Подводные суда. Шильдер и Бауэр.
Сегодня рассмотрим еще несколько проектов субмарин XIX века. И первой в списке будет подводная лодка конструкции российского военного инженера генерал-адъютанта К. А. Шильдер (1785 — 1854 гг.).
Карл Андреевич Шильдер был талантливым инженером императорской армии, который изобрел ряд разборных канатных мостов, разработал способы электрического воспламенения пороховых ракет и фугасов, буровое устройство для подземных работ, систему обороны крепостей с помощью ракет, взрывной способ прокладки траншей и много другое. Погиб Карл Андреевич на 70-м году жизни при осаде турецкой крепости Силистрия.
В 1834 г. Шильдер создал гальваническую подводную мину, принятую в 1836 г. на вооружение. Удачи создании электрозапалов привели его к мысли о превращении мины в двигающийся снаряд.
Из докладной записки военному министру:
«Чтобы сделать сей способ грозным орудием для неприятельского флота, необходимо было найти верное средство к подводу мин под неприятельские корабли, стоящие на якоре, или к уловлению их на ходу.
Казалось, что устроение подводной лодки и усовершенствование плавания с оною — может решить сию задачу — и я немедленно занялся способами к достижению сей цели».
В 1834 г. под руководством Карла Андреевича в Санкт-Петербурге на Александровском литейном и механическом заводе в период с марта по май была создана субмарина.
Корпус лодки представлял собой эллипсоидное тело приплюснутое с боков и имел габариты 6 х 1,5 х 1,8 м. Водоизмещение составило 16,4 т; глубина погружения — 12 м. Экипаж — 13 чел. Лодка была обшита листами котельного железа толщиной 5 мм. Листы соединялись с помощью заклепок. Для входа и выхода имелись две рубки высотой около метра и ø 84 см, снабженные люками. В башнях имелось 4 иллюминатора, освещавшие внутреннее пространство лодки, и также служили для наблюдения в надводном положении. Крышки и закрывались винтовыми задрайками, для герметизации использовались резиновые прокладки. Новинкой было появление на субмарине оптической трубы — прообраза современного перископа (за основу была взята концепция «горинтоскопа» Ломоносова). Так же лодка могла пользоваться выдвижной вентиляционной трубой с вентилятором конструкции генерал-майора А.А. Саблукова.
Лодка двигалась с помощью гребцов, которые работали двумя парами приспособлений, получивших название «утиная лапа». При движении вперед они складывались, а при обратном движении раскрывались, образуя упор. Также с помощью этих приспособлений осуществлялся спуск-подъем лодки.
Для погружения и удержания лодки на заданной глубине Шильдер применил комплексную систему.
1) В нижней части корпуса находились ниши. В верхней части ниш имелись отверстия, через которые проходили канаты из сыромятной кожи. На канатах внутри воронок висели грузы, полностью убирающиеся в ниши. Другие концы канатов были соединены внутри лодки с ручными воротами, с помощью которых можно было опускать грузы подобно якорям. Общий вес двух гирь составлял 80 пудов.
2) Внутри корпуса установили балластную цистерну, заполняющуюся водой так, что у лодки с отданными грузами плавучесть была почти нулевая и на поверхность выступали лишь части башен. Достаточно было начать выбирать грузы и лодка погружалась под воду. При всплытии производилось обратное действие. Забортная вода поступала через пару кранов, а выкачивалась ручным насосом. При поднятых гирях и пустой балластной цистерне плавучесть лодки была почти нулевой и палуба была на уровне воды.
Вооружение лодки предназначалось для действий против деревянных кораблей. На форштевне крепился горизонтальный бушприт (около 2 м), окованный железом. На него одевалась муфта с гарпуном, к муфте подвешивалась пороховая мина весом 1 пуд. От нее шел провод, соединявшийся с батареей. Муфта легко соскальзывала с бушприта при отходе лодки. Вонзив гарпун с миной в борт корабля, лодка давала задний ход и отойдя на безопасное расстояние, мину взрывали по проводу.
