Велосипеды и паровые бициклы: Начало
Первый предшественник современного велосипеда появился лишь в 1790 г. Это изобретение графа де Сиврака (Франция) представляло собой деревянную раму на двух колесах и называлось «celerifere» («самокат»).
Примерно в 1817 г. его изобрели заново и назвали «draisienne» — в честь изобретателя, барона Карла фон Прайса (Германия). Во время езды на таком велосипеде седок просто делал огромные шаги, пока крутились колеса.
В 1839 г. шотландский кузнец Керкпатрик Макмиллан изобрел первый велосипед, приводимый в движение механическим способом. Тем не менее, не он, а французский каретный мастер Пьер Мишо привел во вращение колеса истории развития велосипеда. В марте 1861 г. Мишо ремонтировал самокат, когда ему в голову вдруг пришла идея оснастить переднее колесо коленчатым валом и посмотреть, можно ли привести эту машину в движение с помощью педалей. Сын Мишо Эрнест взялся за эту работу и справился с ней так успешно, что семья первой в мире занялась промышленным выпуском велосипедов («velocipedes»), которые были такими тряскими, что вскоре получили прозвище «драндулетов» («boneshakers»).
Поскольку педали велосипеда были присоединены непосредственно с передним колесом, от ездока требовалось очень быстро крутить их, набрать скорость. Эту проблему преодолел в 1870 г. производитель швейных машинок из Ковентри Джеймс Старли, который сообразил: если переднее колесо будет иметь больший размер, с каждым поворотом педалей велосипед сможет перемещаться дальше. По практическим соображениям заднее колесо оставили маленьким. Так появился велосипед марки «Ариэль», и вскоре его прозвали «пенни-фартинг», от названий монет того времени: переднее большое колесо сравнивали с крупным пенни, заднее маленькое — с фартингом меньшего диаметра. Поскольку седло оказалось на высоте 1,4 м над землей, на «пенни-фартинг» было трудно не только садиться, но и слезать, а ездить на нем опасно. Но в 1873 г. X. Дж. Лоусон (Англия) додумался приводить в движение заднее колесо посредством цепи, передающей силу вращения педалей. Необходимость в большом переднем колесе отпала, появился современный «безопасный велосипед». Модель Лоусона не имела коммерческого успеха, но племянник Джеймса Старли, Джон, в 1885 г. продемонстрировал на выставке безопасный велосипед «Ровер», который в целом имел практически ту же конструкцию, что и современные велосипеды.
Любопытно, что до 1887 г. велосипедные шины делали литыми, пока Джон Бойд Данлоп не оснастил трехколесный велосипед шинами из садового шланга, наполненными водой. Семейный врач посоветовал ему вместо воды наполнять шины воздухом, так появились первые пневматические велосипедные шины. Патент Данлопа был признан недействительным, когда выяснилось, что Роберт Томпсон (Шотландия) запатентовал пневматическую шину в 1845 г. — правда, это изобретение применялось только для повозок, запряженных лошадьми, и потому вскоре было забыто.
9 комментариев
Гугл нашел вот: samogo.net/articles.php?id=1534
Чтим, так сказать, авторские права.