Необходимое предисловие:
Тот, кто внимательно следит за линией, развиваемой в моих обзорных статьях, знает о специфичности многих, ранее «исследованных» предметов. Тем, кто видит этот материал первым, настоятельно рекомендую ознакомиться с предыдущими обзорами, для правильного и адекватного восприятия того, что приведено ниже.
Ни в коем случае не навязываю своё мнение, более того, считаю право на «самоопределение», священным и неприкосновенным. Просто делюсь информацией и мыслями, с людьми, которых считаю единомышленниками.
В догонку: не забываем о здоровом чувстве юмора, и о том, что в каждой шутке-лишь доля… шутки!
Объект сегодняшнего обзора, по уровню своей функциональности, просто вне поля критики. Если говорить строго, эти объекты, назову их «артефактами», представляют собой рукотворные предметы, начисто лишенные функциональности, в привычном смысле этого понятия. Более того, многие из них, наделены псевдофункциональными качествами, о которых, порой, совершенно невозможно догадаться, не прочитав авторский пояснительный текст. С точки зрения, не информированного большинства, эти «странные» вещи, абсолютно бесполезны. Некоторые воинствующие радикалы-практики, вообще, назовут их вредными, а рассказ о НИХ- апофеозом фетишизма.
Кстати, ничего ругательного в этом определении нет, AnachroTechnoFetishism — именно так называлась прошлогодняя выставка, на которой были представлены некоторые из описываемых предметов. suite100gallery.com/show/2008/09/12/anachrotechnofetishism
обратите внимание на список имён, встречаются весьма известные…
Тринадцать американских пионеров стимпанка. Событие, как обычно, прошло незамеченным…
Стопроцентный панк! Короче, ОНИ, замыкают эволюционную цепь, предметов, идентифицируемых некоторыми людьми (я в их числе), как «вещи», имеющие чёткую принадлежность к стилю. В данном случае- к стимпанку.
Долго не мог подобрать определение для предмета моего обзора, пока не нашел этот, специально придуманный для НИХ термин. Браво! Теоретики стиля, позаботились о терминологии, и ввели в обиход ёмкое понятие, точно отражающее суть этих «вещей». АнахроТехно Артефакты (АТА)!
Созданием АТА, специально, никто не занимается, в этом специфика их «появления». Эти «предметы», создают люди, с нестандартным, где-то даже девиантным, мышлением, повинуясь творческому порыву, вызванному, возможно, какой-либо дополнительной стимуляцией :) Шутка! Творчество — сугубо личная, и неприкосновенная сфера, анализировать мотивы и аспекты которой, я не берусь.
Не смотря на внешнюю примитивность, и вызывающую по своей форме «архитектуру», артефакты завораживает и притягивает взгляд. Что-то первородное и гипнотическое, таит в себе это нагромождение деталей и внешне не связанных друг с другом форм. Подчёркнутый абсурдизм, но что-то, заставляющее смотреть, анализировать и запоминать подробности. Полная противоположность современным рафинированным и глубоко функциональным устройствам, наполненным хайтэком и здравым смыслом, «по самые бакенбарды». Это не объяснимо!
При кажущейся простоте, и даже примитивности процесса изготовления, ЭТИМ не занимаются массово, ЭТО не возможно произвести серийно, ЭТО может быть создано лишь в единичном экземпляре, как и подобает артефакту предмету искусства.
Все АТА (или почти все), известны немногочисленному сообществу стимпанкеров, посчитаны, многократно показаны на тематических экспозициях, и даже выставлены (либо уже проданы), в глобальном сетевом пространстве, за вполне земные деньги.
Имена «отцов и матерей» артефактов, также, знакомы узкому кругу ценителей стиля. Людей, создающих, лишённые смысла предметы, не так много.
Самую широкую известность, получили «странные штуки», созданные человеком, именующим себя как Doctor Grymm.
Пугающий детей «дядька», с внешностью и сущностью вивисектора, на деле является заботливым отцом и вполне приличным главой семейства.
Фотострим www.flickr.com/photos/jmarsdesign/sets/
Блог behindthesteam.blogspot.com/
Автор огромного количества поделок, и нескольких масштабных работ, среди которых: Навигационная Система имени Амелии Эрхарт (The Amelia Earhart Navigation System)
про судьбу женщины- авиатора читать здесь ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%AD%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%82
… навигационная система, с таким циничным названием, преобретает зловещий подтекст, и очень сомнительную рекламу.
Использование нейронных процессов мозга (Амелии?), вместо привычных сигналов GPS и Глонас, выводит этот «стим-навигатор» в категорию сверхточных приборов, позволяющих чётко ориентироваться в «многомерном», субкультурном мире паропанка.
Генератор Кошмаров Эдгара Алана По (EAPOE Nightmare Inducer), устройство, использующее «серое вещество» знаменитого классика, для индуцирования гениальных литературных идей, в не предназначенной для этого среде.
