Рассматриваем 110-летний светильник.
Недавно довелось мне ремонтировать латунный светильник очень солидного возраста. Я с большим удовольствием рассмотрел его устройство, сделал фотографии, и хочу рассказать об увиденном.
Предыстория. Наиболее вероятная дата появления этого предмета — 1913 год. Именно в этом году был построен дом, в спальне которого светильник провел свои первые полвека. В 1978 году дом был снесен. И вторые полвека светильник провел в прихожей обычной городской квартиры.
За прошедшие годы он потерял оригинальный плафон, обзавелся стандартным карболитовым электропатроном (который, в свою очередь, успел рассыпаться от перегрева), и почернел настолько, что стало трудно разглядеть благородную латунь.
Было решено светильник почистить и отремонтировать. После чистки и полировки можно посмотреть, как были устроены электроприборы век назад.
Основание отлито из чугуна. В нем есть три отверстия — два для крепления, и одно, видимо предназначенное для пропускания электрического провода. При этом отверстие для провода отсутствует в декоративном колпаке, поэтому можно предположить, что чугунная отливка — некая унифицированная деталь.
В основание ввернута обычная стальная шпилька, на которую приворачивается подвес абажура.
Но перед этим на основание надет латунный декоративный колпак.
Подвес состоит из латунного основания, на который приклепана вилка из латунной ленты. Профиль ленты не прямоугольный, а с утолщенной центральной частью. На концах вилки приклепана скоба с резьбовым отверстием. Все три чести вилки могут свободно вращаться вокруг заклепок.
Держатель плафона состоит из двух, также склепанных между собой, частей. К скобе он привернут латунной трубкой, через которую проходит провод, и на которую приворачивается электропатрон.
Наконец, сам плафон фиксируется тремя винтами с накатанной головкой. Один из винтов не сохранился, вместо него был ввернут обычный винт с резьбой М3. Резьба у оригинальных винтов отличается от современной.
Чтобы не разбирать конструкцию лишний раз, я изготовил деревянное основание, предназначенное для подвески на стену.
Уже на это основание была привернута «историческая» часть.
Электрический провод и патрон для лампочки намеренно выбраны современные, чтобы не было сомнений в их электробезопасности. Интересно то, что резьба патрона подошла к резьбе на столетней латунной трубке. Советский же карболитовый патрон имел больший диаметр посадочной резьбы, и был некогда навернут через прокладку.
Наконец, в патрон была ввернута филаментная светодиодная лампа и установлен плафон. Я посмотрел несколько старинных электротехнических каталогов в Интернете, но не смог определиться, как должен выглядеть аутентичный плафон. Поэтому установил обратно тот, который использовался в светильнике до ремонта.
Предыстория. Наиболее вероятная дата появления этого предмета — 1913 год. Именно в этом году был построен дом, в спальне которого светильник провел свои первые полвека. В 1978 году дом был снесен. И вторые полвека светильник провел в прихожей обычной городской квартиры.
За прошедшие годы он потерял оригинальный плафон, обзавелся стандартным карболитовым электропатроном (который, в свою очередь, успел рассыпаться от перегрева), и почернел настолько, что стало трудно разглядеть благородную латунь.
Было решено светильник почистить и отремонтировать. После чистки и полировки можно посмотреть, как были устроены электроприборы век назад.
Основание отлито из чугуна. В нем есть три отверстия — два для крепления, и одно, видимо предназначенное для пропускания электрического провода. При этом отверстие для провода отсутствует в декоративном колпаке, поэтому можно предположить, что чугунная отливка — некая унифицированная деталь.
В основание ввернута обычная стальная шпилька, на которую приворачивается подвес абажура.
Но перед этим на основание надет латунный декоративный колпак.
Подвес состоит из латунного основания, на который приклепана вилка из латунной ленты. Профиль ленты не прямоугольный, а с утолщенной центральной частью. На концах вилки приклепана скоба с резьбовым отверстием. Все три чести вилки могут свободно вращаться вокруг заклепок.
Держатель плафона состоит из двух, также склепанных между собой, частей. К скобе он привернут латунной трубкой, через которую проходит провод, и на которую приворачивается электропатрон.
Наконец, сам плафон фиксируется тремя винтами с накатанной головкой. Один из винтов не сохранился, вместо него был ввернут обычный винт с резьбой М3. Резьба у оригинальных винтов отличается от современной.
Чтобы не разбирать конструкцию лишний раз, я изготовил деревянное основание, предназначенное для подвески на стену.
Уже на это основание была привернута «историческая» часть.
Электрический провод и патрон для лампочки намеренно выбраны современные, чтобы не было сомнений в их электробезопасности. Интересно то, что резьба патрона подошла к резьбе на столетней латунной трубке. Советский же карболитовый патрон имел больший диаметр посадочной резьбы, и был некогда навернут через прокладку.
Наконец, в патрон была ввернута филаментная светодиодная лампа и установлен плафон. Я посмотрел несколько старинных электротехнических каталогов в Интернете, но не смог определиться, как должен выглядеть аутентичный плафон. Поэтому установил обратно тот, который использовался в светильнике до ремонта.
16 комментариев
Винты держащие плафон отличаются более мелкой резьбой потому, что с обычной резьбой можно не рассчитать усилие и пережать плафон, тем самым повредив его. Это обычная практика.
«Электрический провод и патрон для лампочки намеренно выбраны современные, чтобы не было сомнений в их электробезопасности.» — это вообще что? Оправдание того, что на старый светильник, с целью реставрации(!), припиндюорили белый (!) пластиковый патрон и такой же шнур, который смотрится как нечто чужое? Сейчас можно найти любой шнур и уж тем более новый карболитовый патрон, даже советский. А вы даже не потрудились прикрыть как-то неродные и чуждые этому светильнику запчасти.
Плафон совсем дешманский. Да, при советах делали подобное, но были и простые, но красивые плафончики. Этот из разряда совсем стрёмных. Я такие обычно сразу в помойку отправляю.
Вы меня извините за резкую критику, но блин… Это фигня, а не реставрация или там обновление. Совсем некрасиво и непонятно зачем делалось. И непонятно зачем это выложили в блоге помощи стимпанкерам. Чему тут учиться? Как не делать?
Еще раз извиняюсь за резкую критику…
Но провода и патроны всё-таки нельзя белые ставить, это ведь тоже несоответствие.
Если не реставрация, то плафон любой подойдет, но красивый или интересный :)
Кстати этих патронов на той же авито
хоть жопом ешьмножество и просят за них копейки.Плюс+
Именно такие патроны, настоящие по годам изготовления ( 30-40 годы прошлого столетия) мы используем ВО ВСЕХ своих лампах, коих сделали более 200 штук, в нулях я не ошибся ))
Здесь мы с моим соавтором Олегом лампы почти не размещали, но их можно найти в нете.
Но как раз одна лампа тут есть, ссылка ниже.
И там именно такой патрон, латунный с керамическими изоляторами. Прошу поверить — абсолютно безопасен и смотрится просто великолепно. касаемо провода — я промолчу ).
steampunker.ru/blog/humor/13847.html
Не надо так!
Вот моя старинная настольная лампа. Я как вы, возраст определять не умею, поэтому не знаю сколько ей лет. Никак не подберу к ней соответствующий плафон, уж лучше без него, чем абы какой.
Вот аутентичный патрон, он еще 100 лет прослужит, на современный не поменяю.
Ну и аутентичный выключатель.
От оценки воздержусь. Плюс ставить не за что, а минусы я никогда не ставлю.