Субмарина И.Ф. Александровского
Давненько не брался за перо..) Итак, на этот раз представляю вниманию читателей еще одну субмарину 19 века — подводную лодку русского изобретателя Ивана Федоровича Александровского.
Удивительно, но кораблестроению Иван Федорович в специальных инженерных заведениях не обучался, а получил образование в Императорской академии художеств, где учился живописи у К.Брюлова. С 1849 года он становится военным художникам — они заменяли тогда фотографов и отбывает на кавказскую войну. Там он знакомиться с новым видом искусства — фотографией. В 1852 году Александровский создает первый в мире аппарат для стереографии. После войны он переезжает в Петербург и открывает там свое собственное фотоателье, которое в сумме с личным талантом быстро делает его довольно богатым человеком.
Александровский очень болезненно воспринял неудачи России в крымской войне. Большую роль в успехи Англии в войне сыграли их пароходы, которым Российский флот не смог противостоять в полной мере. Еще путешествуя в 1853 году по Великобритании, Александровский лично видел армады современных паровых судов, и, в прошлом военный человек, хорошо знакомый с техникой, понимал, что Россия в ближайшее время нагнать Британскую Империю по количеству кораблей не сможет.
Позже он скажет "Во время моего пребывания в Англии в 1853 году, перед самым началом Крымской кампании, вид грозного английского флота, готовившегося напасть на Россию, впервые меня навел на идею о подводной лодке…"
Вынашиваю замысел о создании субмарины, изобретатель задумал оснастить ее двигателем работающем на сжатом воздухе, что было новым и очень удачным решением. До этого почти все лодки были либо на мускульной тяге, либо были попытки установить в лодку паровой двигатель, но из за зависимости от воздуха, ограниченного на субмарине, они были не самым лучшим выходом. Однако, двигатель такой конструкции не удавалось сконструировать из-за недостаточно совершенной технологии хранения и нагнетания сжатого воздуха. 5 лет ушло у Александровского на то, чтобы создать проект промышленного сжатия воздуха.
В 1862 году, преодолев возникшие технические сложности, представил проект подводной лодки. Стоит так же отметить, что значительный срок проектирования — около 9 лет, связан так же с тем, что параллельно с изысканиями Александровского, в России была создана субмарина Бауэра. Иван Федорович, опасаясь критики и обвинения в плагиате и несамостоятельности, приостановил работу над своим проектом, однако, увидев лодку Бауэра в 1856 году, отметил ее несовершенство и вернулся к своей работе. Еще год, после предоставления проекта понадобился изобретателю для того, чтобы привлечь внимание Александра II к своей работе (Морское Ведомство, разочаровавшись в немецких проектах субмарин, и слышать не хотела о создании новой лодки). Наконец, получив 140 000 рублей, в 1863 году Александровский разместил заказ на постройку на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод). Однако, позже часть заказа (баллоны для сжатого воздуха) была перенесена на заводы Англии, что сильно било по секретности проекта (заказ пришлось осуществить по причине того, что отечественные предприятия не справились бы с такой задачей).
Как бы то ни было, в 1865 году лодка была готова, а в 1866 году начались ее испытания. Лодка имела следующие характеристики: длина около 33 м, ширина 4 м, высота 3,6 м. Водоизмещение составляло 355 тонн.
В движение лодка приводилась 2 воздушными машинами, с запасом сжатого воздуха. Всего баллонов было 200 штук (каждый содержал 6 м³ воздуха), которых по расчетам конструктора хватало на 30 миль плавания. При работе машины часть отработавшего воздуха оставалась внутри лодки для дыхания, а излишки стравливали за борт через специальный клапан. Для восполнения запаса воздуха на подводной лодке имелся спец. компрессор высокого давления. Погружение осуществлялось с помощью балластной цистерны объемом 11 м³ а так же 2 кормовых горизонтальных руля.