Даёшь нетленные шедевры, созданные бездарными дилетантами, посредством «индуцирования» гениальности!
самовар в композиционном центре, должно быть, намекает на русские корни гения американского романтизма… или ещё более радикально: Русский самовар-центр стимпанк-культуры!
Аппарат переливания крови вампиров (Vampyr Transfusion Device), видимо, найденное в далёкой Трансильвании, парамедицинское приспособление, облегчающее рутинные, будничные операции, потомкам графа Дракулы…
Помимо бесспорных артефактов, Grymm иногда по-просту «шабашит», конструируя нечто, имеющее реальное назначение! Неслыханный непрофессионализм! Victrola «Eye-Pod» «странный» аудиоплеер, получивший скандальную популярность, как вполне себе, работоспособное устройство, с «First-Generation iPod Nano» внутри. Вот такой комерческий реверанс в сторону «яблочников». Художники тоже хотят есть…
надо сказать, айподоподобные арты, пытались создавать и другие, но Grymm добился самого впечатляющего результата.
Попытки некоего Jesse Newhouse в перспективной области изготовления мультимедийных девайсов, стилизованых под New Victorian Style:
впрочем, к теме обзора, эти «вещи», не имеют прямого отношения, и приведены просто «до кучи».
Как знак признания заслуг «доктора-потрошителя», и неизвестного Джесси, с его айподоманией,- присутствие их обоих, в списке Донована, образца 2009 года. steampunkmuseumexhibition.blogspot.com/
Очень странно, учитывая совершенно разные «весовые категории» авторов… впрочем, Доновану виднее.
Вообще, в списке участников выставки, есть очень сомнительные персонажи, не имеющие серьёзных работ, но заручившиеся симпатиями господ-устроителей… Будь моя воля, вычеркнул-бы кое-кого от туда, и включил более достойного автора. Taratorа, например :)
Являясь «канонизированным при жизни столпом», и просто яркой женщиной, с умелыми руками и неуправляемой фантазией, Молли, самозабвенно трудится на благо общего дела, постоянно внося разнообразие в «скучную» :) стим-культуру.
Помимо гигантского количества «специфической» бижутерии, аксессуаров и музыкальных инструментов, в личном портфолио мисс «Porkshanks», имеется работа (?), обеспечившая её присутствие, в уже упомянутом списке steampunkmuseumexhibition.blogspot.com/, и материалах этого обзора.
Проект «Mechanical Womb with Clockwork Fetus» (Механическая Матка с гомункулом внутри) — чисто женский взгляд на репродукцию клокворк- особей, в эпоху развитого стимпанка 0_о
Паро-электрический инкубатор, для высиживания «вынашивания» человекоподобных механоидов, с полностью автономной системой жизнеобеспечения. Артефакт «найден» около трёх лет назад, всесторонне изучен и выставлен на продажу в известном сетевом магазине… по цене «стандартного» артефакта. suite100gallery.com/artwork/781
Автор и конструктор трёх известных штуковин артефактов: «The Aether Spirit Containment Apparatus» Ловушка для Духа Эфира (телевизионного?):)
«The C-GPS with Display Stand» модель навигатора, с менее циничной, сущностью, нежели девайс безумного Grymmа.
«The Crystal Power Converter Neckpiece» загадочный преобразователь силы, с невыясненными до конца свойствами.
В благородном обществе «специфических» креаторов, несколько обособленно, «простаивает» колоритная фигура в коричневом пальто…
Don Ricardo Pezzano, этот человек, открыто называет себя «городским мусорщиком», преобразовывающим промышленные отходы, переработанные материалы, и просто найденные предметы, в игрушки, миниатюры и кинетические скульптуры. Учитывая происхождение компонентов, его работы весьма «своеобразны», но при этом, легко узнаваемы.
Фотострим www.flickr.com/photos/donpezzano/
Блог urbandon.blogspot.com/
Артефакты Рикардо, за редким исключением, имеют «ограниченный функционал» и очень запоминающийся внешний вид. Взгляните на линейку мобильных телефонов, симпатичные «машинки», полностью соответствующие стилю, и концепции их создателя.
Машины Времени, в обличии «странных» часовых устройств с непредсказуемой кинематикой, набранной из «мусора».
Тема механизмов, управляющих временем, не даёт покоя многим стимостроителям, пытающимся создать нечто, нетленное. Например, некто Don Donovan, в результате «озарения», изобрёл вот такую Time Machine.
А никому не известный Orpheo Cambarra (vash_dalziel ), сотворил вот такое «чудо»
У Стругацких в «Пикнике на обочине», недалёкие люди, при помощи проводников-сталкеров, выносили некие артефакты из недр загадочной Зоны, не предполагая, с чем имеют дело, и для чего, собственно, ЭТО создано… Предметы, с неявным предназначением, которые каждый использует, в соотретствие с собственным представлением о его сути.
