Материализация времени. Часть первая
Приступая к работе над статьёй, чётко осознавал сложность выбранной темы, её объёмность и многогранность. Долго не знал с чего начать, понял, что нельзя объять необъятное, и решил не пытаться раскрыть тему ЧАСОВ, полностью, как она того достойна. Вымученная статейка, текст которой представлен ниже, сконструирована по принципу «срубить верхушки». В противном случае, мне пришлось бы писать объёмный «труд», включающий в себя все аспекты вопроса, по написании которого, я вполне мог бы претендовать на нобелевскую премию в области литературы и истории. Надеюсь, читатель простит автора за поверхностное изложение материала такой «серьёзной» и важной темы.

Часы — инструмент для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов, в единицах, меньших чем одни сутки.
Вот такое сухое и банальное определение даёт WIKI, важнейшему для человека устройству (больше не буду мучить читателя нудными классификациями и скучными формулировками).
Часы, издавна создавались людьми, и находились рядом с ними, как напоминание о том, что время скоротечно. Пройдя сложный путь эволюции от примитивных солнечных до сложнейших атомных, они неизменно сопровождают человека и по сей день, достигнув апогея развития и предела точности.
Не совершая экскурса в историю, и пропустив несколько ступеней трансформации устройств, «материализующих время», остановимся на часах, представляющих для нас, стимпанкеров, особый интерес.
Часы и часовые механизмы эпохи современного ретропарофутуризма (звучит как тема лекции или диссертации)
Здесь, у каждого «исследователя- теоретика», существует свой взгляд на вопрос. Какие они, часы, отсчитывающие время эпохи стимпанка?
Сразу поставлю точки над «i», и выскажу своё авторское мнение. Часы стимпанка- это «механические часы, содержащие механизмы, на основе зубчатых колёс» точка! Принимая во внимание сказанное, сразу сужаю круг часов, вошедших в обзор, выводя за его рамки интересные, но «не форматные» устройства:
Электронные часы на лампах, кинескопах, светодиодных и знаковых индикаторах. Этот тип индикации принадлежит кибер и дизельпанку, хотя используется некоторыми «неопытными» последователями стима.
классная подборка, между прочим.

Водяные часы (клепсидры) редкие и эффектные, но никоим образом не относящиеся к теме.
Песочные часы, как недостаточно точные, не смогли соперничать с механикой, «прокачанной» паровыми технологиями, и так же стали атавизмом, которому, в крайнем случае, остаётся лишь декоративная роль предмета интерьера.
«Гербарии» (композиции, собранные из деталей «погибших» или (убитых) часов)
Всё- таки, часы- это прежде всего движение. Жизнь!


Итак, чем (и кем) представлены часы современного стимпанка?
Дифференцирование часов в обзоре, решил провести по способу использования: носимые (наручные, карманные) стационарные (настенные, настольные, напольные и т. д.), как наиболее упрощённую.
СТАЦИОНАРНЫЕ ЧАСЫ. (CLOCKS)
Категорию представляют, в основном, громкие и хорошо знакомые имена, хотя встречаются и малоизвестные авторы. Посмотрим…
Эммануэль (Emmanuel), известен как создатель «Steampunk Chronulator». Настольный «прибор» выполнен на основе чайного ящичка и оригинальных частей, выполненных автором и его другом. Примечателен способ отсчёта времени: традиционный циферблат заменен шкалами, а-ля миллиамперметр конца 19 века. При этом один индицирует часы, другой минуты- приятные новации, и блестящее исполнение.

Rafa Maya («Diarment») — потрясающий художник из Барселоны (Испания), автор коллекции уникальных часов, выполненных в узнаваемой манере. Материалы неожиданные- окрашенные фанера и картон.
Блог автора масса великолепных работ, помимо часов!
Магазин



Что тут скажешь, испанская школа- лучшая в мире!
Арис Кафантарис (Aris Kafantaris) — фотохудожник, скульптор из Греции, из «часовых» работ, известна одна. Одна, но зато какая! Нестандартное отображение времени (три циферблата), сумасшедшее сочетание материалов (камень, необработанное дерево, металл и керамика) и цветовая гамма…
Они, безусловно, запоминаются!

