На дворе XIX век или Что есть паропанк...
Слово от автора.
Уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию предлагается небольшая художественная зарисовка, призванная поведать Вам, уважаемые читатели, о именно моем видении стимпанка как такового, не обремененного всевозможными клише, но косвенно на них указывающего (ну куда уж без этого). А посему прошу Вас не судить строго…
НА ДВОРЕ XIX ВЕК или Что есть паропанк...
…Когда Его Высокоблагородие генерал-губернатор Московской губернии Дмитрий Владимирович вышел к завтраку, на небольшом столике уже все было готово: и легкий завтрак из яичницы с беконом, и чай, кипящий в большом медном самоваре, и газета «Московскѣя Вѣдомости». Его Высокоблагородие удовлетворенно крякнул и сел завтракать…
Уже под конец завтрака, когда ворох салфеток истаял, взгляд Дмитрия Владимировича упал на неизвестно откуда появившуюся папку плотного картона с аккуратным тряпичным бантиком. По натуре своей, Его Высокоблагородие генерал-губернатор был человек не из пугливых и из весьма рассудительных. А посему он отложил газету и, неспешно обмакнув губы салфеткой, раскрыл толстую папку. Аглицкие литеры легко уживались в голове Дмитрия Владимировича с исконно, как он считал, русскими буквами. Вот, правда, читал он плохенько, а потому приходилось ему, читая вслух, проговаривать себе под нос как изначальный текст, так и его перевод:
«ПАРОПАНК. СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Эмоционально-философский доклад.
ВВЕДЕНИЕ.
Уважаемое научное сообщество, все вы в курсе, что мы живем в эпоху развитого паропанка, как наше время окрестил один из замечательных изобретателей и философов современности. Однако позвольте поинтересоваться у вас, а задумывались ли вы когда-нибудь, что есть паропанк? Если же нет, то я, скромный декан факультета философии и социоэтики, готов поделиться результатами так называемого «СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА» вышеобозначенного понятия.
Итак, не отнимая больше времени и не говоря больше слов, приступим.
Конкретную вещь можно описать конкретными словами, но теми же конкретными словами нельзя описать какое-либо понятие. Словами можно передать лишь эмоции и мыслеобразы, которые сопровождают данное понятие. Следовательно, понимание какого-либо неконкретного объекта приходит, зачастую, через эмоциональное состояние и отношение к этому самому объекту. А поскольку эмоции имеют окраску, что уже неоднократно доказывалось на нашей кафедре, то их, то бишь эмоции, можно разложить в видимый спектр.
Как нам подсказали на кафедре оптической физики, спектр представляет собой диапазон из семи основных цветов, коими являются красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, и двух абсолютных цветов: черного и белого.
Что удивительно, понятие ПАРОПАНК легко ассоциируется со всеми этими вышеуказанными цветами видимого спектра.
Так, красным цветом паропанка становятся раскаленные угли, жар из топки парового котла, кровопролитные территориальные войны и борьба за шахты и рудники, революции и социальное расслоение.
За оранжевый цвет отвечают латунь, являющаяся одним из основных материалов, и отблески пламени на поверхности масла и воды.
Желтым цветом паропанка пропитаны пустыни и степи, пустоши и деревянные бараки первопроходцев, неумолимое палящее солнце и тусклый чадящий свет масляных ламп.
В гамму зеленого цвета попадают следующие мыслеобразы: редкие в промышленных кварталах и буйные на окраинах городов сады и хлопковые плантации, господин Николо Тесла и его электрические опыты и изобретения.
Голубой цвет паропанка – это небо и стремление к нему, дирижабли и цеппелины, сизоголубые клубы дыма, испускаемые трубками джентльменов и облака, покрывающие вершины гор, в которых происходит добыча полезных ископаемых…»
Дмитрий Владимирович оторвался от текста и приказал подать ему паровой самоходный кэб, недавно подаренный ему аглицким послом в честь… эммм… не важно, по какому поводу. Затем снова углубился в чтение.
«…Синим цветом является вода как основной источник жизни и основной источник питания паровых механизмов.
И, наконец, фиолетовым цветом паропанка становятся науки химия и ядоварение, тайны и мистика, дух неизвестности и приключений, время и часовых дел мастера.
Само собой, что абсолютные цвета так же совпадают с понятием ПАРОПАНКА.
Белый цвет паропанка. Тут первое место занимает, собственно, пар. Тот самый пар, в честь которого и была названа наша эпоха. Затем были зарегистрированы следующие образы: снег и чистота; парадное обмундирование офицерского состава регулярной армии; бумага: газеты и книги, планы и чертежи; барышни в корсетах и кринолинах, тонких муаровых перчатках и с пышными веерами.
Более глубокие образы приходят после долгих размышлений. Белый цвет паропанка – это триумф науки над религией, это радость открытий, это ностальгическая грусть по средним векам (да-да, у кого-то она осталась), это безукоризненное следование этикету. Можно назвать еще, но тогда это отнимет слишком много времени.
