255 лет русского стимпанка.

Добрый день, друзья!

Это не моё, но сегодня наткнулся и не мог не поделиться.

Ссылка на оригинал vikond65.livejournal.com/1295751.html

vikond65
18 августа 2021, 16:39 Сейчас запись на 67 месте в рейтинге

69

Предтеча русского стимпанка

Сегодня исполнилось ровно 255 лет с того дня, когда в России заработал первый паровой двигатель. 18 августа 1766 года на Барнаульском Серебряном заводе заработала промышленная паровая машина, спроектированная и построенная «механикусом» Иваном Ивановичем Ползуновым. К сожалению, сам Ползунов этого не увидел, так как за неделю до пуска агрегата он умер от скоротечной чахотки в возрасте всего 38 лет.

По поводу машины Ползунова существуют два противоположных мнения. Одни считают, что русский инженер изобрел первый в мире паровой двигатель, а англичанину Джеймсу Уатту незаслуженно приписали его изобретение. Другие, напротив, утверждают, что Ползунов ничего не нового не выдумал, а просто скопировал пароатмосферную машину Ньюкомена, созданную еще в 1705 году и широко известную в середине XVIII века.

Как это нередко бывает, истина лежит посередине. Машина Ползунова действительно относится к классу пароатмосферных, однако, она отнюдь не являлась копией установки Ньюкомена. Ползунов значительно изменил и усовершенствовал исходный образец. В отличие от более ранних подобных машин, двигатель Ползунова — двухцилиндровый, с поочередной подачей пара в цилиндры при помощи автоматического клапана-переключателя. Это позволило вдвое повысить мощность и сделать работу более равномерной.

Двигатель развивал мощность 32 лошадиные силы, которых хватало для привода двух больших мехов, осуществлявших наддув сразу девяти плавильных печей. На момент ввода в строй он являлся крупнейшим и мощнейшим тепловым двигателем в мире. К сожалению, при этом он был еще и единственным в России, тогда как в Англии в 1766 году имелось уже более 100 паросиловых установок, а в других странах Европы — еще несколько десятков.

К тому же, проработал он всего несколько месяцев, поскольку Ползунов не успел подготовить учеников, в Барнауле не нашлось достаточно квалифицированных специалистов, чтобы грамотно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии столь сложное устройство. Но за недолгое время работы двигатель успел окупить свою постройку и даже принести прибыль.

Однако в дальнейшем у нас почти полвека ничего подобного у нас не строили. Архаичное российское общество XVIII столетия оказалось психологически не готовым к промышленной революции, а талантливые изобретатели-одиночки, вроде Ползунова, Нартова или Кулибина, не могли изменить общую картину.

На заставке — портрет Ивана Ползунова и чертеж его двигателя. Портрет — фантазийный, так как прижизненных изображений «механикуса» не сохранилось, а чертеж — подлинный, точнее, это прорисовка подлинного чертежа, сделанного самим изобретателем.

Макет заводского зания, в котором размещалась паровая машина.

000217
Кинематическая схема машины Ползунова с приводом на мехи и ее действующая модель.

7 комментариев

avatar
Чет ни кого не воодушевила эта статья…
Может немного скомкано но торопился и публиковал с телефона
Так уж простите за сумбур
avatar
Статья интересная, жалко, что картинки не загрузили, видны только по ссылке.
avatar
Ой. Сразу вспомнился фильм «Чокнутые» с его необыкновенным юмором)
avatar
Хорошая статья. Жаль, что без картинок. Все же в наше время люди лучше обращают внимание на информацию с визуальной поддержкой.
avatar
Познавательно. Спасибо.
avatar
Огромное СПАСИБО!
avatar
Спасибо всем кто прочитал, кто оценил и кто не оценивал!
Всем вдохновения и настроения!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.