Клепка осей шарниров

Давно собирался добавить свою каплю в копилку обобщенного опыта про клепку.
Хотя клепка и относится по слесарной классификации к неподвижным и не подлежащим разборке соединениям, но бывают задачи, когда головку типа заклепочной нужно оформить на оси шарнира:
Клепка осей шарниров
Ну и конечно хочется, чтобы соединение легко шевелилось, но не имело люфтов.

Вот например, в зажигалке имеем целых два таких узла: заклепка-ось открывания колпачка зажигалки, и ось колесика кресала:
Клепка осей шарниров
Клепка осей шарниров
Стандартная ошибка — нанесение сильного удара вдоль по оси штифта. Это 100% приводит к его искривлению в канале:
Клепка осей шарниров
Чтобы избежать этого, во-первых, молоток должен быть легким. Тут конечно легкость — понятие относительное, и зависит от диаметра оси. Для 8-мм оси «легким» будет 100-граммовый молоток, а для 2-мм нужен «часовой» молоточек, весом 30-40 гр.Короче, фишка в том, что энергии удара должно хватать для местной, локальной деформации металла, и недостаточно для общей деформации всего стержня.
Лучше, если поверхность бойка не плоская, а выпуклая. Тогда контакт бойка с объектом происходит по меньшей площади, и значит легче создать локальную деформацию.
И наконец, третье. Удар наносим в край цилиндра. В сильно увеличенном виде это должно выглядеть так:
Клепка осей шарниров
Молоток держим легко, как скрипач свой смычок, не зажимая в кулак. И не вбиваем металл вперед-от бойка-вглубь, а как бы со скольжением бъем, «размазываем», и еще все время меняя наклон ударов, чтобы деформируемый край не вминался, а в сторону отгибался.
И чередуем, одна сторона цилиндра — другая, потом крест-накрест, и т.п.:
Клепка осей шарниров
А если головки надо сформировать на обоих сторонах штифта, то еще и переворачиваем верх с низом, то с одной стороны постучали, то с другой. Лучше, чтобы противоположные головки формировались равномерно и симметрично. А не вначале одна, потом вторая.
На самом деле это словами долго объяснять, а в реале металл «течет» и принимает форму быстро.
На самом деле я и «обычные» заклепки, в неподвижных соединениях, в такой же манере формую. А после достаточного «расползания» металла головки, окончательно двумя-тремя сильными ударами вдоль оси, осаживаю до плотного сжима деталей.
Освоившему эту технику, становятся не нужны всякие приспособления для формовки заклепок из проволоки, я просто кусаю проволоку в размер, и сразу клепаю. Причем, это касается не только заклепок впотай, но и полукруглых тоже. Просто с полукруглыми, финишный удар наносится через формирующую оправку, с лункой на торце.
Для опытных слесарей это конечно не новость, но новичкам возможно будет полезно.
P.S.
Вот, примерчик отснял. Штифт, латунь 2 мм, умеренно жесткая (присадочный пруток). Без отжига. Просто держу стоямя на наковальне, две минуты легкого дятлинга.
Клепка осей шарниров
Клепка осей шарниров
Клепка осей шарниров
Обратите внимание на обратный торец, который опирался на наковальню. Массой стержня можно пренебречь, поэтому можно считать, что тот торец подвергался ударам той же силы, что и верхний. Однако, металл там деформировался намного меньше. Почему? Разница в площади удара. Снизу латунь встречалась со сталью всей плоскостью торца стержня. А сверху удары наносились все время в разные точки.
Молоточек вот такой, вес боевой части 50 гр, боек выпуклый.
Клепка осей шарниров
Это для такого диаметра штифта даже несколько перебор, лучше было бы еще более легкий инструмент иметь.

12 комментариев

avatar
Спасибо!!! Полезно.
  • Rico
  • 0
avatar
В копилку полезных статей
avatar
не могу приспособиться: какой длины отрезать проволоку, то длинная получается, то коротковатая. Поделитесь опытом как правильно.
avatar
Четких правил нет, это именно на зоркий глаз и опыт отмеряется. Зависит от формы головки, которую вам требуется сформировать. Но обычно, уже на второй заклепке из серии, становится понятно, попал или промахнулся. И если промахнулся, то в плюс или в минус.
avatar
Не маловажным для заклёпок является отверстие.Стержень заклёпки должен вставляться в отверстие плотно, чтобы не согнулся при расклёпывании.
avatar
Вот как раз, если бить как я описал, то правильную заклепку можно сформировать и в просаженном отверстии, с люфтом. Да что там, вообще без отверстия, можно голый стержень так обстучать, что на нем образуется ровная красивая шляпка.
avatar
Конечно получится ровная и красивая шляпка.Но изначально разговор был о соединении деталей методом клёпки.
avatar
Изначально разговор назывался «клепка осей шарниров», что как бы намекало на подвижность соединения.
avatar
Весь пост в разрез с тем, чему учили на войсковом ремонте. :-) Но самое смешное, что все правильно. Для подвижных соединений все так и делается, для клепаных швов все с точностью до наоборот.
avatar
Сомневаюсь, что в пособиях по войсковому ремонту учат, как делать заклепки их кусочков гвоздей, проволоки, и прочих подножных матеориалов, скорее там все-таки по уставу положено с готовыми промышленными заклепками работать?
А в нашем деле упор все-таки на работу с материалом без головок. И другие соотношения, диаметр/длинна стержня. Когда длина близка к диаметру («короткая» заклепка для соединения листового материала), то бить можно и в торец, все одно её сгибаться некуда, вширь потечет. А длинный стержень, у которого длинна во много раз больше диаметра, ведет себя совсем по-другому. От этого и другая техника расклепа, «неуставная» :-)
avatar
Да, заклепки там стандартные, из разных сплавов аюминия и железа. Самодельные из стальных трубок использовали для ремонта тяг управления. Метод их установки больше похож на развальцовку, чем на клепку.
avatar
спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.