Арт Донован (Art Donovan) как признанный практик стимпанка, так же «отметился» в часовом деле. Нельзя сказать, что Донован- часовщик с многолетним стажем, но пара достойных работ у него имеется.Работа Донована, вошла в историю стимпанка, для многих, сделавшись его символом.
Сайт автора
Кстати, курьёзный факт: В этом году, Арт, сам себя «пригласил» на супервыставку «Devices+ Contraptions Extraordinaire», в качестве участника, естественно.
А пока, несколько «заезженная», но всё ещё актуальная работа от автора:

и совершенно новая эпохальная вещь «Shiva mandala», каждый элемент которой достоен подробного описания… и отдельной статьи


Отмеченные выше художники, не являются часовщиками по сути, часы для них- одно из направлений творчества, а где же те, для кого маятники и зубчатые колёса- основная профессия?
Круг настоящих «клокворкеров» от стима, не очень широк.
Кевин Даглас (Gavin Douglas) известный часовщик с мировым именем, автор десятков работ, среди которых есть и «паровые»
Лот часов

Роджер Вуд (Roger Wood) – американский часовщик, олицетворяющий собой стимпанк, для консервативных североамериканцев. Заслуженный мастер, уже три десятка лет имеющий дело с часовыми механизмами и пружинами настольных, напольных и настенных часов.

Кое- что из работ этого «динозавра», можно купить на его сайте имеющем, кстати, не плохую «оболочку», но не дающем возможности получше рассмотреть экспонаты.

Olga's ClockWorks бывшая гражданка России, сейчас живёт в Калифорнии (США). Специализация-
ювелирные украшения и часы (в основном настенные и настольные), в присущем ей одной стиле. В работе, наряду с традиционным металлом, использует природные материалы: дерево, камень, стекло. Часами занимается с 2004 года.
Сайт рукодельницы
магазин

Это восходящая звезда! Пожелаем успехов, нашей бывшей соотечественнице.
Эрик Фрейтас (Eric Freitas) clockmaker- металлист, автор коллекции настенных механических часов с механизмами, собранными вручную, и серии кварцевых часов с «коммерческой» механикой и авторским «окладом».
Работы автора, выглядят так, как будто сошли с экрана «Властелина Колец», а участие, его в «Devices+ Contraptions Extraordinaire» 2009, прямо подтверждает признание Эрика, как «рыцаря стимпанка».
Сайт автора


Здесь же упомяну, часовщиков, создающих свои работы из нетрадиционных материалов.
Клейтон Боер (Clayton Boyer) разрабатывает конструкции, деревянных часов и механических игрушек, «обкатывает» их на экспериментальных образцах, и делится радостью изобретения с окружающими. На сайте автора, представлены проекты всех уровней сложности. Получить чертежи с подробными инструкциями и описанием процесса изготовления, можно, связавшись с автором, и «поблагодарив» его материально. ну что — же, мастерство должно быть вознаграждено.


Некто Rabbit (Кролик), талантливый часовщик, так- же использующий дерево, для построения часов и сложнейших механических игрушек. В искусстве деревообработки, практикуется буквально с детства, и достиг немалых высот профессионального мастерства. На счету автора (излишне скромного,скрытного) более сорока экземпляров часов, не считая другие устройства, содержащие зубчатые колёса.



Снимаю каску перед мастерством и упорством, как говорится! Good Job, Rabbit!
Коллекция «весёлых», этаких steamy настенных часиков от испанского художника и мебельного дизайнера Гонсало Альвареса (Gonzalo Alvarez), достойно завершает тему «деревянного зодчества». Часы имеют дешевый пластмассовый механизм, и оригинальный деревянный декор, с бутафорскими шестернями, паровыми трубами и вентилями. Стимпанковский артефакт!


Так могли сделать только земляки Дали и Сервантеса! Брависсимо!
Перед тем как закончить раздел, оценим работы «безымянных» авторов, найденные в интернете в процессе подготовки статьи.
Достаточно пёстрая компания… любуемся.






удивительные «Aethertide Gauge» от неподражаемой Молли Фридрих (Molly Friedrich)…
особый,женский взгляд, так сказать

часовой механизм глазами безумного гения: «Clock Worck Heart» (Doctor Grymm)

и «Addams Family Gathering» от него-же.

