Субмарины южан
В 1861 году в Америке началась гражданская война. Страна оказалась расколота на два лагеря — с одной стороны промышленный и хорошо развитый в технологическом плане Север и аграрный Юг. Испытывая острую нехватку материальных и людских ресурсов, необходимых для обороны своих границ на море и реках, южане вынуждены были перейти к защите ключевых пунктов в устьях рек, по которым враг мог пройти вглубь конфедерации. Стоит отметить, что после раскола страны почти весь флот остался в руках Севера, и слабые силы Юга не могли достойно противостоять его мощи. В поисках решения этой проблемы Министр ВМС Конфедерации Стефен Мэллори пришел к выводу, что при неспособности противостоять северянам во флоте количественно следует сделать ставку на качество флота, внедряя в него все доступные на данный момент технические новинки. Одной из таких новинок стала подводная лодка.
Итак, в 1862 году группой энтузиастов, состоявшей из механика Джэймса МакКлинтока, Бакстера Уотсона и Хорэса Л. Ханли создала первый экземпляр субмарины.
Пройдя испытания в Новом Орлеане подлодка была доработана и готова к службе. Субмарину назвали «Pioneer».
Субмарина имела сигарообразный корпус длинной 30 футов (9 м) и диаметром 4 фута, собранная из листов железа толщиной в четверть дюйма.
предполагаемый внешний вид субмарины
В апреле конфедераты отступили из Нового Орлеана, и «Пионер» был уничтожен уходящими войсками, дабы не попасть в руки врага. В боевых действиях он так и не поучаствовал. Однако, даже те обломки оставшиеся от судна были изучены северянами, и инженер США Шок отправил рапорт об его исследовании в Департамент военно-морского флота.
Выдержка из рапорта:
«Как удалось установить путем постукивания и апробирования на зуб, корпус потаенного судна изготовлен из старого котельного железа, его построили на индивидуальном частном предприятии (ИЧП) мистера МакКлинтока в городе Новый Орлеан. Длинна корпуса составляет 30 футов. Средняя часть корпуса выполнена цилиндрической, ее длинна 10 футов. Оконечности корпуса выполнены в форме конуса. В верху средней части устроена небольшая башенка конической формы, а в бортах есть небольшие забранные прозрачным стеклом отверстия круглой формы. Движителем служит винт, который приводит в движение один мужчина. Корабль снабжен рулями, функционирующими подобно плавникам рыбы.Мина оснащена часовым взрывателем, для прикрепления к днищу неприятельского корабля адская машина снабжена штопором, который вкручивается в обшивку супротивника. Адская машина размещается в верхней части потаенного корабля, штопор изготовлен из очень прочной стали.»
Эскиз приложенный Шоком в своему рапорту.
Потеря первого судна не остановила энтузиастов, и МакКлинток вместе с товарищами приступил к созданию новой субмарины. До сих пор нет единого мнения, существовал ли «Пионер 2» в действительности. Но если судить по записям МакКлинтока, то они все же создали новую лодку длинна 36 футов, ширина 3 фута, высота 4 фута. Так же, согласно словам того же МакКлинтока, они предприняли попытку установить на лодке электромагнитный двигатель, который позже заменили на паровую машину, а еще позже вернулись к ручному труду — рукоятку связанную передачей с винтом крутил один член экипажа. Правда это или нет неизвестно, но тем не менее патент на использование ЭМ двигателя им был выдан в 1862 году.
эскиз «Пионера 2»
Несмотря на то, что лодка утонула в порту во время испытаний — ее подняли, и решив, что она способна вести боевые действия отправили в Мобиль для атаки блокирующего его флота. Данных о том, проводилась ли атака или нет не сохранилось. Однако если судить по послевоенным статьям — «Пионер 2» утонул во время шторма в момент транспортировки к месту несения службы.