Помимо этого, лодка имела 6 ракет Конгрева калибра 4 дюйма в металлических корпусах с пороховыми двигателями. Они размещались в железных направляющих, по три с каждого борта. Трубы были скреплены в пакеты, прикрепленные к корпусу подвижными стойками. Необходимый для стрельбы угол возвышения (до 10—12°) получался за счет подъема или опускания передней стойки. Для защиты от воды передние концы труб имели пробки. Лодка могла вести одиночный и залповый огонь. Благодаря длине труб (4,5 м) достигалась довольно высокая кучность стрельбы.
Для испытаний лодки была набрана команда из 13 человек: одного унтер-офицера и двенадцати рядовых. В 1838 г. на подводную лодку был назначен командиром мичман Жмелев.
29.08.1834 подводная лодка Шильдера, взяв на борт восемь человек из этой команды, прошла первые испытания на Неве в 40 верстах вверх по течению от города. За испытаниями наблюдал сам император Николай I.
Тогда же успешно прошли проверку ракетные установки, впервые в мире производились пуски пороховых ракет из-под воды (и это в XIX веке!!).
В октябре того же года Шильдер предложил построить еще 2 субмарины. Одну для действий в море, «совершенно новой конструкции», а другую малых габаритов — для подрыва мостов на реках. Но обе лодки так и не были построены.
Все последующие испытания подлодки проходили на Кронштадтском рейде с 1834 по 1841 гг. Результаты морских испытаний оказались неудовлетворительными. Скорость подводной лодки была низкой, а сил гребцов не хватало для преодоления силы течения и ветра.
Из отчета об испытании, состоявшемся 24.06.1838 на северном рейде Кронштадта:
«При начале действия ветер и течение нанесли лодку на якорный канат плота, за который гребки лодки зацепились и запутались, так что для дальнейшего плавания надобно было отрубить якорный канат и лодка тронулась с места, имея гребок с правой стороны сломанным. По сей причине она получила под водою косвенный ход и с трудом могла быть направляема к выставленному впереди для подорвания двухмачтовому транспортному судну.
По отплытии 50 сажен (106,7 м) под водою воспламенены были две ракеты, которые по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах не в далеком расстоянии от лодки. Трубы, в которых находились ракеты, из опасения, чтобы оные не подмочило, были по распоряжению английского ракетного мастера Нассенберда закрыты герметически, отчего по выпуске пяти ракет трубы, наполнясь водою, значительно увеличили тяжесть лодки и были причиною неожиданного погружения оной. Между тем волною захлестнуло разговорную трубу и не прежде как через четверть часа после отлития воды можно было продолжать дальнейший путь.
По приближении к судну мина, находившаяся на носу лодки, притиснута была к судну удачно, самая же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но… плывший сзади катер взял оную на буксир.
По отплытии… с помощью катера на значительное расстояние… взорвана была вышеупомянутая воткнутая в судно мина в 20 фунтов пороха и взрывом оной судно начало тонуть».
Обнаружив на первых испытаниях недостатки ручного движетеля Шильдер построил в 1836 г. для лодки плавучую пристань — это позволило бы доставлять лодку в районы предполагаемого применения. Бревенчатый плот с дощатым настилом имел вырез в кормовой части, где как в плавучем доке помещалась лодка. На носу плота устанавливались три пусковых ракетных станка, превращавшими плот одновременно в ракетную плавбатареею.
Дальнейшие старания Шильдера улучшить лодку (например, снабдить ее водометным движителем с ручным приводом) оказались безуспешными.
Из отчета о последних испытаниях №Ns 51-52, состоявшихся 24—25 сентября 1841 г. в Кронштадте:
«… По входе в лодку 6 человек нижних чинов с 1 офицером, наложили на палубу ея балласт и погрузили на такую глубину, что башни были обнаружены 1 футом над поверхностью воды. В таком положении лодка оставалась в продолжение всего опыта. Она спущена в ход вдоль канала и продолжала движение свое посредством действия гребков, причем генерал-адъютант Шильдер, следуя непосредственно за подводной лодкой, с катера направлял ход ея приказанием чрез разговорную трубку, укрепленную в башне лодки, класть руль по его усмотрению — вправо или влево. Движение лодки было весьма медленным и в продолжение 35 минут времени пройдя только 183 сажени (390 м) она не смогла продолжать плавания по случаю перелома стержня одного из гребков, за сим лодка прибуксирована обратно к пристани».
