Что такое стимпанк?
Если спросить об этом двух самых известных всезнаек сетевого пространства, мистера Гугла и мисс Википедию — скорее всего они, нахмурив лбы, хором выдадут вам следующее:
Стимпанк — направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика.[...]
Некоторым исследователям бывает этого достаточно. Но не кажется ли вам, — да-да, именно вам! — что информация несколько устарела? Ведь прошло уже немало времени с тих пор, как Кевин Джетер придумал термин «стимпанк», а Гибсон, Стерлинг и Пол Ди Филиппо задали основную тенденцию жанра.
Обложка книги «Машина различий»
Достаточно бросить самый поверхностный взгляд на такие ресурсы, как steampunkworkshop.com, http://www.steampunklab.com/ или //steampunker.ru/, чтобы понять, что стимпанк уже сошёл с книжных страниц в нашу жизнь. Итак, что же представляет собой «паропанк» в настоящее время?
В культуре стимпанк представлен фильмами, книгами и играми, действие которых происходит в совершенно особенном мире. Черты этого мира, как правило, таковы: — паровые устройства занимают лидирующие позиции в технологической гонке (собственно, само слово steampunk указывает именно на это);
— другие виды устройств также присутствуют, причём не всегда на вторых ролях. Их наличие и частота использования определяют поджанр (электрические устройства — теслапанк, механика — клокпанк, дизельные двигатели — дизельпанк);
— внешне мир чаще всего напоминает Европу XIX — начала XX века. Но стимпанк — это не «викторианская Англия» и не какая-либо другая эпоха в чистом виде. Это полностью современная нам реальность, являющаяся альтернативной — такой, какой она могла бы быть, если бы паровые технологии в те времена получили дальнейшее развитие;
— из предыдущего пункта следует, что в стимпанк-мире есть техника, аналогичная современной, но работающая совсем по другому принципу (например, механический компьютер);
— в некоторых случаях возможно наличие магии или фэнтезийных существ (пример — всем известная игра Arcanum): стимпанк — это всё-таки фантастика;
— персонажи чаще всего клишированны, так как в стимпанке существуют старые добрые типажи (сумасшедшие учёные, отважные пилоты, воздушные пираты и т.д.).
Ну что ж, наш скучный список закончен. Общая картина того, что вы можете увидеть в стимпанковом фильме или прочесть у Стерлинга, уже ясна, не так ли?
Город — фрагмент м/ф «Загадочные географические открытия Джаспера Морелло»
Ох, мы же забыли тех, с кого всё начиналось — Уэллса, Лавкрафта и Жюля Верна!
Справедливости ради заметим, что причисление их к стимпанковым авторам — дело рук их современных читателей, ибо сами джентльмены и не подозревали, что создают нечто большее, чем просто фантастику. Однако их футуризм вполне соответствует нашим представлениям об альтернативной современности — и посему давайте помянем их добрым словом, как родоначальников жанра.
Снаряд для полёта на Луну — аутентичная иллюстрация к роману Жюля Верна
Что ж, с культурой мы разобрались. Посмотрим на общество.
Стимпанк вполне можно считать субкультурой, созданной на базе прочитанной фантастики, просмотренных фильмов и т.д. Но лично мне кажется, что это нечто большее — пока ещё не до конца сформировавшаяся, но уже достаточно твёрдо стоящая на ногах культурная тенденция. В самом деле, ни одна из субкультур не была ещё настолько плодовита, как стимпанк — причём не только творчески, но и технически. Среди стимпанкеров самое большое на сегодняшний день число креативных людей, которые умеют буквально всё — создавать красивые тематические рисунки и скульптуры, шить прекрасные стильные наряды и даже собирать паровые машины.
Самодельная паровая мини-машина
Стиль набирает популярность с каждым днём. Как же «узнать стимпанк в лицо»?