Некто Amahl_Shukup, фанат точности, как он себя называет, из разрозненных предметов, «сложил» это:

трудно повертиь, но в основе «сооружкния», помимо всего прочего, лежит корпус настоящих каминных часов 1910 года.
Вот такое РАЗНОЕ видение, традиционного, в общем предмета.
Не скрою, я и не рассчитывал уложить весь материал в один тесный блог, объём статьи никак не позволяет опубликовать её одним куском.
В следующей части, рассмотрим «НОСИМЫЕ» (по моей классификации) часы.
Продолжение следует.
------------------------------линия разрыва-----------------------------------

Часы — инструмент для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов, в единицах, меньших чем одни сутки.
Вот такое сухое и банальное определение даёт WIKI, важнейшему для человека устройству (больше не буду мучить читателя нудными классификациями и скучными формулировками).
Часы, издавна создавались людьми, и находились рядом с ними, как напоминание о том, что время скоротечно. Пройдя сложный путь эволюции от примитивных солнечных до сложнейших атомных, они неизменно сопровождают человека и по сей день, достигнув апогея развития и предела точности.
Не совершая экскурса в историю, и пропустив несколько ступеней трансформации устройств, «материализующих время», остановимся на часах, представляющих для нас, стимпанкеров, особый интерес.
Часы и часовые механизмы эпохи современного ретропарофутуризма (звучит как тема лекции или диссертации)
Здесь, у каждого «исследователя- теоретика», существует свой взгляд на вопрос. Какие они, часы, отсчитывающие время эпохи стимпанка?
Сразу поставлю точки над «i», и выскажу своё авторское мнение. Часы стимпанка- это «механические часы, содержащие механизмы, на основе зубчатых колёс» точка! Принимая во внимание сказанное, сразу сужаю круг часов, вошедших в обзор, выводя за его рамки интересные, но «не форматные» устройства:
Электронные часы на лампах, кинескопах, светодиодных и знаковых индикаторах. Этот тип индикации принадлежит кибер и дизельпанку, хотя используется некоторыми «неопытными» последователями стима.
классная подборка, между прочим.

Водяные часы (клепсидры) редкие и эффектные, но никоим образом не относящиеся к теме.
Песочные часы, как недостаточно точные, не смогли соперничать с механикой, «прокачанной» паровыми технологиями, и так же стали атавизмом, которому, в крайнем случае, остаётся лишь декоративная роль предмета интерьера.
«Гербарии» (композиции, собранные из деталей «погибших» или (убитых) часов)
Всё- таки, часы- это прежде всего движение. Жизнь!


Итак, чем (и кем) представлены часы современного стимпанка?
Дифференцирование часов в обзоре, решил провести по способу использования: носимые (наручные, карманные) стационарные (настенные, настольные, напольные и т. д.), как наиболее упрощённую.
СТАЦИОНАРНЫЕ ЧАСЫ. (CLOCKS)
Категорию представляют, в основном, громкие и хорошо знакомые имена, хотя встречаются и малоизвестные авторы. Посмотрим…
Эммануэль (Emmanuel), известен как создатель «Steampunk Chronulator». Настольный «прибор» выполнен на основе чайного ящичка и оригинальных частей, выполненных автором и его другом. Примечателен способ отсчёта времени: традиционный циферблат заменен шкалами, а-ля миллиамперметр конца 19 века. При этом один индицирует часы, другой минуты- приятные новации, и блестящее исполнение.

Rafa Maya («Diarment») — потрясающий художник из Барселоны (Испания), автор коллекции уникальных часов, выполненных в узнаваемой манере. Материалы неожиданные- окрашенные фанера и картон.
Блог автора масса великолепных работ, помимо часов!
Магазин



Что тут скажешь, испанская школа- лучшая в мире!
Арис Кафантарис (Aris Kafantaris) — фотохудожник, скульптор из Греции, из «часовых» работ, известна одна. Одна, но зато какая! Нестандартное отображение времени (три циферблата), сумасшедшее сочетание материалов (камень, необработанное дерево, металл и керамика) и цветовая гамма…
Они, безусловно, запоминаются!

Арт Донован (Art Donovan) как признанный практик стимпанка, так же «отметился» в часовом деле. Нельзя сказать, что Донован- часовщик с многолетним стажем, но пара достойных работ у него имеется.Работа Донована, вошла в историю стимпанка, для многих, сделавшись его символом.
Сайт автора
Кстати, курьёзный факт: В этом году, Арт, сам себя «пригласил» на супервыставку «Devices+ Contraptions Extraordinaire», в качестве участника, естественно.
А пока, несколько «заезженная», но всё ещё актуальная работа от автора:

и совершенно новая эпохальная вещь «Shiva mandala», каждый элемент которой достоен подробного описания… и отдельной статьи


Отмеченные выше художники, не являются часовщиками по сути, часы для них- одно из направлений творчества, а где же те, для кого маятники и зубчатые колёса- основная профессия?
Круг настоящих «клокворкеров» от стима, не очень широк.
Кевин Даглас (Gavin Douglas) известный часовщик с мировым именем, автор десятков работ, среди которых есть и «паровые»
Лот часов

Роджер Вуд (Roger Wood) – американский часовщик, олицетворяющий собой стимпанк, для консервативных североамериканцев. Заслуженный мастер, уже три десятка лет имеющий дело с часовыми механизмами и пружинами настольных, напольных и настенных часов.

