мастеровых.
3 марта 1720 года прототип судна был заложен. Точного описания его нет, но приблизительно можно сказать, что длина его была не более 6 метров, высота 1,5-2 метра. Форма напоминала плоскодонное судно с герметичной верхней палубой. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. Этот водяной балласт принимался в кожаные мешки. При всплытии вода откачивалась за борт вручную с помощью медного поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении. Предполагалось, что, в случае успешных испытаний лодки, на ней будут установлены “огненная труба” и движитель, вероятнее всего, в виде весел. Одновременно Никоновым была разработана конструкция одного из первых водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля.
1 — проницаемая часть корпуса; 2 — рабочий отсек; 3 — шлюзовый отсек для водолаза; 4 — прочная надстройка; 5 — входной люк; 6 — входной люк шлюзового отсека; 7 — люк для выхода в море водолаза; 8 — балластная цистерна с «оловянной доской с волосяными отверстиями» для равномерного заполнения; 9 — вентиляционные трубки; 10 — помпа осушения балластной цистерны; 11 — твёрдый балласт; 12,13 и 14 — клапаны затопления и осушения шлюзового отсека; 15 — вёсла; 16 — иллюминаторы в рубке; 17 — руль; 18 — ракеты («огненные трубы»)
В конце января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте Никонов лично доложил об этом Петру I. Но испытания задержались и были проведены только поздней весной 1724 года на Неве. На площадке испытаний, кроме царя, присутствовали ответственные чиновники адмиралтейства и адмиралы. Но в процессе испытания лодка неожиданно быстро затонула, но к счастью ее вместе с испытателем смогли спасти. Несмотря на это Петр все равно верил в осуществление проекта и Никонов приступил к укреплению корпуса лодки и подготовки новых испытаний. Между тем здоровье Петра ухудшилось, и он стал редко появляться на строительстве судна. Пользуясь этим недоброжелатели проекта стали обвинять его в перерасходе материалов и средств и ограничивать затраты на строительство и его сроки.
Уже после смерти Петра Великого, в апреле 1725 года в присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала Ф.М. Апраксина были проведены повторные испытания “потаенного судна”. Трижды Ефим Никонов погружался в воды Невы, но каждый раз вынужден был всплывать на поверхность: “…пробовано-жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течькою воды”.
7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над “потаенным судном”. Можно предположить, что очередные испытания судна были проведены весной 1727 года, однако результаты испытаний опять не удовлетворили членов Адмиралтейств-коллегии. 29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над “потаенным судном”. Никонов был разжалован из мастеров в рядовые “адмиралтейские работники” и сослан в Астраханское адмиралтейство, где в это время строились корабли для Каспийской флотилии, “с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом”.
современная реконструкция судна Никонова.
при создании статьи были использованы материалы из журнала «Моделист-Конструктор» и книги «Подводные лодки Его Величества»
Там же сохранился сделанный им эскиз субмарины с заостренными оконечностями и невысокой рубкой с входным люком.
Свой набросок субмарины художник сопроводил подписью:
«Как с помощью приспособлений многие люди получат возможность оставаться под водой в течение определенного времени… Я не
публикую и не разглашаю мой метод по причине злобной природы людей, которые занялись бы предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли в их самых нижних частях и топя их вместе с командой».
Первой созданной и успешно функционирующей подлодкой стала «подводная галера» голландского инженера Корнелиуса Дреббеля. С 1620 года он проводил опыты по подводному плаванию (строит одно- и пятиместные субмарины) и в 1624 году создал подводный аппарат, испытания которого провел на Темзе. Корпус был обтянут промасленными кожами, чтобы гарантировать водонепроницаемость. Гребцы размещались внутри лодки, весла были пропущены в отверстия, прорезанные в бортах. Для герметизации отверстий были использованы кожаные манжеты.
Лодки нагружались балластом, пока они почти полностью не скрывались под водой. Потом гребцы начинали работать веслами и заталкивали лодку под воду. Лодка могла передвигаться в подводном положении. Сохранились описания публичных демонстраций возможностей корабля: в присутствии короля Якова I и нескольких тысяч лондонцев Дреббель погружался и всплывал в водах Темзы. Его творение способно было оставаться под водой в течение нескольких часов, чему способствовало применение химической регенерации воздуха, брать на борт до 16 пассажиров, им было совершено подводное плавание от Вестминстера до Гринвича и обратно на глубине 12-15 футов (4-5 метров). Лодка совершила множество плаваний по реке, однако не смогла вызвать энтузиазма в Адмиралтействе, и никогда не использовалась в боевых действиях.
Иллюстрация испытания галеры Дреббеля.
Современная реконструкция подводного судна Дреббеля (ранний, пятиместный)
Далее, в 1652 году француз де Сон в Роттердаме строит подводный аппарат с гребными колесами, приводимые в движение заводной пружинной.
Изобретатель так описывал свое изобретение: «У нее не займет и одного дня уничтожить сотню кораблей. Она может пройти от Роттердама до Лондона и обратно в течение дня, а за 6 недель дойдет до Ост-Индии. Она может передвигаться со скоростью полета птицы. Ни огонь, ни шторм, ни пули не смогут остановить ее, если не будет на то воля божья». Но, увы. слова остались только словами. После спуска на воду, выяснилось, что пружинный механизм не обладает необходимой мощностью, чтобы провернуть гребные колеса. Лодка так и не смогла сдвинуться с места.