Итак, если речь идёт о любителях стимпанка, их чаще всего можно узнать по следующим критериям: — одежда или элементы одежды выполнены в викторианском стиле;
— присутствует множество дополнительных деталей, характерных для стиля. Хотя в последнее время многие стимпанкеры стараются отходить от этого, не желая быть «скованными стереотипами». Примеры — украшения в виде шестерёнок и часовых механизмов, перчатки без пальцев, монтажные пояса, цилиндры и самая спорная деталь — гогглы;
— так как стимпанк — это всё же альтернативная современность, в облике могут присутствовать элементы, весьма диссонирующие с общим «викторианским» настроением: неестественные цвета волос или причёски, пирсинг, татуировки, у женщин также — короткие юбки или брюки. Ну и, конечно, гогглы;
— манера общения может отличаться галантностью и доброжелательностью (несомненно, как мы все понимаем, исключения существуют). Также стимпанкеры могут обращаться друг к другу на английский манер — «мистер», «миссис», «мисс».
Яркие представители стимпанк-субкультуры, League of STEAM
Если же говорить о технике, моддинге и прочем рукоделии, то общие черты создаваемых предметов, как правило, таковы: — устройство стилизуется под паровое, механическое или какое-либо другое из тех, что могут существовать в альтернативном мире;
— часто присутствует обильный декор — это напоминает о машинах викторианской эпохи, которые воспринимались как роскошь и богато украшались;
— предпочтительные материалы — латунь, бронза, медь, дерево, кожа. Цвета — золотистый (и все оттенки жёлтых металлов), чёрный, тёмно-коричневый, слоновая кость;
— изделия отличаются фундаментальностью и прочностью. Например, вместо того, чтоб стилизовать пластиковую флешку, стимпанк-мастер предпочитает сделать для неё настоящий металлический корпус;
— изделия, как правило, уникальны и изготавливаются в единственном экземпляре ручным способом.
Часы-барометр в стиле стимпанк, изготовленные вручную
Итак, кажется, охвачено всё, что можно было охватить. Искусство — музыку, живопись, скульптуру — я намеренно оставляю в стороне: здесь критерии принадлежности к стилю настолько размыты, что зачастую даже и сам художник не уверен до конца в том, что его творение несёт в себе частичку стимпанка.
Ах да! Мы же забыли главное. Мы разобрались со «стимом», но ведь нужно ещё знать, что такое «панк».
Мисс Википедия снова морщит лоб и бормочет что-то про низкую человеческую природу. Но полно её слушать, господа, мы ведь почти во всём разобрались сами — почему бы не подумать ещё немного?
Низкая человеческая природа — это, увы, не такая уж и фантастичная деталь для нашего времени, и до абсурда она доводится везде, где только возможно. Из-за этой самой «низкой человеческой природы» в нашем с вами мире творятся войны, катастрофы, убийства и прочие ужасы, о которых вы прекрасно знаете сами. Это уже не «панк», господа, это — жизнь.
Значения слов со временем меняются, это скажет вам любой лингвист-первокурсник. И теперь «панк» — это протест. Протест против нашей бездуховной и однообразной реальности, где не хватает уникальных личностей, приключений, индивидуальности. «Панк» — это не эскапизм. Это мечта изменить мир, сделать его ярче, совершеннее и красивее. Не оставлять ничего на среднем уровне, возвести всё в абсолют — такое наивное, но в то же время прекрасное стремление живёт в душе каждого стимпанкера
Пришло время подвести итог, господа. Мне осталось сказать всего одно предложение:
Стимпанк — это общественное культурно-творческое движение, которое объединяет поклонников альтернативной паро-механической реальности и соответствующего ей визуального стиля.
Хорошо, что вы вывели стимпанк из разряда литературных стилей-течений! Об этом много уже думалось и разрозненно говорилось, но вам удалось собрать эти обрывки мнений воедино. Думаю — ваша статья есть свидетельство зарождения и полного оформления стимпанка как самостоятельной субкультуры (а в дальнейшем, как это уже было с декадансом, а в наше время с постпанком-готикой, — как самостоятельного культурного явления, отдельной культуры)! Огромное спасибо!
Еще присутствуют всякие дыхательные аппараты и маски, наши машины коптят воздух и дышать временами просто нечем.
И «панк» это что-то дикое, из ряда вон выходящее. Зачастую имеет избыточное влияние на подопечную деятельность. Как стоунпанк создает всё из камня и динозавров, даже то, что совсем не подходит для этого (как каменные автомобили в «Флинстонах». Как огромные хромированные решетки фальшрадиаторов или чрезмерных размеров двигатели в дизельпанке.
