Часовые механизмы самописцев - полная и необратимая разборка (часть 2).
Доброго времени Народу Мастеровому :)
Этот топик и видеоролик появились благодаря одной нашей знакомой Мастерице. Ей как-то понадобились латунные шестеренки для поделок в стиле стимпанка. Она даже спрашивала где можно купить такие шестеренки. Но тут в разговор вмешался наш опытный технический консультант Кот Кэш и напомнил, что у нас были в запасе списанные часовые механизмы, а это точно неплохой набор шестеренок.
Дальше дело за малым — разобрать механизм и продемонстрировать образцы деталей Мастерице.
В съемках использованы механизмы списанные по тем или иным причинам.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Топик содержит жестокие сцены суровой и необратимой разборки часовых механизмов. Материал не рекомендуется к просмотру техникам с тонкой душевной организацией и отсутствующими чувством юмора.
Итак, начнем разборку.
Сначала вскрываем упаковочную коробку часового механизма. В нашем случае, это будет часовой механизм для самописца МЧН.
Извлекаем часовой механизм из упаковочной коробки.
Снимаем скобу ленты самописца и заглушку с отверстия регулировки.
Откручиваем заводной ключ. Обратите внимание, что ключ сидит на левой резьбе. Значит, чтобы открутить, его надо вращать по часовой стрелке.
Переворачиваем механизм и снимаем центральную ось. Отворачиваем гайку крепления шестерни к оси.
Обращаем внимание, что на данных часовых механизмах встречаются оси двух типов. Эти оси взаимозаменяемы т.к. посадочные диаметры корпусов механизмов одинаковые.
Снимаем сменный триб.
Сменный триб зафиксирован на оси шплинтом. Разгибаем лапки шплинта и удаляем шплинт из отверстия вала.
Снимаем с ведущего вала сменный триб.
Шлицевой отверткой откручиваем 3 винта крепления крышки корпуса к основанию.
Извлекаем из крышки корпуса основание с часовым механизмом.
Отсоединяем часовой механизм от основания корпуса. Для этого откручиваем 3 крепежные гайки.
Снимаем часовой механизм с основания корпуса для дальнейшей разборки.
На верхней площадке часового механизма отворачиваем два винта крепления баланса и снимаем его.
На нижней площадке часового механизма откручиваем три гайки крепления.
Снимаем нижнюю площадку и извлекаем из механизма оси с шестеренками. Они легко выйдут все, кроме заводного барабана.
Снимаем с верхней площадки заводной барабан и шестерню храповика. Для этого извлекаем шплинт из оси заводного барабана.
Разбираем заводной барабан. Сначала снимаем крышку барабана, а затем извлекаем ось.
Извлекаем из заводного барабана пружину. Делать эту операцию следует осторожно т.к. пружина находится в сжатом состоянии.
Выпрессовываем оси из шестеренок.
Для этого понадобится шайба с отверстием по диаметру чуть больше, чем диаметр самой толстой части оси и обрезок трубы или тиски. Внешний диаметр шайбы должен быть больше диаметра обрезка трубы.
Помещаем шестеренку в шайбу, берем небольшой молоток и выпрессовываем ось из шестеренки. Удары по оси наносим аккуратно и легко, чтобы не погнуть шестеренку.
Таким методом освобождаем от осей все шестерни, снятые с механизма.
Вот столько шестеренок находится в одном часовом механизме самописца.
Приблизительные размеры диаметров шестеренок. Скажем честно, точно снять размеры мы просто неуспели т.к. рядом стояла Мастерица с очень загребущими руками :)
Демонтируем с верхней площадки собачку храпового механизма. Для этого нам понадобится кернер и молоток.
Выпрессовываем ось из верхней площадки и снимаем собачку храповика.
Выпрессовываем из верхней площадки шпильки и снимаем их и пружину собачки храповика.
Ну что же, основная часть часового механизма разобрана. Остается разобрать баланс.
Поскольку в балансе часового механизма все детали очень маленького размера, для его разборки понадобятся хорошее освещение и тонкие часовые отвертки с прямыми шлицами.
Ну и очки часовщика или увеличительное стекло тоже не будут лишними.
Вот так выглядит разобранный баланс. Годных для творчества шестеренок и деталей в нем много, но все они очень маленькие. На искусственных рубинах тоже не экономили в то время, но ювелирам эти камни будут неинтересны.
Вот и весь топик о разборке часового механизма самописца.
Нашей Мастерице для поделок шестеренки подошли. Да что там шестеренки-то, на самом деле она забрала все детали и при чем не с одного механизма.
А это видеоролик по мотивам топика.
Первая часть о часовых механизмах для самописцев тут
Фото побольше для второй части тут
В съемках участвовали фотомодели: технический консультант Кот Кэш, часовые механизмы МЧН.
Благодарим за внимание :)
26 комментариев
А я бы узел баланса не разбирал. Колесико само по себе не такое ценное для поделок, а вот все вместе смотрится классно, можно прям так, в сборе использовать.
Скажу по секрету, что у нас остались еще механизмы и балансы в запасе, но Мастерица потребовала разобрать всё-всё, типа там у неё идеи пошли.
— Скажите, это склад? Тот самый?
— Да.