Специальный Комитет о подводных опытах пришел к вполне обоснованному заключению:
«Удостоверившись, что лодка эта не представляет и при лучшем ее устройстве никакого ручательства к надежному употреблению ея против неприятеля, где неминуемо должна быть совершенно предоставлена собственному своему управлению, комитет положил, что бесполезно было бы продолжать испытания, которые, не обещая желаемого успеха, сопряжены со значительными издержками и опасностью для употребления при этом людей».
Военный министр, граф А.И. Чернышев, 8.10.1841 в ответ на заключение Комитета наложил следующую резолюцию: «Высочайше повелено дальнейшие опыты над подводною лодкой прекратить и вместе с тем обратить особенное внимание на усовершенствование подводных мин и действие ракет»
Саму лодку отдали изобретателю, по его просьбе. Несколько лет лодка находилась возле дачи Шильдера у Петровского острова. В конце концов он продал ее на металлолом.
«Брандтаухер» (от нем. Brand — «мина» и Taucher — «ныряльщик»).
Вильгельм Бауэр (23.12.1822) родом из баварского городка Диллинген-ан-дер-Донау, в звании капрала Бауэр служил в Баварском вспомогательном корпусе, когда началась датско-прусская война 1848–1850 годов. Бауэра впечатлила эффективность артиллерийского огня датского флота. Это натолкнуло его к мысли о создании подводного аппарата, который позволил бы эффективно противодействовать кораблям.
После войны Бауэр начал строить модели подводных судов, опираясь на результаты опытов он спроектировал свою первую субмарину.
В январе 1850 года Бауэр поступил в армию Шлезвиг-Гольштейна в качестве артиллерийского унтер-офицера, где он показал начальству свои проекты подводной лодки. В 1850 году по приказу бывшего прусского генерала фон Виллизена создали военно-морскую комиссию, которой было поручено строительство лодки.
Средства на постройку собирались за счёт взносов, но их оказалось недостаточно для того, чтобы построить лодку в соответствии с проектом Бауэра. В результате была уменьшена толщина стальной обшивки в 2 раза (с 12 до 6 мм). Отказались от системы дифферентовочных цистерн и заменили их чугунным грузом в 500 кг, перемещаемому вдоль корпуса лодки по рельсу при помощи маховика. Так же было увеличено расстояние между шпангоутами. Оригинальной был двигатель: он представлял собой 2 колёса, приводимых в движение экипажем, шагающим по опорам-ступенькам на ободе колёс. Вращающий момент через передачу поступал на гребной винт. Вооружена лодка была пороховой миной, снабженной крюками для крепления к килю противника. Мина подрывалась дистанционно по проводу.
Строительство было завершено 18.12.1850. «Брандтаухер» был спущен на воду при помощи парохода «Бонин» и вечером были проведены испытания.
1.02.1851 года Бауэр с двумя добровольцами продемонстрировали военно-морской комиссии возможности лодки. Во время 3-го погружения произошла авария и лодка легла кормой на грунт на глубине 16,3 м с дифферентом 34°. Попытки переместить 500 кг груз и откачать воду не дали результатов, вода продолжала прибывать. Бауэр убедил экипаж дождаться пока внутреннее давление не сравняется с наружным, чтобы открыть люк и выйти.
Выдержка из книги «Люди, корабли, океаны» писателя Хельмута Ханке:
«Пасмурным днём 1 февраля 1851 года на стенке Кильской гавани толпились люди, которые, невзирая на холод, терпеливо ожидали чего-то уже несколько часов, не сводя глаз с небольшого участка акватории, где галсировало все это время несколько флотских ботов. На ботах визжали лебёдки, гремели цепи. Ветер доносил до берега отрывистые слова команд. На этом месте во время своего пробного выхода потерпела аварию первая немецкая подводная лодка. Безрезультатные попытки спасти корабль, или по крайней мере людей, длились уже семь часов… И вдруг это гнетущее напряжение разрядилось взрывом ликующих криков. Все увидели, как из ледяных свинцово-серых волн, словно дельфины, выскочили один за другим три человека, составляющие экипаж затонувшей лодки».
