На дворе XIX век или Что есть паропанк...

Слово от автора.
Уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию предлагается небольшая художественная зарисовка, призванная поведать Вам, уважаемые читатели, о именно моем видении стимпанка как такового, не обремененного всевозможными клише, но косвенно на них указывающего (ну куда уж без этого). А посему прошу Вас не судить строго…

НА ДВОРЕ XIX ВЕК или Что есть паропанк...

…Когда Его Высокоблагородие генерал-губернатор Московской губернии Дмитрий Владимирович вышел к завтраку, на небольшом столике уже все было готово: и легкий завтрак из яичницы с беконом, и чай, кипящий в большом медном самоваре, и газета «Московскѣя Вѣдомости». Его Высокоблагородие удовлетворенно крякнул и сел завтракать…

Уже под конец завтрака, когда ворох салфеток истаял, взгляд Дмитрия Владимировича упал на неизвестно откуда появившуюся папку плотного картона с аккуратным тряпичным бантиком. По натуре своей, Его Высокоблагородие генерал-губернатор был человек не из пугливых и из весьма рассудительных. А посему он отложил газету и, неспешно обмакнув губы салфеткой, раскрыл толстую папку. Аглицкие литеры легко уживались в голове Дмитрия Владимировича с исконно, как он считал, русскими буквами. Вот, правда, читал он плохенько, а потому приходилось ему, читая вслух, проговаривать себе под нос как изначальный текст, так и его перевод:

«ПАРОПАНК. СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Эмоционально-философский доклад.


ВВЕДЕНИЕ.

Уважаемое научное сообщество, все вы в курсе, что мы живем в эпоху развитого паропанка, как наше время окрестил один из замечательных изобретателей и философов современности. Однако позвольте поинтересоваться у вас, а задумывались ли вы когда-нибудь, что есть паропанк? Если же нет, то я, скромный декан факультета философии и социоэтики, готов поделиться результатами так называемого «СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА» вышеобозначенного понятия.

Итак, не отнимая больше времени и не говоря больше слов, приступим.

Конкретную вещь можно описать конкретными словами, но теми же конкретными словами нельзя описать какое-либо понятие. Словами можно передать лишь эмоции и мыслеобразы, которые сопровождают данное понятие. Следовательно, понимание какого-либо неконкретного объекта приходит, зачастую, через эмоциональное состояние и отношение к этому самому объекту. А поскольку эмоции имеют окраску, что уже неоднократно доказывалось на нашей кафедре, то их, то бишь эмоции, можно разложить в видимый спектр.

Как нам подсказали на кафедре оптической физики, спектр представляет собой диапазон из семи основных цветов, коими являются красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, и двух абсолютных цветов: черного и белого.

Что удивительно, понятие ПАРОПАНК легко ассоциируется со всеми этими вышеуказанными цветами видимого спектра.

Так, красным цветом паропанка становятся раскаленные угли, жар из топки парового котла, кровопролитные территориальные войны и борьба за шахты и рудники, революции и социальное расслоение.

За оранжевый цвет отвечают латунь, являющаяся одним из основных материалов, и отблески пламени на поверхности масла и воды.

Желтым цветом паропанка пропитаны пустыни и степи, пустоши и деревянные бараки первопроходцев, неумолимое палящее солнце и тусклый чадящий свет масляных ламп.

В гамму зеленого цвета попадают следующие мыслеобразы: редкие в промышленных кварталах и буйные на окраинах городов сады и хлопковые плантации, господин Николо Тесла и его электрические опыты и изобретения.

Голубой цвет паропанка – это небо и стремление к нему, дирижабли и цеппелины, сизоголубые клубы дыма, испускаемые трубками джентльменов и облака, покрывающие вершины гор, в которых происходит добыча полезных ископаемых…»

Дмитрий Владимирович оторвался от текста и приказал подать ему паровой самоходный кэб, недавно подаренный ему аглицким послом в честь… эммм… не важно, по какому поводу. Затем снова углубился в чтение.

«…Синим цветом является вода как основной источник жизни и основной источник питания паровых механизмов.

И, наконец, фиолетовым цветом паропанка становятся науки химия и ядоварение, тайны и мистика, дух неизвестности и приключений, время и часовых дел мастера.

