Викторианская маршрутка

Источник: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/221907.html.
Картинки изменились — по требованию админа «убрала копирайты».
К вашим услугам.
Омнибусы выглядят довольно демократичным транспортом, потому что в них все слои населения ездили вместе — в отличие, например, от поездов с вагонами первого, второго и третьего класса. С другой стороны, омнибусы начинали работу в 8 утра, а к этому времени рабочие и мелкие служащие уже должны были находится на рабочих местах, так что на омнибусах путешествовал преимущественно средний класс.

омнибус
Билеты стоили несколько дороже, чем билеты 3го класса на поезд. Кроме того, водитель и кондуктор сами решали, кого им пускать в салон. Если пассажир, желавший прокатится на омнибусе, был одет слишком непрезентабельно, то водитель запросто мог проехать мимо или же замедлить ход, чтобы бедняге пришлось запрыгивать в омнибус на ходу. Сначала в омнибусах не было билетов — кондуктор просил столько, сколько считал нужным. А когда билеты все же ввели, кондукторы устроили забастовку, которая, разумеется, прошла впустую.

омнибус

К 1853 году в одном только Лондоне было 3000 омнибусов, которые в день развозили приблизительно миллион пассажиров. Можно только представить, как сильно эта транспортная система способствовала загрязнению улиц, ведь каждый омнибус использовал 10 лошадей в день (лошадей меняли), а каждая лошадь ежедневно потребляла 21 фунт овса и сена. Омнибусы ездили по установленным маршрутом, которые отличались названиями и цветами — например, Paragons, Paddintons, etc. Названия маршрутов были написаны на боку омнибуса.

омнибус

Водитель носил шляпу с белым верхом, кондуктор — с черным. Кондуктор стоял на ступеньке слева от дверей и держался за ремень, закрепленный вверху омнибуса. В его обязанности входило зазывать — или отсеивать — пассажиров, брать плату за билеты, а в эпоху кринолинов еще и придерживать кринолин, чтобы он не задрался пока его владелица пытается протиснуться в салон.

омнибус

Места в омнибусе располагались как внутри, так и снаружи. Чтобы добраться до мест на крыше, нужно было вскарабкаться по железной лестнице, придерживаясь за ремень или за поручень. Посередине крыши располагалась скамья, которая разделяла ее надвое. Пассажиры сидели спиной к спине. Позже сидения на крыше стали устанавливать по два, одно возле другого, как в современных автобусах. Для женщин считалось неприличный ездить на крыше омнибуса, ведь чтобы попасть туда, нужно было взобраться по лестнице, потенциально демонстрируя всем свое нижнее белье.

омнибус

Согласно рассказам современников, внутри было довольно противно, особенно если набьется сразу много народа. Кто-нибудь отдавит вам пальцы, ткнет в бок зонтиком в качестве просьбы открыть дверь, под ухом разорется младенец, а сосед слева непременно окажется карманником. Кроме того, в некоторых омнибусах жили блохи. Мужчины предпочитали путешествовать снаружи, щедро оставляя внутренние сидения женщинам. Но если мужчина все же решил затесаться в женский коллектив, дамы эксплуатировали его нещадно. Обычно мужчине оставляли угловое место, чтобы он мог звонить в звонок, сигналивший об остановке, по просьбе любой пассажирки.

омнибус

30 января 1836 года в «Таймс» были опубликованы инструкции для пассажиров омнибусов. Выглядели эти правила вот так.

1. Не ставьте ноги на сидения.
2. Не забивайтесь в уголок, чтобы потом открыть окно и пустить северо-западный ветер на шею вашего соседа.
3. Если вы желаете сойти, держите деньги наготове. Если вы не цените свое время, то уважайте хотя бы других пассажиров.
4. Платите так, чтобы кондуктору не пришлось искать вам сдачу — он не банкир.
5. Вытягивайте ноги прямо перед собой, а не так чтобы между ними был угол в 45 градусов, иначе вы займете два пассажирских места.
6. Не плюйте на солому. Вы не в свинарнике а в стране, которая гордится утонченностью манер.
7. Ведите себя вежливо по отношению к дамам и не заставляйте краснеть беззащитную девицу, потому что она не может избежать ваших грубостей.
8. Если вы взяли с собой собаку, то пусть это будет маленькая собачка на поводке.
9. Не приносите в салон крупный багаж — это омнибус а не фургон.
10. Оставьте ссоры для другого времени и места. Быть может, вы и считаете собственный голос музыкой для ушей, но, возможно, ваши попутчики с этим не согласятся.
11. Если вы решили поговорить о политике и религии, не забывайте про умеренность. У каждого есть право на собственное мнение, а так же право на то, чтобы их мнение не попирали.
12. Не задирайте нос и не задавайтесь. Помните, что за 6 пенсов вы проедете то же расстояние, за которое в карете вам пришлось бы заплатить несколько шиллингов. Так что если вы чувствуете себя выше этой плебейской обстановки, ваш кошелек тоже должен быть готов к расходам, достойным аристократа.

