Дирижабли. часть 2.

Немного про управляемость дирижаблей.

Дирижабли «Парсеваль II» и «Чайка».
Дирижабли. часть 2.Дирижабли. часть 2. (Фото 2)

Что такое управление дирижаблем? Это возможность изменять его скорость, высоту, курс, дифферент и наклоны.

Изменение высоты полета достигалось сбрасыванием баласта, стравливанием части аэростатического газа, или дополнительным заполнением газом из балонов, а так же путем изменения обема камер с аэростатическим газом. В некоторых небольших пределах высоту пожно было менять аэродинамическим способом, то есть меняя угол атаки корпуса дирижабля по отношению к набегабщему потоку воздуха можно было или несколько подняться или опустится.

Дирижабль №5 Сантос-Дюмона — 1901
Дирижабли. часть 2. (Фото 3)

Управление по тангажу, то есть продольное, осуществлялось как с помощью аэродинамических рулей, так и спомощью перекачки газа из расположенны вдоль корпуса отсеков оболочки, или, как это было сделано в цеппелинах, перемещением специального свинцового груза вдоль дирижабля.

LZ-1 первый в мире жесткий дирижабль.
Дирижабли. часть 2. (Фото 4)Дирижабли. часть 2. (Фото 5)
Каркас был сделан из алюминия, позднее использовали более прочные сплавы. Вес каркаса 4.5 тонны, 100 кг свинца перемещалось для тангажного управления. Объем аэростатического газа 11.3 тысячи кубометров.

Управление по курсу, осуществлялось с помощью аэродинамических рулей или с помощью разнотяги двигателей если их было несколько. Надо заметить, что эффективность аэродинамических рулей на небольших скоростях до 30 км/час, невысока, что создает дополнительные трудности в управлении при причаливании или старте дирижабля.

Устойчивость к боковым наклоном достигалось разведением по вертикале центра тяжести дирижабля и центра аэростатической подъемной силы. Таким образом они действовали на вертикальную ориентацию аппарата, стаблизируя ее.

Дирижабль на военной службе — конвой каравана.
Дирижабли. часть 2. (Фото 6)

Дирижабли при всей своей привлекательности были довольно опасным видом транспорта, очень многие дирижабли потерпели крушения. Причин тут несколько. Это и плохая инжинерная подготовка конструкторов, это и неразвитые технологии и плохое качество материалов. Так как дирижабли довольно дорогое устройство и мало кто мог позволить себе строительство экспериментальных образцов и многочисленные испытания, то как правило, постоенные дирижабли быстро сдавались в экстплуатацию.

Американский мягкий дирижабль «Morell»
Дирижабли. часть 2. (Фото 7)
Яркий пример — 150 метровая оболочка без перегородок защищающих от перетекания газа, надо ли говорить что далеко он неулетел и был всего один полет? :)

Первый английский дирижабль «Nulli Secundus»
Дирижабли. часть 2. (Фото 8)
Дирижабль не смог противостаять ветру и сломался в первом же полете, после починки и пары полетов был уничтожен ветром окончательно.

В то же время присутствовала нездоровая конкуренция, когда стремились постоить быстрее и дешевле конкурентов, за что и поплатились. Так в 30 годах были построены несколько крупных дирижаблей в германии фирмой «Цеппелин», два гиганских R-100 и R101 в Великобритании, еще крупнее «Шекон» и «Акрон» в америке.

Английские R-100 и R-101.
Дирижабли. часть 2. (Фото 9)Дирижабли. часть 2. (Фото 10)

Американский дирижабль-авианосец ZRS-4 «Akron»
Дирижабли. часть 2. (Фото 11)

Те причины о которых я писал выше, привели в скорым катастрофам четырех самых крупных дирижабля: «Акрон», R-101, «Мекон» и наиболее знаменитый LZ-129 «Гиденбург». Тем самым надолго подорвав веру в это транспортное средство.
Остатки английского R-101
Дирижабли. часть 2. (Фото 12)

Дирижабль Мекон.
Дирижабли. часть 2. (Фото 13)

Фото Гиденбурга уже было, так что пропущу. :)

Тем не мение, использование дирижаблей не прекращалось до сего дня. Так например во время второй мировой войны, Сша очень активно их использовали, их было несколько сотен и они отлично справлялись с охраной морских границ, конвоированием караванов судов и защитой их от подлодок, с чем они справлялись лучше самолетов.
В послевоенное время дирижабли продолжали свою службу, технология позволила создавать надежные и почти безопасные дирижабли. Пик послевоенного строительства пришелся на 57 год, когда в америке несли службу более 40 дирижаблей большого размера, использовавшиеся как в военных, так и научно-исследовательских целях.
Так на вооружения поступили несколько дирижаблей раннего радарного обнаружения, имевшие на борту парабалические антены более чем 12-и метрового диаметра и всю необходимую апаратуру, а в те времена это была действительно тяжелая техника.