По мнению экспертов, причиной аварии стало то, что упрощение конструкции лодки сказалось на ее прочности и технических характеристиках.
В 1853 г. английский принц Альберт предложил Бауэру построить лодкув Англии. Работа шла медленно и когда Бауэр вынужден был покинул Англию. Хозяин верфи Джон Рассел закончил постройку лодки, но она утонула во время испытаний.
Во время Крымской войны Бауэра приглашает великий князь Константин и предложил построить лодку для русского флота. Субмарина была построена в 1855 г. и была названа Seeteufel (морской дьявол).
Всего было совершено 134 погружения. Во время 134-го погружения «Зеетойфель» должен был пройти под судном на мелководье. При попытке пройти под судном лодка зарылась в песок, а винт запутался в водорослях и сетях. Бауэр выкачал из цистерн воду, сбросил чугунный балласт, и нос «Зеетойфеля» поднялась на поверхность. Далее, по первой версии, лейтенант российского флота Федорович бросился к люку, открыл его и выскочил наружу. Через люк в лодку стала поступать вода, и экипаж оставил судно. По второй версии, первым из лодки выбрался сам Бауэр. В российском отчёте фигурирует именно 2-й вариант, но учитывая то, что одним из его авторов был лейтенант Федорович объективно судить о его достоверности трудно.
В будующем лодка был поднята. Комиссия пришла к выводу, что лодка не отвечает требованиям, указанным в контракте. Позже Бауэра уволили с российской службы.
Во время германо-датской войны 1864 года Бауэр начал работу над проектом субмарины Kustenbrander (Kusten — «побережье» и Brand — «пожар»). Однако «Кюстенбрандер» Бауэра так и не был построен.
Интересна судьба первой лодки — «Брандтаухера». Лодка оставалась под водой до 1887 года, пока не была случайно обнаружена и поднята на поверхность. «Брандтаухер» провалялся несколько лет на верфи, а потом передан в Берлинский музей океанографии.
Карл Андреевич Шильдер был талантливым инженером императорской армии, который изобрел ряд разборных канатных мостов, разработал способы электрического воспламенения пороховых ракет и фугасов, буровое устройство для подземных работ, систему обороны крепостей с помощью ракет, взрывной способ прокладки траншей и много другое. Погиб Карл Андреевич на 70-м году жизни при осаде турецкой крепости Силистрия.
В 1834 г. Шильдер создал гальваническую подводную мину, принятую в 1836 г. на вооружение. Удачи создании электрозапалов привели его к мысли о превращении мины в двигающийся снаряд.
Из докладной записки военному министру:
«Чтобы сделать сей способ грозным орудием для неприятельского флота, необходимо было найти верное средство к подводу мин под неприятельские корабли, стоящие на якоре, или к уловлению их на ходу.
Казалось, что устроение подводной лодки и усовершенствование плавания с оною — может решить сию задачу — и я немедленно занялся способами к достижению сей цели».
В 1834 г. под руководством Карла Андреевича в Санкт-Петербурге на Александровском литейном и механическом заводе в период с марта по май была создана субмарина.
Корпус лодки представлял собой эллипсоидное тело приплюснутое с боков и имел габариты 6 х 1,5 х 1,8 м. Водоизмещение составило 16,4 т; глубина погружения — 12 м. Экипаж — 13 чел. Лодка была обшита листами котельного железа толщиной 5 мм. Листы соединялись с помощью заклепок. Для входа и выхода имелись две рубки высотой около метра и ø 84 см, снабженные люками. В башнях имелось 4 иллюминатора, освещавшие внутреннее пространство лодки, и также служили для наблюдения в надводном положении. Крышки и закрывались винтовыми задрайками, для герметизации использовались резиновые прокладки. Новинкой было появление на субмарине оптической трубы — прообраза современного перископа (за основу была взята концепция «горинтоскопа» Ломоносова). Так же лодка могла пользоваться выдвижной вентиляционной трубой с вентилятором конструкции генерал-майора А.А. Саблукова.