Кое- что из работ этого «динозавра», можно купить на его сайте имеющем, кстати, не плохую «оболочку», но не дающем возможности получше рассмотреть экспонаты.

Olga's ClockWorks бывшая гражданка России, сейчас живёт в Калифорнии (США). Специализация-
ювелирные украшения и часы (в основном настенные и настольные), в присущем ей одной стиле. В работе, наряду с традиционным металлом, использует природные материалы: дерево, камень, стекло. Часами занимается с 2004 года.
Сайт рукодельницы
магазин

Это восходящая звезда! Пожелаем успехов, нашей бывшей соотечественнице.
Эрик Фрейтас (Eric Freitas) clockmaker- металлист, автор коллекции настенных механических часов с механизмами, собранными вручную, и серии кварцевых часов с «коммерческой» механикой и авторским «окладом».
Работы автора, выглядят так, как будто сошли с экрана «Властелина Колец», а участие, его в «Devices+ Contraptions Extraordinaire» 2009, прямо подтверждает признание Эрика, как «рыцаря стимпанка».
Сайт автора


Здесь же упомяну, часовщиков, создающих свои работы из нетрадиционных материалов.
Клейтон Боер (Clayton Boyer) разрабатывает конструкции, деревянных часов и механических игрушек, «обкатывает» их на экспериментальных образцах, и делится радостью изобретения с окружающими. На сайте автора, представлены проекты всех уровней сложности. Получить чертежи с подробными инструкциями и описанием процесса изготовления, можно, связавшись с автором, и «поблагодарив» его материально. ну что — же, мастерство должно быть вознаграждено.


Некто Rabbit (Кролик), талантливый часовщик, так- же использующий дерево, для построения часов и сложнейших механических игрушек. В искусстве деревообработки, практикуется буквально с детства, и достиг немалых высот профессионального мастерства. На счету автора (излишне скромного,



Снимаю каску перед мастерством и упорством, как говорится! Good Job, Rabbit!
Коллекция «весёлых», этаких steamy настенных часиков от испанского художника и мебельного дизайнера Гонсало Альвареса (Gonzalo Alvarez), достойно завершает тему «деревянного зодчества». Часы имеют дешевый пластмассовый механизм, и оригинальный деревянный декор, с бутафорскими шестернями, паровыми трубами и вентилями. Стимпанковский артефакт!


Так могли сделать только земляки Дали и Сервантеса! Брависсимо!
Перед тем как закончить раздел, оценим работы «безымянных» авторов, найденные в интернете в процессе подготовки статьи.
Достаточно пёстрая компания… любуемся.






удивительные «Aethertide Gauge» от неподражаемой Молли Фридрих (Molly Friedrich)…
особый,женский взгляд, так сказать

часовой механизм глазами безумного гения: «Clock Worck Heart» (Doctor Grymm)

и «Addams Family Gathering» от него-же.

Некто Amahl_Shukup, фанат точности, как он себя называет, из разрозненных предметов, «сложил» это:

трудно повертиь, но в основе «сооружкния», помимо всего прочего, лежит корпус настоящих каминных часов 1910 года.
Вот такое РАЗНОЕ видение, традиционного, в общем предмета.
Не скрою, я и не рассчитывал уложить весь материал в один тесный блог, объём статьи никак не позволяет опубликовать её одним куском.
В следующей части, рассмотрим «НОСИМЫЕ» (по моей классификации) часы.
Продолжение следует.
------------------------------линия разрыва-----------------------------------