Остался еще один, последний абсолютный цвет – это черный цвет паропанка. К нему относятся: уголь и сажа, дым и копоть производственных кварталов; костюмы и фраки, цилиндры и трости джентльменов… Рабство, как один из символов современности…
А посему, уважаемое научное сообщество, подводя предварительные итоги, мне хотелось бы обобщить все вышесказанное в один тезис, доказательству которого и посвящен данный доклад.
Итак, в понимании факультета философии и социоэтики появилось новое определение понятия ПАРОПАНК, а именно:
Паропанк есть способ позитивного существования и мышления, основанный на приличиях и этикете, и любви к электрическому и механическому искусству…»
Его Высокоблагородие генерал-губернатор, дочитав до данного места, лениво подумал:
«Какая ересь…», – открыл дверь экипажа и брезгливо выкинул папку наружу. Она шлепнулась потонула в грязной луже у стен Политехнического музея на Лубянской площади, мимо которого как раз проезжал Дмитрий Владимирович, следуя по своим чиновничьим делам…
Уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию предлагается небольшая художественная зарисовка, призванная поведать Вам, уважаемые читатели, о именно моем видении стимпанка как такового, не обремененного всевозможными клише, но косвенно на них указывающего (ну куда уж без этого). А посему прошу Вас не судить строго…
НА ДВОРЕ XIX ВЕК или Что есть паропанк...
…Когда Его Высокоблагородие генерал-губернатор Московской губернии Дмитрий Владимирович вышел к завтраку, на небольшом столике уже все было готово: и легкий завтрак из яичницы с беконом, и чай, кипящий в большом медном самоваре, и газета «Московскѣя Вѣдомости». Его Высокоблагородие удовлетворенно крякнул и сел завтракать…
Уже под конец завтрака, когда ворох салфеток истаял, взгляд Дмитрия Владимировича упал на неизвестно откуда появившуюся папку плотного картона с аккуратным тряпичным бантиком. По натуре своей, Его Высокоблагородие генерал-губернатор был человек не из пугливых и из весьма рассудительных. А посему он отложил газету и, неспешно обмакнув губы салфеткой, раскрыл толстую папку. Аглицкие литеры легко уживались в голове Дмитрия Владимировича с исконно, как он считал, русскими буквами. Вот, правда, читал он плохенько, а потому приходилось ему, читая вслух, проговаривать себе под нос как изначальный текст, так и его перевод:
«ПАРОПАНК. СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Эмоционально-философский доклад.
ВВЕДЕНИЕ.
Уважаемое научное сообщество, все вы в курсе, что мы живем в эпоху развитого паропанка, как наше время окрестил один из замечательных изобретателей и философов современности. Однако позвольте поинтересоваться у вас, а задумывались ли вы когда-нибудь, что есть паропанк? Если же нет, то я, скромный декан факультета философии и социоэтики, готов поделиться результатами так называемого «СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА» вышеобозначенного понятия.
Итак, не отнимая больше времени и не говоря больше слов, приступим.
Конкретную вещь можно описать конкретными словами, но теми же конкретными словами нельзя описать какое-либо понятие. Словами можно передать лишь эмоции и мыслеобразы, которые сопровождают данное понятие. Следовательно, понимание какого-либо неконкретного объекта приходит, зачастую, через эмоциональное состояние и отношение к этому самому объекту. А поскольку эмоции имеют окраску, что уже неоднократно доказывалось на нашей кафедре, то их, то бишь эмоции, можно разложить в видимый спектр.
Как нам подсказали на кафедре оптической физики, спектр представляет собой диапазон из семи основных цветов, коими являются красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, и двух абсолютных цветов: черного и белого.
Что удивительно, понятие ПАРОПАНК легко ассоциируется со всеми этими вышеуказанными цветами видимого спектра.
Так, красным цветом паропанка становятся раскаленные угли, жар из топки парового котла, кровопролитные территориальные войны и борьба за шахты и рудники, революции и социальное расслоение.
За оранжевый цвет отвечают латунь, являющаяся одним из основных материалов, и отблески пламени на поверхности масла и воды.
Желтым цветом паропанка пропитаны пустыни и степи, пустоши и деревянные бараки первопроходцев, неумолимое палящее солнце и тусклый чадящий свет масляных ламп.
В гамму зеленого цвета попадают следующие мыслеобразы: редкие в промышленных кварталах и буйные на окраинах городов сады и хлопковые плантации, господин Николо Тесла и его электрические опыты и изобретения.
Голубой цвет паропанка – это небо и стремление к нему, дирижабли и цеппелины, сизоголубые клубы дыма, испускаемые трубками джентльменов и облака, покрывающие вершины гор, в которых происходит добыча полезных ископаемых…»
Дмитрий Владимирович оторвался от текста и приказал подать ему паровой самоходный кэб, недавно подаренный ему аглицким послом в честь… эммм… не важно, по какому поводу. Затем снова углубился в чтение.
«…Синим цветом является вода как основной источник жизни и основной источник питания паровых механизмов.
