броненосцы вице-адмирала Попова
Изучая историю кораблестроения эпохи пара постоянно находишь упоминания о все более и более необычных проектах и идеях. Инженеры всего мира, получив новые материалы и новые возможности создания кораблей явили на свет огромное количество разнообразных концепций новых типов судов, порой удивительных и парадоксальных…
Сегодня я расскажу вам об одних из самых необычных кораблях эпохи пара в Российской Империи — броненосцах береговой обороны конструкции вице-адмирала Попова, этих двух «исчадиях стимпанка», до сих пор приводящих в недоумение историков, кораблестроителей и моделистов))
Итак, представьте — 1877 год, в разгаре Русско-Турецкая война. Генерал Скобелев в зените своей славы готовится к штурму Плевны, вокруг него плетет паутину неуловимый Анвар-эфенди, по следам которого в тоже время идет прозорливый сыщик всея Руси Эраст Фандорин. А в это время, на побережье Одессы в море дымя трубами медленно выходят пара абсолютно круглых кораблей вооруженных тяжелыми орудиями, установленными прямо по центру судна. Да-да, полностью круглые. Не обращая внимания на недоумение или насмешки других кораблей, они прилежно несут свою службу, охраняя черноморское побережье от действий турецкой эскадры, и надо сказать с честью выполняют свое предназначение.
Итак, попробуем разобраться, откуда взялись эти два черепахоподобных монстра — для этого нам необходимо вернуться в более давние времена, а именно в 1869 год, когда морское ведомство задумалось об усилении защиты берегов черного моря за счет постройки кораблей береговой обороны. В 1870 году император Александр II выдал техническое задание, от которого моментально пришли в уныние все проектировщики. Посудите сами — осадка новых кораблей не должна была быть более 4,3 м, толщина брони должна быть: (цитата императора)«… более, чем на существующих самых грозных иностранных броненосцах», а калибр артиллерии — не менее 280-мм (это для нарезных орудий, в случае использовании гладкоствольных пушек — не менее 503 мм), а еще они должны быть как можно дешевле — страна еще не оправилась от поражения в Крымской войне и с финансами было туго. От обилия взаимоисключающих параметром конструкторы впали в ступор и никак не могли предложить подходящее решение… Выход нашел председатель кораблестроительного отделения контр-адмирал А. А. Попов. Его судно было низкобортным, небольшим и … круглым. Несмотря на невообразимый для всех моряков того времени вид эти суда тем не менее полностью укладывались в поставленное тех. задание. Приведем цитату самого автора проекта, убеждающего морскую коллегии в целесообразности постройки подобного чуда.
«Неприятель, решившийся атаковать наши укрепленные береговые пункты, может отважиться на это не иначе как при помощи орудий самого большого калибра, который в данную минуту будет возможен для употребления на практике. Чтобы отразить его, мы должны иметь такие же орудия, а следовательно, проектируя суда, которые дополняли бы нашу береговую защиту как станки для орудий, надо для их вооружения артиллериею избрать наибольший из существующих у нас калибров: поэтому на проектированное судно предлагается поставить 11 д (280-мм — авт.) нарезные или 20 д (508-мм — авт.) гладкие пушки. Уменьшая длину и увеличивая ширину судна можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение. Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости так и водоизмещения. Поэтому все ватерлинии его образованы из кругов. Из всех судов, тип монитора наименее подвержен качке и представляет наименьшую площадь для покрытия бронею; проектированное судно, как станок для орудий, есть монитор; оно имеет в центре неподвижную башню которая покрыта бронею, так же как палуба и борт судна… Хотя круговые образования ватерлиний не представляют благоприятных условий для скоростей хода, но зато этот недостаток вознаграждается отсутствием препятствий для поворотливости судна и избытком водоизмещения. Чтобы вполне воспользоваться первым из этих благоприятных качеств, проектированному типу дано два винта, а избыток водоизмещения загружен машиною...»
Насколько округлились глаза морской комиссии, которой адмирал представил проект своего броненосца история умалчивает. Однако, Попов, будучи весьма неплохим инженером грамотно провел все необходимые расчеты при проектировании, а в качестве финального аргумента в свою пользу построил круглую шлюпку «Камбала» диаметром 7,3 м с четырьмя двигателями, которая отлично поворачивала, хорошо держала качку и в итоге доказала функциональность его идеи.