Из нововведений в конструкции стоит отметить — впервые был установлен магнитный компас, для чего носовую часть судна, куда его пометили, изготовили из красной меди. так же в носовой части была сделана переходная камера, позволяющая выходить наружу водолазу, в то время как лодка удерживалась на глубине подводными якорями.
Так же, еще одной инновационной наработкой в конструкции субмарины стала система спасения корабля в случае аварии. Конструктор установил в верхней части корпуса два понтона, в которые можно было пустить воздух из баллонов. Наполняясь, они создавали положительную плавучесть, давай возможность поднять затонувшую лодку на поверхность.
Вооружение лодки состояло из двух плавучих мин, скрепленных между собой. Их надо было подвести под киль вражеского корабля, а после, отойдя на безопасное расстояние, взорвать их по проводу. Хотя подобное вооружение было стандартным для лодок того времени (как и тактика его применения), Александровский в будущем предполагал применить на субмарине торпедное вооружение. В 1865 году он начал разработку и создание первых самодвижущихся мин (как тогда называли торпеды). Причем, в отличие от Уайтхеда, которые так же вел работы по созданию этого вида оружия и использовал инерционный метод запуска, Александровский предполагал использовать в своих торпедах уменьшенные копии пневматических машин, таких же, как на подводной лодке.
модель подводной лодки Александровского.
В 1866 году, с началом навигации на Балтике, лодку подготовили к испытаниям. Но, неожиданно возникла проблема — неопытный экипаж боялся и отказывался погружаться на экспериментальной технике. В итоге испытания пришлось проводить самому конструктору и добровольцу из рабочих завода. Вот что писал сам изобретатель о первом погружении:
«К моему крайнему прискорбию, по новости дела, спуститься со мною под воду в лодке никто не решался. После тщетного увещевания, я принял решение спуститься один, хотя и понимал, что справляться со всеми приспособлениями в подлодке было чрезвычайно опасно и трудно; но к моему счастью некто Ватсон, мастер завода Макферсона, изъявил желание осуществить спуск со мною»… «После спуска под воду на 6 футов, я остановил лодку, продержав ее в таком положении около 20 минут. В течение данного времени лодка стояла совершенно неподвижно.
Вполне довольный этим первым шагом я подготовился к поднятию судна, как вдруг раздался треск, все свечи и лампы моментально потухли, и мы очутились в полном мраке. Ватсон закричал, что произошел разрыв воздушной трубы. Приказав ему отправиться и открыть носовой люк, я на ощупь продолжал приготовления к подъему, однако в темноте видеть манометра не мог и потому не знал, какое впущено в водяную цистерну давление воздуха. Когда мне удалось открыть водяной кран, лодка мгновенно всплыла на поверхность, сделалось светло, однако страшный треск продолжался. Я, ожидая каждую секунду, что нас раздавят, не отходил от крана до момента, пока Ватсоном не был открыт люк. И только тут я заметил, что было причиной страшного треска, который Ватсоном был принят за разрыв воздушной трубы». как выяснилось, авария произошла из-за ошибки рабочего при управлении системой заполнения цистерны, что и привело к ее повреждению.
После ремонта на лодку был назначен экипаж из 15 матросов и 6 офицеров и программа испытаний возобновилась. без каких либо происшествий лодка закончила первоначальную программу в течении 3 лет.
Во время кампании 1869 года лодка участвовала в смотре флота в Транзунде. Лодка выполнила все задания данные командованием, хотя в процессе выполнения отмечалась недостаточно хорошая вертикальная устойчивость субмарины.
В 1871 году, при испытании лодки на предельную глубину погружения, она была раздавлена давлением на глубине 30 метров (испытания проходили без участия экипажа, поэтому обошлось без жертв )и только спустя 2 года, в 1873 году, александровский смог поднять ее на поверхность.