Само собой, что абсолютные цвета так же совпадают с понятием ПАРОПАНКА.

Белый цвет паропанка. Тут первое место занимает, собственно, пар. Тот самый пар, в честь которого и была названа наша эпоха. Затем были зарегистрированы следующие образы: снег и чистота; парадное обмундирование офицерского состава регулярной армии; бумага: газеты и книги, планы и чертежи; барышни в корсетах и кринолинах, тонких муаровых перчатках и с пышными веерами.

Более глубокие образы приходят после долгих размышлений. Белый цвет паропанка – это триумф науки над религией, это радость открытий, это ностальгическая грусть по средним векам (да-да, у кого-то она осталась), это безукоризненное следование этикету. Можно назвать еще, но тогда это отнимет слишком много времени.

Остался еще один, последний абсолютный цвет – это черный цвет паропанка. К нему относятся: уголь и сажа, дым и копоть производственных кварталов; костюмы и фраки, цилиндры и трости джентльменов… Рабство, как один из символов современности…

А посему, уважаемое научное сообщество, подводя предварительные итоги, мне хотелось бы обобщить все вышесказанное в один тезис, доказательству которого и посвящен данный доклад.
Итак, в понимании факультета философии и социоэтики появилось новое определение понятия ПАРОПАНК, а именно:

Паропанк есть способ позитивного существования и мышления, основанный на приличиях и этикете, и любви к электрическому и механическому искусству…»

Его Высокоблагородие генерал-губернатор, дочитав до данного места, лениво подумал:
«Какая ересь…», – открыл дверь экипажа и брезгливо выкинул папку наружу. Она шлепнулась потонула в грязной луже у стен Политехнического музея на Лубянской площади, мимо которого как раз проезжал Дмитрий Владимирович, следуя по своим чиновничьим делам…

16 комментариев

avatar
Передать основные элементы стиля через цвета — идея интересная, да и описано всё очень занимательно. Но вот в плане конечного определения я абсолютно согласна с генерал-губернатором. Может, для факультета философии и социоэтики оно и хорошо, но у нас, увы, не факультет философии и социоэтики…

И ещё, упорно напрашивается Дмитрий Анатольевич, вот хоть убейте. =)
avatar
Всецело согласен, дражайшая принцесса. И по поводу конечного определения, и по поводу… хм… Дмитрия Анатольевича ;). Тут, наверное, нужно просить прощения за косность языка и неумения облечь мысль в слово. Хотя, немногим удается в одно слово вложить понятие многогранной суб-культуры, если вообще хоть кому-то удается. А потому, я в определении выделил лишь наиболее важные именно для меня грани стимпанка.