45 комментариев
ачипаток. Вторую часть практически подготовил, завтра-послезавтра опубликую. Тема ОЧЕНЬ объёмная и непростая, практически- неисчерпаемая. Писать и писать.Я же пожалуй сверну написание своего поста (тематика уж больно близкая, хотел написать о часах выполненых в технике скелетон), и подожду продолжения.
Если вспомним, то именно индустриализация, была одной из причин появления необходимости в большом распространении часов, так как жизнь ускорялась и становилась все более распорядочной. В то время начнали серьезно сказываться проблема с точностью часов, так как большинство часов ее не обладали, вот тогда и начали задумываться о сверивании часов, устройстве электрических часов, передачи точного времени по радио и другим ухищрениям.
Прошу прощения за много букв.
С уважением…
Тогда для вас практически не существуют нормальные аэропланы, дирижабли и даже паровозы. Все они были на пике своего развития позднее.
Ведь даже первые опыты по беспроводному телеграфу с эйфелевой башни начали в 1903, а радиопередачи с начала 20 годов.
И опять таки — повторю вопрос, флэшка, это стимпанк??? А копмутер? А клавиатура? А мышь? А ведь это одни из самых распространенных стимпанковских моддингов. Стимпанк, это не историческое моделирование периода викторианской англии, это дух другой эпохи выраженный в предметах, устройствах и вещах. А то скрывается в этих предметах, будь то часовой механизм из часов 19 века или грузик из метиорима которому миллионы лет или двух ядерный процессор 21 века это уже не столь важно, главное, чтобы у предмета был дух стимпанка.
Да, и для меня стимпанк в 1904 году действительно заканчивается, только не надо меня жалеть. Вся прелесть для меня — именно в нарочито-примитивной, несовершенной, грубой технологии паровых машин, дирижаблей и аэропланов. Пока она несовершенна, есть пространство для фантазии… Вообще что-то совершенное попросту неинтерсно. Ну, и разумеется, для меня стимпанк — это, далеко не в последнюю очередь, викторианская эпоха, которая к тому времени уже закончилась.
Однако, несмотря на взаимоисключающие мысли, ничего плохого в лампах накаливания в стимпанке не вижу. Опять таки имхо.
Механические часы хороши тем, что они автономны, для их питания не требуются дополнительные источники энергии, кроме человека, для взвода пружин механизма. Представьте часы Викторианской эпохи, «воткнутые» в разетку. Абсурд! ИМХО.
Имхо каждый сам решет есть или нет.
Сорри!
В любом случае, критика- это хорошо. Рад отзыву. Всем отзывам!
А точки зрения они на то и есть, что-бы их обсуждать, и это не критика, а именно предложение диалога, ведь именно в процессе дисскусии выкристализовывается понимание как чужой, так и собственной точки зрения, а может статься, что она притерпит и определенные изменения. :)
С уважением…
Лично я ценю здесь именно атмосферу, она выгодно отличается от прочих, с позволения сказать ресурсов, где хамство и мат -норма (это не к Вам, а просто пример)
Спасибо.
Один из лучших постов. Спасибо.
Но всё же хочу заступиться за электричество: электрические часы в викторианскую эпоху существовали, не всегда воткнутые в разетку, часто с гальваническим элементом, вот примеры:
ну и не надо считать технологии стимпанка грубыми, очень всё неоднозначно было даже в механике.
Кстати, я часто сталкивался с верхней границей стима в 1914г.
Иначе дирижабли будут атрибутом дизеля, а стиму останутся только воздушные шары и змеи.
Если вам нужна чёткая граница, то могу предложить: Стимпанк — устройство постоянного тока малой (относительно) мощности. Переменный ток и высокие мощности — это дизельпанк.
Сами подумайте, какая мощность нужна для освещения даже неболшого поселения или крупного здания и завода? А ведь менно электрическое освещение стало спасением от огнеопасного и вредного газового.
Имхо граница стимпанка размазана, по одним технологиям она забирается даже до конца 40 годов XX века, по другим держится в дореволюционном периоде. Каждый раз надо подходить к технологии или предмету индивидуально и решать для себя, что это, стимпанк или нет.
Как я уже писал, стимпанк это не историческое можелирование некоего фиксированного периода истории земли или даже европейской цивилизации. Стимпанк, это скорее моделирование эпохи и состояния технической революции, начала и процесса индустриаизации и связанных с этими процессами взаимоотношениями людей, предметов и технологий.
С уважением…
Helgi Я тоже согласен с вами, но некоторым людям нужны какие-то опорные точки.
Киберпанки пожизневые! :)
пока не решил что я люблю больше…
не могу найти правильные слова и так же напишу "+1"=)
З.Ы. Самые запомнившиеся мне часики сделал фотохудожник и скульптор из Греции)Тоже такие хачу)
Вобщем, мои конгратуляции автору! ;)