Подводные суда. Лодка Бушнелла.

Как часто бывает, технологии развиваются быстрей всего во время воин, и подводный флот не исключение. Сегодня разговор будет о человеке, которого называют отцом современных подводных лодок. Знакомимся — инженер Дэвид Бушнелл.

Немного истории. 1775 год, в Северной Америке постепенно начинается война за независимость. Американцы готовятся отражать нападки английского флота и экспедиционных войск. На стороне американцев — ярое желание независимости, на стороне англичан — сильнейший флот и хорошо подготовленные и поднаторевшие в колониальных войнах войска.
А в это время Бушнелл учиться в Йельском университете и делает два важных открытия: он доказывает что порох можно взрывать под водой, и создает часовой механизм для мины. Начавшаяся война дает ему шанс реализовать свои проекты непосредственно в полевых условиях и к 1976 году вместе со своим братом создает готовый прототип, испытанный на реке Коннектикут. В этом же году британский флот блокирует Нью Йорк с моря и постепенно готовит высадку десанта. В это трудное время и было решено использовать лодку Бушнелла для атаки на британский флот с целью ослабить его. изначально пилотом субмарины должен был быть брат Дэвида, но так как он заболел, пришлось срочно готовить другого. Новым капитаном черепахи стал Эзра Ли, который вызвался добровольцем.
Теперь, чтобы понять как происходила атака. отвлечемся и посмотрим, как же была устроена субмарина Бушнелла.

Подводные суда. Лодка Бушнелла.

Судно выглядело как большая бочка с габаритами: высота 2,28 метра, наибольший диаметр 1,82 метра. Корпус представлял собой две деревянные половины, покрытые дёгтем. Погружение и всплытие обеспечивалось работой ручного насоса, который закачивал и выкачивал воду из резервуаров с помощью маленьких ручных помп. движение осуществлялось с помощью двух винтов: горизонтального — для движения вперед, и вертикального — для того чтобы загнать лодку под воду, либо же наоборот подвсплыть. Ко дну «Черепахи» прикрепляли 700 фунтовый груз, который можно было сбросить для экстренного всплытия. Ориентироваться в пространстве, кроме как выглядывая из медной башенки, можно было с помощью компаса и глубиномера. по одной из легенд Бушнелл подошел к проблеме освещения рубки весьма нетривиально. Так как свечи или фонарь быстро бы выжгли и без того небольшой запас кислорода он использовал для этих целей светящиеся грибы. Но это всего лишь исторический анекдот, на самом деле приборы были покрыты светящимся составом… Оружием лодки был бурав, управляемый изнутри, которым экипаж (в составе одного человека) должен был просверлить днище корабля и прикрепить к нему мину с часовым механизмом.

Подводные суда. Лодка Бушнелла.
Описание конструкции сохранилось на ряде схем, достоверность которых оспаривается рядом авторитетных историков. Мнение английского историка Алана Бургойна:
«Эти чертежи, вероятно, позднейшего происхождения и являются скорее плодом живого воображения. Два соображения говорят в пользу наших предположений. Во-первых, присутствие винтовых движителей, которые, как мы знаем, были изобретены около 30 лет позднее, и, во-вторых, в одном из планов (не помещенных здесь) дано изображение сидящего на сидении в судне человека, одетого в ярко выраженную позднейшую форму. Фантастические и совершенно непонятные насосы и трубы, установленные на судне, переносят нас в область таинственности, что подозрительно…»
Вообще, читая описание субмарины в различных источниках она описывается по разному. вот еще одно, взятое из книг по подводному флоту:
В верхней части корпуса находилась медная смотровая башенка с 5-ю круглыми застекленными иллюминаторами по периметру. В крыше башенки был устроен входной люк, а также шестой иллюминатор. При полном погружении внутреннего объема воздуха хватало не более, чем на 30 минут. Поэтому Бушнелл снабдил свой аппарат двумя вентиляционными трубами, выходившими на поверхность воды. Для предотвращения попадания воды они имели поплавковые клапаны. Через одну трубу ручным вентилятором удалялся испорченный воздух, через другую засасывался свежий. Приближаться к цели лодка должна была таким образом, чтобы наблюдательная башенка находилась над водой. Это позволяло водителю субмарины ориентироваться через иллюминаторы, а также освежать воздух внутри субмарины через вентиляционные трубы.
В нижней части «Черепахи» размешались две небольшие балластные цистерны, при заполнении которых она погружалась. Для всплытия воду из них надо было откачивать ручными насосами. Кроме того, снизу к корпусу лодки был прикреплен свинцовый груз массой 900 фунтов (408,6 кг), служивший постоянным балластом и обеспечивавший остойчивость. Часть этого груза массой 200 фунтов (91 кг) отсоединялась изнутри лодки и могла на цепи опускаться на дно, превращаясь тем самым в якорь. Для аварийного всплытия эту часть можно было совсем отсоединить. Передвижение лодки и управление по глубине осуществлялось посредством вращавшихся вручную двух винтов — горизонтального и вертикального (отнюдь не весел, о которых говорят многие авторы). По словам самого Бушнелла, они напоминали «крылья ветряной мельницы» («arms of a wind mill»). Такая форма винта была гораздо менее эффективна, чем изобретенный позже гребной винт с лопастями, но все же по сравнению с веслами винт представлял революционное новшество.4 В дальнейшем ось вертикального винта стала наклонной, что заметно улучшило управляемость лодки. Управление по курсу осуществлялось с помощью вертикального руля, размещенного на шарнире.
Вооружение «Черепахи» состояло из «чемодана» — 150-фунтовой (68 кг) пороховой мины с часовым взрывателем — еще одного изобретения Бушнелла. Предполагалось, что «Черепаха» незаметно подойдет к стоящему на якоре вражескому кораблю, опустится под его днище и подвесит к нему мину. Для этого в особом гнезде в верхней части корпуса находился специальный бурав, приводившийся во вращение изнутри лодки. К бураву прочным канатом была привязана мина. Ввернув бурав в деревянную обшивку днища атакуемого корабля, надо было отделить его от лодки, а затем изнутри ее освободить «чемодан» с порохом. «Чемодан» обладал положительной плавучестью, поэтому всплывал под самое днище корабля. Одновременно с отделением мины от корпуса «Черепахи» автоматически начинал работать ее часовой механизм (на 1, 8 или 12 часов)
Как видим это описание несколько отличается весом груза, наличием вентиляционных шахт и т.д. Так что можно сделать вывод, что о конструкции можно лишь догадываться по оставшимся описаниям очевидцев.


