Викторианская маршрутка ... кэб :)
Полазив по интернету и в частности по замечательному сайту b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/ прекрасного (не побоюсь слова) — специалиста по Викторианской эпохе Кати Коути, проживающей в США, собрал немного материала и выложил здесь.
Все мы, хоть раз в жизни, ездили в этом чуде современности — маршрутном такси. История «маршруток» стартовала в далёком 1829 году. Первый маршрут начинался в пригороде Пэддингтона, проходил через Реджентс Парк и заканчивался в Сити. Все путешествие длиною в 5 миль занимало 1 час. Человеком, открывшим эру маршрутного такси стал Джордж Шиллибер. Идея настолько оказалась востребованной, что в 30-х годах появилось множество конкурентов Шиллибера, а в Лондоне насчитывалось уже 3000 омнибусов, перевозивших около 1 млн. человек ежедневно.
Омнибусы составили реальную конкуренцию поездам. Тем более, что поездка в омнибусе, хоть и несколько дороже, но демократичнее в плане отсутствия разделения по классам (в поезде были 3 класса, а в метро -2). В начале цену на проезд определял «водитель кобылы», но такая «неучтёнка» быстро прекратилась с введением билетов, что позволило облагать налогом систему омнибусов на государственной основе.
Каждый омнибус за рабочий день использовал по 10 лошадей, сьедавших по 21 фунту овса. Это означало ргромное колличество народа, вовлечённых в этот бизнес. Каждый маршрут имел свой цветовой опознавательный знак и название маршрута, написанное крупными буквами на боку. Кондуктор в шляпе с белым верхом стоял сбоку и держался за ремень (у кучера шляпа была с чёрным верхом). В его обязанности входило: зазывать, собирать плату, «фейс-контроль» нежелательных пассажиров.
Ибо публика там ездила разнообразная и колоритная…
и помощь дамам в пышных платьях втискиваться в салон. По этому поводу была даже карикатура, предлагавшая сдавать кринолины при входе в омнибус :)
Специально для нового вида городского транспорта были придуманы правила пользования. 30 января 1836 года они были напечатаны в «Таймс».
Правила гласили :"
1. Не ставьте ноги на сидения.
2. Не забивайтесь в уголок, чтобы потом открыть окно и пустить северо-западный ветер на шею вашего соседа.
3. Если вы желаете сойти, держите деньги наготове. Если вы не цените свое время, то уважайте хотя бы других пассажиров.
4. Платите так, чтобы кондуктору не пришлось искать вам сдачу — он не банкир.
5. Вытягивайте ноги прямо перед собой, а не так, чтобы между ними был угол в 45 градусов, иначе вы займете два пассажирских места.
6. Не плюйте на солому. Вы не в свинарнике, а в стране, которая гордится утонченностью манер.
7. Ведите себя вежливо по отношению к дамам и не заставляйте краснеть беззащитную девицу, потому что она не может избежать ваших грубостей.
8. Если вы взяли с собой собаку, то пусть это будет маленькая собачка на поводке.
9. Не приносите в салон крупный багаж — это омнибус, а не фургон.
10. Оставьте ссоры для другого времени и места. Быть может, вы и считаете собственный голос музыкой для ушей, но, возможно, ваши попутчики с этим не согласятся.
11. Если вы решили поговорить о политике и религии, не забывайте про умеренность. У каждого есть право на собственное мнение, а так же право на то, чтобы их мнение не попирали.
12. Не задирайте нос и не задавайтесь. Помните, что за 6 пенсов вы проедете то же расстояние, за которое в карете вам пришлось бы заплатить несколько шиллингов. Так что если вы чувствуете себя выше этой плебейской обстановки, ваш кошелек тоже должен быть готов к расходам, достойным аристократа."
