К вопросу о старении медьсодержащих сплавов
Частенько сталкивался с вопросом чем вы травите медь и латунь. Неоднократно отвечал в темах, но вопросы возникают снова. Создал небольшой туториал про метод окрашивания меди Тиосульфатом натрия или гипосульфитом.
Продается тиосульфат в аптеках, также многие знают его в роли закрепителя при фотопечати. В раствор тиосульфата добавляется немного кислоты (можно использовать любую, чем концентрированней тем интенсивней идет процесс, использовал да же уксус), диагностический критерий раствор сразу становится молочно-белым. В воздухе определяется запах сероводорода. Химизм процесса сложен. Образуются различные кислоты в том числе сернистая, сероводород. Все они оказывают действие на медь. Кстати пробовал так травить и сталь.
В готовый раствор можно погружать детали. Реакция мгновенная, рекомендую извлекать и промывать деталь водой до получения нужного цвета. Палитра следующая: красный, насыщенно красный, иссиня-красный, темно-синий, коричневый серый, темно коричневый. Можно и мазать уже на готовом изделии, так проще контролировать процесс. Ниже, на примере одной детали показал цветовые метаморфозы. Покрытие стойкое, со временем может притеревать цветовые метаморфозы, в сторону насыщения тона.
Продается тиосульфат в аптеках, также многие знают его в роли закрепителя при фотопечати. В раствор тиосульфата добавляется немного кислоты (можно использовать любую, чем концентрированней тем интенсивней идет процесс, использовал да же уксус), диагностический критерий раствор сразу становится молочно-белым. В воздухе определяется запах сероводорода. Химизм процесса сложен. Образуются различные кислоты в том числе сернистая, сероводород. Все они оказывают действие на медь. Кстати пробовал так травить и сталь.
В готовый раствор можно погружать детали. Реакция мгновенная, рекомендую извлекать и промывать деталь водой до получения нужного цвета. Палитра следующая: красный, насыщенно красный, иссиня-красный, темно-синий, коричневый серый, темно коричневый. Можно и мазать уже на готовом изделии, так проще контролировать процесс. Ниже, на примере одной детали показал цветовые метаморфозы. Покрытие стойкое, со временем может притеревать цветовые метаморфозы, в сторону насыщения тона.
38 комментариев
Как я понял, тиосульфат натрия «бытового» названия не имеет?
Спасибо за технологию, нужно будет попробовать.
хотя цвета там не особо добьешься, только если раствор очень слабый(
Если красить, FeCl3 не подходит
Добавить нечего, кроме плюса +
Буду пробовать/экспериментировать, гипосульфит залежался.
Спасибочки!
Дорогой этот тиосульфат? Сталь травится до какого цвета?
Раньше закрепитель, без проблем можно было достать, у любого любителя фотографии, теперь дифффцит. За «аптеку» спасибо, даже не думал, что он там продается.+
3-5руб Россия. Какое примерно процентное соотношение компонентов? или там пофиг? просто скорость реакции?
А вот что чего стоит, решать Вам. Зависит от объёмов и размеров Ваших работ.
Для эксперимента, чтобы определиться, хватит и аптечной дозы.
Так что, можно в аптеках и сухой поспрашивать… вдруг ещё пользуется спросом.
Еще раз: сколько добавлять уксуса?
З.Ы: Ушел в аптеку.
Подержал медь — потемнела. Вроде эксперимент удачен, но для себя пока сделал приоритет — нашатырь.
Вот вчера брал в одной аптеке-98коп. Сегодня во второй-1.10 грн. 2 упаковки взял, пусть будет…
а с медной деталькой рядом желтая, это один из возможных цветов в который красится медь, или это латунная деталь?
… перед этим, САМЫЙ ЛУЧШИЙ СПОСОБ обработки от оксидной пленки, не поверите, поваренная соль со столовым уксусом (не эссенцией)… кашица, достаточно густая, которой протираете изделие, и потом патинирование.
Латунь и бронза патинируется серной печенью труднее…
… но можно обмакивать в раствор и прогревать горелкой… покажу в дальнейшем результаты работ!!!
Круто, 4 ампулы на доллар!
Серная печень в разы, нет, в десятки разов дешевле!!!
Особенно когда детали крупные!
«Для приготовления серной печени, достаточно сплавить поташ (карбонат калия, K2CO3) или едкий натр с серой в соотношении 2: 1. Операцию нужно проводить на тихом огне в железной посуде. Сплав растереть и хранить в плотно закрытой банке. Раствор серной печени сохраняет свои свойства в течение суток.»
И все, после этого раствор выбрасываю. Хранить такое кол-во даже до следующего дня нет смысла, выгоднее свежий навести.
А вот твердый «расплав», оставшийся на ложечке — спокойно проживет до следующей работы. Поэтому советы типа перетирать получившийся порошок, хранить его в герметичной посуде и т.п. — это все лишние телодвижения, в реальной жизни не нужные :-)
Где-то тут была флешка, накапано припоем, типа как от сварки капли… потом зачернено…
И как делают «ржавчину»? Чтобы оно не пачкалось, но выглядело ржавым…
Хотел сделать статью, но времени нет, поэтому вотъ:
Есть такие составы, называются Idea Patina, от фирмы Idea:
sangina.ru/pedia/decor1/patina/mk_ideapatinanew/
Продаются в художественных магазинах. Можно сделать ржавый цвет, зелёную или синюю патину. Причём это будет настоящая патина или ржавчина (окислы). Чтобы не стиралось — покрыть прочным матовым лаком.