Лодка двигалась с помощью гребцов, которые работали двумя парами приспособлений, получивших название «утиная лапа». При движении вперед они складывались, а при обратном движении раскрывались, образуя упор. Также с помощью этих приспособлений осуществлялся спуск-подъем лодки.
Для погружения и удержания лодки на заданной глубине Шильдер применил комплексную систему.
1) В нижней части корпуса находились ниши. В верхней части ниш имелись отверстия, через которые проходили канаты из сыромятной кожи. На канатах внутри воронок висели грузы, полностью убирающиеся в ниши. Другие концы канатов были соединены внутри лодки с ручными воротами, с помощью которых можно было опускать грузы подобно якорям. Общий вес двух гирь составлял 80 пудов.
2) Внутри корпуса установили балластную цистерну, заполняющуюся водой так, что у лодки с отданными грузами плавучесть была почти нулевая и на поверхность выступали лишь части башен. Достаточно было начать выбирать грузы и лодка погружалась под воду. При всплытии производилось обратное действие. Забортная вода поступала через пару кранов, а выкачивалась ручным насосом. При поднятых гирях и пустой балластной цистерне плавучесть лодки была почти нулевой и палуба была на уровне воды.
Вооружение лодки предназначалось для действий против деревянных кораблей. На форштевне крепился горизонтальный бушприт (около 2 м), окованный железом. На него одевалась муфта с гарпуном, к муфте подвешивалась пороховая мина весом 1 пуд. От нее шел провод, соединявшийся с батареей. Муфта легко соскальзывала с бушприта при отходе лодки. Вонзив гарпун с миной в борт корабля, лодка давала задний ход и отойдя на безопасное расстояние, мину взрывали по проводу.
Помимо этого, лодка имела 6 ракет Конгрева калибра 4 дюйма в металлических корпусах с пороховыми двигателями. Они размещались в железных направляющих, по три с каждого борта. Трубы были скреплены в пакеты, прикрепленные к корпусу подвижными стойками. Необходимый для стрельбы угол возвышения (до 10—12°) получался за счет подъема или опускания передней стойки. Для защиты от воды передние концы труб имели пробки. Лодка могла вести одиночный и залповый огонь. Благодаря длине труб (4,5 м) достигалась довольно высокая кучность стрельбы.
Для испытаний лодки была набрана команда из 13 человек: одного унтер-офицера и двенадцати рядовых. В 1838 г. на подводную лодку был назначен командиром мичман Жмелев.
29.08.1834 подводная лодка Шильдера, взяв на борт восемь человек из этой команды, прошла первые испытания на Неве в 40 верстах вверх по течению от города. За испытаниями наблюдал сам император Николай I.
Тогда же успешно прошли проверку ракетные установки, впервые в мире производились пуски пороховых ракет из-под воды (и это в XIX веке!!).
В октябре того же года Шильдер предложил построить еще 2 субмарины. Одну для действий в море, «совершенно новой конструкции», а другую малых габаритов — для подрыва мостов на реках. Но обе лодки так и не были построены.
Все последующие испытания подлодки проходили на Кронштадтском рейде с 1834 по 1841 гг. Результаты морских испытаний оказались неудовлетворительными. Скорость подводной лодки была низкой, а сил гребцов не хватало для преодоления силы течения и ветра.
Из отчета об испытании, состоявшемся 24.06.1838 на северном рейде Кронштадта:
«При начале действия ветер и течение нанесли лодку на якорный канат плота, за который гребки лодки зацепились и запутались, так что для дальнейшего плавания надобно было отрубить якорный канат и лодка тронулась с места, имея гребок с правой стороны сломанным. По сей причине она получила под водою косвенный ход и с трудом могла быть направляема к выставленному впереди для подорвания двухмачтовому транспортному судну.
По отплытии 50 сажен (106,7 м) под водою воспламенены были две ракеты, которые по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах не в далеком расстоянии от лодки. Трубы, в которых находились ракеты, из опасения, чтобы оные не подмочило, были по распоряжению английского ракетного мастера Нассенберда закрыты герметически, отчего по выпуске пяти ракет трубы, наполнясь водою, значительно увеличили тяжесть лодки и были причиною неожиданного погружения оной. Между тем волною захлестнуло разговорную трубу и не прежде как через четверть часа после отлития воды можно было продолжать дальнейший путь.