Места в омнибусе были как внутри, так и на крыше. Внутри 2 ряда по 5 сидений вдоль бортов, а на крыше — пассажиры сидели спина-к-спине. Поднимались на верх по железной лестнице. Рядом с кучером располагалось ещё от 2-х до 4-х сидений для «постоянных клиентов». Сиденья были обиты бархатом, а на полу набросана солома, впитывающая влагу с обуви и не дающая ногам мёрзнуть. Воздух внутрь поступал только на остановках, когда открывались двери. В общем — довольно мерзопакостно и мало чем отличается от нынешних маршруток:)
Вот такой вот «экологически-чистый транспорт». Кстати, бытующее мнение, что городские улицы были завалены в связи с этим огромным колличеством навоза, несколько преувеличено. Существовала целая каста городских «рабочих» — собирателей экскрементов. Назывались они «собиратели чистоты». Целыми днями по улицам городов сновали люди с ручными тележками и корзинами, прикрытыми плетёной крышкой и перчаткой на одной руке. Хотя чаще всего — без перчаток вообще, потому что легче вымыть руку, чем стирать каждый день перчатки. Навоз сдавался на поля фермерам, в кожевенные мастерские, селитра из навоза использовалась в производстве пороха. Кстати, «собиратели чистоты», промышлявшие только собачьими экскрементами, могли беспрепятственно передвигаться по всему городу, в том числе — по частным владениям, т.к собаки — не лошади и гуляют где хотят :)
Довольно скоро кто-то додумался поставить на дилижанс паровую машину и по дорогам побежали паровые дилижансы и омнибусы. Владельцам конных дилижансов такая конкуренция была абсолютно не нужна (передвигались они 20-30 км\час против конных — 16км\час.) и они убедили парламент, что паровые омнибусы разрушают дороги и пугают живность. Купленные газетчики живописали ужасы аварий паровых машин, взрывающиеся котлы и страшные раны пассажиров. Налог на паровые «маршрутки» был увеличен, их обязали не ездит по дорогам быстрее 6,5 км в час. Это сразу лишало конкурентноспособности в плане скорости. Перед таким омнибусом должен был идти человек с флажком, чтобы предупреждать пешеходов и помогать растаскивать повозки перепуганных конных экипажей. Закон был смягчен только в 1878 году и отменен в 1896-м, когда на Европейском континенте уже ездили сотни бензиновых автомобилей.
Паровая карета Тривитика.
Полноприводный паровик Бёрсталла и Хилла.
Паровик Саймингтона.
Ну и напоследок — ограбление дилижанса («межгород») :))
Все мы, хоть раз в жизни, ездили в этом чуде современности — маршрутном такси. История «маршруток» стартовала в далёком 1829 году. Первый маршрут начинался в пригороде Пэддингтона, проходил через Реджентс Парк и заканчивался в Сити. Все путешествие длиною в 5 миль занимало 1 час. Человеком, открывшим эру маршрутного такси стал Джордж Шиллибер. Идея настолько оказалась востребованной, что в 30-х годах появилось множество конкурентов Шиллибера, а в Лондоне насчитывалось уже 3000 омнибусов, перевозивших около 1 млн. человек ежедневно.
Омнибусы составили реальную конкуренцию поездам. Тем более, что поездка в омнибусе, хоть и несколько дороже, но демократичнее в плане отсутствия разделения по классам (в поезде были 3 класса, а в метро -2). В начале цену на проезд определял «водитель кобылы», но такая «неучтёнка» быстро прекратилась с введением билетов, что позволило облагать налогом систему омнибусов на государственной основе.
Каждый омнибус за рабочий день использовал по 10 лошадей, сьедавших по 21 фунту овса. Это означало ргромное колличество народа, вовлечённых в этот бизнес. Каждый маршрут имел свой цветовой опознавательный знак и название маршрута, написанное крупными буквами на боку. Кондуктор в шляпе с белым верхом стоял сбоку и держался за ремень (у кучера шляпа была с чёрным верхом). В его обязанности входило: зазывать, собирать плату, «фейс-контроль» нежелательных пассажиров.
Ибо публика там ездила разнообразная и колоритная…
и помощь дамам в пышных платьях втискиваться в салон. По этому поводу была даже карикатура, предлагавшая сдавать кринолины при входе в омнибус :)
Специально для нового вида городского транспорта были придуманы правила пользования. 30 января 1836 года они были напечатаны в «Таймс».
Правила гласили :"
1. Не ставьте ноги на сидения.
2. Не забивайтесь в уголок, чтобы потом открыть окно и пустить северо-западный ветер на шею вашего соседа.