Однако и эта неудача не остановила МакКлинтока. Компания конструкторов вновь приступила к работе. новую субмарину они стали делать… из найденного в мастерских парового котла. Видимо сказывался дефицит материалов который постоянно испытывал Юг. А возможно это объяснялось тем, что лодка строилась частной фирмой, и все расходы, в том числе на материал, были личными проблемами создателей — поэтому приходилось выкручиваться с помощью подручных средств…
Как бы то ни было, но компания энтузиастов подплава смогла собрать новую лодку. Так ее описал один из спонсоров проекта лейтенант Александер:
"… Мы решили построить еще одну лодку, для чего взяли имевшийся под рукой котел цилиндрической формы 48 дюймов в диаметре и 26 футов длинной. Мы разрезали котел вдоль на две половинки и сделали в него две вставки из железа высотой 12 дюймов каждая, приделали носовую и кормовую оконечности. В результате получился корпус примерно 30 футов длинной, 4 фута шириной и 5 футов высотой. Для пущей прочности внутри вдоль всего корпуса вверху на заклепках приделали железную полосу шириной 12 футов…
… На оба шпангоута заклепками крепились баки для водяного балласта. Помимо балластных цистерн лодка была снабжена твердым балластом из литых деталей, прикрепленных к корпусу болтами. При необходимости болты откручивались изнутри корпуса, балласт сбрасывался и лодка всплывала. Балластные баки заполнялись забортной водой через спецотверстия, при нужде вода из баков вытеснялась посредством насосов..."
На изображении ниже можно увидеть конструкцию этого боевого корабля конфедератов.
1. шест мины, 2. железный форштевень, 3. передняя балластная цистерна (открытая сверху), 4. волнорез, 5. носовой люк, 6. место командира, 7. компасный ящик, (V. баллон со сжатым воздухом, 9. насос балластной цистерны, 10. вентиляционная труба, 11. иллюминатор (по пять на борт), 12. иллюминатор, 13. кормовой люк, 14. коленчатый вал, 15. муфта свободного хода гребного вала, 16. тяга руля, 17. кормовая балластная цистерна, 18. железная обшивка кормовой части потаенного судна, 19. штифт руля, 20. соединение штифта и руля, 21. руль, 22. гребной винт, 23. вырез в пере руля, 24. цепная передача рулевого механизма, 25. сбрасываемый балласт, 26. одни из трех болтов крепления балласта к корпусу, 27. сиденья экипажа, 28. плоская вставка высотой 12 дюймов в цилиндрическом корпусе, 29. центральная часть корпуса, 30. горизонтальный руль, 31. рычаг управления горизонтальными рулями, 32. румпель, 33. пороховой заряд, 34. капсюль, 35. шнур пружинного спускового механизма, 36. спусковой механизм
В июле 1863 лодка была спущена на воду и подготовлена к испытаниям. Командиром был назначен лейтенант Джордж И. Диксон. После ранения он отправился долечиваться в Мобиль, где и встретил своего старого однополчанина Александера, который и пригласил его попробовать себя в деле подводника. Испытания прошли успешно, и лодка была по железной дороге отправлена в Чарльстон, для дальнейшего прохождения службы. там на лодку был назначен новый экипаж в главе с лейтенантом Джоном А. Пэйном. Однако после аварии, в которой из-за ошибки капитана лодка затонула, а экипаж потерял 5 человек Пейна сняли с должности. Новый экипаж набирал уже сам Ханли, однако 15.10.1863 во время учебного погружения лодка снова затонула — на этот раз погиб весь экипаж вместе с Ханли. Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м).Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, и что команда погибла от удушья.
Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстоуона, генерал П. Бэригард. Из его дневника:
«Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшиесвечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча»
После ремонта новым командиром был назначен Диксон. Так как натиск флота северян становился все сильнее, командование дало добро на проведение боевой операции. Приказ гласил: «Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится». Диксон, собрав отряд добровольцев вышел в атаку. лодке удалось потопить боевой корабль США «Хаустоник». По воспоминаниям очевидца:
Борт «Канандагуа» ( «Canandaigua»;),
Чарлстуон, 18 февраля 1864 г.
Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета «Хьюсатоник» флота Соединенных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоуне 17 числа сего месяца.
Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект.приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени была вытравлена цель, дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт.
Большая часть экипажа спаслась на снастях и была подобрана шлюпками с »Канандагуа». Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна, помощника капитана Маззея, квартирмейстера Джона Уильямса, канониров Томаса Паркера и Джона Уолша, которые погибли вместе с затонувшим кораблем.