К чему я это? Яркая ассоциация. Возможно, сущность абстрактного предмета, шире нашего представления о нём?
Что-же такое стимпанк? Каждый, наполняет это понятие, своим внутренним смыслом. Кто- то видит прежде всего, машины и паровые механизмы, кто- то, лоск и величие эпохи Королевы Виктории. Я с теми, кто считает, что стимпанк, — это прежде всего, фантазия, а уже потом пар, тесные корсеты и зубчатые колёса! Нерациональная фантазия! Ведь именно ей, мы обязаны появлением паропанка, как такового, без неё всё «уходит в монохром», рано или поздно превращаясь в скуку.
16 комментариев
Согласен асчёт фантазии в первую очередь. Лично для меня является «правильным» использование технологий не по сухому следованию спецификациям, а с творчеством. И желательно определённой долей абсурда (с точки зрения современной техники). Мне кажется, что устройства (не все поголовно, конечно) должны иметь низкий кпд и непонятное и нерациональное применение. Например гигантская установка на паровом двигателе с кучей манипуляторов и прочим, предназначение которой — открывать бутылку пива и подовать её хозяину. Да и вообще, я считаю, что в стимпанке что-либо доолжно ограничиваться не техникой, а полётом фантазии. В моём представлении, весь романтизм стимпанка в некоторой непосвящённости изобретателей в законы физики (часть ещё не открыта). Нет законов — нет ограничений. Если бы мастер знал, что нельзя подключить механический протез руки к нервной системе, то он бы никогда этим не занимался, а так — пожалуйста, механический протез. Создать многотысячетонный гигантский самолёт (ну, может это и ближе к дизелю) с целым министалелитейном заводом внутри? Да он же никогда не полетит по законам аэродинамики! Законы аэродинамики? — никогда не слышал о таком, я просто поставлю паровой двигатель помощнее и полетит.
И ведь правда полетел…
Совершенно с вами не согласен! Всегда есть большая разница между картинкой человека не умеющего рисовать, и картинкой которую рисующий человек сделал в стиле примитивизма… В стимпанке, как нигде, техницизм должен быть убедительным, в этом, по моему, одна из причин его притягательности! Сосдать совершенно безумный механизм так чтобы не возникало сомнений, что если он сейчас не работает, то уж точно работал сто пятьдесят лет назад.
Фантазия -фантазии рознь. Многие законы физики, даже напрочь забыв школьный курс, остаются на уровне ощущения, мне, например, не комфортно смотреть на некоторые картинки — не верю, не убедили! а поверить то хочется! К авторам представленным здесь это, как раз, не относится, они то _убедительны.
Вообще это довольно тонкая и любопытная тема — соблюдение законов физики в стимпанке…
Насчёт примитивизма полностью согласен. И насчёт Физики на уровне ощущения и про фантази, которые у всех разные, тоже согласен. Правда не понимаю, как это идёт в разрез с моей мыслью. Я возможно не совсем прозрачно выразил мысль о том, что подобная техника и безумные учёные(да… я люблю безумных учёных… ^_^)? которые её конструировали, скорее являются исключениями, чем правилом. Я бы даже сказал, что при привышении лимита соотношения безумных учёных на нормальных людей, первых нужно отстреливать для поддержания балланса. Иначе уже не интересно. Хотя они и сами довольно часто погибают во время своих экспериментов или от рук своих детищ. Так что «природа всегда найдёт способ».Взять того же Виктора Франкенштейна Мери Шэлли (чую сейчас будет холивар...). Если бы все поголовно дома делали новую жизнь, то что бы тогда получилось? Или недавно упомянутанную машину времени (хоть не такой спорный момент)? Это делали единицы, вопреки законам физики того времени. А остальные «технари» занимались вполне продуманными и более тривиальными вещами — дирижабли, паровозы, паромобили и прочим. Вообще эта техническая вакханалия твориться только в моём сознании (ну или не только в моём), так что не обязательно ей забивать себе голову.
Клевая статья, исчерпывающая! С удовольствием читал.
Кстати, слегка затронута тема магии в стимпанке(преобразователь силы и вампиры ууууу, бааа, РрР!). Сразу вспомнил Морровинд с его двемерами и мехнической «магией».
16 комментариев
И ведь правда полетел…
Фантазия -фантазии рознь. Многие законы физики, даже напрочь забыв школьный курс, остаются на уровне ощущения, мне, например, не комфортно смотреть на некоторые картинки — не верю, не убедили! а поверить то хочется! К авторам представленным здесь это, как раз, не относится, они то _убедительны.
Вообще это довольно тонкая и любопытная тема — соблюдение законов физики в стимпанке…
Выставка чудесная! почти как сходил… Спасибо!
Кстати, слегка затронута тема магии в стимпанке(преобразователь силы и вампиры ууууу, бааа, РрР!). Сразу вспомнил Морровинд с его двемерами и мехнической «магией».
Кто-нибудь подскажет?