3. Если вы желаете сойти, держите деньги наготове. Если вы не цените свое время, то уважайте хотя бы других пассажиров.
4. Платите так, чтобы кондуктору не пришлось искать вам сдачу — он не банкир.
5. Вытягивайте ноги прямо перед собой, а не так, чтобы между ними был угол в 45 градусов, иначе вы займете два пассажирских места.
6. Не плюйте на солому. Вы не в свинарнике, а в стране, которая гордится утонченностью манер.
7. Ведите себя вежливо по отношению к дамам и не заставляйте краснеть беззащитную девицу, потому что она не может избежать ваших грубостей.
8. Если вы взяли с собой собаку, то пусть это будет маленькая собачка на поводке.
9. Не приносите в салон крупный багаж — это омнибус, а не фургон.
10. Оставьте ссоры для другого времени и места. Быть может, вы и считаете собственный голос музыкой для ушей, но, возможно, ваши попутчики с этим не согласятся.
11. Если вы решили поговорить о политике и религии, не забывайте про умеренность. У каждого есть право на собственное мнение, а так же право на то, чтобы их мнение не попирали.
12. Не задирайте нос и не задавайтесь. Помните, что за 6 пенсов вы проедете то же расстояние, за которое в карете вам пришлось бы заплатить несколько шиллингов. Так что если вы чувствуете себя выше этой плебейской обстановки, ваш кошелек тоже должен быть готов к расходам, достойным аристократа."
Места в омнибусе были как внутри, так и на крыше. Внутри 2 ряда по 5 сидений вдоль бортов, а на крыше — пассажиры сидели спина-к-спине. Поднимались на верх по железной лестнице. Рядом с кучером располагалось ещё от 2-х до 4-х сидений для «постоянных клиентов». Сиденья были обиты бархатом, а на полу набросана солома, впитывающая влагу с обуви и не дающая ногам мёрзнуть. Воздух внутрь поступал только на остановках, когда открывались двери. В общем — довольно мерзопакостно и мало чем отличается от нынешних маршруток:)
Вот такой вот «экологически-чистый транспорт». Кстати, бытующее мнение, что городские улицы были завалены в связи с этим огромным колличеством навоза, несколько преувеличено. Существовала целая каста городских «рабочих» — собирателей экскрементов. Назывались они «собиратели чистоты». Целыми днями по улицам городов сновали люди с ручными тележками и корзинами, прикрытыми плетёной крышкой и перчаткой на одной руке. Хотя чаще всего — без перчаток вообще, потому что легче вымыть руку, чем стирать каждый день перчатки. Навоз сдавался на поля фермерам, в кожевенные мастерские, селитра из навоза использовалась в производстве пороха. Кстати, «собиратели чистоты», промышлявшие только собачьими экскрементами, могли беспрепятственно передвигаться по всему городу, в том числе — по частным владениям, т.к собаки — не лошади и гуляют где хотят :)
Довольно скоро кто-то додумался поставить на дилижанс паровую машину и по дорогам побежали паровые дилижансы и омнибусы. Владельцам конных дилижансов такая конкуренция была абсолютно не нужна (передвигались они 20-30 км\час против конных — 16км\час.) и они убедили парламент, что паровые омнибусы разрушают дороги и пугают живность. Купленные газетчики живописали ужасы аварий паровых машин, взрывающиеся котлы и страшные раны пассажиров. Налог на паровые «маршрутки» был увеличен, их обязали не ездит по дорогам быстрее 6,5 км в час. Это сразу лишало конкурентноспособности в плане скорости. Перед таким омнибусом должен был идти человек с флажком, чтобы предупреждать пешеходов и помогать растаскивать повозки перепуганных конных экипажей. Закон был смягчен только в 1878 году и отменен в 1896-м, когда на Европейском континенте уже ездили сотни бензиновых автомобилей.
Паровая карета Тривитика.
Полноприводный паровик Бёрсталла и Хилла.
Паровик Саймингтона.
Ну и напоследок — ограбление дилижанса («межгород») :))
25 комментариев
:)
С соломой очень затейливо придумали, в наше время носками пользованными выстилают салон(запах об этом кричит)…
А правила пользования… отдельное спасибо!:))))))
Правила действительно порадовали, с юмором написаны, с английским.