Сборку первого корабля этой серии — «Новгорода» производили в Николаевском адмиралтействе (нач. 29.03.1872 г.). Проблемы возникли сразу — так как узлы для сборки привозили из Петербурга по железной дороге — сроительство было очень зависимо от графика движения поездов и любых проблем на ж/д транспорте.
Да и рабочим было не сладко — сроки спуска на воду «Новгорода» привязать к дате приезда на Черное море генерал-адмирала морского ведомства — в итоге 2000 рабочих ежедневно, без перерыва на выходные и праздники, круглосуточно вели сборку корабля. В марте генерал-адмирал обьявил о переносе своего приезда и работа пошла спокойнее. 23.05.1873 года броненосец был торжественно спущен на воду (кстати, это был первый корабль который в России спускали на воду с броней и всеми установленными на берегу механизмами), а в августе этого же года заложили второй корабль — теперь уже создавай его с самого начала в Николаеве. На новом корабле установили более крупные орудия — 305-мм орудия и увеличили до 406 мм броню, усилили палубную защиту и увеличили диаметр корпуса до 30 м. В результате всех переделок осадка увеличилась на 0,3 м, но все еще укладывалась в тех. условия.
Броненосцы на стапелях в Николаеве
Рассмотрим же конструкцию Новгорода — как головной корабль серии.
По конструкции «Новгород» был вполне обычным броненосцем, только шпангоуты и стрингеры имели отличную от обыкновенных кораблей форму. В частности, стрингеры замыкались внутри корпуса кольцом. Каркас обшивался наружным и внутренним слоями железа, верхний пояс брони имел толщину 229, а нижний — 178 мм. Барбет на «Новгороде» был один и располагался точно посередине. На барбете крепились два 280-мм нарезных орудия Круппа. Наводились и заряжались пушки независимо друг от друга. Каюты офицерского состава, матросов и механиков были распределены по судну, но большинство жилых помещений расположилось в палубной надстройке на носу броненосца. Практически все подпалубное пространство занимало машинное отделение — точнее, два машинных отделения по обе стороны от оси симметрии судна. В каждом располагалось по котельной и по три паровых машины двойного действия. Что примечательно — практически все элементы кораблей были изготовлены на российских заводах.
После спуска через три дня броненосец развел пары и пошел своим ходом. При неопытной машинной команде и половинных оборотах машин (вместо 100—120 об/мин — 62) он развил скорость 6 узлов. На официальных испытаниях, которые были проведены в самом начале августа, при 104 оборотах в минуту корабль развил скорость в 7 узлов. Испытания в полном объеме так и не выполнили, торопясь подготовить к царскому смотру «Новгород»; не определили даже индикаторную силу машин, комиссия в спешке ее признала удовлетворительной.
Однако в дальнейшем все вскрывшиеся недостатки учли при закладке следующего корабля серии — «Киеве». 27.08.1874 г. возобновили работу над «Киевом», переименованным в «Вице-адмирала Попова» (к тому моменту конструктора повысили в звании). Вторая немного отличалась от первой — она была значительно крупнее — диаметр ее достигал 36 м, а палуба была выше поднята над водой, что улучшало мореходность судна. Вооружение тоже увеличили: два 305-мм орудия по центру и четыре 87-мм в надстройке составляли, казалось бы, грозную силу. Кроме того, доработки в конфигурации корпуса позволили с первого же раза побить скоростной рекорд «Новгорода» и довести максимум до 8 узлов.
Практически всю русско-турецкую войну оба корабля Попова стояли на рейде Одессы. Только однажды возникла необходимость совершить упредительный удар по турецким кораблям, но броненосцы… так и не смогли догнать корабли противника. По данному инциденту была созвана комиссия, которая заключила, что круглые суда не могут вести бой вдали от берега. Хотя это показывает то, что свою функцию — сдерживание турецкого флота — корабли выполнили, турки так и не решились вступить в бой с этими монстрами. Тем не менее 27−28 июля 1877 года суда совершили боевой рейд по Дунаю, прикрывая транспортники Нижне-Дунайской флотилии.
После войны броненосцы Попова продолжили свою службу, будучи приписаны к плавучим крепостям — классу кораблей, коим они и являлись — то есть служа стационерам вблизи берега. В 1903 году они были списаны и разобраны на металл.
Орудия броненосца крупным планом:
вот так, поднимаясь над барбетом, орудие могло произвести выстрел по противнику.
