Электролитическое серебрение.

Давно это было, интернета и персоноальных компьютеров ещё небыло.
В отработанный фиксаж опускали 2 копейки и они «превращались» в 10 копеек :)
Ни какого волшебства, а потому — серебро легко стиралось :(
На нержавейку серебро осаждал, чтобы не сливать серебро в канализацию. Не всегда была возможность сдать на переработку.

Чтобы максимально отработать фиксаж (закрепитель) подкисливал его смешав предварительно сульфит натрия и уксус.
Состав:
Тиосульфат натрия — 200,0 г.
Сульфит натрия безводный — 20,0 г.
Уксусная кислота 98 % — 10 мл.
Закреплять минут 20.

«Фиксаж переводит нерастворимые галогениды серебра в фотографической эмульсии в растворимые в воде соединения, обычно комплексные соли серебра.»

Если закреплять фотобумагу, то фиксаж вместе с серебром впитывается в бумагу и выносится из раствора.
Кстати, вспомнил, чтобы закрепитель не впитывался, желательно бумагу хорошенько размочить в горячей воде.
Чтобы вымыть серебро из бумаги, готовил 3 ванночки с закрепителем. Для плёнки достаточно 2х ванночек.
Вначале закрепляем в первом-старом расстворе, чтобы максимально отработать его и добиться максимальной концентрации серебра.
Потом во втором свежем окончательно «закрепляем»
И в третьем, закрепления как такового не происходит, но соли серебра вымываются из волокон бумаги в расствор.
Бумагу и плёнку потом можно выкинуть или использовать для других целей.

Полностью отработанный первый закрепитель отправляется на извлечение серебра и заменяется вторым, второй заменяется третьим…
Проверить закрепитель можно кусочком фотоплёнки. В рабочем закрепителе плёнка становится прозрачной, в отработанном просто намокает.

В литре отработанного закрепителя может содержаться до 3-5 г серебра. Т.е. можно закрепить примерно 1 кв.м. плёнки или 3 кв.м. бумаги.

Теперь о электролизе. Скорость и качество зависят от плотности тока проходящего через кв.см поверхности электродов.
При низкой плотности процесс идёт вяло, но покрытие получается качественнее.
При высокой плотности начинается сульфатизация серебра, оно чернеет.

Посуда нужна химически нейтральная. Я использовал эмалированную кастрюлю.
Под кастрюлю нужен слабенький нагреватель, желательно регулируемый. Можно просто лампу накаливания… только не залейте её! :)
Крышку сделал из листового полистирола, на ней удобно монтировать всё что нам понадобится: электроды, перемешиватель, термометр.

Аноды нужны графитовые. Чтобы увеличить поверхность и соответственно плотность тока. Я использовал грифели для автоматических карандашей, купил пару пачек. Закрепить их можно воткнув в любые подходящие по диаметру разъёмы «мамки», продаются в магазинах электроники.

Катодом будет Ваше изделие.

Источником питания может служить любой вторичный источник питания с гальванической развязкой от сети — зарядник или блок питания. Желательно с индикатором и регулировкой тока или напряжения.
Для измерений можно воспользоваться любым дешёвыт китайским тестером. Для регулировки тока можно взять проволочный переменный резистор-сопротивление.
В зависимости от Вашего источника питания, можно расчитать необходимый резистор.

Плотность тока придётся подбирать интуитивно, в зависимости от многих факторов. Ну, можно начать с мелких изделий и плотности тока 5-10-20 миллиампер на кв.см.

От чего зависит плотность тока, а соответственно и скорость качественного осаждения серебра:

Содержание серебра в расстворе. Ну это понятно… наличие проверить можно так или иначе кусочком меди или «медной» монеткой, опустив половину в расствор. Через несколько секунд половинка монетки побелеет.

Температура расствора. Не помню, честно, но слегка парил, т.е. где то 60-70 градусов.

Самое главное! Наличие желатина. Достаточно 0,001-0,01%.
Ну, если в 100 мл. очень горячей воды мы растворим 1г. желатина, то получим 1% расствор. На литр закрепителя надо будет добавить неполную чайную ложку.
Как ни смешно, но это важно. Сам на эти грабли наступал :)

Перемешивать надо, и довольно интенсивно.

Если в конце процесса серебрения серебро начнёт темнеть, это не страшно. Это значит что расствор истощился, а тёмный налёт можно стереть. Но востановить сернистое серебро практически невозможно.

В процессе — расствор не должен менять цвет, не должно выделяться ни каких запахов, тем более сероводорода. Если что не так — немедленно прекращайте эксперимент, это опасно.

Про технику безопасности рассказывать не буду, сами должны знать.

Вот и все пожалуй. Удачных опытов.

19 комментариев

avatar
Если что забыл — напомните.
На досуге сам попробую :) Заодно и фотки сделаю.
Вот только фотоматериалы на дачу свёз, вернуть надо, пока проехать можно… если можно ещё.

Публикую пока в личном блоге… да, пока полномочий маловато.
avatar
Спасибо за такую развернутую статью! С фотоматериалом будет еще интереснее и познавательней.

