Музей велосипедов

Попали мы с мужем в очередную поездку в Питер в музей императорских велосипедов в Перергофе.
Под катом статья Татьяны Кондратьевой и куча моих фоток.
26 июня 1999 — в Петергофе открылась выставка «Лучшие велосипеды лучших фирм мира XIX — начала XX века». На выставке были представлены экспонаты из фондов музея-заповедника «Петергоф» и частных коллекций, среди них — велосипеды императорской семьи. Здесь же демонстрировались предметы, рассказывающие об использовании велосипедов в дореволюционной России: произведения декоративно-прикладного искусства, плакаты, рекламные вывески и другие экспонаты.

Угловой дом (один из Кавалерских домов, в котором любил останавливаться Николай I), расположенный на Дворцовой площади за фрейлинским корпусом, стал первым в Петербурге и в России Музеем истории велосипедов. Постоянная выставка “Императорские велосипеды” — это один из первых в России музеев, посвященных физической культуре и спорту. Она была открыта с 2004 года. Экспозиция состоит из 6 залов. Велосипеды, принадлежавшие императорской фамилии, были собраны по разным дворцам.

Велосипеды появились в России более чем полтора века тому назад. Сначала это была довольно дорогая и громоздкая игрушка, доступная, пожалуй, только богатейшей семье страны — императорской. Первым достоинства нового вида транспорта оценил царь-реформатор Александр II. При нем Романовы обзавелись первыми моделями велосипедов.
Разумеется, в те времена нельзя было говорить о велосипеде как о реальной альтернативе верховой езде — слишком сильны были традиции, да и скоростные характеристики были несоразмеримы. Тем не менее, императорская семья следила за всеми техническими достижениями «велосипедной мысли» и из года в год заказывала и приобретала новые модели. «Высочайшее» внимание к новому виду транспорта не могло не повлиять и на общественные вкусы. Модное и дорогостоящее увлечение постепенно превратилось во вполне доступное и популярное времяпрепровождение.
Французский «Костотряс» 1867 года принадлежал Александру II: у этого велосипеда были еще деревянные колеса с металлическим ободом, и он был неимоверно тяжелым, но уже имел все детали, которыми обладают самые современные модели.

В новом петергофском музее можно познакомиться с уникальными экспонатами. К их числу принадлежат два велосипеда-«паука» модели «Премьер», выполненные в 1882 году в Англии на заводе «Хильман и Купер» и приобретенные позднее Александром III. Следует отметить, что этот император весьма настойчиво культивировал в своей семье занятия различными видами спорта — лыжами, греблей и велосипедом.
Английские «Пауки» уже участвовали в первых после перерыва Олимпийских играх и потому считался спортивной моделью. Чтобы удержать равновесие на огромном переднем колесе и маленьком заднем, нужно было обладать акробатическими способностями. Однако представленные на выставке «пауки» вряд ли могли участвовать в многочасовых семейных прогулках. Достаточно взглянуть на их передние колеса (диаметр — 1600 мм), чтобы представить себе все трудности езды. И действительно, несмотря на элегантный силуэт и щегольскую отделку, «пауки» могли доставить велосипедисту немало хлопот. Нужно было обладать достоинствами эквилибриста, чтобы во время езды сохранять устойчивость, особенно на неровной дороге. Учитывая эти моменты, производители постепенно совершенствовали внешний вид и технические характеристики своей продукции.

В России с XIX века был велосипедный бум. В конце XIX века велосипеды уже во многом напоминали современные конструкции. Об этом свидетельствуют и модели из коллекции семьи Николая II, который предпочитал английский двухместный велосипед «Тандем» (1900 г.). Этот велосипед уже выглядит совсем современно. С тех пор улучшались только детали. А все основное уже было придумано. Для этого периода характерны «уравновешенные» диаметры колес, более удобные сиденья и достаточно устойчивое рулевое управление. Появляются и специализированные модели: трехколесные велосипеды для дам и детей. С тех пор велосипедный спорт становится поистине семейным и массовым — образуются специализированные клубы, организовываются длительные загородные прогулки и забеги. На выставке можно познакомиться и с одним из первых велотренажеров. Эта модель, созданная в Америке в начале XX века, выполнена из дерева и чугуна.

Помимо оригинальных моделей велосипедов на выставке представлены и уникальные архивные материалы. Это фотографии, каталоги, расценки, журналы, документы, открытки, рекламные плакаты первых велосипедных клубов, забавные аксессуары — от сигнальных звонков, рамок для фотографий, памятных медалей и жетонов вплоть до зажимчиков для брюк.


Музей велосипедов
Заранее прошу простить за качество некоторых фоток — снималось на цифромыльницу без вспышки и в достаточно большой спешке — служители музея довольно резво гоняют посетителей по залу.
Все фоты кликабельны.

Музей велосипедов (Фото 2)

Музей велосипедов (Фото 3)

Музей велосипедов (Фото 4)

Музей велосипедов (Фото 5)

Музей велосипедов (Фото 6)

Музей велосипедов (Фото 7)

Музей велосипедов (Фото 8)

Музей велосипедов (Фото 9)

Музей велосипедов (Фото 10)

Музей велосипедов (Фото 11)

Музей велосипедов (Фото 12)

Музей велосипедов (Фото 13)

Музей велосипедов (Фото 14)

Музей велосипедов (Фото 15)

Музей велосипедов (Фото 16)

Музей велосипедов (Фото 17)

Музей велосипедов (Фото 18)

Музей велосипедов (Фото 19)

Музей велосипедов (Фото 20)

Музей велосипедов (Фото 21)

Музей велосипедов (Фото 22)

Музей велосипедов (Фото 23)

Музей велосипедов (Фото 24)

Музей велосипедов (Фото 25)

Музей велосипедов (Фото 26)

Музей велосипедов (Фото 27)

Музей велосипедов (Фото 28)

Музей велосипедов (Фото 29)

Музей велосипедов (Фото 30)

Музей велосипедов (Фото 31)

Музей велосипедов (Фото 32)

7 комментариев

avatar
спасибо за пост, интересно!:)
avatar
ой. жаль нет описания к некоторым фото. что это ткое на пятой фотографии снизу? какие-то черные кувшины %)
avatar
Это велосипеднеые краги =) Поножи, проще говоря =)
avatar
малоформатные фотки лучше собирать в блоки при помощи Корэла например. Попробуйте, это не сложно и очень симпатично.
avatar
Знаю. Но лень — матушка заедает. Предпочитаю, правда, Illustrator, если речь идет о векторе и фотошоп, если о растре =)
avatar
Очень хороший фотоотчёт, спасибо, сударыня — как сам побывал… Не отказался бы в реале побывать, но, как там у Жванецкого: «И крейсер под моим командованием не выйдет в нейтральные воды...» — вряд ли я выберусь туда… Сердечно благодарю Вас, с уважением — oldgrumbler
avatar
Всегда пожалуйста =)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.