Тихоходная смерть
Как всякий советский и постсоветский школьник, зачитывающийся приключенческими романами, долго бредил морскими путешествиями. Правда, в отличии от менее мечтательных товарищей, поступивших в мореходку, фантазии носили беспредметный и оторванный от реальности характер, больше основанный на живоописаниях приключений, чем на стремление в море. Собственно, именно поэтому я был всего на одном море — Белом, и, конечно, в нём не купался.
Тем не менее именно подобные фантазии во многом определили спектр интересных для меня тем. В который попали парусные суда и корабли и, конечно, пароходы.
И сегодня мы поведём речь о уникальном типе морских броненосцев — тихоходных мониторах.
Собственно название всей серии бронированных пароходов дал первый корабль подобного типа — судно военно-морских сил Соединённых Штатов Америки, Monitor, фотография точной модели которого представлена ниже.
Монитор был спущен на воду в 1861 году, во время гражданской войны в США. При водоизмещении в тысячу тон, он обладал длиной в 52 метра, шириной в 12,65 метра и осадкой в 3,20 метра. Столь мелкая осадка позволяла ему ходить вдоль всего побережья, игнорируя многие непроходимые для парусников мели. В качестве двигателя использовался низкопрофильный паровой двигатель «Vibrating lever». К сожалению, я не нашёл адекватного перевода для этого термина. Видео, иллюстрирующее работу этого двигателя, можно увидеть ниже:
Для приведения судна в движение, использовались винты типа screw propeller:
Максимальная скорость составляла восемь узлов, или 15 км/ч в переводе на сухопутные единицы. В экипаж входило 59 человек, вооружён он был двумя дульнозарядными пушками Далгрена калибром 11 дюймов (280 мм), находящихся в бронированной башне, и бронирован железными пластинами, толщина которых на башне была дюйм, а на палубе — 5/8 дюйма, то есть 25 и 16 мм соответственно. В движение башня приводилась паровым двигателем, отдельным от основного. Первоначально орудийные порты планировалось закрывать специально разработанными жалюзи, на то время, пока пушки перезаряжаются, но орудийная команда быстро научилась отворачивать башню в сторону, тем самым снизив риск неоткрытия повреждённых вражеским огнём штор.
Полноценный чертёж «Монитора» можно увидеть здесь — картинка большая, поэтому в пост её вставлять не стал. Тут же, откуда вытащил этот чертёж, можно увидеть много других мониторов. Для владеющих английским, там лежит много дополнительной полезной информации, которую я не стал включать в свою обзорную статью.
Используемый в основном в качестве судна береговой охраны, «Монитор» стал наиболее известен после боевого столкновения с другим броненосцем. Судном военно-морских сил Конфедерации Соединённых Штатов «Вирджиния».
Описание самого сражения можно прочитать в википедии, но броненосец я опишу здесь. В отличии от «Монитора» «Вирджиния» была больше и тяжелее. 84 метра в длину, 15,5 метров в ширину, с осадкой в 6,4 метра и водоизмещением в 4000 тонн, она превосходила противника и по количеству команды (320 человек) и по количеству вооружения (две 7мидюймовые и две 6,4дюймовые дульнозарядные пушки Брука, шесть 9тидюймовых гладкоствольных пушек Далгрена и две двенадцатифунтовых гаубицы) и по толщине брони — бортовая от 1 до 3 дюймов, палубная в один дюйм, и четыре дюйма для орудийных казематов.
Именно поэтому, несмотря на значительно более мощный двигатель (1200 лошадей против 350), Вирджиния проигрывала Монитору в скорости, выдавая максимум в шесть узлов. Это, вкупе с более мелкой осадкой и низким силуэтом, позволило Монитору вести бой на равных с Вирджинией, технически окончившийся ничьей. И именно после этого сражения начался бум строительства мониторов.
Общие отличия этого нового класса судов сводились к отсутствию большой скорости — скорость клиперов и даже менее быстрых парусных судов пароходы ещё долго не могли превзойти, и, значит, не было смысла за ними гоняться. Бронирование так же не было значительным, поскольку защита обеспечивалась сокрытием значительной части корпуса под водой и низким силуэтом. Основным было использование диспропорционально большого для водоизмещения калибра орудий и малая осадка. Фактически это была автономная бронированная орудийная платформа, морской форт. Новая концепция оказалась столь удачной, что практически без изменений просуществовала до войны во Вьетнаме, то есть более ста лет, пройдя сражения первой и второй мировой войн.
PS: Кстати, последние 24 монитора военно-морского флота были захвачены вьетнамцами 30 апреля 1975 года. Остался только один, тренировочный C-18, который никогда не покидал территориальных вод США.
Тем не менее именно подобные фантазии во многом определили спектр интересных для меня тем. В который попали парусные суда и корабли и, конечно, пароходы.
И сегодня мы поведём речь о уникальном типе морских броненосцев — тихоходных мониторах.
Собственно название всей серии бронированных пароходов дал первый корабль подобного типа — судно военно-морских сил Соединённых Штатов Америки, Monitor, фотография точной модели которого представлена ниже.