— Слава Богу. Я пока к вам попал. Ни вывески, ничего. Мне сказали, что здесь все есть. Я не верю, конечно.
— Что вам?
— Вот это я могу… вот это что?
— Сколько?
— Одну можно?
— Сколько?
— Полторы.
— Дальше.
— А у вас есть?.. Подождите, а можно с женой? Я мигом.
(М.Жванецкий)
Но больше всего мне понравился плакатик «Кто не работает, тот запчасть». Хорошо сформулировано, кратко, но угроза чувствуется. Типа вкалывай, иначе расчленим и на органы пустим.
К этому плакатику надо бы повесить ещё парочку в продолжение темы. Что-нибудь вроде «Кто не запчасть, тот вторсырьё» ну и в таком роде.
Мастерица случайно не та, которая плетёт кольчуги?
P.S. Смотрел иллюстрации несколько раз. Чувствую, что какая-то цепляет, вызывает смутные ассоциации, но что именно — не понимаю. Каждую детальку рассматривал очень внимательно, пока не понял.
Есть у меня такое кажбище, что корпус заводного барабана совместим с горелкой моей паяльной лампы и из него можно было бы выкроить заплатку. Хотя, наверное, толщина металла меньше, чем у лампы.
Все верно, приходилось в свое время обучать людей в дружественных банановых странах пользоваться некоторыми техническими устройствами. Отсюда и такая профессиональная деформация в подаче информации. Ну, а там народ простой и им лучше разжевывать все секреты техники пошагово. Доходило дело до того, что на манер японских художников, приходилось рисовать что-то наподобие комиксов, плакатов и пиктограмм…
Да,Мастерица именно она самая, сейчас постепенно проникается духом стимпанка. Как знать, может и уговорю её показать что-то из работ и здесь. Заодно будет для нашего сообщества полезен свежий женский взгляд на работы. Ну, это если уговорю :)
По поводу паяльной лампы, так можно глянуть, что есть в запасах из латунных деталей. Только тут нужны размеры заготовки, чтобы пройти по толщине хотябы. Не обещаю точно, но может и найдется что-то подходящее, тогда поделюсь.
Такими примерно техническими устройствами? Меня обучали этому, но уже давно.
Раз страны банановые, то скорее Вьетнам, чем Египет. Хотя, наверное, вы давали подписку о неразглашении.
Спасибо, но в ближайшее время я этим заниматься точно не буду. Зима, в мастерской холодно, а в подвал меня жена с электроинструментом не пускает — слишком шумно. Дом старый, звукоизоляцию между подвалом и первым этажом пока не делали.
Но у меня теперь другая развлекушка, тихая. Понемногу совершенствуюсь в работе с кожей. Много методик и идей нашёл на этом сайте. Где-то прочитал, что надо сшить километр седельного шва, чтобы получалось идеально. Метров десять уже сшил. Сейчас намного лучше, чем в начале, но швы ещё далеко не прямые. Кожа — сложный материал, эластичный, тянется.
Вот сейчас из обрезков сумки делаю:
Пока собираюсь дошить чехол, а потом сделать всякие навороты и прибамбасы. Тиснение моих инициалов, ремешки — подвеску на пояс и через плечо, крепилку для маленького футляра со стаканчиками, кармашек для ножика со штопором. Но, думаю, терпения не хватит. Тем более что я уже много лет практически не пью, так что фляжку с собой носить не буду. А для подарка качество не очень, швы кривоваты.
Кожа — это дело интересное, тут можно здорово увлечься, не заметишь как среди инструментов появится «солдатка» и много всяких приспособ.
Главное не забывайте показывать свои работы тут :)
Во-первых, качество пока средненькое. Во-вторых, не стимпанк.
Собрал несколько ножей, к ним сшил ножны. Один комплект с обвесом — подвес горизонтальный и вертикальный, петелька для огнива, чехольчик для походной точилки. Ножны с деревянным вкладышем. Ничего оригинального, таких в сети множество.
Сшил несколько ремешков для карманной Молнии, переделанной в наручные часы. Каждый следующий получился чуть лучше предыдущего. Точнее, первый был совсем кошмарным, второй чуть менее страшным, начиная с пятого в принципе уже можно носить, если сильно не приглядываться.
Нож с обвесом и ремешок. Швы кривоваты, немного ошибся с длиной ремешков и т.д. Но в общем и целом я более-менее удовлетворён. Ещё три ремешка других конструкций и цветов.
Так что, как видите, хвастаться особо нечем.
Как раз умение видеть в своих работах не только достоинства, но и недостатки — это и есть путь мастерства, где достоинства развиваются, а недостатки устраняются. Возможно, что спустя километры швов и гектары кроя, эти работы покажутся наивными и некультяпистыми, но это ваши честно наработанные ступеньки к мастерству.
Ну, а показать свои работы, пусть и не в тематику стимпанка, это тоже полезно :)
На самом деле я не слишком быстро пишу тексты. Так что если и опубликую, то не очень скоро.
Но топики будем ждать :)
Думаю, отберу пару десятков более-менее подходящих и подготовлю очередной обзор. Наверное, последний, у них заканчивается халява в первое воскресенье месяца.
Схема выпрессовки понравилась. =)
всегда беременнойс шестеренками)))