Эх прокачу !... (Печальная история катафалка).

Ритуальный транспорт появился много сотен лет назад с появлением колеса и повозок, а также использования домашних животных в качестве перевозщика тела умершего. Некоторые источники говорят, что ритуальный транспорт берет свое начало с носилок постаментов (катафалков), которые появились в эпоху древнего мира. Использовались такие носилки для перевозки тела знатной особы или богатого человека.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка).
средневековая реконструкция похорон Александра Македонского.

В настоящее время классически словари дают следующее определение слову катафалк — сооружение при торжественных похоронах, как бы пьедестал для гроба, покрытый черным сукном, с канделябрами и возженными свечами по бокам и пр. Слово Катафалк проникло в другие языки из Италии (catafalco). Славы в сооружении Катафалков достигли художники бароккисты XVII и XVIII в. — Галли-Бибиена, Поццо, Эозандер, Слодзь, Сервандони и др. К. вместе со всем траурным убранством вокруг него называется иногда Castrum doloris (франц. Chambre ardente, см. Камера).

Первое упоминание (в виде барельефа) Находится в музее Стамбула (не знаю какого года и какой эры).

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 2)

Похоронные экипажи на многоголовой конной тяге поражали своими размерами и величественностью. Они украшались витиеватой резьбой и плюмажами. Многие имели даже натуральную позолоту. Спектр и гамма предлагаемых типов ритуальных выездов была очень широкой: от небольшого катафалка для детского гробика до гигантских кафедральных соборов на колёсах.

Вот например как хоронили Наполеона.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 3)

а это водная разновидность последнего транспорта.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 4)

Чьи похороны — не знаю, но размах впечатляет.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 5)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 6)

транспорт Duke of Wellington. Great Britain. (1899)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 7)

катафалк адмирала Horatio, First Earl Nelson. Great Britain. (1899)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 8)

Со временем повозка вытесняет носилки и сама перевозка тела умершего становится более доступной. Такие перевозки могут уже заказать люди со средним достатком. Экипажи оформлялись в соответствие резьбой, позолотой и венками.Для внутренней отделки, как правило, использовался бархат или другие, не менее дорогостоящие материалы. Снаружи кареты украшались резьбой, позолотой, скульптурами, плюмажами и живыми венками.

Как и сегодня, основной главный цвет катафалка, как и траурной церемонии – черный, хотя раньше на черном фоне использовалась еще и позолота.

Катафалк, Вена

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 9)

1898 Falkirk.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 10)

Morrisburg, Ontario.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 11)

Springfield, Illinois.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 12)

Пожалуй- самые роскошные экземпляры похоронных экипажей хранятся в музее Барселоны.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 13)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 14)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 15)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 16)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 17)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 18)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 19)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 20)

Белый цвет — цвет чистоты. Катафалки для детей и молодых девушек.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 21)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 22)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 23)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 24)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 25)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 26)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 27)

С появлением автомобилей многие руководители похоронных бюро начали использовать в качестве шасси для катафалков безлошадные экипажи. Сначала автомобиль строился с использованием только двигателя, рамы, колёс и других компонентов. Видя такой поворот событий, автопроизводители начали сами конструировать специальные шасси для установки на них похоронных кузовов. После этого появление моторизированного похоронного выезда на улице стало самой впечатляющей частью похоронной процессии. Однако не всех устроил такой расклад событий. Владельцы конных похоронных экипажей объявили новым ритуальным транспортным средствам настоящую войну, мотивируя её тем, что автомобильный катафалк недостаточно благороден по сравнению с конным, выхлопная труба источает неприятный и оскорбляющий усопшего запах, а скорость пятнадцать миль в час демонстрирует к нему явное неуважение. К тому же возникала ещё одна проблема. Старые въезды на кладбища оказались слишком узкими для проезда автомобиля.Но прогресс автомобилестроения набирал темпы, и сторонники конных катафалков постепенно сдали свои позиции, кладбища реконструировали въезды на свои территории. Начался полный переворот ритуального транспорта на автомобильную тягу.Определение катафалк передается автомобилю. Теперь катафалком называют автомобиль «Ритуальных услуг» предназначен для транспортировки гроба с телом умершего и близких родственников к месту захоронения.