Морской ученый комитет в своем отчете об испытаниях написал: "Судно прошло под водой расстояние в 1,5 мили за 1 час, следовательно, со скоростью 1,5 узла, сохраняя хорошее направление по курсу, однако не могла держаться на постоянной глубине, так как в течение часового перехода лодка постоянно то погружалась в воду, то показывалась концом своей башни над водою…
Из 50 минут хода, на подводный путь лодки приходится 30 1/4 минут, остальное время приходится на продолжительность частых появлений судна над водой…
Регулирование глубины плавания во время описанного часового перехода производилось путем впуска воды в бак и ее выпуском из бака. Затем лодка еще 30 минут прошла под водой. Глубина при этом регулировалась горизонтальными рулями. Судно также не могло удержаться на постоянной глубине, так что преимущества одного способа над другим… не было замечено"
А вот после изобретателя стали преследовать неудачи. Отвлекшийся на подъем и ремонт лодки, Александровский не успевал уделять большего внимания созданию торпедного вооружения. И в итоге в 1878 году Морское Министерство все же приняло на вооружение проект Уайтхеда (хотя Александровский позже усовершенствовал эти торпеды, изменив конструкцию боевой части). А после Русско-турецкой войны 1878-1879 года военный бюджет Российской империи испытывал дефицит, а адмиралы, переключившись на создание нового броненосного флота, посчитали работы с подлодками лишней тратой денег. А после смерти Александра II (который лично знал конструктора и симпатизировал его идеям), в 1881 году, проект и вовсе закрыли. Хотя к тому моменту иван Федорович разработал новый проект, по которому лодка была вооружена 12-ю торпедами и имела бы надводную скорость 10-12 узлов, а также запас запас воздуха для подводного плавания на 7 часов. Но увы, проект не поддержали, а сам Александровский к тому моменту разорился — за годы работы над субмариной его фотоателье пришло в упадок, а все свои личные сбережения, скопленные за предыдущее время, он вложил в свой проект. Последние годы жизни конструктор провел в бедности и умер 13 сентября 1894 года.
торпеды конструкции Александровского.
Спасибо за внимание, надеюсь читателям было интересно.
Удивительно, но кораблестроению Иван Федорович в специальных инженерных заведениях не обучался, а получил образование в Императорской академии художеств, где учился живописи у К.Брюлова. С 1849 года он становится военным художникам — они заменяли тогда фотографов и отбывает на кавказскую войну. Там он знакомиться с новым видом искусства — фотографией. В 1852 году Александровский создает первый в мире аппарат для стереографии. После войны он переезжает в Петербург и открывает там свое собственное фотоателье, которое в сумме с личным талантом быстро делает его довольно богатым человеком.
Александровский очень болезненно воспринял неудачи России в крымской войне. Большую роль в успехи Англии в войне сыграли их пароходы, которым Российский флот не смог противостоять в полной мере. Еще путешествуя в 1853 году по Великобритании, Александровский лично видел армады современных паровых судов, и, в прошлом военный человек, хорошо знакомый с техникой, понимал, что Россия в ближайшее время нагнать Британскую Империю по количеству кораблей не сможет.
Позже он скажет "Во время моего пребывания в Англии в 1853 году, перед самым началом Крымской кампании, вид грозного английского флота, готовившегося напасть на Россию, впервые меня навел на идею о подводной лодке…"
Вынашиваю замысел о создании субмарины, изобретатель задумал оснастить ее двигателем работающем на сжатом воздухе, что было новым и очень удачным решением. До этого почти все лодки были либо на мускульной тяге, либо были попытки установить в лодку паровой двигатель, но из за зависимости от воздуха, ограниченного на субмарине, они были не самым лучшим выходом. Однако, двигатель такой конструкции не удавалось сконструировать из-за недостаточно совершенной технологии хранения и нагнетания сжатого воздуха. 5 лет ушло у Александровского на то, чтобы создать проект промышленного сжатия воздуха.