И, наконец, фиолетовым цветом паропанка становятся науки химия и ядоварение, тайны и мистика, дух неизвестности и приключений, время и часовых дел мастера.
Само собой, что абсолютные цвета так же совпадают с понятием ПАРОПАНКА.
Белый цвет паропанка. Тут первое место занимает, собственно, пар. Тот самый пар, в честь которого и была названа наша эпоха. Затем были зарегистрированы следующие образы: снег и чистота; парадное обмундирование офицерского состава регулярной армии; бумага: газеты и книги, планы и чертежи; барышни в корсетах и кринолинах, тонких муаровых перчатках и с пышными веерами.
Более глубокие образы приходят после долгих размышлений. Белый цвет паропанка – это триумф науки над религией, это радость открытий, это ностальгическая грусть по средним векам (да-да, у кого-то она осталась), это безукоризненное следование этикету. Можно назвать еще, но тогда это отнимет слишком много времени.
Остался еще один, последний абсолютный цвет – это черный цвет паропанка. К нему относятся: уголь и сажа, дым и копоть производственных кварталов; костюмы и фраки, цилиндры и трости джентльменов… Рабство, как один из символов современности…
А посему, уважаемое научное сообщество, подводя предварительные итоги, мне хотелось бы обобщить все вышесказанное в один тезис, доказательству которого и посвящен данный доклад.
Итак, в понимании факультета философии и социоэтики появилось новое определение понятия ПАРОПАНК, а именно:
Паропанк есть способ позитивного существования и мышления, основанный на приличиях и этикете, и любви к электрическому и механическому искусству…»
Его Высокоблагородие генерал-губернатор, дочитав до данного места, лениво подумал:
«Какая ересь…», – открыл дверь экипажа и брезгливо выкинул папку наружу. Она шлепнулась потонула в грязной луже у стен Политехнического музея на Лубянской площади, мимо которого как раз проезжал Дмитрий Владимирович, следуя по своим чиновничьим делам…
16 комментариев
И ещё, упорно напрашивается Дмитрий Анатольевич, вот хоть убейте. =)
И ко всему прочему, это всего лишь небольшая фантазия на тему…
Искренне Ваш…
Но за то, что вы выделили «приличия и этикет» в своём определении — вам от меня персонально большое спасибо.) Хотя они и характерны скорее для нашего с вами любимого стимпанкер.ру, чем для всего сооющества в целом — всё равно, я рада, что их важность не только осознаётся, но и подчёркивается.
— Холста, на который нанести краски.
«способ позитивного существования и мышления, основанный на приличиях и этикете, и любви к электрическому и механическому искусству…» — это технократическое конфуцианство какое-то))
Вообще, идея с хроматическими ассоциациями интересна, хотя у меня лично стимпанк больше почему-то на полутона и смешанные цвета раскладывается: серый, сизый, бежевый, хаки…
Но так или иначе — спасибо за комментарий.
Не хватает побольше деталей именно из «паропанкового» общества — самовар мог быть с вычурной системой охлаждения, папка могла запираться на замок, отмыкаемый перстнем, экипаж мог быть подарен в честь юбилея Николы Теслы и т.д. и т.п.
Еще фальшь проявляется в разборе термина «пароПАНК» современником генерал-губернатора. Для них как раз «панковской» составляющей быть не должно, все описанные цвета — это повседневная обыденность.
Но идея всего поста — на пять! Читал с удовольствием.
Что касается подаренного экипажа, то по замыслу он был подарен аглицким послом в качестве взятки, или, выражаясь современным языком, «отката». Но вот, видимо, генерал-губернатор запретил себе думать об этом, как о взятке =)
Плюсую работу, тем не менее.
Если вдруг меня «торкнет» продолжить и привести этот художественный эскиз к логическому концу, я, само собой разумеется постараюсь описать максимальное количество граней мира стимпанка.
ЗЫ. steamimpactor, спасибо, коммент очень ценен.
И «спектральный анализ» самым лучшим образом соответствует духу «позитивных наук» XIX века, с их стремлением все изучить, проанализировать, классифицировать, разложить
на атомыпо полочкам.Но есть опечатка: правильно будет «Московскія Вѣдомости».
Да уж, но и после реформы русская орфография не перестала быть одной из сложнейших и насыщенной всевозможными странными правилами и исключениями из них.
А некоторые рациональные моменты старой орфографии были, к сожалению, утрачены.
Например, до 1918 г. писали «безконечный», «безсмертный» и т.п., а потом стали писать эти слова через «бес-». Однако, мне представляется, что старое написание более простое и естественное, четче прослеживается этимология слова, а в новом варианте она «затемнена», и непонятно, причем тут бесы.
Хотя, конечно, основная сторона реформы — отмена лишних букв — намного облегчила людям жизнь.
Я бы и не догадался. Такая аватарка ассоциируется у меня скорее с игрой Red Alert.
К тому же, эта реформа орфографии — заслуга далеко не одних только большевиков. Они лишь довели до конца труд ученых-филологов начала века и эпохи Временного правительства…