Можно было бы обойтись и без этого, но жанр берет свое, употреблять это для поддержания жанра необходимо даже там, где это не нужно.
Ну я бы поспорила насчёт стоунпанка — по мне, он взялся непосредственно из «Флинтстоунов» и на них же и закончился. Чисто юмористический жанр, и все каменно-динозаверные строения там имеют одну цель, которая одновременно и объяснение — «для смеха». Это гротеск в чистом виде.
Огромные двигатели и машины в дизельпанке, гигантских размеров паровозы и дирижабли в стимпанке — это из другой оперы. Это не гротеск, а один из способов показать преклонение человека перед техникой. Согласитесь, для эпохи, из которой берёт начало стимовая и дизельная альтернативная реальность, весьма естественно восхищение уже созданными машинами и стремление создать другие, ещё мощнее и ещё больше — грубо говоря, такие, которые одновременно станут памятниками человеческому гению и веку механики и пара.
К слову, в нашей с вами реальности происходит нынче то же самое, но в обратную сторону — мы стремимся создавать приборы, которые будут занимать как можно меньше пространства, ничего не весить и быть невидимыми глазу, но при этом будут работать полноценно и с положенной им мощностью. Иными словами — мелкие памятники мелкой эпохе.
Всё вышеприведённое есть моё ИМХО и может быть оспорено.)
Это полностью современная нам реальность, являющаяся альтернативной — такой, какой она могла бы быть, если бы паровые технологии в те времена получили дальнейшее развитие
Не вполне согласен с категоричностью утверждения. Реальность может и не быть полностью современной нам: например, вполне может быть альтернативный XIX век. Как в «Диком Весте», «Лиге выдающихся джентльменов» и т.д.
Значения слов со временем меняются, это скажет вам любой лингвист-первокурсник. И теперь «панк» — это протест. Протест против нашей бездуховной и однообразной реальности, где не хватает уникальных личностей, приключений, индивидуальности. «Панк» — это не эскапизм. Это мечта изменить мир, сделать его ярче, совершеннее и красивее. Не оставлять ничего на среднем уровне, возвести всё в абсолют — такое наивное, но в то же время прекрасное стремление живёт в душе каждого стимпанкера
Грамотно изложены каноны лингвистики, радует то что именно steampunk явился той фазой в метаморфозе меняющей смысловую нагрузку. СЛОВО-ПОНЯТИЕ-ЯВЛЕНИЕ. Общий жирный +
24 комментария
Хотелось максимально охватить всё, что связано с предметом. Надеюсь, что получилось.
)
И «панк» это что-то дикое, из ряда вон выходящее. Зачастую имеет избыточное влияние на подопечную деятельность. Как стоунпанк создает всё из камня и динозавров, даже то, что совсем не подходит для этого (как каменные автомобили в «Флинстонах». Как огромные хромированные решетки фальшрадиаторов или чрезмерных размеров двигатели в дизельпанке.
Можно было бы обойтись и без этого, но жанр берет свое, употреблять это для поддержания жанра необходимо даже там, где это не нужно.
Огромные двигатели и машины в дизельпанке, гигантских размеров паровозы и дирижабли в стимпанке — это из другой оперы. Это не гротеск, а один из способов показать преклонение человека перед техникой. Согласитесь, для эпохи, из которой берёт начало стимовая и дизельная альтернативная реальность, весьма естественно восхищение уже созданными машинами и стремление создать другие, ещё мощнее и ещё больше — грубо говоря, такие, которые одновременно станут памятниками человеческому гению и веку механики и пара.
К слову, в нашей с вами реальности происходит нынче то же самое, но в обратную сторону — мы стремимся создавать приборы, которые будут занимать как можно меньше пространства, ничего не весить и быть невидимыми глазу, но при этом будут работать полноценно и с положенной им мощностью. Иными словами — мелкие памятники мелкой эпохе.
Всё вышеприведённое есть моё ИМХО и может быть оспорено.)
В десятку. Наповал.
Не вполне согласен с категоричностью утверждения. Реальность может и не быть полностью современной нам: например, вполне может быть альтернативный XIX век. Как в «Диком Весте», «Лиге выдающихся джентльменов» и т.д.
Спасибо за ценное замечание)