Вот фотографии с Международного салона классических автомобилей — на совершенно фантастические машины. Старые испанские автомобили-катафалки, выполненные на заказ для похоронных бюро Мадрида. Назвать их автомобилями язык не поворачивается, это скорее дворцы на колесах, или декорации к какому-нибудь фантастическому фильму.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 28)

Все машины был построены в начале 20-го века, и в разное время находились в собственности нескольких похоронных бюро города. Все они долгое время не эксплуатировались и пылились в гаражах. Автомобили находились в разной степени запущенности — где-то немного обновили краску, а где-то пришлось перестраивать почти весь кузов. Для выставки их кропотливо восстанавливали в течении года 15 человек на базе реставрационного отдела Университета изящных искусств Мадрида.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 29)

Автомобили для похорон изначально делали в тех же мастерских, что и конные экипажи, поэтому многое в их дизайне и оформлении пришло из традиций старинных катафалков.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 30)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 31)

M-60954 — еще один катафалк на шасси Студебекер. 1934 год.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 32)

M-17037 — Катафалк на шасси Линкольн с двигателем V8, 1928 год.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 33)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 34)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 35)

М-36414 — Катафалк на шасси французской Латил.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 36)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 37)

M-26637 — «La Llorona» — Плачущая, Латил, 1928 год.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 38)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 39)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 40)

M-36862 — Катафалк для детей «El Gloria» — Слава, Латил, 1932 год.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 41)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 42)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 43)

M-50555 — Латил, 1930

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 44)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 45)

Типичный катафалк этого периода, сработанный в США, представлял шасси с открытой кабиной, за которой был установлен специальный кузов с направляющими для гроба, снаружи он украшался резьбой, вазами для цветов, а внутри, помимо помещения для гроба, по бокам располагались откидные скамейки для самых близких родственников.Номенклатура автомобильных катафалков стала намного шире, чем конных. На шасси небольших автомобилей типа «Форда-Т», «додж» или «оверланда» в основном создавались детские катафалки. Основную же массу похоронных машин начали строить на шасси дорогих и престижных марок: «Packard», «Cadillac», «Prize Arrow» или «Pirless». Такой катафалк, совмещая большие габариты, мощный двигатель и плавный ход, стал наиболее популярным. Но встречались и нонсенсы. Так, для транспортировки американских солдат, сложивших голову на полях европейских сражений во времена первой мировой войны, применялись шасси тяжёлых грузовиков. Для транспортировки покойников на большие расстояния даже стоились самолёты-катафалки. Самым известным из них стал аэроплан с 400-сильным двигателем «Либерти», изготовленный в 1921 году американской компанией «Aero marine plain and Motor Company». Он мог принять на борт пилота, его по-мощника, шесть пассажиров-родственников и ещё одного – в гробу… На Аляске построили несколько похоронных автомобилей на базе снегоходов – передний мост «Форда-Т» устанавливался на лыжи, а два задних колеса стягивались гусеничной лентой.

На европейском континенте похоронные автомобили производились на базе таких марок как «Роллс-Ройс» и «Даймлер» в Британии, и «Хорьх», «Мерседес» и «Бреннабор» в Германии. Однако по уровню отделке, оборудованию и внешнему виду Европа значительно уступала своим заокеанским конкурентам.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 46)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 47)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 48)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 49)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 50)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 51)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 52)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 53)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 54)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 55)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 56)

Японские катафалки-храмы.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 57)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 58)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 59)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 60)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 61)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 62)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 63)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 64)

Для тех, кто при жизни не расставался с мотоциклом, и в последний путь можно проводить по рокерским «обычаям»…

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 65)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 66)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 67)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 68)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 69)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 70)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 71)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 72)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 73)

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 74)

В СССР роль катафалка обычно исполнял грузовик или ПАЗик. А также РАФики-«труповозки», доставлявшие жертв несчастных случаев с мест происшествия в морги.

Эх прокачу !... (Печальная история катафалка). (Фото 75)

riuz.ru/istoriya-katafalka/
www.classicautomadrid.com/EN/2012/Default.aspx
thedarkhousemar.blogspot.com/2011_05_01_archive.html
thedarkhousemar.blogspot.com/search/label/Carruajes%20f%C3%BAnebres
marinni.livejournal.com/806990.html
www.flickr.com/search/?w=all&q=antique+HEARSE&m=text#page=6
www.flickr.com/photos/francesc_2000/sets/72157626934328677/with/5875032892/
epmencia.blogspot.com/2010/11/catafalco-de-rionegro-del-puente-cara.html
malagapenitente.blogspot.com/2007_12_01_archive.html

30 комментариев

avatar
Кто-то закричит -«чернуха!», а мне пофиг — не читайте.
Ведь, черт побери, красиво… и со стимом перекликается. Представил, что такие экипажи (но уже не похоронного назначения) богато украшенные могли бы ездить в альтернативной стим-вселенной.

