Техника ротационного выдавливания. Флешка-субмарина.
Любимая техника, выдавливаем сложные тела вращения из листа на токарном станке. После каждого сдвига края диска на 3-5 мм влево — отжиг. Нужен опыт, чтобы угадывать, сколько деформации металл способен выдержать без образования разрывов и складок:
Кроме того, нужно чувствовать, какие движения ролика вызывают растяжение металла заготовки, а какие — наоборот, сжатие. Тянется металл ессно, намного охотнее. Но свежеотожженые медь и латунь можно и сжиматься заставить, если по-чуть-чуть. А если только растягивать, то стенки стакана получатся слишком тонкие, намного тоньше чем исходная листовая заготовка. В идеале, надо раскатать с минимальным изменением толщины.
Отрезаю лишнее:
Хотя на самом деле это очень даже не лишнее, а специальный технологический припуск, стабилизирующий стенку стакана в процессе вытяжки и не дающий образоваться гофрам.
Исходный диск и полученный стаканчик:
Сейчас ротационка занимает исчезающе малый сегмент металлообработки. Нет даже литературы, мне по западным роликам с Ю-туба пришлось основы улавливать, когда начинал эксперименты. А в до-электрическую эпоху, когда токарные станки приводились в действие задней ногой токаря, ротационным выдавливанием делалось огромное количество изделий, едва ли не больше чем классическим обтачиванием металла резцом. Причина, надеюсь, понятна, усилие требуемое для пластической деформации тонкого металла, намного меньше чем усилие для резания из болванки. Выкатывалась посуда от простейших тарелок до шедевров вычурности, составные части ламп, кальянов, всякие круглые коробочки, наперстки… А потом все вытеснила классическая штамповка, как менее капризный процесс, не требующий интеллекта от оператора.
Спаиваю два стаканчика в «бочку»:
Корпус лодки задуман сплющеным с боков. Заливаю в бочку воду, затыкаю отверстие зубочисткой.
И сплющиваю корпус молотком на наковальне:
Малый колпачок, заготовка для рубки:
Ступица гребного винта:
Лопасти гребного винта:
Все детали спаяны и отшлифованы:
Дальше поэкспериментировал с патиной. Вначале как обычно, почернил в р-ре серной печени. Отполировал. Повесил в банку с аммиаком. Получил ярко-синие разводы, цвета кристаллов купороса. Смывающиеся щеткой. Не понравилось, прогрел горелкой. В итоге получилась мощная темно-коричневая патина такой прочности, что её уже полировка с пастой ГОИ не снимает:-)
Оставил, пусть будет так.
Как ни странно, даже при подвешивании на цепочку неплохой баланс у вещи получился:
Винт, ессно, крутится.
Все, спасибо за внимание :-)
44 комментария
А головастик водонепроницаем?.. было бы логично.
В любом случае плюсую… это что то новенькое.
-Не надо ничего морозить, и так на улице не май месяц:-) В компании им веселее будет.
Кстати выгодно смотрится на фоне всехвсех субмаринок «из-баллончиков»
Как по мне — довольно-таки не простой способ изготовления.
+!
Я себе токарный станочек прикупил «школьный» за недорого…
Как раз, с расчетом именно на вытяжку. Хочу клаксон попробовать сделать.
Можно увидеть весь ролик с рукояткой?
По клаксону: вот этот ролик видел?
www.youtube.com/watch?v=G5LqrMcq1QE
Меня на опыты с вытяжкой именно это зрелище сподвигло.
Скажите AleksSi, а для чего два разных химиката? +
Все чаще задумываюсь о том, чтоб разжиться станком токарным.
Но по-хорошему, конечно, я бы посоветовал просто скачать и изучить любое учебное пособие по токарному делу. К стимпанку это не относится :-)