Капитан Пиккеринг был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.
С уважением, ваш покорный слуга Хиггинсон, лейтенант.
На карте обозначено место атаки а также место затопления субмарины.
Однако из своего первого похода лодка так и не вернулась, затонув по дороге домой при невыясненных обстоятельствах.
Казалось бы на этом можно было бы завершить рассказ о этом судне, но СSS «Ханли» спустя более 100 лет, в 1994 году все таки вернулся из небытия. Известный писатель — Клайв Касслер (автор большого количества приключенческих морских романов. кстати, весьма рекомендую к прочтению, писатель и правда талантливый. Возможно вы знакомы с его творчеством в виде экранизаций «Поднять Титаник» (1980г) и «Сахара» (2005 г)) спонсировал экспедицию по поиску легендарной подлодки. Вместе со специалистом по подводной археологии Марком Невеллиом они определили по документам круг поиска, и используя магнитометр и гидролокатор приступили к поискам и в итоге нашли лодку. «Ханли» лежал примерно в 900 метрах от потомленного им корабля северян. подъем лодки был осуществлен в 2000 году, и команда Касслера тут же приступила к консервации и изучению судна. По пришествию нескольких лет исследований, учёные пришли к выводу, что экипаж, вероятно, мог потерять сознание от воздействия гидроудара, когда заряд пороха сдетонировал где-то вдали от «Ханли». Среди прочих версий произошедшего, у экипажа мог закончится воздух до того, как лодка успела всплыть на поверхность или то, что она могла утонуть из-за плохо задраенного люка.
В апреле 2004 года экипаж был похоронен на кладбище Магнолия. Позже в Америке этот день назовут «Последним днем Конфедерации».
если кому будет интересно узнать о этой страничке морской истории — настоятельно рекомендую к прочтению журнал «Война на море» №27, посвященный как раз этому виду оружия во время гражданской войны в США. А для любителей кинематографа рекомендую посмотреть фильм «Ханли» 1999 года, он как раз повествует о первом и последнем походе субмарины.
И теперь представлю несколько фото «Ханли» после подъема его со дна. Это по истине уникальнейший экспонат минувшей эпохи, не имеющий аналогов. По сути это первая, полностью оригинальная субмарина 19 века дошедшая до наших дней.
Личные вещи экипажа:
отсек «Ханли»
Итак, в 1862 году группой энтузиастов, состоявшей из механика Джэймса МакКлинтока, Бакстера Уотсона и Хорэса Л. Ханли создала первый экземпляр субмарины.
Пройдя испытания в Новом Орлеане подлодка была доработана и готова к службе. Субмарину назвали «Pioneer».
Субмарина имела сигарообразный корпус длинной 30 футов (9 м) и диаметром 4 фута, собранная из листов железа толщиной в четверть дюйма.
предполагаемый внешний вид субмарины
В апреле конфедераты отступили из Нового Орлеана, и «Пионер» был уничтожен уходящими войсками, дабы не попасть в руки врага. В боевых действиях он так и не поучаствовал. Однако, даже те обломки оставшиеся от судна были изучены северянами, и инженер США Шок отправил рапорт об его исследовании в Департамент военно-морского флота.
Выдержка из рапорта:
«Как удалось установить путем постукивания и апробирования на зуб, корпус потаенного судна изготовлен из старого котельного железа, его построили на индивидуальном частном предприятии (ИЧП) мистера МакКлинтока в городе Новый Орлеан. Длинна корпуса составляет 30 футов. Средняя часть корпуса выполнена цилиндрической, ее длинна 10 футов. Оконечности корпуса выполнены в форме конуса. В верху средней части устроена небольшая башенка конической формы, а в бортах есть небольшие забранные прозрачным стеклом отверстия круглой формы. Движителем служит винт, который приводит в движение один мужчина. Корабль снабжен рулями, функционирующими подобно плавникам рыбы.Мина оснащена часовым взрывателем, для прикрепления к днищу неприятельского корабля адская машина снабжена штопором, который вкручивается в обшивку супротивника. Адская машина размещается в верхней части потаенного корабля, штопор изготовлен из очень прочной стали.»