Теперь перейдем к описанию первой боевой атаки. Объектом первой подводной атаки был избран 64-пушечный английский фрегат «Орел» (Eagle), флагманский корабль вице-адмирала Ричарда Хоу, командующего британской эскадры. Эскадра стояла на якорях на внешнем рейде Нью-Йорка с июня 1776 г.
Вечером 5 сентября 1776 г. две лодки вывели «Черепаху» на буксире из гавани и доставили ее вниз по течению Гудзона к северной оконечности острова Стейт-Айленд. Там сержант Ли влез внутрь и начал самостоятельно двигаться к цели, ориентируясь на бортовые огни английских кораблей. Используя течение реки он за два с половиной часа незаметно подобрался почти вплотную к британскому кораблю, а затем погрузился на 10 футов (3 метра) возле его кормы.
А вот дальше начались проблемы. Днище оказалось покрыто медными пластинами для защиты дереыва от морских паразитов и бурав никак не хотел ввертываться в нее. Ли предпринял еще несколько попыток не увенчавшихся успехом. с наступление утра его могли обнаружить посыльные лодки и моряк решил уходить. Расстояние до своего берега было около 4 миль (7,4 км), но в этот раз Ли помогал начавшийся прилив. По дороге к своим лодка была замечена с берега солдатами Англичан и Ли был вынужден сбросить мину, в надежде что она отвлечет преследователей на лодках. И правда, англичане сильно удивились когда на их глазах преследуемый предмет «развалился» на две части. Ли сумел оторваться от преследователей и прийти в порт, а взрыв оставленной им мины не причинил никакого урона противнику.
Так, первая боевая атака подводной лодки закончилась неудачей. В будущем была предпринята еще одна попытка использовать «черепаху» для диверсии, но она закончилась трагически. для экономии времени лодку было решено отбуксировать поближе к кораблям противника, но шлюп-тягач был обнаружен англичанами и потоплен вместе с субмариной. Дэвид Бушнелл не оставил попыток использовать мины во время боев. Были, как минимум, две попытки подорвать флот британцев с помощью бомб, которые отпускали на волю течения. Вышло не слишком удачно, хотя один легкий корабль все же удалось потопить. Но мины и подводные лодки не снискали успеха на флоте. В те времена считали что подобный способ ведения войны недостоин для военного моряка и джентльмена. Что ж нравы в те времена были иные чем позже.
Однако это не было концом службы его лодки. Во время Англо-американской войны 1812 года была построена вторая лодка Бушнелла. Она атаковала линейный корабль «Рэмиллис», которым командовал капитан 1 ранга сэр Томас Харди. Это был тот самый Харди, который командовал флагманским кораблем Нельсона «Виктори» во время Трафальгарского сражения. Атака была произведена в июле 1813 года, когда «Рэмиллис» стоял на якоре возле Нью-Лондона. Лодка была замечена за кормой линейного корабля, и часовые подняли тревогу. Лодка погрузилась. На «Рэмиллисе» объявили боевую тревогу и поспешно обрубили якорный канат. Корабль снялся с места. Подводную лодку снова заметили, однако она находилась слишком близко, чтобы ее можно было обстрелять. Лодка погрузилась и прицепилась к килю «Рэмиллиса». Она находилась там полчаса. Оператор сумел пробить дыру в медной обшивке днища, но бурав при этом сломался, поэтому прикрепить подрывной заряд уже не удалось. Атака сорвалась, но подводная лодка благополучно вернулась назад.

P.S. хотел еще рассказать о Роберте Фултоне, но не смог уместить весь объем информации в статью. Так что о нем в следующий раз.

Немного изображений

Подводные суда. Лодка Бушнелла.
«Черепаха» пытаеться просверлить обшивку «Орла».

Подводные суда. Лодка Бушнелла.
Выход в атаку

Подводные суда. Лодка Бушнелла.
Схема атаки

Подводные суда. Лодка Бушнелла.
Современная реконструкция субмарины (1)

Подводные суда. Лодка Бушнелла.
Современная реконструкция субмарины(2)

P.P.S.
Есть такой вопрос. Вспомнилось, что у товарища лежит забавная вещица — настольная паровая машинка начала века, из кабинета физики. Будет ли читателям интересен отдельный пост с фотообзором механизма, и возможно обзором еще некоторых предметов старины?

5 комментариев

avatar
ПлюсЪ! Кстати, про «Черепаху» было ещё вот здесь.
avatar
интересно, спасибо… и это хорошая идея для поделки :) надо подумать…
avatar
Спасибо за статью, морская тема всегда интересна, а тут еще такая красотень.
avatar
Всецело поддерживаю! Автору-плюс.
avatar
Последняя фотография очень сильно напоминает пепелац! Не уж то Данели черпал вдохновение в историко-технических музеях?!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.