В 1862 году, преодолев возникшие технические сложности, представил проект подводной лодки. Стоит так же отметить, что значительный срок проектирования — около 9 лет, связан так же с тем, что параллельно с изысканиями Александровского, в России была создана субмарина Бауэра. Иван Федорович, опасаясь критики и обвинения в плагиате и несамостоятельности, приостановил работу над своим проектом, однако, увидев лодку Бауэра в 1856 году, отметил ее несовершенство и вернулся к своей работе. Еще год, после предоставления проекта понадобился изобретателю для того, чтобы привлечь внимание Александра II к своей работе (Морское Ведомство, разочаровавшись в немецких проектах субмарин, и слышать не хотела о создании новой лодки). Наконец, получив 140 000 рублей, в 1863 году Александровский разместил заказ на постройку на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод). Однако, позже часть заказа (баллоны для сжатого воздуха) была перенесена на заводы Англии, что сильно било по секретности проекта (заказ пришлось осуществить по причине того, что отечественные предприятия не справились бы с такой задачей).
Как бы то ни было, в 1865 году лодка была готова, а в 1866 году начались ее испытания. Лодка имела следующие характеристики: длина около 33 м, ширина 4 м, высота 3,6 м. Водоизмещение составляло 355 тонн.
В движение лодка приводилась 2 воздушными машинами, с запасом сжатого воздуха. Всего баллонов было 200 штук (каждый содержал 6 м³ воздуха), которых по расчетам конструктора хватало на 30 миль плавания. При работе машины часть отработавшего воздуха оставалась внутри лодки для дыхания, а излишки стравливали за борт через специальный клапан. Для восполнения запаса воздуха на подводной лодке имелся спец. компрессор высокого давления. Погружение осуществлялось с помощью балластной цистерны объемом 11 м³ а так же 2 кормовых горизонтальных руля.
Из нововведений в конструкции стоит отметить — впервые был установлен магнитный компас, для чего носовую часть судна, куда его пометили, изготовили из красной меди. так же в носовой части была сделана переходная камера, позволяющая выходить наружу водолазу, в то время как лодка удерживалась на глубине подводными якорями.
Так же, еще одной инновационной наработкой в конструкции субмарины стала система спасения корабля в случае аварии. Конструктор установил в верхней части корпуса два понтона, в которые можно было пустить воздух из баллонов. Наполняясь, они создавали положительную плавучесть, давай возможность поднять затонувшую лодку на поверхность.
Вооружение лодки состояло из двух плавучих мин, скрепленных между собой. Их надо было подвести под киль вражеского корабля, а после, отойдя на безопасное расстояние, взорвать их по проводу. Хотя подобное вооружение было стандартным для лодок того времени (как и тактика его применения), Александровский в будущем предполагал применить на субмарине торпедное вооружение. В 1865 году он начал разработку и создание первых самодвижущихся мин (как тогда называли торпеды). Причем, в отличие от Уайтхеда, которые так же вел работы по созданию этого вида оружия и использовал инерционный метод запуска, Александровский предполагал использовать в своих торпедах уменьшенные копии пневматических машин, таких же, как на подводной лодке.
модель подводной лодки Александровского.
В 1866 году, с началом навигации на Балтике, лодку подготовили к испытаниям. Но, неожиданно возникла проблема — неопытный экипаж боялся и отказывался погружаться на экспериментальной технике. В итоге испытания пришлось проводить самому конструктору и добровольцу из рабочих завода. Вот что писал сам изобретатель о первом погружении:
«К моему крайнему прискорбию, по новости дела, спуститься со мною под воду в лодке никто не решался. После тщетного увещевания, я принял решение спуститься один, хотя и понимал, что справляться со всеми приспособлениями в подлодке было чрезвычайно опасно и трудно; но к моему счастью некто Ватсон, мастер завода Макферсона, изъявил желание осуществить спуск со мною»… «После спуска под воду на 6 футов, я остановил лодку, продержав ее в таком положении около 20 минут. В течение данного времени лодка стояла совершенно неподвижно.