Сегодня я расскажу вам об одних из самых необычных кораблях эпохи пара в Российской Империи — броненосцах береговой обороны конструкции вице-адмирала Попова, этих двух «исчадиях стимпанка», до сих пор приводящих в недоумение историков, кораблестроителей и моделистов))
Итак, представьте — 1877 год, в разгаре Русско-Турецкая война. Генерал Скобелев в зените своей славы готовится к штурму Плевны, вокруг него плетет паутину неуловимый Анвар-эфенди, по следам которого в тоже время идет прозорливый сыщик всея Руси Эраст Фандорин. А в это время, на побережье Одессы в море дымя трубами медленно выходят пара абсолютно круглых кораблей вооруженных тяжелыми орудиями, установленными прямо по центру судна. Да-да, полностью круглые. Не обращая внимания на недоумение или насмешки других кораблей, они прилежно несут свою службу, охраняя черноморское побережье от действий турецкой эскадры, и надо сказать с честью выполняют свое предназначение.
Итак, попробуем разобраться, откуда взялись эти два черепахоподобных монстра — для этого нам необходимо вернуться в более давние времена, а именно в 1869 год, когда морское ведомство задумалось об усилении защиты берегов черного моря за счет постройки кораблей береговой обороны. В 1870 году император Александр II выдал техническое задание, от которого моментально пришли в уныние все проектировщики. Посудите сами — осадка новых кораблей не должна была быть более 4,3 м, толщина брони должна быть: (цитата императора)«… более, чем на существующих самых грозных иностранных броненосцах», а калибр артиллерии — не менее 280-мм (это для нарезных орудий, в случае использовании гладкоствольных пушек — не менее 503 мм), а еще они должны быть как можно дешевле — страна еще не оправилась от поражения в Крымской войне и с финансами было туго. От обилия взаимоисключающих параметром конструкторы впали в ступор и никак не могли предложить подходящее решение… Выход нашел председатель кораблестроительного отделения контр-адмирал А. А. Попов. Его судно было низкобортным, небольшим и … круглым. Несмотря на невообразимый для всех моряков того времени вид эти суда тем не менее полностью укладывались в поставленное тех. задание. Приведем цитату самого автора проекта, убеждающего морскую коллегии в целесообразности постройки подобного чуда.
«Неприятель, решившийся атаковать наши укрепленные береговые пункты, может отважиться на это не иначе как при помощи орудий самого большого калибра, который в данную минуту будет возможен для употребления на практике. Чтобы отразить его, мы должны иметь такие же орудия, а следовательно, проектируя суда, которые дополняли бы нашу береговую защиту как станки для орудий, надо для их вооружения артиллериею избрать наибольший из существующих у нас калибров: поэтому на проектированное судно предлагается поставить 11 д (280-мм — авт.) нарезные или 20 д (508-мм — авт.) гладкие пушки. Уменьшая длину и увеличивая ширину судна можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение. Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости так и водоизмещения. Поэтому все ватерлинии его образованы из кругов. Из всех судов, тип монитора наименее подвержен качке и представляет наименьшую площадь для покрытия бронею; проектированное судно, как станок для орудий, есть монитор; оно имеет в центре неподвижную башню которая покрыта бронею, так же как палуба и борт судна… Хотя круговые образования ватерлиний не представляют благоприятных условий для скоростей хода, но зато этот недостаток вознаграждается отсутствием препятствий для поворотливости судна и избытком водоизмещения. Чтобы вполне воспользоваться первым из этих благоприятных качеств, проектированному типу дано два винта, а избыток водоизмещения загружен машиною...»
Насколько округлились глаза морской комиссии, которой адмирал представил проект своего броненосца история умалчивает. Однако, Попов, будучи весьма неплохим инженером грамотно провел все необходимые расчеты при проектировании, а в качестве финального аргумента в свою пользу построил круглую шлюпку «Камбала» диаметром 7,3 м с четырьмя двигателями, которая отлично поворачивала, хорошо держала качку и в итоге доказала функциональность его идеи.
Сборку первого корабля этой серии — «Новгорода» производили в Николаевском адмиралтействе (нач. 29.03.1872 г.). Проблемы возникли сразу — так как узлы для сборки привозили из Петербурга по железной дороге — сроительство было очень зависимо от графика движения поездов и любых проблем на ж/д транспорте.
