Неожиданный стимпанк

Должен признаться, дамы и господа, что хоть и не являюсь заядлым любителем компьютерных игр, однако одна из них вот уже много лет не оставляет меня равнодушным. Именно в ней нахожу порой отдохновение от трудов и однообразия серых будней. Игра эта именуется «Готика» и со дня выхода своего в свет насчитывает более десятилетия. Но, тем не менее, продолжает жить в сердцах многочисленных почитателей и на их жёстких дисках.

Долина Рудников. Первые шаги...

К прискорбию, после гениальной первой части и более чем достойной второй, третью игру разработчики выпустили сырой, а потом и вовсе забросили своё детище. Однако их творение к тому времени уже стало жить самостоятельной жизнью в любительских модификациях, зачастую не уступающих оригиналу качеством и глубиной проработки.

Мод Тёмная сага. Потрясающий воображение и жестокий к игроку.

Зачем писать об этом здесь, на ресурсе, посвящённом совсем иному предмету, спросите вы? Ведь упомянутая игра повествует о магии, закованных в броню паладинах с двуручными мечами, древних богах и демонах, глубоких шахтах и горных водопадах, кишащих глорхами и мракорисами девственных лесах, где по весне расцветают серафис и вороньи травы, орках и драконах, королях и разбойниках, скрипучих деревянных парусниках и гордых замках, не страшащихся примитивных ещё артиллерийских орудий.

Типичный замок мира Готики. Мод Вторжение

Конечно, указав на это, вы будете совершенно правы. Но всё же не спешите изливать гнев на голову вашего покорного слуги, а лучше наберитесь терпения и прочтите до конца то, что здесь написано.
Вы ждёте ответа, какое отношение мир этой древней во всех смыслах игры имеет к направлению стимпанка? Да, в общем, на первый взгляд, никакого. Но только на первый.
По каким признакам определяем мы принадлежность того или иного предмета к стимпанку? Прежде всего, по наличию громоздких механизмов, изобилующих шестерёнками и шипящих струями пара.
Ну, в механизмах «Готика» недостатка не знала никогда.

Дробилка для руды с орочьим приводом

Однако все эти бесчисленные подъёмные механизмы, самооткрывающиеся двери и опускаемые посредством воротов решётки к атрибутам эпохи пара и воздухоплавания отнести никак невозможно.

Деревянный портовый кран

Но это справедливо, только если речь идёт об оригинале. А ведь выше я уже имел удовольствие упомянуть, что игра живёт модификациями. И вот с ними-то всё не так однозначно.
Конечно, основная масса представленных и в модах устройств к паровым не относятся. Большинство из них приводятся в действие силой воды, ветра, «двигателями» мощностью в одну орочью силу или, изволите ли видеть, магией. Большинство, но не все. Да и, в конце концов, даже с приходом пара и электричества была ли полностью забыта сила воды и ветра?

Водяная мельница в одном из модов

Тем не менее, все эти деревянные шестерни и лебёдки, смертоносные ловушки, подвесные мосты и каменные двери подземных усыпальниц напоминают о временах более от нас отдалённых, нежели те, что столь дороги сердцам большинства здешних завсегдатаев.

Механический подъёмник в моде Диккурик

Но далеко не все механизмы, которые можно встретить на просторах мира «Готики», столь архаичны. Некоторые, так или иначе, оказываются ближе к интересующей нас эпохе. Взгляните, например, на этот цех, где среди копоти и шума машин дни напролёт трудятся заключённые:

Готическая мануфактура

Ну, хорошо. Это действительно больше похоже на мануфактуру, чем на промышленное предприятие.
А что вы скажете об этом телескопе?

Обсерватория.

Корпус телескопа изготовлен из дерева

Модель звёздной системы. Не спрашивайте, как это устроено

Что желает узнать с его помощью владелец обсерватории? Только ли пути движения светил для составления астрологических таблиц или, возможно, намерен он проследить полёт такого вот летательного аппарата?

Дюзы упавшего планетолёта пышут жаром

Вид сбоку. Напоминает большой самовар

Не правда ли, эта штука как будто сошла со страниц старинных романов (и современных стилизаций под них) о полётах на Луну и другие небесные тела. Какое удивительное сочетание наивной веры во всемогущество человеческого разума и прогресса с заблуждениями минувших эпох!
Но даже если столь удивительное зрелище потерпевшего крушения космолёта вас не убедило, то взгляните на это:

Аэростат из мода Юран

На сей раз вы никак не сможете отрицать, что данное средство передвижения — родное детище паровой эры, её предтеча и один из наиболее ярких атрибутов.
Что, я всё ещё вас не убедил? Ну что же. Тогда вот вам самый настоящий паровой котёл:

Паровой котёл

Вы удивитесь, но он вполне действующий, хоть и весьма примитивный. Если озаботиться сбором топлива и превращением содержащейся в устройстве воды в пар, то машина заработает и отворит решётку, открывающую путь к новым приключениям.
А этот насос? Самое настоящее порождение начала индустриальной эпохи. Установлен, между прочим, в угольной шахте для откачивания грунтовых вод:

Насос в старой шахте. Мод Хорана

К слову о шахтах. Порой в них можно встретить самые настоящие рельсы. И, судя по их прочности и протяжённости, двигались по ним отнюдь не одни лишь ручные вагонетки.