Вполне довольный этим первым шагом я подготовился к поднятию судна, как вдруг раздался треск, все свечи и лампы моментально потухли, и мы очутились в полном мраке. Ватсон закричал, что произошел разрыв воздушной трубы. Приказав ему отправиться и открыть носовой люк, я на ощупь продолжал приготовления к подъему, однако в темноте видеть манометра не мог и потому не знал, какое впущено в водяную цистерну давление воздуха. Когда мне удалось открыть водяной кран, лодка мгновенно всплыла на поверхность, сделалось светло, однако страшный треск продолжался. Я, ожидая каждую секунду, что нас раздавят, не отходил от крана до момента, пока Ватсоном не был открыт люк. И только тут я заметил, что было причиной страшного треска, который Ватсоном был принят за разрыв воздушной трубы». как выяснилось, авария произошла из-за ошибки рабочего при управлении системой заполнения цистерны, что и привело к ее повреждению.
После ремонта на лодку был назначен экипаж из 15 матросов и 6 офицеров и программа испытаний возобновилась. без каких либо происшествий лодка закончила первоначальную программу в течении 3 лет.
Во время кампании 1869 года лодка участвовала в смотре флота в Транзунде. Лодка выполнила все задания данные командованием, хотя в процессе выполнения отмечалась недостаточно хорошая вертикальная устойчивость субмарины.
В 1871 году, при испытании лодки на предельную глубину погружения, она была раздавлена давлением на глубине 30 метров (испытания проходили без участия экипажа, поэтому обошлось без жертв )и только спустя 2 года, в 1873 году, александровский смог поднять ее на поверхность.
Морской ученый комитет в своем отчете об испытаниях написал: "Судно прошло под водой расстояние в 1,5 мили за 1 час, следовательно, со скоростью 1,5 узла, сохраняя хорошее направление по курсу, однако не могла держаться на постоянной глубине, так как в течение часового перехода лодка постоянно то погружалась в воду, то показывалась концом своей башни над водою…
Из 50 минут хода, на подводный путь лодки приходится 30 1/4 минут, остальное время приходится на продолжительность частых появлений судна над водой…
Регулирование глубины плавания во время описанного часового перехода производилось путем впуска воды в бак и ее выпуском из бака. Затем лодка еще 30 минут прошла под водой. Глубина при этом регулировалась горизонтальными рулями. Судно также не могло удержаться на постоянной глубине, так что преимущества одного способа над другим… не было замечено"
А вот после изобретателя стали преследовать неудачи. Отвлекшийся на подъем и ремонт лодки, Александровский не успевал уделять большего внимания созданию торпедного вооружения. И в итоге в 1878 году Морское Министерство все же приняло на вооружение проект Уайтхеда (хотя Александровский позже усовершенствовал эти торпеды, изменив конструкцию боевой части). А после Русско-турецкой войны 1878-1879 года военный бюджет Российской империи испытывал дефицит, а адмиралы, переключившись на создание нового броненосного флота, посчитали работы с подлодками лишней тратой денег. А после смерти Александра II (который лично знал конструктора и симпатизировал его идеям), в 1881 году, проект и вовсе закрыли. Хотя к тому моменту иван Федорович разработал новый проект, по которому лодка была вооружена 12-ю торпедами и имела бы надводную скорость 10-12 узлов, а также запас запас воздуха для подводного плавания на 7 часов. Но увы, проект не поддержали, а сам Александровский к тому моменту разорился — за годы работы над субмариной его фотоателье пришло в упадок, а все свои личные сбережения, скопленные за предыдущее время, он вложил в свой проект. Последние годы жизни конструктор провел в бедности и умер 13 сентября 1894 года.
торпеды конструкции Александровского.
Спасибо за внимание, надеюсь читателям было интересно.
8 комментариев
ПлюсЪ!
Только даты подкорректировать бы в тексте.
Несколько на тысяча девятьсот начинаются, а век то девятнадцатый… :)