Эскиз приложенный Шоком в своему рапорту.
Потеря первого судна не остановила энтузиастов, и МакКлинток вместе с товарищами приступил к созданию новой субмарины. До сих пор нет единого мнения, существовал ли «Пионер 2» в действительности. Но если судить по записям МакКлинтока, то они все же создали новую лодку длинна 36 футов, ширина 3 фута, высота 4 фута. Так же, согласно словам того же МакКлинтока, они предприняли попытку установить на лодке электромагнитный двигатель, который позже заменили на паровую машину, а еще позже вернулись к ручному труду — рукоятку связанную передачей с винтом крутил один член экипажа. Правда это или нет неизвестно, но тем не менее патент на использование ЭМ двигателя им был выдан в 1862 году.
эскиз «Пионера 2»
Несмотря на то, что лодка утонула в порту во время испытаний — ее подняли, и решив, что она способна вести боевые действия отправили в Мобиль для атаки блокирующего его флота. Данных о том, проводилась ли атака или нет не сохранилось. Однако если судить по послевоенным статьям — «Пионер 2» утонул во время шторма в момент транспортировки к месту несения службы.
Однако и эта неудача не остановила МакКлинтока. Компания конструкторов вновь приступила к работе. новую субмарину они стали делать… из найденного в мастерских парового котла. Видимо сказывался дефицит материалов который постоянно испытывал Юг. А возможно это объяснялось тем, что лодка строилась частной фирмой, и все расходы, в том числе на материал, были личными проблемами создателей — поэтому приходилось выкручиваться с помощью подручных средств…
Как бы то ни было, но компания энтузиастов подплава смогла собрать новую лодку. Так ее описал один из спонсоров проекта лейтенант Александер:
"… Мы решили построить еще одну лодку, для чего взяли имевшийся под рукой котел цилиндрической формы 48 дюймов в диаметре и 26 футов длинной. Мы разрезали котел вдоль на две половинки и сделали в него две вставки из железа высотой 12 дюймов каждая, приделали носовую и кормовую оконечности. В результате получился корпус примерно 30 футов длинной, 4 фута шириной и 5 футов высотой. Для пущей прочности внутри вдоль всего корпуса вверху на заклепках приделали железную полосу шириной 12 футов…
… На оба шпангоута заклепками крепились баки для водяного балласта. Помимо балластных цистерн лодка была снабжена твердым балластом из литых деталей, прикрепленных к корпусу болтами. При необходимости болты откручивались изнутри корпуса, балласт сбрасывался и лодка всплывала. Балластные баки заполнялись забортной водой через спецотверстия, при нужде вода из баков вытеснялась посредством насосов..."
На изображении ниже можно увидеть конструкцию этого боевого корабля конфедератов.
1. шест мины, 2. железный форштевень, 3. передняя балластная цистерна (открытая сверху), 4. волнорез, 5. носовой люк, 6. место командира, 7. компасный ящик, (V. баллон со сжатым воздухом, 9. насос балластной цистерны, 10. вентиляционная труба, 11. иллюминатор (по пять на борт), 12. иллюминатор, 13. кормовой люк, 14. коленчатый вал, 15. муфта свободного хода гребного вала, 16. тяга руля, 17. кормовая балластная цистерна, 18. железная обшивка кормовой части потаенного судна, 19. штифт руля, 20. соединение штифта и руля, 21. руль, 22. гребной винт, 23. вырез в пере руля, 24. цепная передача рулевого механизма, 25. сбрасываемый балласт, 26. одни из трех болтов крепления балласта к корпусу, 27. сиденья экипажа, 28. плоская вставка высотой 12 дюймов в цилиндрическом корпусе, 29. центральная часть корпуса, 30. горизонтальный руль, 31. рычаг управления горизонтальными рулями, 32. румпель, 33. пороховой заряд, 34. капсюль, 35. шнур пружинного спускового механизма, 36. спусковой механизм
В июле 1863 лодка была спущена на воду и подготовлена к испытаниям. Командиром был назначен лейтенант Джордж И. Диксон. После ранения он отправился долечиваться в Мобиль, где и встретил своего старого однополчанина Александера, который и пригласил его попробовать себя в деле подводника. Испытания прошли успешно, и лодка была по железной дороге отправлена в Чарльстон, для дальнейшего прохождения службы. там на лодку был назначен новый экипаж в главе с лейтенантом Джоном А. Пэйном. Однако после аварии, в которой из-за ошибки капитана лодка затонула, а экипаж потерял 5 человек Пейна сняли с должности. Новый экипаж набирал уже сам Ханли, однако 15.10.1863 во время учебного погружения лодка снова затонула — на этот раз погиб весь экипаж вместе с Ханли. Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м).Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, и что команда погибла от удушья.
Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстоуона, генерал П. Бэригард. Из его дневника:
«Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшиесвечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча»
После ремонта новым командиром был назначен Диксон. Так как натиск флота северян становился все сильнее, командование дало добро на проведение боевой операции. Приказ гласил: «Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится». Диксон, собрав отряд добровольцев вышел в атаку. лодке удалось потопить боевой корабль США «Хаустоник». По воспоминаниям очевидца:
Борт «Канандагуа» ( «Canandaigua»;),
Чарлстуон, 18 февраля 1864 г.
Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета «Хьюсатоник» флота Соединенных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоуне 17 числа сего месяца.
Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект.приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени была вытравлена цель, дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт.
Большая часть экипажа спаслась на снастях и была подобрана шлюпками с »Канандагуа». Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна, помощника капитана Маззея, квартирмейстера Джона Уильямса, канониров Томаса Паркера и Джона Уолша, которые погибли вместе с затонувшим кораблем.
Капитан Пиккеринг был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.
С уважением, ваш покорный слуга Хиггинсон, лейтенант.
На карте обозначено место атаки а также место затопления субмарины.
Однако из своего первого похода лодка так и не вернулась, затонув по дороге домой при невыясненных обстоятельствах.
Казалось бы на этом можно было бы завершить рассказ о этом судне, но СSS «Ханли» спустя более 100 лет, в 1994 году все таки вернулся из небытия. Известный писатель — Клайв Касслер (автор большого количества приключенческих морских романов. кстати, весьма рекомендую к прочтению, писатель и правда талантливый. Возможно вы знакомы с его творчеством в виде экранизаций «Поднять Титаник» (1980г) и «Сахара» (2005 г)) спонсировал экспедицию по поиску легендарной подлодки. Вместе со специалистом по подводной археологии Марком Невеллиом они определили по документам круг поиска, и используя магнитометр и гидролокатор приступили к поискам и в итоге нашли лодку. «Ханли» лежал примерно в 900 метрах от потомленного им корабля северян. подъем лодки был осуществлен в 2000 году, и команда Касслера тут же приступила к консервации и изучению судна. По пришествию нескольких лет исследований, учёные пришли к выводу, что экипаж, вероятно, мог потерять сознание от воздействия гидроудара, когда заряд пороха сдетонировал где-то вдали от «Ханли». Среди прочих версий произошедшего, у экипажа мог закончится воздух до того, как лодка успела всплыть на поверхность или то, что она могла утонуть из-за плохо задраенного люка.
В апреле 2004 года экипаж был похоронен на кладбище Магнолия. Позже в Америке этот день назовут «Последним днем Конфедерации».
если кому будет интересно узнать о этой страничке морской истории — настоятельно рекомендую к прочтению журнал «Война на море» №27, посвященный как раз этому виду оружия во время гражданской войны в США. А для любителей кинематографа рекомендую посмотреть фильм «Ханли» 1999 года, он как раз повествует о первом и последнем походе субмарины.
И теперь представлю несколько фото «Ханли» после подъема его со дна. Это по истине уникальнейший экспонат минувшей эпохи, не имеющий аналогов. По сути это первая, полностью оригинальная субмарина 19 века дошедшая до наших дней.
Личные вещи экипажа:
отсек «Ханли»
11 комментариев
+ и в избранное.
online-kinogo.net/474-podlodka-1999.html
www.kinopoisk.ru/film/296098/vk/1/