В 1747 году подводную лодку построил англичанин Симоне. погружение осуществлялось, когда заполнялись несколько кожаных бутылей, горлышки которых были выведены через днище. Горлышки были завязаны. Когда завязки распускались, вода поступала в бутыли, и лодка погружалась. Для подъема на поверхность требовалось руками выдавить воду из бутылей и снова затянуть горлышки.
Следующая подводная лодка появилась в 1773 году. Его изобретателем был плотник Дэй. принцип погружения был донельзя прост — Дэй привязывал к килю камень, который можно было отвязать изнутри лодки
Успешное погрузившись на глубину 30 футов Дэй 20 июня 1774 года решил повторить погружение на рейде Плимута. Однако для погружения он выбрал место, где глубина составляла 132 фута. Но Дэй не знал и не учитывал давление воды. При погружении лодка была раздавлена и уже не поднялась наверх. Позднее некий доктор Фальке предпринял попытку поднять лодку, но лишь для того, чтобы доказать собственную безумную теорию. Он полагал, что тело Дэя сохранилось в воздушном пространстве внутри лодки. Низкая температура могла помешать процессу разложения, и Фальке полагал, что сможет вернуть Дэя к жизни, просто согрев его. Это укрепило бы его репутацию как врача. Фальке сумел крюками зацепить лежащие на дне обломки, но непогода не дала поднять их на поверхность.
В России самым первым создателем подводной лодки является Ефим Никонов со своим «потаенным судном».
В 1719 году крестьянин из подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Прокопьевич Никонов подал подает челобитную на имя императора Петра I. В ней он сообщает, что “сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно”.
Царь Петр заинтересовавшись этим проектом, 13 января 1720 года принял Никонова у себя в кабинете. В результате беседы царь приказал никому не говорить о этой идее и, “таясь чужого глаза”, немедленно приступить к делу. 31 января этого же года Адмиралтейств-коллегия выслушала сообщение Петра I о “потаенном судне” и оформила указ: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать…».
1 февраля 1720 года Никонов официально приступил к строительству опытного “судна-модели” на специальном участке Галерного двора. В помощь себе Никонов мог подобрать на судоверфях Санкт-Петербурга лучших мастеровых.
3 марта 1720 года прототип судна был заложен. Точного описания его нет, но приблизительно можно сказать, что длина его была не более 6 метров, высота 1,5-2 метра. Форма напоминала плоскодонное судно с герметичной верхней палубой. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. Этот водяной балласт принимался в кожаные мешки. При всплытии вода откачивалась за борт вручную с помощью медного поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении. Предполагалось, что, в случае успешных испытаний лодки, на ней будут установлены “огненная труба” и движитель, вероятнее всего, в виде весел. Одновременно Никоновым была разработана конструкция одного из первых водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля.
1 — проницаемая часть корпуса; 2 — рабочий отсек; 3 — шлюзовый отсек для водолаза; 4 — прочная надстройка; 5 — входной люк; 6 — входной люк шлюзового отсека; 7 — люк для выхода в море водолаза; 8 — балластная цистерна с «оловянной доской с волосяными отверстиями» для равномерного заполнения; 9 — вентиляционные трубки; 10 — помпа осушения балластной цистерны; 11 — твёрдый балласт; 12,13 и 14 — клапаны затопления и осушения шлюзового отсека; 15 — вёсла; 16 — иллюминаторы в рубке; 17 — руль; 18 — ракеты («огненные трубы»)
В конце января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте Никонов лично доложил об этом Петру I. Но испытания задержались и были проведены только поздней весной 1724 года на Неве. На площадке испытаний, кроме царя, присутствовали ответственные чиновники адмиралтейства и адмиралы. Но в процессе испытания лодка неожиданно быстро затонула, но к счастью ее вместе с испытателем смогли спасти. Несмотря на это Петр все равно верил в осуществление проекта и Никонов приступил к укреплению корпуса лодки и подготовки новых испытаний. Между тем здоровье Петра ухудшилось, и он стал редко появляться на строительстве судна. Пользуясь этим недоброжелатели проекта стали обвинять его в перерасходе материалов и средств и ограничивать затраты на строительство и его сроки.
Уже после смерти Петра Великого, в апреле 1725 года в присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала Ф.М. Апраксина были проведены повторные испытания “потаенного судна”. Трижды Ефим Никонов погружался в воды Невы, но каждый раз вынужден был всплывать на поверхность: “…пробовано-жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течькою воды”.
7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над “потаенным судном”. Можно предположить, что очередные испытания судна были проведены весной 1727 года, однако результаты испытаний опять не удовлетворили членов Адмиралтейств-коллегии. 29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над “потаенным судном”. Никонов был разжалован из мастеров в рядовые “адмиралтейские работники” и сослан в Астраханское адмиралтейство, где в это время строились корабли для Каспийской флотилии, “с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом”.
современная реконструкция судна Никонова.
при создании статьи были использованы материалы из журнала «Моделист-Конструктор» и книги «Подводные лодки Его Величества»
7 комментариев
www.vo.od.ua/rubrics/dalekoe-blizkoe/33506.php