Так что же такое стимпанк?
Стимпанк может по праву относиться к интереснейшим феноменам современной (или, как говорят некоторые уважаемые господа, постмодерновой) культуры.
Возникнув в конце ХХ века, на заре постиндустриальной эры, как жанр фантастической литературы, к началу следующего столетия стимпанк развился в многосторонний культурный феномен. Поэзия и механика, философия и ремесло, живопись и компьютерный моддинг, игры и особый образ жизни, наука и искусство, фантастика и реальность оказались сплавлены воедино в его чудесном горниле.
Эволюция стимпанка удивительна: из «пародии на киберпанк» он превратился в самодостаточное явление и породил много сопряженных феноменов, о чем уже неоднократно писалось.
Видимо, именно от киберпанка стим получил в наследство многозначительное и не очень лицеприятное слово "панк", намекающее на пресловутую «низкую человеческую природу» и мрачный антиутопический пафос. Упомянутые моменты, разумеется, могут присутствовать и в стимпанке, однако их роль не всегда является определяющей.
И вот перед нами особый мир. Мир, где под изысканной оболочкой викторианской культуры скрываются забытые старинные рыцарские идеалы, — а может быть, кризис морали и разложение лицемерных душ. Мир, где экспериментальная наука под знаменем прогресса служит людям, — а может быть, безумные гении открывают ящик Пандоры, угрожая украсть у человечества завтрашний день. Мир, где человек, как чародей-алхимик, познает и покоряет Природу в поисках ее заветных секретов, — и не замечает, что уничтожает ее. Мир, где благородные герои сражаются с интеллигентными злодеями с джентльменским изяществом, — а может быть, ведут беспощадную борьбу за выживание среди жестокости и предательства, когда единственные союзники — верный револьвер и железный конь. Мир, где пар является главной стихией и первоосновой бытия — он, будто мистический мировой дух, вдыхает жизнь в механические творения людей и затем приводит в движение все мироздание. Мир, где пифагорейская «музыка сфер» звучит под аккомпанемент точнейших часовых механизмов, — но иногда разражается неистовым свистом и скрежетом механической дисгармонии.
Мир особый, и вместе с тем — такой знакомый и похожий на нашу реальность. Странное «инобытие» современной цивилизации, где злободневные проблемы предстают в несколько ином свете, и от этого еще лучше осознаются. Философская рефлексия искушенного постмодернового человека над ушедшей эпохой Модерна с ее верой в науку и прогресс (как оказалось, весьма наивной верой); над эпохой, эхо которой пронзительным паровозным гудком разрывает пелену человеческих мечтаний. И вместе с тем — воспоминание о потерянном времени, об эпохе любезных нравов и утонченной культуры; о некоем «золотом веке», видимо, никогда не существовавшем. Но даже если его не существовало, его безусловно следовало выдумать…
Заключить можно кратко, не претендуя на исчерпывающее определение: стимпанк — это викторианская культура плюс паровая механизация всего мира!
Возникнув в конце ХХ века, на заре постиндустриальной эры, как жанр фантастической литературы, к началу следующего столетия стимпанк развился в многосторонний культурный феномен. Поэзия и механика, философия и ремесло, живопись и компьютерный моддинг, игры и особый образ жизни, наука и искусство, фантастика и реальность оказались сплавлены воедино в его чудесном горниле.
Эволюция стимпанка удивительна: из «пародии на киберпанк» он превратился в самодостаточное явление и породил много сопряженных феноменов, о чем уже неоднократно писалось.
Видимо, именно от киберпанка стим получил в наследство многозначительное и не очень лицеприятное слово "панк", намекающее на пресловутую «низкую человеческую природу» и мрачный антиутопический пафос. Упомянутые моменты, разумеется, могут присутствовать и в стимпанке, однако их роль не всегда является определяющей.
И вот перед нами особый мир. Мир, где под изысканной оболочкой викторианской культуры скрываются забытые старинные рыцарские идеалы, — а может быть, кризис морали и разложение лицемерных душ. Мир, где экспериментальная наука под знаменем прогресса служит людям, — а может быть, безумные гении открывают ящик Пандоры, угрожая украсть у человечества завтрашний день. Мир, где человек, как чародей-алхимик, познает и покоряет Природу в поисках ее заветных секретов, — и не замечает, что уничтожает ее. Мир, где благородные герои сражаются с интеллигентными злодеями с джентльменским изяществом, — а может быть, ведут беспощадную борьбу за выживание среди жестокости и предательства, когда единственные союзники — верный револьвер и железный конь. Мир, где пар является главной стихией и первоосновой бытия — он, будто мистический мировой дух, вдыхает жизнь в механические творения людей и затем приводит в движение все мироздание. Мир, где пифагорейская «музыка сфер» звучит под аккомпанемент точнейших часовых механизмов, — но иногда разражается неистовым свистом и скрежетом механической дисгармонии.
Мир особый, и вместе с тем — такой знакомый и похожий на нашу реальность. Странное «инобытие» современной цивилизации, где злободневные проблемы предстают в несколько ином свете, и от этого еще лучше осознаются. Философская рефлексия искушенного постмодернового человека над ушедшей эпохой Модерна с ее верой в науку и прогресс (как оказалось, весьма наивной верой); над эпохой, эхо которой пронзительным паровозным гудком разрывает пелену человеческих мечтаний. И вместе с тем — воспоминание о потерянном времени, об эпохе любезных нравов и утонченной культуры; о некоем «золотом веке», видимо, никогда не существовавшем. Но даже если его не существовало, его безусловно следовало выдумать…
Заключить можно кратко, не претендуя на исчерпывающее определение: стимпанк — это викторианская культура плюс паровая механизация всего мира!
3 комментария
Как альтернативный материал Википедии, заметка, наверное, не годится, но как особый взгляд человека-искателя квинтэссенции ( ;)), конечно имеет ценность.
Вывод: не информативно, но образно. Плюсую конкурсанта.
Ну зачем же так сразу. «Паровая механизация» — это лишь идеал, далеко идущий вектор, некое «светлое будущее»,
химерасимвол Прогресса (как и «электрификация», по аналогии с которой и придуман данный лозунг). На всех концах мира стимпанка к аборигенам приходят цивилизаторы и закономерно приносят с собой свои блага цивилизации — «дымящиеся палки», «огненную воду», динамит, и, разумеется, викторианские технологии и паровую мораль... (в смысле, наоборот!) И возникает конфликт.Об этом вы, собственно, уже сказали:
Здесь нет противоречия.