Но прогресс в авиастроении, появление крупных самолетов и прогресс в радиоэлектронике, сильно уменьшивший размеры апаратуры, вскоре позволил взять на себя самолетам и вертолетам все функции дирижаблей, к тому же самолеты были дешевле и проще в обслуживании. Поэтому последний полет военно-морского дирижабля США состоялся в 62 году, после чего дирижабли разобрали и законсервировали, а в 77 вообще закрыли это отделение служебной авиации.
Тем не мение многие фирмы производят дирижабли для развлекательных и рекламных целей, так же существовали и существуют проекты грузовых и грузо-пасажирских современных дирижаблей.

Дирижабли. часть 2. (Фото 14)

Некоторые из них довольно впечатляющие, чего только стоит вот такой проект советского атомного дирижабля. :)

Атомный дирижабль.

Ну и напоследок несколько интересных рисунков.

Дирижабли. часть 2. (Фото 15)Дирижабли. часть 2. (Фото 16)

Дирижабли. часть 2. (Фото 17)
И вот такая современная концепция.
Дирижабли. часть 2. (Фото 18)

В принципе на эту тему можно говорить очень долго, но в сети много специальных сайтов посвещенных воздухоплаванию, а так же есть книги, как по конструкциям, так и по истории дирижаблей, так что на этом я остановлюсь.
Спасибо за внимание! :)

21 комментарий

avatar
Фото R-100 напомнило о Гинденбурге) А вообще, спасибо за статьи.
  • Mixiw
  • 0
avatar
В предпоследней одна из типичных ошибок Фанарта списаных с подводных лодок. дело в том что сверху массивная конструкция силой тяжести должна была переместиться вниз. если же внизу большой противовес, то это сильно губит КПД.
avatar
Дык фантастика художественная, может автор и слов то таких не знает — КПД, противовес, баланс сил… :)
avatar
а с чего вы взяли, что на предпоследней дирижабль? И даже если эта фиговина — дирижабль, кто сказал, что он живет в мире по привычным для нас законам?)

картинка в дополнение:



avatar
Замете на кортинке что вы выставили вверху гондола. Это тоже дирижабль…
З.Ы. Я просто люблю не художественную фантастику, а научно-популярную.
avatar
мне ли этого не заметить)

ваши вкусы — ваше право) но еще раз, позволю себе спросить, как можно по одной лишь картинке судить о мире изображенном в ней? И тем более технологиях) Может эта реплика подводной лодки не переворачивается и движется без противовеса и снижения КПД из-за того, что она вовсе НЕ дирижабль.

Но бог с ними, с техническими вопросами. Картинка — чудесная, а кораблик на ней — и вовсе дизельпанковский. А дизельпанк и есть научпоп)
avatar
Да это не столь важно, это же только рисунок. Вот был бы это проект тогда другое дело. :)
А если найдете еще интересные картинки, то смело можете сюда в комментарии выкладывать, будет как бы дополнение к статье. :)

avatar
охотно)

и возможно я погорячился, назвав дизель — научпопом. извиняет меня лишь то, что все эти миры — условно допустимые
avatar
Что это дирижабль утверждаю не я, а госпадин Helgi. Вполне возможно оттуда откуда он взял картинку было это написано.

ЗЫ действительно бог с техническими вопросами… Картинка действительна чудесна.
avatar
Для меня, весьма познавательный материал, фотки бы подогнать под единый формат, и было бы ещё более читабельно.
avatar
author.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=141&mid=330235
Опять не стимпанк, но дирижабли
avatar
и еще немного дирижаблеарта



www.ottens.co.uk/gatehouse/zeppelins_steampunk.php
avatar
вот эта — вообще сказка

avatar
Статья нужная, но как-то скомканая. А жаль.
Всё же я тоже присоединяюсь к сторонникам научной фантастики вообще, и в стимпанке в часности. Картинка должна быть грамотной с инженерной точки зрения, иначе это не дирижабль, и ему в данной теме не место… ИМХОО, конечно.
avatar
Красиво-то как… Кстати, помню, во времена моего детства (середина прошлого века :) ), по государственным праздникам над Ригой вывешивался… называли его дирижаблем или аэростатом — пузатая сигара с тремя квази-рулями под 120 градусов на хвосте, но это была точно не пилотажная штука, скорее дирижабль ПВО со времён войны (потому как серый был). Очень впечатляло…
avatar
У нас переодически воздушные шары летают. :) Есть фирма в 20 км за городом, которая полеты устраивает, но я все ленюсь узнаь цены и условия. :)
avatar
около 15 тысяч за час полёта на 2х
avatar
обычно во счяком случае
avatar
рубли и какая другая валюта?
avatar
Рубли…
Если договаришся может какая другая будет
avatar
зайчики пойдут думаю =)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.