Источник: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/221907.html.
Картинки изменились — по требованию админа «убрала копирайты».
К вашим услугам.
Омнибусы выглядят довольно демократичным транспортом, потому что в них все слои населения ездили вместе — в отличие, например, от поездов с вагонами первого, второго и третьего класса. С другой стороны, омнибусы начинали работу в 8 утра, а к этому времени рабочие и мелкие служащие уже должны были находится на рабочих местах, так что на омнибусах путешествовал преимущественно средний класс.
Билеты стоили несколько дороже, чем билеты 3го класса на поезд. Кроме того, водитель и кондуктор сами решали, кого им пускать в салон. Если пассажир, желавший прокатится на омнибусе, был одет слишком непрезентабельно, то водитель запросто мог проехать мимо или же замедлить ход, чтобы бедняге пришлось запрыгивать в омнибус на ходу. Сначала в омнибусах не было билетов — кондуктор просил столько, сколько считал нужным. А когда билеты все же ввели, кондукторы устроили забастовку, которая, разумеется, прошла впустую.
К 1853 году в одном только Лондоне было 3000 омнибусов, которые в день развозили приблизительно миллион пассажиров. Можно только представить, как сильно эта транспортная система способствовала загрязнению улиц, ведь каждый омнибус использовал 10 лошадей в день (лошадей меняли), а каждая лошадь ежедневно потребляла 21 фунт овса и сена. Омнибусы ездили по установленным маршрутом, которые отличались названиями и цветами — например, Paragons, Paddintons, etc. Названия маршрутов были написаны на боку омнибуса.
Водитель носил шляпу с белым верхом, кондуктор — с черным. Кондуктор стоял на ступеньке слева от дверей и держался за ремень, закрепленный вверху омнибуса. В его обязанности входило зазывать — или отсеивать — пассажиров, брать плату за билеты, а в эпоху кринолинов еще и придерживать кринолин, чтобы он не задрался пока его владелица пытается протиснуться в салон.
Места в омнибусе располагались как внутри, так и снаружи. Чтобы добраться до мест на крыше, нужно было вскарабкаться по железной лестнице, придерживаясь за ремень или за поручень. Посередине крыши располагалась скамья, которая разделяла ее надвое. Пассажиры сидели спиной к спине. Позже сидения на крыше стали устанавливать по два, одно возле другого, как в современных автобусах. Для женщин считалось неприличный ездить на крыше омнибуса, ведь чтобы попасть туда, нужно было взобраться по лестнице, потенциально демонстрируя всем свое нижнее белье.
Согласно рассказам современников, внутри было довольно противно, особенно если набьется сразу много народа. Кто-нибудь отдавит вам пальцы, ткнет в бок зонтиком в качестве просьбы открыть дверь, под ухом разорется младенец, а сосед слева непременно окажется карманником. Кроме того, в некоторых омнибусах жили блохи. Мужчины предпочитали путешествовать снаружи, щедро оставляя внутренние сидения женщинам. Но если мужчина все же решил затесаться в женский коллектив, дамы эксплуатировали его нещадно. Обычно мужчине оставляли угловое место, чтобы он мог звонить в звонок, сигналивший об остановке, по просьбе любой пассажирки.
30 января 1836 года в «Таймс» были опубликованы инструкции для пассажиров омнибусов. Выглядели эти правила вот так.
1. Не ставьте ноги на сидения.
2. Не забивайтесь в уголок, чтобы потом открыть окно и пустить северо-западный ветер на шею вашего соседа.
3. Если вы желаете сойти, держите деньги наготове. Если вы не цените свое время, то уважайте хотя бы других пассажиров.
4. Платите так, чтобы кондуктору не пришлось искать вам сдачу — он не банкир.
5. Вытягивайте ноги прямо перед собой, а не так чтобы между ними был угол в 45 градусов, иначе вы займете два пассажирских места.
6. Не плюйте на солому. Вы не в свинарнике а в стране, которая гордится утонченностью манер.
7. Ведите себя вежливо по отношению к дамам и не заставляйте краснеть беззащитную девицу, потому что она не может избежать ваших грубостей.
8. Если вы взяли с собой собаку, то пусть это будет маленькая собачка на поводке.
9. Не приносите в салон крупный багаж — это омнибус а не фургон.
10. Оставьте ссоры для другого времени и места. Быть может, вы и считаете собственный голос музыкой для ушей, но, возможно, ваши попутчики с этим не согласятся.
11. Если вы решили поговорить о политике и религии, не забывайте про умеренность. У каждого есть право на собственное мнение, а так же право на то, чтобы их мнение не попирали.
12. Не задирайте нос и не задавайтесь. Помните, что за 6 пенсов вы проедете то же расстояние, за которое в карете вам пришлось бы заплатить несколько шиллингов. Так что если вы чувствуете себя выше этой плебейской обстановки, ваш кошелек тоже должен быть готов к расходам, достойным аристократа.
45 комментариев
Инструкции пассажирам напоминают правила пользования маршрутной Газелькой, с шофёром-таджиком за баранкой :) Понравилась статья.
Хорошая подборка. Спасибо. Давно итересуюсь этой темой, так как рисую иногда виды Лондона. Никак не мог узнать — какого они цвета были. Модели в музеях чаще всего зелёные, а совремннные реконструкции видел в основном красные. А они вот, оказывается были разных цветов.
Видел очень много фотографий омнибусов с женщинами на верху, но это уже были фото начала 20 века, видно нравы стали свободнее. И на последней картинке омнибус континентальный, скрее всего Парижский. Лесенка с другой стороны.
Хотя с водителей станется и на крышу посадить кого-нибудь, лишь бы заплатили)
Мне вот интересно, у кого почём проезд на газельках. У нас в городе 12 рублей.
Катаюс на метро с проездным, но вроде 26 рублей поездка.
А с трамваями и автобусами там какая-то хитрая система вроде. Если в кассе на остановке билет брать, то 25, а если у водителя, то дороже. Но т.к. мне никуда на автобусах и трамваях не надо, точнее не скажу.
Небольшой урок поиска оригинала текста.
Берету любую фразу из текста (4-5 слов), выделяете кавычками и кидаете у гугл. Гугл выдает список из 5 ссылок.
Путем нехитрых тырканий находим первоисточник. Берем нормальные картинки без дурацких наклеек копипаста, даем ссылку на автора, приглашаем автора на стимпанкер, с чистой совестью и без камня на душе (у меня лично всегда камень, если не нашел оригинал) продолжаем писать статьи на стимпанкере.
45 комментариев
А правила действительно очень подходят для наших газелек. Все без исключения)
Видел очень много фотографий омнибусов с женщинами на верху, но это уже были фото начала 20 века, видно нравы стали свободнее. И на последней картинке омнибус континентальный, скрее всего Парижский. Лесенка с другой стороны.
Мне вот интересно, у кого почём проезд на газельках. У нас в городе 12 рублей.
А с трамваями и автобусами там какая-то хитрая система вроде. Если в кассе на остановке билет брать, то 25, а если у водителя, то дороже. Но т.к. мне никуда на автобусах и трамваях не надо, точнее не скажу.
Берету любую фразу из текста (4-5 слов), выделяете кавычками и кидаете у гугл.
Путем нехитрых тырканий находим
Раз уж мы его нашли. =)
Воистину!)) *забавы ради читает наклеенный на стекло автобуса листок о правилах проезда в общественном транспорте*