Монитор был спущен на воду в 1861 году, во время гражданской войны в США. При водоизмещении в тысячу тон, он обладал длиной в 52 метра, шириной в 12,65 метра и осадкой в 3,20 метра. Столь мелкая осадка позволяла ему ходить вдоль всего побережья, игнорируя многие непроходимые для парусников мели. В качестве двигателя использовался низкопрофильный паровой двигатель «Vibrating lever». К сожалению, я не нашёл адекватного перевода для этого термина. Видео, иллюстрирующее работу этого двигателя, можно увидеть ниже:
Для приведения судна в движение, использовались винты типа screw propeller:
Максимальная скорость составляла восемь узлов, или 15 км/ч в переводе на сухопутные единицы. В экипаж входило 59 человек, вооружён он был двумя дульнозарядными пушками Далгрена калибром 11 дюймов (280 мм), находящихся в бронированной башне, и бронирован железными пластинами, толщина которых на башне была дюйм, а на палубе — 5/8 дюйма, то есть 25 и 16 мм соответственно. В движение башня приводилась паровым двигателем, отдельным от основного. Первоначально орудийные порты планировалось закрывать специально разработанными жалюзи, на то время, пока пушки перезаряжаются, но орудийная команда быстро научилась отворачивать башню в сторону, тем самым снизив риск неоткрытия повреждённых вражеским огнём штор.
Полноценный чертёж «Монитора» можно увидеть здесь — картинка большая, поэтому в пост её вставлять не стал. Тут же, откуда вытащил этот чертёж, можно увидеть много других мониторов. Для владеющих английским, там лежит много дополнительной полезной информации, которую я не стал включать в свою обзорную статью.
Используемый в основном в качестве судна береговой охраны, «Монитор» стал наиболее известен после боевого столкновения с другим броненосцем. Судном военно-морских сил Конфедерации Соединённых Штатов «Вирджиния».
Описание самого сражения можно прочитать в википедии, но броненосец я опишу здесь. В отличии от «Монитора» «Вирджиния» была больше и тяжелее. 84 метра в длину, 15,5 метров в ширину, с осадкой в 6,4 метра и водоизмещением в 4000 тонн, она превосходила противника и по количеству команды (320 человек) и по количеству вооружения (две 7мидюймовые и две 6,4дюймовые дульнозарядные пушки Брука, шесть 9тидюймовых гладкоствольных пушек Далгрена и две двенадцатифунтовых гаубицы) и по толщине брони — бортовая от 1 до 3 дюймов, палубная в один дюйм, и четыре дюйма для орудийных казематов.
Именно поэтому, несмотря на значительно более мощный двигатель (1200 лошадей против 350), Вирджиния проигрывала Монитору в скорости, выдавая максимум в шесть узлов. Это, вкупе с более мелкой осадкой и низким силуэтом, позволило Монитору вести бой на равных с Вирджинией, технически окончившийся ничьей. И именно после этого сражения начался бум строительства мониторов.
Общие отличия этого нового класса судов сводились к отсутствию большой скорости — скорость клиперов и даже менее быстрых парусных судов пароходы ещё долго не могли превзойти, и, значит, не было смысла за ними гоняться. Бронирование так же не было значительным, поскольку защита обеспечивалась сокрытием значительной части корпуса под водой и низким силуэтом. Основным было использование диспропорционально большого для водоизмещения калибра орудий и малая осадка. Фактически это была автономная бронированная орудийная платформа, морской форт. Новая концепция оказалась столь удачной, что практически без изменений просуществовала до войны во Вьетнаме, то есть более ста лет, пройдя сражения первой и второй мировой войн.
PS: Кстати, последние 24 монитора военно-морского флота были захвачены вьетнамцами 30 апреля 1975 года. Остался только один, тренировочный C-18, который никогда не покидал территориальных вод США.
25 комментариев
Так я решил, пока не прочёл текст ))
Итак, монитор — это паровое военное судно. А почему оно именно «монитор»? слово-то какое, оказывается, широкое.
Кстати, очень интересная, цельная статья, приятно было почитать (даже мне, полному пофигисту по отношению военных судов).
Наставить всякого Вирджинии у него вполне получилось ;))
Я одного не понял, почему если в Белом море, то конечно не купался, лично я купался! хотя и в гидрокостюме с аквалангом…
но по моему убеждению данное название один из первых броненосцев получил от внешнего сходства с плавающей ящерицей-монитором (едва видимая из воды спина и поднятая над водой голова…
здесь есть более четкое изображение модели Монитора www.shipmodels.ru/model/rus/144/
© ВикипедияНаблюдатель, всё же, несколько не тот перевод. В общем-то такого переводного значения нигде не встречал.
Можно перевести как «контроллер» — тогда оба варианта, и мой, и ваш, будут удовлетворены ;))
Может быть однажды, если никто до меня не напишет, соображу такую статью. Материала есть. Правда. всё больше на бусурманском.
«В начале 1863 г. возникла опасность войны между англо-французской коалицией и Россией.Отсутствие на Балтийском море современного флота заставило русское правительство принять срочные меры для защиты Финского залива и морских подступов к столице, так как деревянные винтовые канонерские лодки, спешно построенные во время Крымской войны, не могли обеспечить береговую оборону, а заказанные броненосные батареи ещё находились в постройке.
Капитан 1 ранга С.С.Лесовский и капитан корпуса корабельных инженеров Н.А. Арцеулов, посланные в 1862 г. в С.-А.С.Ш. для изучения постройки броненосных судов, обратили внимание Морского министерства на броненосные лодки системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный „Монитор“. В связи с этим министерство разработало „Мониторную кораблестроительную программу“ 1863 г., предусматривавшую строительство 11 мониторов(10 однобашенных и один двухбашенный)...»