Костотряс, Паук и прочие

Индивидуальные средства передвижения, называемые велосипедами, имеют достаточно короткую, и недолгую, по историческим меркам, эволюционную цепь.

Костотряс, Паук и прочие

Пропуская самокаты, остановимся недолго на «костотрясах» (Bone shaker), имевших педальный привод на передние колёса, рулевую вилку, и подпружиненное торсионом седло, всё то, что роднит их с сегодняшними велосипедами. Просуществовав около 10 лет, и не претерпев серьёзных модернизаций, тихоходные костотрясы были вытеснены более скоростными и продвинутыми собратьями.
Костотряс, Паук и прочие (Фото 2)

Период с 1870 по 1885 года, стал эпохой развития большеколёсных велосипедов — «пауков» (High wheeler). Высокие велосипеды с разновеликими колесами, сменившие непрактичные и некомфортные «костотрясы». Конструктивно это выглядело так: к оси переднего огромного колеса, были прикреплены педали и руль, таким образом, велосипедист гордо восседал на вершине переднего колеса, неторопливо и размеренно давя на педали.

Костотряс, Паук и прочие (Фото 3)

Подобные «байки» выпускали практически по всей Европе, во Франции, в Германнии и Англии. Кстати сказать, в последней, они получили название «Пенни-фартинг» (англ. «Penny-farting»).
Фартинг — английская и ирландская разменная монета, равная четверти пенни. Меткое название велосипеда, подчёркивает диссонанс размерности его переднего и заднего колёс. Пенни был намного больше фартинга.

Костотряс, Паук и прочие (Фото 4)

Большая высота посадки и опасно расположенный центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали езду на «пауке» крайне рискованной. При малейшем толчке велосипед опрокидывался, и седок совершал кульбит через руль.

Поверженный веСелопедист:)и его строптивый байк.

Костотряс, Паук и прочие (Фото 5)

Стремление конструкторов, увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот ведущего колеса, приводило к увеличению диаметра дереднего колеса и, соответственно, к уменьшению диаметра заднего. Притом, увеличивалась скорость, набираемая велосипедом, по сравнению с его предшественниками. В дальнейшем, после ряда доработок и усовершенствований, скорость велосипеда была доведена до убедительных тридцати километров в час! Вообще, прогресс «пенни-фартингов», в основном, шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов, и не затрагивал конструкционных основ девайса.
В 1885 году на смену «high wheeler», пришёл «безопасный велосипед» с цепным приводом, а в 1893 большеколёсные велосипеды были сняты с производства. Так, в общих чертах, популярное транспортное средство, приобрёл свой современный вид.

Что касается Пенни-фартингов, то энтузиасты, содержащие этих «педальных коней» в своих городских и загородных конюшнях, встречаются до сих пор. Чудаки, изредка, под настроение, седлающие своих строптивых «пауков», на радось зевакам :)



Впрочем, в некоторых местах, популярность древнего двухколёсника настолько высока, что собирает его любителей на масштабные и зрелищные соревнования



Отдельные фанаты, создают по их образу и подобию совершенно невероятные байки… этакий велосипедный БИГФУТ!
Скажу честно, своим появлением, заметка обязана именно этому ролику :), который, в свою очередь, где то перекликается с этим топом.



История совершает ещё один виток… технологический.

27 комментариев

avatar
БигФут шикарен
avatar
Бигфут очень внушительный)) Думаю, происходи дело на оживлённой улице — автомобилисты почтительно уступали бы дорогу при виде этого чуда.
С огромным трудом представляю, как ездить на пенни-фартингах. На видео всё очень просто, но по-моему, с него проще простого свалиться)
avatar
Мужик крепкий. Такое колесо весит килограммов 150, его крутить педалями, даже принимая во внимание редуктор, совсем непросто. Наш человек ;)
avatar
Ну тогда тем более почёт ему и уважение)
avatar
Жертва собственной изобретательности. Там в конце видно как он запыхался)
Уважаю его, одним словом.
avatar
определенно)) Силен товарищ)
Очень интересный пост — спасибо!
avatar
Хорошая статья а Бигфут просто блеск, но ему явно требуется электропривод:)))
+
avatar
Спасибо, но если добавить электропривод, исчезнет что то важное, как мне кажется, то, благодаря чему, этот байк оказался на страницах Стимпанкера ;)
avatar
БигФут великолепен!
avatar
Мечта просто- прокатиться по московским улицам на пауке и в костюме…
avatar
C точки зрения эргономики, крайне неудачное располождение педалей/сиденья :)
avatar
Собственно, по этому велосипед и стал со временем таким, каким мы его видим сейчас. Эволюция. Естественный отбор:)
avatar
Тут уже важна не эргономика а экстерьер. Согласитесь что ЭТО выглядит на порядок изящнее чем то, на чем мы ездим в наши дни))
avatar
Полностью согласен. Эстетика-краеугольный камень стимпанка. Базис!
avatar
avatar
Круть техногенная))
avatar
Честно говоря, я в свое время специально интересовался всякими бредовыми велосипедами, их гораздо больше чем может показаться…
, к сожалению у меня ссылок не осталось…
avatar
Эти монстры регулярно всплывают на ю-тюбе, либо катаются на потеху зрителям по паркам. Нечто похожее я видела на ВДНХ.
Но раз что-то появляется- значит это кому то нужно. Хотя бы для того чтобы эпатировать публику…
avatar
Я тоже все мечтаю построить какую нибудь велоглюковину…
avatar
Я тоже, но руки не под то заточены))
avatar

Вот она, рискованная езда на «пауке» =)
  • Ann
  • +1
avatar
Классная фотка:) Спасибо за удачное дополнение материала. Вставлю в текст с вашего разрешения.
avatar
Конечно, вставляйте! Буду только рада.
Кстати, там-откуда-фото-взято есть масса не менее чудесных картинок, хоть они уже и не по теме…
avatar
Спасибо. Сделал апдейт текста и закладку на ресурс.
avatar
Замечательная фотография, хоть, похоже, постановочная…
… жалко срок срок прошел + не поставить…
avatar
Да, фото и правда скорее всего постановочное, хотя своей прелести оно от этого не теряет =) Жаль, автор не я =))
avatar
очень интересная статья! сам любитель велосипедов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.