омнибус

45 комментариев

avatar
Инструкции пассажирам напоминают правила пользования маршрутной Газелькой, с шофёром-таджиком за баранкой :) Понравилась статья.
avatar
История циклична)
А правила действительно очень подходят для наших газелек. Все без исключения)
avatar
не плевать на соломку? ;-)
avatar
А что, ежели соломку нынче не стелят, так и плевать можно стало?)
avatar
Вспомнил анегдот. Объяаление в итальянском автобусе: «Не разговаривайте с водителем — у него заняты руки».
avatar
Очень познавательно и интересно, спасибо)
avatar
«Копипасту» спасибо)
avatar
Но доставили же вы)
avatar
Хорошая подборка. Спасибо. Давно итересуюсь этой темой, так как рисую иногда виды Лондона. Никак не мог узнать — какого они цвета были. Модели в музеях чаще всего зелёные, а совремннные реконструкции видел в основном красные. А они вот, оказывается были разных цветов.
Видел очень много фотографий омнибусов с женщинами на верху, но это уже были фото начала 20 века, видно нравы стали свободнее. И на последней картинке омнибус континентальный, скрее всего Парижский. Лесенка с другой стороны.
avatar
Ну у последней и автор — кто-то из французских импрессионистов, так что логично)
avatar
Ничего не меняется. :) Радует только, что сейчас на крышах современных «омнибусов» не приходится ездить.
avatar
Хотя с водителей станется и на крышу посадить кого-нибудь, лишь бы заплатили)
Мне вот интересно, у кого почём проезд на газельках. У нас в городе 12 рублей.
avatar
У нас, ежели пересчитать на рубли, получится… тааак, семь пишем — восемь на ум пошло… около двадцати рублей…
avatar
На самом деле, я не знаю сколько стоит это удовольствие. Езжу на машине. В отрыве от народа. Стыдно должно быть наверное ;)
avatar
Ну вот, уже и в стимпанке появилась своя элита.
avatar
Стыд то какой %)
avatar
Выход давно известен. Надо, всё взять и поделить поровну.
avatar
Клим Чугункин (с)
avatar
Тогда я в распределении не участвую — мне чужого не надо))
avatar
Как то ты не по советски рассуждаешь, не по социалистически. Буржуазные взгляды.
avatar
Вы меня только комиссарам не сдавайте, Ваше Благородие)
avatar
Я не сдам. Боюсь, как бы они тебя сами не нашли. Они повсюду.
avatar
Я прятаться умею)
avatar
Не прячься, сразу бей на поражение.
avatar
Лучше самой в комиссары податься.Выдадут кожанку с гоглами и маузер — очень стимпанковский вид будет.
avatar
Застрелю собственноручно!
avatar
Драматично, но я не стану тебя провоцировать)
avatar
Вот и прокатились на маршрутке… Конечная.
avatar
В Москве от 25 рублей.
avatar
А на трамвай или городской автобус, сколько билет в Москве стоит?
avatar
Катаюс на метро с проездным, но вроде 26 рублей поездка.
А с трамваями и автобусами там какая-то хитрая система вроде. Если в кассе на остановке билет брать, то 25, а если у водителя, то дороже. Но т.к. мне никуда на автобусах и трамваях не надо, точнее не скажу.
avatar
У нас от 20 и выше…
avatar
В моей стране, маршрутки я ещё не разу не видал, видимо отсутсвуют как класс. Отстаём.
avatar
Да вам несказанно повезло)
avatar
Как сказать… а экстрим, а острые ощущения, а дух авантюризма и утреннего перегара в тесно набитом салоне. Романтика!
avatar
Уроки человеколюбия)
avatar
Российская действительность.
avatar
спасибо, очень интересно!
  • akos
  • 0
avatar
Небольшой урок поиска оригинала текста.
Берету любую фразу из текста (4-5 слов), выделяете кавычками и кидаете у гугл.
Гугл выдает список из 5 ссылок.

Путем нехитрых тырканий находим первоисточник. Берем нормальные картинки без дурацких наклеек копипаста, даем ссылку на автора, приглашаем автора на стимпанкер, с чистой совестью и без камня на душе (у меня лично всегда камень, если не нашел оригинал) продолжаем писать статьи на стимпанкере.
avatar
Просьба не воспринимать в штыки, просто недолюбливаю я все эти вороватые сайты, которые свои нашлепки лепят на чужие картинки.
avatar
В штыки? Я? Помилуйте.
avatar
Я на всякий случай, чтоб прям наверняка никто не обиделся %)
avatar
Ну м.б. тогда укажите в статье ссылку на оригинал?
Раз уж мы его нашли. =)
avatar
Спасибо, познавательно, а правила пользования и сейчас актуальны))!
avatar
правила пользования и сейчас актуальны)

Воистину!)) *забавы ради читает наклеенный на стекло автобуса листок о правилах проезда в общественном транспорте*
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.