По приближении к судну мина, находившаяся на носу лодки, притиснута была к судну удачно, самая же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но… плывший сзади катер взял оную на буксир.
По отплытии… с помощью катера на значительное расстояние… взорвана была вышеупомянутая воткнутая в судно мина в 20 фунтов пороха и взрывом оной судно начало тонуть».
Обнаружив на первых испытаниях недостатки ручного движетеля Шильдер построил в 1836 г. для лодки плавучую пристань — это позволило бы доставлять лодку в районы предполагаемого применения. Бревенчатый плот с дощатым настилом имел вырез в кормовой части, где как в плавучем доке помещалась лодка. На носу плота устанавливались три пусковых ракетных станка, превращавшими плот одновременно в ракетную плавбатареею.
Дальнейшие старания Шильдера улучшить лодку (например, снабдить ее водометным движителем с ручным приводом) оказались безуспешными.
Из отчета о последних испытаниях №Ns 51-52, состоявшихся 24—25 сентября 1841 г. в Кронштадте:
«… По входе в лодку 6 человек нижних чинов с 1 офицером, наложили на палубу ея балласт и погрузили на такую глубину, что башни были обнаружены 1 футом над поверхностью воды. В таком положении лодка оставалась в продолжение всего опыта. Она спущена в ход вдоль канала и продолжала движение свое посредством действия гребков, причем генерал-адъютант Шильдер, следуя непосредственно за подводной лодкой, с катера направлял ход ея приказанием чрез разговорную трубку, укрепленную в башне лодки, класть руль по его усмотрению — вправо или влево. Движение лодки было весьма медленным и в продолжение 35 минут времени пройдя только 183 сажени (390 м) она не смогла продолжать плавания по случаю перелома стержня одного из гребков, за сим лодка прибуксирована обратно к пристани».
Специальный Комитет о подводных опытах пришел к вполне обоснованному заключению:
«Удостоверившись, что лодка эта не представляет и при лучшем ее устройстве никакого ручательства к надежному употреблению ея против неприятеля, где неминуемо должна быть совершенно предоставлена собственному своему управлению, комитет положил, что бесполезно было бы продолжать испытания, которые, не обещая желаемого успеха, сопряжены со значительными издержками и опасностью для употребления при этом людей».
Военный министр, граф А.И. Чернышев, 8.10.1841 в ответ на заключение Комитета наложил следующую резолюцию: «Высочайше повелено дальнейшие опыты над подводною лодкой прекратить и вместе с тем обратить особенное внимание на усовершенствование подводных мин и действие ракет»
Саму лодку отдали изобретателю, по его просьбе. Несколько лет лодка находилась возле дачи Шильдера у Петровского острова. В конце концов он продал ее на металлолом.
«Брандтаухер» (от нем. Brand — «мина» и Taucher — «ныряльщик»).
Вильгельм Бауэр (23.12.1822) родом из баварского городка Диллинген-ан-дер-Донау, в звании капрала Бауэр служил в Баварском вспомогательном корпусе, когда началась датско-прусская война 1848–1850 годов. Бауэра впечатлила эффективность артиллерийского огня датского флота. Это натолкнуло его к мысли о создании подводного аппарата, который позволил бы эффективно противодействовать кораблям.
После войны Бауэр начал строить модели подводных судов, опираясь на результаты опытов он спроектировал свою первую субмарину.
В январе 1850 года Бауэр поступил в армию Шлезвиг-Гольштейна в качестве артиллерийского унтер-офицера, где он показал начальству свои проекты подводной лодки. В 1850 году по приказу бывшего прусского генерала фон Виллизена создали военно-морскую комиссию, которой было поручено строительство лодки.