Будем увеличивать полномочия! Плюсы Вам здесь и в карму!
avatar
Премного благодарен.
Надеюсь инфа пригодится.
avatar
Статья хорошая только где брать фиксаж и бумагу неужели всё ещё продается.
avatar
Не знаю, у меня есть старые запасы, значит есть где то ещё.
«Ищущий да обрящет» — начните с интернета, рентгеновских кабинетов, типографий…
avatar
Например — Тема: МНОГО просроченной фотопленки konica, fuji, kodak, а также orwo, тасма и свема
В наберите гугле, например — продаю просроченную фотобумагу или фотоплёнку
avatar
Нашёл фотобумагу и фиксаж осталось найти Тиосульфат натрия — 200,0 г.
Сульфит натрия безводный что это на бытовом языке?
avatar
:( Просто — сульфит натрия безводный. Широко применялся в фотографии.
Посмотри в дубльГИСе химреактивы или конкретно химреактивснаб.
Если что, зайдёшь ко мне, осталось там грамм 100, поделюсь.
Тиосульфат (гипосульфит) точно можешь не покупать — навалом.
Уксус к-та ледяная — тоже есть.
Бумага на даче, не знаю, как сложится…
avatar
Интересная история была с желатином.
По легенде, не получалось чистое белое покрытие.
В конце концов на это дело буквально плюнули… и всё заработало :)
avatar
Спасибо.
avatar
Кстати, вспомнил, чтобы закрепитель не впитывался, желательно фотобумагу предварительно хорошенько размочить в горячей воде.
avatar
Фотопленку и бумагу надо засвечивать или «насыщение» фиксажа надо проводить в темной комнате?
Проявителем обрабатывать?
avatar
Фиксаж смывает то, что НЕ ЗАСВЕЧЕНО. То что засвечено — чернеет под действием проявителя, и остается в фото-слое бумаги.
avatar
Всё обрабатывается на свету. Проявлять не надо.
avatar
Спасибо за разъяснение.
avatar
Спасибо всем за плюсы.
Удалось привезти фотобумагу, так что, на днях попробую кустарно чё-нить сварганить.
К тому же, недавно приобрёл лазерный принтер (до этого были только струйники). Заодно и ЛУТ-гравировку попробую.
avatar
Уважаемый bikalbert, Пять копеек вставлю: Из отработанного фиксажа выделял металлическое серебро засыпанием стальной стружки в канистры. Железо замещало серебро, оно выпадало песком на дно канистр при небурной реакции. По окончании реакции сливалось, промывалось, сушилось, сепарировалось магнитом, отмывалось солянкой, отмывалось водой и сплавлялось под бурой и содой в слитки. Стружка (будучи много раз посеребренной также солянкой доводилась. Вопрос также имею про рентгеновские пленки: знаете ли пошаговую методу к получению серебра?
Последний раз редактировалось
avatar
Железо замещало серебро, оно выпадало песком на дно канистр при небурной реакции.
Слышал, но не пробовал. Должно быть не плохо получалось.
Вопрос также имею про рентгеновские пленки: знаете ли пошаговую методу к получению серебра?
С ренгеновскими не имел дела, но не вижу проблем. Рентгеновские плёнки, скорее всего, совсем не сенсибилизированы и чувствительны только к синему свету, ультрафиолету и более коротковолновым излучениям. Они не имеют ни каких масок и фильтров.
Поэтому просто бросаем в кислый фиксаж и… всё, галогениды расстворятся и она станет прозрачной.
Из отработанного фиксажа регенерируем серебро как обычно, любым доступным способом.

Если Вы имели ввиду отработанные рентгеновские плёнки, т.е с изображением, то там всё очень плохо. Врочем, они ни чем не отличаются от обычных проявленных чёробелых фотоплёнок.
Галогениды серебра там уже вымыты при закреплении изображения. А на само изображение уходит незначительная часть металлизированного серебра.
Но его тоже можно утилизировать по технологии отбеливания цветной фотоплёнки, или по любому другому рецепту отбеливания. Цель — перевести металлическое серебро в соли серебра.
На вскидку вспоминается только красная кровяная соль и что-то там ещё :) стандартные рецепты отбеливателей надеюсь сами найдёте.
После отбеливания плёнку надо промыть и отфиксировать в любом кислом фиксаже.
Из фиксажа уже можно добывать серебро как обычно.

Основная проблема в том, что с каждым годом технологии улучшались и улучшаются, и на получение изображения уходит всё меньше и меньше серебра.
Если изначально изображение получали на цельных полированных серебрянных пластинах, то теперь, для получения изображения, хватает «следов» серебра. Я уж не говорю про цифру, там даже намёка нет на серебро :)))
avatar
спасибо большое за ответ, имелись в виду отработанные — увы мне. Исходя из собственных наблюдений и Ваших комментов — думаю «тупо» озолить в муфельной печи и проплавить с бурой — если что выйдет — поделюсь выводами. Иначе, похоже, химикаты дороже металла станут. Еще раз спасибо! ЗЫ: железо — да очень эффективно (отработка была от промышленного рентгена — так что с 5 л грамм 70 набегало — эх, молодость!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.