Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя.

Кто же первый покорил энергию пара?
Многие думают что история пара началась в Британской империи в викторианскую эпоху. То есть в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.
К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).
Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)… Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя.
Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 2)
Британская империя в 1897 году (выделено красным).

Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил — вращающийся под давлением пара металлический шар. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 3)
Эолипил «шар Эола» — бога ветра.

Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов по суше(прообраз современной железной дороги).
Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.

Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины. Он запатентовал ее в 1769 году, однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.

Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.
Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Флтоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 4)
Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.

Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час.
В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире ДТП с участием «автомобиля».

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 5)
Паровой тягач Куньо.

Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 6)
Паровой автомобиль Тревитика.

В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет. Он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом».

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 7)
Первый в мире паровоз

Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.

Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4. Своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда. 3 июля 1938 года он развил 201 километров в час.

Steampunk Revolution. Или история эволюции парового двигателя. (Фото 8)
Локомотив «Дикая утка»

Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их КПД (коэффициент полезного действия) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они не экономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.

10 комментариев

avatar
Интересно, но где то я это уже читал и видел…
avatar
Ну почему не в «паровые двигатели»? Есть же специальный блог…
В остальном, все хорошо, кроме Герона. Это моя любимая тема, я в свое время накопал про него все что смог.Известно про него мало, но, то что в сфере его интересов были прежде всего математика и механика — известно. И как вы думаете стал бы такой человек делать просто игрушку? Уж скорее -макет, прототип… или как я прочитал однажды что механик Герон не додумался приделать привод к своему эолу, а то бы дааа! Почти уверен что причины проще и прозаичнее — экономические, кому нужны дорогущие по тем временам механизмы, когда рабов навалом…
avatar
Ну почему не в «паровые двигатели»? Есть же специальный блог…
Топикстартеру не позволяет статус в блогах разместить, кроме как в свой блог.
avatar
Топикстартер

Я хоть и догадался по смыслу что имеется в виду… но все равно представляется что то ужасное, механистичное, громыхающее и со стартером вместо головы…
avatar
:))) Это старый термин, по моему ещё со времён FIDO, доинтернетовской сети, идёт.
Да и здесь не раз упоминался, иначе я его не использовал бы :)
avatar
Все как-то кратко, немного сумбурно, слишком неполно. Королева Виктория — бабушка стимпанка, это уже слишком, мне кажется. Я понимаю, тема интересная и очень обширная, богатая историческими фактами и информации в различных источниках много и объединить их в короткую статью сложно, но может попробовать по различным направлениям паровых машин и их развитию отдельные темы делать, чем все сразу пытатся выдать…
Надеюсь на понимание.
avatar
Все как-то кратко, немного сумбурно, слишком неполно
Это же стопроцентная перепечатка со старой статьи, причём не полная.
avatar
Это же стопроцентная перепечатка со старой статьи

Вы уверены? подобных статей было не мало, что и понятно, может вам показалось?
avatar
Давайте посмотрим.
Вот пара статей, довольно обширных, с иллюстрациями.
Здесь и здесь.
Опубликованы где то в 2010 году.
Мжно сравнить любой абзац из этой статьи с теми, совпадение слово в слово. Чего не получится сделать наоборот. Там текста больше.
Обе эти статьи использовали материал из одного источника, но дополнялись. Видимо оригинал ещё старше.

А вот и оригинал, возможно. Опубликовано аж в апреле 2006 года, господином Sypherot.

Поисковики рулят :)
avatar
Да, искать совпадения на странице удобно поисковиком в браузере, обычно это клавиши — Ctrl F
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.