Средства на постройку собирались за счёт взносов, но их оказалось недостаточно для того, чтобы построить лодку в соответствии с проектом Бауэра. В результате была уменьшена толщина стальной обшивки в 2 раза (с 12 до 6 мм). Отказались от системы дифферентовочных цистерн и заменили их чугунным грузом в 500 кг, перемещаемому вдоль корпуса лодки по рельсу при помощи маховика. Так же было увеличено расстояние между шпангоутами. Оригинальной был двигатель: он представлял собой 2 колёса, приводимых в движение экипажем, шагающим по опорам-ступенькам на ободе колёс. Вращающий момент через передачу поступал на гребной винт. Вооружена лодка была пороховой миной, снабженной крюками для крепления к килю противника. Мина подрывалась дистанционно по проводу.
Строительство было завершено 18.12.1850. «Брандтаухер» был спущен на воду при помощи парохода «Бонин» и вечером были проведены испытания.
1.02.1851 года Бауэр с двумя добровольцами продемонстрировали военно-морской комиссии возможности лодки. Во время 3-го погружения произошла авария и лодка легла кормой на грунт на глубине 16,3 м с дифферентом 34°. Попытки переместить 500 кг груз и откачать воду не дали результатов, вода продолжала прибывать. Бауэр убедил экипаж дождаться пока внутреннее давление не сравняется с наружным, чтобы открыть люк и выйти.
Выдержка из книги «Люди, корабли, океаны» писателя Хельмута Ханке:
«Пасмурным днём 1 февраля 1851 года на стенке Кильской гавани толпились люди, которые, невзирая на холод, терпеливо ожидали чего-то уже несколько часов, не сводя глаз с небольшого участка акватории, где галсировало все это время несколько флотских ботов. На ботах визжали лебёдки, гремели цепи. Ветер доносил до берега отрывистые слова команд. На этом месте во время своего пробного выхода потерпела аварию первая немецкая подводная лодка. Безрезультатные попытки спасти корабль, или по крайней мере людей, длились уже семь часов… И вдруг это гнетущее напряжение разрядилось взрывом ликующих криков. Все увидели, как из ледяных свинцово-серых волн, словно дельфины, выскочили один за другим три человека, составляющие экипаж затонувшей лодки».
По мнению экспертов, причиной аварии стало то, что упрощение конструкции лодки сказалось на ее прочности и технических характеристиках.
В 1853 г. английский принц Альберт предложил Бауэру построить лодкув Англии. Работа шла медленно и когда Бауэр вынужден был покинул Англию. Хозяин верфи Джон Рассел закончил постройку лодки, но она утонула во время испытаний.
Во время Крымской войны Бауэра приглашает великий князь Константин и предложил построить лодку для русского флота. Субмарина была построена в 1855 г. и была названа Seeteufel (морской дьявол).
Всего было совершено 134 погружения. Во время 134-го погружения «Зеетойфель» должен был пройти под судном на мелководье. При попытке пройти под судном лодка зарылась в песок, а винт запутался в водорослях и сетях. Бауэр выкачал из цистерн воду, сбросил чугунный балласт, и нос «Зеетойфеля» поднялась на поверхность. Далее, по первой версии, лейтенант российского флота Федорович бросился к люку, открыл его и выскочил наружу. Через люк в лодку стала поступать вода, и экипаж оставил судно. По второй версии, первым из лодки выбрался сам Бауэр. В российском отчёте фигурирует именно 2-й вариант, но учитывая то, что одним из его авторов был лейтенант Федорович объективно судить о его достоверности трудно.
В будующем лодка был поднята. Комиссия пришла к выводу, что лодка не отвечает требованиям, указанным в контракте. Позже Бауэра уволили с российской службы.
Во время германо-датской войны 1864 года Бауэр начал работу над проектом субмарины Kustenbrander (Kusten — «побережье» и Brand — «пожар»). Однако «Кюстенбрандер» Бауэра так и не был построен.
Интересна судьба первой лодки — «Брандтаухера». Лодка оставалась под водой до 1887 года, пока не была случайно обнаружена и поднята на поверхность. «Брандтаухер» провалялся несколько лет на верфи, а потом передан в Берлинский музей океанографии.
9 комментариев
лодка Бауэра
устройство лодки Шильдера
А вообще — очень познавательно. Спасибо.