И ко всему прочему, это всего лишь небольшая фантазия на тему…

Искренне Ваш…
avatar
Ваша позиция ясна.)
Но за то, что вы выделили «приличия и этикет» в своём определении — вам от меня персонально большое спасибо.) Хотя они и характерны скорее для нашего с вами любимого стимпанкер.ру, чем для всего сооющества в целом — всё равно, я рада, что их важность не только осознаётся, но и подчёркивается.
avatar
чего-то не хватает…
— Холста, на который нанести краски.
  • XOM
  • 0
avatar
боюсь, описание холста займет еще больше времени, места и слов =)
avatar
Приветствую, коллега!
«способ позитивного существования и мышления, основанный на приличиях и этикете, и любви к электрическому и механическому искусству…» — это технократическое конфуцианство какое-то))
Вообще, идея с хроматическими ассоциациями интересна, хотя у меня лично стимпанк больше почему-то на полутона и смешанные цвета раскладывается: серый, сизый, бежевый, хаки…
avatar
Технократическое конфуцианство? Возможно =) Пока лето и солнце, и хорошее настроение =) Оттого и краски ярки и чисты! «Мир под настроение», если можно так выразиться. Если, вдруг, все станет хуже и тоскливее, мой стимпанк станет похож скорее на псевдоготический декаданс, нежели на мультики Уолта Диснея =)
Но так или иначе — спасибо за комментарий.
avatar
Интересно, любопытно и, что особо ценно — не без зерна здравого смысла.
Не хватает побольше деталей именно из «паропанкового» общества — самовар мог быть с вычурной системой охлаждения, папка могла запираться на замок, отмыкаемый перстнем, экипаж мог быть подарен в честь юбилея Николы Теслы и т.д. и т.п.
Еще фальшь проявляется в разборе термина «пароПАНК» современником генерал-губернатора. Для них как раз «панковской» составляющей быть не должно, все описанные цвета — это повседневная обыденность.
Но идея всего поста — на пять! Читал с удовольствием.
avatar
Спасибо, этот комментарий для меня особенно ценен — есть масса мелочей, которые действительно добавили бы колорита в эту зарисовку.
Что касается подаренного экипажа, то по замыслу он был подарен аглицким послом в качестве взятки, или, выражаясь современным языком, «отката». Но вот, видимо, генерал-губернатор запретил себе думать об этом, как о взятке =)
avatar
Вот из-за таких «откатчиков» и случаются революции))
avatar
Интересная художественная идея. «Тургор» напомнило. Подход свеж и совсем не тривиален. Читается достаточно легко, всё выглядит логично и обоснованно, вот только «предмета здесь мало». Есть описание некоего исторического периода, неплохо переложенное на цветовой спектр, что добавляет описанию известную образность. Девятнадцатый век есть, а стимпнка с его сумасшедшими идеями и рельефными образами почти нет.
Плюсую работу, тем не менее.
avatar
Хм, «Тургор» я и не вспомнил, хотя игруха поистине гениальная. А то, что «стимпнка… почти нет», — это да, но ведь не во всех местах существовали сумасшедшие гении, переворачивающие основы мироздания. Были и средненькие ученые, пытающиеся своей псевдонаукой выбить себе денег на жизнь) Об них и речь =)
Если вдруг меня «торкнет» продолжить и привести этот художественный эскиз к логическому концу, я, само собой разумеется постараюсь описать максимальное количество граней мира стимпанка.

ЗЫ. steamimpactor, спасибо, коммент очень ценен.
avatar
Оригинальный подход.
И «спектральный анализ» самым лучшим образом соответствует духу «позитивных наук» XIX века, с их стремлением все изучить, проанализировать, классифицировать, разложить на атомы по полочкам.

Но есть опечатка: правильно будет «Московскія Вѣдомости».
avatar
Всецело согласен с Вами. Действительно, даже не опечатка, а вопиющая ошибка… Сказывается напряженный рабочий месяц, наверное. Даже оправдываться не буду=)
avatar
Уж до чего не люблю Артемия Лебедева, но про использование дореформенной кириллицы он, в свое время, истину сказал: «лучше не использовать». А ведь был топ с предложением перевести весь ресурс на этот иррациональнейший из алфавитов — представьте, что было бы! Сплошные орфографические ошибки — кошмар жуткий! Я даже аватарку тогда на текущую поменял в знак солидарности с реформой правописания 1917 — 18 года… Сегодняшняя наша кириллица по сравнению с «царской» — прогресс однозначно, а регрессировать — это точно не по паропанковски…
avatar
А ведь был топ с предложением перевести весь ресурс на этот иррациональнейший из алфавитов

Да уж, но и после реформы русская орфография не перестала быть одной из сложнейших и насыщенной всевозможными странными правилами и исключениями из них.
А некоторые рациональные моменты старой орфографии были, к сожалению, утрачены.
Например, до 1918 г. писали «безконечный», «безсмертный» и т.п., а потом стали писать эти слова через «бес-». Однако, мне представляется, что старое написание более простое и естественное, четче прослеживается этимология слова, а в новом варианте она «затемнена», и непонятно, причем тут бесы.
Хотя, конечно, основная сторона реформы — отмена лишних букв — намного облегчила людям жизнь.

Я даже аватарку тогда на текущую поменял в знак солидарности с реформой правописания 1917 — 18 года

Я бы и не догадался. Такая аватарка ассоциируется у меня скорее с игрой Red Alert.
К тому же, эта реформа орфографии — заслуга далеко не одних только большевиков. Они лишь довели до конца труд ученых-филологов начала века и эпохи Временного правительства…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.