Да и рабочим было не сладко — сроки спуска на воду «Новгорода» привязать к дате приезда на Черное море генерал-адмирала морского ведомства — в итоге 2000 рабочих ежедневно, без перерыва на выходные и праздники, круглосуточно вели сборку корабля. В марте генерал-адмирал обьявил о переносе своего приезда и работа пошла спокойнее. 23.05.1873 года броненосец был торжественно спущен на воду (кстати, это был первый корабль который в России спускали на воду с броней и всеми установленными на берегу механизмами), а в августе этого же года заложили второй корабль — теперь уже создавай его с самого начала в Николаеве. На новом корабле установили более крупные орудия — 305-мм орудия и увеличили до 406 мм броню, усилили палубную защиту и увеличили диаметр корпуса до 30 м. В результате всех переделок осадка увеличилась на 0,3 м, но все еще укладывалась в тех. условия.
Броненосцы на стапелях в Николаеве
Рассмотрим же конструкцию Новгорода — как головной корабль серии.
По конструкции «Новгород» был вполне обычным броненосцем, только шпангоуты и стрингеры имели отличную от обыкновенных кораблей форму. В частности, стрингеры замыкались внутри корпуса кольцом. Каркас обшивался наружным и внутренним слоями железа, верхний пояс брони имел толщину 229, а нижний — 178 мм. Барбет на «Новгороде» был один и располагался точно посередине. На барбете крепились два 280-мм нарезных орудия Круппа. Наводились и заряжались пушки независимо друг от друга. Каюты офицерского состава, матросов и механиков были распределены по судну, но большинство жилых помещений расположилось в палубной надстройке на носу броненосца. Практически все подпалубное пространство занимало машинное отделение — точнее, два машинных отделения по обе стороны от оси симметрии судна. В каждом располагалось по котельной и по три паровых машины двойного действия. Что примечательно — практически все элементы кораблей были изготовлены на российских заводах.
После спуска через три дня броненосец развел пары и пошел своим ходом. При неопытной машинной команде и половинных оборотах машин (вместо 100—120 об/мин — 62) он развил скорость 6 узлов. На официальных испытаниях, которые были проведены в самом начале августа, при 104 оборотах в минуту корабль развил скорость в 7 узлов. Испытания в полном объеме так и не выполнили, торопясь подготовить к царскому смотру «Новгород»; не определили даже индикаторную силу машин, комиссия в спешке ее признала удовлетворительной.
Однако в дальнейшем все вскрывшиеся недостатки учли при закладке следующего корабля серии — «Киеве». 27.08.1874 г. возобновили работу над «Киевом», переименованным в «Вице-адмирала Попова» (к тому моменту конструктора повысили в звании). Вторая немного отличалась от первой — она была значительно крупнее — диаметр ее достигал 36 м, а палуба была выше поднята над водой, что улучшало мореходность судна. Вооружение тоже увеличили: два 305-мм орудия по центру и четыре 87-мм в надстройке составляли, казалось бы, грозную силу. Кроме того, доработки в конфигурации корпуса позволили с первого же раза побить скоростной рекорд «Новгорода» и довести максимум до 8 узлов.
Практически всю русско-турецкую войну оба корабля Попова стояли на рейде Одессы. Только однажды возникла необходимость совершить упредительный удар по турецким кораблям, но броненосцы… так и не смогли догнать корабли противника. По данному инциденту была созвана комиссия, которая заключила, что круглые суда не могут вести бой вдали от берега. Хотя это показывает то, что свою функцию — сдерживание турецкого флота — корабли выполнили, турки так и не решились вступить в бой с этими монстрами. Тем не менее 27−28 июля 1877 года суда совершили боевой рейд по Дунаю, прикрывая транспортники Нижне-Дунайской флотилии.
После войны броненосцы Попова продолжили свою службу, будучи приписаны к плавучим крепостям — классу кораблей, коим они и являлись — то есть служа стационерам вблизи берега. В 1903 году они были списаны и разобраны на металл.
Орудия броненосца крупным планом:
вот так, поднимаясь над барбетом, орудие могло произвести выстрел по противнику.
24 комментария
Вообще думал в следующий раз осветить часть коллекции — есть подборка наград 19- нач. 20 века, думаю интересно будет?
Пы.Сы. Да и вертикальная, если внимательно смотреть на оба чертежа…