В блоге одежда, как и в произведениях на тему стимпанка неоднократно упоминаются кринолины, как непременный элемент женского туалета. Но как я понял мало кто представляет себе в действительности что такое этот самый кринолин. Так вот решил внести ясность в этот вопрос.
Происходит кринолин из панье, как кульминация его развития. Про панье:
Панье (фр. panier — корзина) — каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке.
Каркас — панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали это впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету. К концу 1780 гг. панье выходят из моды, их заменяют фо-кю (faul-cul) маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади.
«Кринолин» – это французское слово, полученное от объединения слов crin (конский волос), и lin (плотный лен). Первоначально в XVIII веке термин «кринолин» (crinoline) относился к специальной ткани для пошива жестких нижних юбок с таким же названием, для которого использовали конский волос в переплетении с льняной или хлопковой нитью. Однако революционные веяния в конце столетия, повлекшие за собой смену мод, смели былую пышность и вычурность нарядов. Предпочтение было отдано «общипанному костюму» (как позже называли его потомки былых модниц и модников), подчеркивающему линии естественной красоты, на античный манер.
4 июня 1840 г. в Париже предприниматель Удино (Oudinot) регистрирует первый патент на ткань кринолин, получившую свое второе рождение. И уже очень скоро немалое число мануфактур берется за изготовление этого материала. Новую нижнюю юбку – кринолин – носят на протяжении 1840–50-х гг. Она имеет различную длину, но чаще опускается до колен или чуть ниже. Поверх корсета такая юбка надевается первой, затем наступает черед остальных. Материалом для юбок служат белые хлопчатобумажные ткани. Вначале повязывают простые юбки, обшитые несколькими рядами горизонтальных оборок. Последняя нижняя юбка могла быть отделана вышивкой и кружевом.
В середине 1850-х годов в связи с тем, что юбки продолжают расширяться и кринолин уже не справляется с поставленной задачей, появляется новая нижняя юбка, в которую вшиваются обручи, сделанные из стали или китового уса. Она была удобнее прежнего кринолина и сохранила за собой его название. Шьется такой кринолин из коленкора или шерстяной материи в полоску.
С изнанки, в десять или более рядов подшивается тесьма шириною в палец. Меж юбкой и тесьмой пропускаются специально изготавливаемые для кринолинов стальные полосы, т. н. пружины.
В середине 1860-х гг. параллельно существовали кринолины двух видов. Для повседневных платьев, не таких пышных, необходимы совершенно круглые и маленькие кринолины. Их делали узкими у талии и постепенно расширяющимися к подолу, по форме напоминающими воронки. В довесок они были еще и короче тех, которые надевали под нарядные и вечерние платья с хвостом. Вторые же кринолины, предназначенные для парадных туалетов, отличались пышностью, длиной и выдающимся сзади углом для поддержания шлейфа.
Сверх такого кринолина надевается белая перкалевая нижняя юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. К длинному платью с шлейфом надевается такая же скошенная юбка с хвостом, немного короче самого платья. Ее отделку составляют вышитые или кружевные прошивки, а также плоеные или простроченные оборки. Белая нижняя юбка остается частью исключительно домашних и бальных туалетов: скрытая длинным подолом, окончательно она исчезает, вытесненная укороченными платьями. Самыми удачными расцветками для уличных юбок считаются синий и лиловый цвет, а самыми смелыми и рискованными на тот момент – розовый, красный и зеленый.
Постепенно кринолин изживает себя. На рубеже 1860–70-х годов его популярность падает, уступая место турнюру.Однако он не был вытеснен окончательно и сразу. Небольшие, узкие кринолины из стальной проволоки продолжали носить вплоть до середины 1870-х годов, а затем еще раз они появляются около 1880 г.
31 комментарий
Статья хорошая, правда ждал такую статью от девушки.
Но что-то девушки про кринолины писать не хотять…
На самом деле ничего удивительного. Любимые женские вещи, такие, как наряды, парфюм и украшения, до безумного XX века изготавливали мужчины. Женьшина в исключительнейших случаях могла быть портной, а вот ювелиром или парфюмером — нонсонс. К слову, они вообще не работали (кроме низших сословий), этим занимались мужчины.
Каждый по-разному. Новый тип кринолина (последнее фото) практически невесом. Оригинальные исторические модели немного тяжелее. Плюс зависит от самой ткани платья. Общий вес примерно как современного свадебного платья (точно в килограммах не скажу, у знакомых невест можно поинтересоваться).
На самом деле весь наряд весит не очень много, и ни в какое сравнение со стальным панье.
опять-таки, насчет «почти невесом» и «весит не очень много». моя лучшая подруга — портной, периодичски шьет на заказ косплеи, свадебные платье и тп. так вот, я у нее вместо манекена, и могу точно сказать, что «практически невесом» весит от трех кг и дальше, в удачных случаях это 10 кг на нежные девичьи бедра. кольцами!!!
пластик или какой-то легкий металл, его еще в качестве косточек бюстгалтера используют — название не помню, хоть убейте( а весит столько ткань, со всеми воланами и вышивками (стекло же все-таки, бисер).
если сверху нет толпы воланов, которые скрывают торчащие из-под ткани кольца (и весят, опять-таки, немало) — то использует две или три. а что делать, некрасиво смотрятся эти «кости».
А если вообще заменить кольца нижними юбками? Как в платьях готик-лолит) Там совсем не используются кольца, но юбочки очень пышные и как раз в форме «колокола», как кринолины. Шьются эти нижние юбки довольно просто, правда, требуется много сетки или другой ткани. Сетка просто весит меньше всего и форму лучше держит)
пробовали. тогда требуется для придания нужного объема по 10 пышных подъюбников, и в сумме это выходит опять-таки тяжелее, чем кольца и два-три подъюбника непышных.
ну, значит, наши доблестные труженики продаж втюхивают нам ригилен под видом пластикового уса. потому что через неделю этот материал начинает гнуться и ломаться, из своего корсельета, напрмер, я вытащила кости в форме буквы М. обидно, блин((
Ну это смотря как эта штука выглядела) Ригилен — это такая полоса тканая, в которую вставлены мелкие пластиковые струнки. Он да, бяка. У меня в первом корсете стоял, переломился и распорол ткань.
А пластиковый ус — это цельная пластиковая палочка либо полоска.
вот были палочки. но они сначала переломились надвое в двух местах, распороли ткань и впивались в кожу. потом остальные кости изогнулись в 3 угла по 90 градусов, и носить вещь стало невозможно. сменила на ортопедические железные кости и радуюсь жизни.
31 комментарий
Но что-то девушки про кринолины писать не хотять…
Статью сами писали?
Хотя, к сожалению не так часто, как хотелось бы парням, да и самим девушкам, наверное.
Почёт и уважение автору.
На самом деле весь наряд весит не очень много, и ни в какое сравнение со стальным панье.
А пластиковый ус — это цельная пластиковая палочка либо полоска.