Как же жить-то хочется, Господи! :(
avatar
Вы ЧТО, до конца существования моего профиля будете ЧЕРНУХУ вспоминать???? ХОРОШАЯ ПОДБОРКА! ХОРОШАЯ! НЕ ЧЕРНУХА!:)
avatar
:)
avatar
Как же жить-то хочется, Господи! :(
А что так грустно?
А вот интересно какие катафалки у фараонов были?
По мне так не стим, ну никак, вообще, ни сколько.Но написано интересно, и за это +.
Иногда думаю, что вы любой топик можете интересно написать:)
  • AlD
  • +1
avatar
Носилки с фараоном на руках носили рабы. А здесь рассматривается именно платформа на колёсах (телега короче).
Ну почему же не стим? Вы только мысленно возьмите (практически любой экземпляр) и поместите внутрь паровую установку. Именно такие автомобили ИМХО и бегали бы по стим-городам. С резными украшениями как у карет и ацетиленовыми фонарями по бокам.
avatar
Спасибо за статью.
Расписано всё очень интересно, очень впечатляют работы мастеров на катафалках начала двадцатого века, даже не знал что такие бывают
avatar
:)
avatar
Весьма неожиданный переход от «детства и отрочества» авиации к погребальным экипажам :)
Но интересно, черт возьми!:) + вне всякого сомнения!
avatar
Круто. Красиво. По мне так очень даже в тему, в наш компьютерный век мы тоже имеем кучу не компьтеризированных предметов в обиходе. Так кто сказал, что в стимпанке всё должно изрыгать пламя и пар? +
avatar
Спасибо за поддержку.
avatar
Даже не представлял разнообралия такого рода экипажей! Красиво!
  • Trou
  • +1
avatar
Потрясающая подборка. Каждый в отдельности — произведение искусства. Даже и не предполагала о таком разнообразии форм и исполнении. Загляденье! Спасибо +
avatar
тогда туда же мотокатафалки)http://bikepost.ru/tag/мото%20катафалк/
www.bestavto.info/nokoments/7191-pohoronnyiy_traiyk_lyubov_k_motociklam_do_samogo_g.html
skuky.net/50453
www.ridus.ru/news/26092/
avatar
Кто-то закричит -«чернуха!», а мне пофиг — не читайте.

Ерунда, вовсе не чернуха.
Дело житейское, о смерти нужно помнить всегда — чтобы лучше жить.

Очень интересная тема, машины — просто шедевры.
ПЛЮСИЩЕ.
avatar
Вот ведь обидно, наверное, «дорогому покойнику». Быть главным бездействующим лицом пафосного спектакля без возможности смотреть со стороны)
Отличная подборка.+
avatar
интересно, а самолет-катафалк был настолько же красив, как и автомобили?...+
avatar
Ого! Какой резкий переход от авиации к кремации! (то бишь — к похоронам). Это намёк на большие потери в начале эры авиации и воздухоплавания? =)
Нет, ну + однозначно, всегда с удовольствием читаю Ваши статьи.
Последний путь — это последний шанс для усопшего выпендриться. Или для его родственников? На мой взгляд — ну слишком уж помпезно и вычурно, смерть не должна быть НАСТОЛЬКО пафосной (личное имхо).
steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/04/16/7e66b3.jpg — вот на этом крыша не плоская? А то кажется, будто он сильно накренился на правый борт. Ну и японские убили наповал: при их умении сочетать хайтек и старину создать такие, пардон, уродства!
avatar
Японцы (да и вообще азиаты) — не постижимая нация.
avatar
А Россия тоже в основном азиатская страна:))
avatar
Kажется, будто он сильно накренился на правый борт

Думаю специально сделан такой наклон, чтоб пришедшим простится с усопшим, было удобней смотреть на него
avatar
Добавил мото-катафалки.
avatar
спасибо!))
avatar
Может и не стим, вернее не все… катафалки с конным «приводом» вполне подходят по всем параметрам, но статья интереснейшая!!!
Огромное спасибо!
avatar
Спасибо Вам! Я всего-навсего — «интернетный червь» :)
avatar
Все наши спасибы и плюсики(бесплатные)не могут полноценно отблагодарить Вас за работу, проделанную на ресурсе!
avatar
Может мне написать номер счёта в сбербанке? :))
avatar
сомневаюсь, что это поможет обогатиться, хотя попробовать можно.
avatar
оч интересно...! поразили некромототрайки… даже не подозревал, что такие бывают…
за необычный топик плюс!
  • jago
  • +1
avatar
Мрачная тема, но машинки, красота! :) +
avatar
НЕ ожиданно очень интересная тема! + Спасибо! раньше пропустил…
а на счет пазиков, так они до сих пор ту же функцию выполняют, по крайней мере в нашем славном городе, исключение составляют только очень состоятельные покойники…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.