Эти рельсы уходят под землю на многие километры

Так что, я вас убедил в присутствии в мире «Готики» одного из признаков стимпанка?
Конечно, он далеко не единственный из необходимых для отнесения того или иного произведения к направлению стимпанка. Но низменных страстей, социального неравенства и сумасшедших учёных в этой игре тем более сколько угодно. Как и, к примеру, отчаянных исследователей неизведанных земель и подземелий.

Такой себе Индиана Джонс из мода Угроза :)

И всё-таки «Готика» — совсем не стимпанк, хотя порой внимательный путешественник может повстречать в её мире некоторые его черты.

27 комментариев

avatar
Обожаю компьютерные игры с элементами стимпанка! Морроувинд, Обливион, Даунгард, вообще в восторге от них! культура двемеров чистейший стимпанк! паровые машины, охранные центурионы, вечные паровые светильники с магическими кристаллами! Непонятные механизмы, движимые невиданной энергией. Вот фентезийную культуру исчезнувшей цивилизации двемеров надо брать за классику стимпанка)) ну и немного от викторианского времени, само собой!
avatar
Ну, «Готика», конечно, элементов стимпанка в оригинале не содержит. Одднако хороша сама по себе. «Обливион» после неё показался мне ужасно скучным.
avatar
Добавьте к списку «Syberia» Бенуа Сокаля. Сейчас он работает над третьей частью. События будут происходить в месте на придумку которого Сокаля «вдохновил» Чернобыль. (может потому что у Сокаля украинские корни)
avatar
avatar
и круче этой игрушки (в плане стима) нет! :)
avatar
играл) но квесты не очень люблю) фпс только признаю
avatar
ФПС — это что?
avatar
фест персонал (S)шутер. игра отпервого лица. типа меч в руке и мочим леприконов, другой рукой нежный пас и сотворяем магическое заклинание типа фаербола)или морозную свежесть от ариэль))
avatar
Спасибо, понятно, для меня это слишком быстрый темп! :))
Мне приятнее квесты — бродишь, неспешно разглядывая механизмы и окружающий пейзаж, а попутно решаешь головоломки.
avatar
Такое мне тоже по нраву) бездумно убивать гадов быстро надоедает) А Сибирь мой любимый квест!
avatar
А как насчёт некоторых авларов? Н-р: «Puppet Show. Тайна Джойвиля», «Азада. Скрытые миры», ну и, в конце-концов серия «Охотники за снарком» (это те в которые играл сам))
avatar
Не играл, не могу судить.
А на моё вИдение стимпанка, оказали влияние вот эти игры (ну и надо ли говорить, что они мне понравились больше других):
* Myst 4: Revelation
* Syberia (причём обе)
* Sublustrum
* ну и парочка — тройка иных, которые прямого отношения к стимпанку не имеют! :)
avatar
серия Элдер Скроллз это как раз смесь экшена с квестом. хочешь механизмы исчезнувшей цивилизации разглядеть? добро пожаловать в руины города двемеров. И барахлом разжиться можно, шестерень насобирать, сразиться с паровым центурионом-испалином замочить и изьять магический кристалл))
avatar
фест персонал (S)шутер
Первый персональный шутер? :)

First-person shooter
avatar
Добавьте к списку
Так я вроде никакого списка игр и не составлял. 8-0
avatar
:)) Это я образно выразился в том смысле, что можно ещё назвать и другие игры, близкие к стилю стимпанк.
avatar
avatar
А про машинариум забыли?)
avatar
Кстати, тут картинки уменьшаются, да ещё и как-то обрезаются автоматически, кажется?
avatar
Автоматически обрезаются до 600 пикселей по ширине (по высоте пропорционально)
avatar
Там в Готике, еще есть саундтрек. Его писал Кай Розенкранц. Исполнил настоящий симфонический оркестр. На мой взгляд, некоторые композиции (Mirtana, например) можно смело отнести к выдающимся образцам классической музыки 21 века.

Полностью согласен с автором топика.
+
avatar
А альбом «Dark Saga», составленный из треков, написанных для модификации «Тёмная сага», не слышали? Тоже на очень достойном уровне.
Если интересно, то вот. Альбом с самого начала был выложен автором в свободный доступ, так что ссылка на закачку совершенно легальная.
avatar
Арканум — чистейший стимпанк!
avatar
Занятно. Продолжая тему вспомнилась такая ига как «Моровинд» где была (погибла) раса двемеров (месный вариант гномов, правда они как то на эльфов больше похожи), так вот она практически полностью стимпанковская, со своими стальными городами, механическими пауками, големами).
avatar
Насколько знаю, в «Скайриме» тема двемеров с их механизмами была продолжена.
avatar
И чо, двемеры живы?
avatar
Да вроде нет. Но там народ ещё по каким-то их подземельям шарился и с роботами махался на паромагической тяге. :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.