Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено)

Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено)
Все наверное понимают, сколько плюсов дает в нашем деле овладение литейными технологиями. Можно быстро тиражировать всякие мелкие фенечки, которые врукопашную из куска выпиливать — запаришься. Однако, для полноценной микро-литейки требуется комплект достаточно громоздкого и недешевого оборудования. Инжектор для воска, печка для вытапливания\прогрева форм, центробежная или вакуумная литейная машина с вакуум-насосом. Плюс еще расходники для всего этого — правильный твердый воск, компаунды для резиновых форм, литейный «гипс», который надо сразу мешком покупать… Причем, освоив технику, все эти вложения надо как-то отбивать. То есть становиться полноценным, ежедневным литейщикм…
Вобщем, в тех нечастых случаях, когда мне было никак не обойтись без литья, я отправлялся на поклон к профессионалам.
А как было бы хорошо, если бы существовал способ обойтись без всего этого, и в тоже время отливать себе что-то мелкое по-мере необходимости… Без возни с воском и «резиновыми» формами. Пусть не с ювелирным качеством, пусть хотя бы чисто как заготовки, под последующую ручную обработку.
Поэтому огромный интерес у меня вызвала тема на Чипмейкере, с предельно незамысловатым рецептом смеси для литья «в землю». Перессказывать не буду, кому интересно может прочитать в первоисточнике:
www.chipmaker.ru/topic/105521/
Загоревшись попробовать эту тему, месяца два у меня ушло ушло на поиски нефти. Какой-то нефтепродукт мне в итоге все-таки принесли, но настоящая ли это нефть – фиг его знает. На обычную отработку очень похоже. Но тем не менее, я попробовал приготовить «формовочную землю». Получилось.
И тема для работы подвернулась, на которой удобно поэкспериментировать с литыми элементами: моя девушка захотела большую пряжку с фигурками лягушек.
Накачал с интернета годных фотографий для мастер-модели. Вырезал фигурку из оргстекла:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 2)
В кач-ве опоки для первых опытов просто отпилил два отреза профильной трубы.
Укладываю модель в опоку:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 3)
Заполняю землей:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 4)
Интересная субстанция. В разрыхленном виде — мягкая как пух. А в спрессованном становится жесткая как слежавшаяся под землей глина. Разворошишь — опять мягкая, как свежевыпавший снег. Утрамбовали, перевернули:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 5)
Накрыли второй опокой, и повторили процедуру засыпки. В итоге получилась форма из двух половин, в которой скальпелем прорезал литник и воронку для заливки металла. Мастер-модель аккуратно извлекается:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 6)
Собрал половинки на струбцине, и залил металл:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 7)
А вот это ошибка рецептуры, слишком много нефтепродуктов в смеси:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 8)
Соответственно, при контакте с жидким металлом выделяются горючие газы. Фиг бы с ними, но проливаемость подробностей формы ухудшается. Вобщем, несмотря на простоту рецепта, с подбором правильной пропорции пришлось повозиться.
А вот это уже удовлетворительный результат заливки:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 9)
Лью сплав серебра и меди 50 на 50, японцы называют такой металл «шибуичи». Довольно легкоплавкий, хорошо льется. Проявляет свойства и серебра и меди: на шлифе как серебро с легким розовым оттенком, а при нагреве интенсивно окисляется, как медь. Японцы на нем разные красивые цветные патины наращивают, а мне для начала достаточно и просто черной:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 10)
Вобщем, я доволен экспериментом, старинный способ доказал свою пригодность. Теперь можно будет украшать изделия разными несложными литыми элементами.
Готовая пряжка:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 11)
P.S.
Сварил в деревне правильную опоку, с точным соединением половинок на штифтах:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 12)
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 13)
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 14)
Опробовал, отлив несколько декоративных якорьков, для украшения зажигалок:
Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено) (Фото 15)

90 комментариев

avatar
На последней фотографии очень достойные результаты. Пошел читать.
avatar
Очень полезная информация! Спасибо!+
avatar
Эй! А как плавили, как заливали?
avatar
Газовой горелкой, в тигле. Расплавить, затем быстро и точно, одним движением, вылить металл в отверстие формы. Точность, скорость, минимальное расстояние полета струи. Иначе остынет, и не прольет все подробности формы.
avatar
А воздушник разве не нужно?
avatar
Что такое воздушник?
avatar
Или же выпор.
При литье в песчано-глинистые/песчаные формы, при неправильном тех.процессе, форма может взорваться от перегрева и расширения воздуха и газов.
Поэтом в другой части детали делают выпор, через который выходит воздух и остальные газы.
Для больших деталей или точного литья, должна присутствовать правильная литниковая система.
Подробней можно тут, но это так сказать базис.
abc.vvsu.ru/Books/p_tehnol_konstr_mater_1/page0001.asp
avatar
Плоскость разъема половинок формы, совсем не герметична. Она вполне справляется с ролью выпора.
avatar
Сделал для интереса форму с двумя газоотводными каналами. Отлил. Тоже самое, никакой разницы не заметил.
avatar
Там от чего-то зависит… то ли от металла, то ли от геометрии отливки.
avatar
а если попробовать следующее… утрамбовать в песок более сложную восковую модель.только без шва, не из двух половинок а цельно. а затем в печь на часок полтора при температуре около ста градусов.
интересно прогрев причинит ли вреда массе и испортит ли консистенцию песка вытекающий воск.
avatar
Да, испортит. Для этой технологии применяется совсем другая формомасса, и ее надо проаливать на 650-700 град перед заливкой, чтобы остатки воска испарились полностью. И обычно такое литье делают в центробежке или с вакуумом.
avatar
да я знаю про эту технологию, сам не раз формовал так… кстати дорогой формомассы можно избежать… просто мысль мелкнула… в друг сработает ))))
avatar
Интересная технология, спасибо! +
Форму не нагревали?
  • Trou
  • 0
avatar
Нет. Я так понимаю, у этого состава весьма низкая теплопроводность. Плюс, он слегка газит при контакте с жидким металлом, это тоже затрудняет теплопередачу.
avatar
Вот канал на Ютубе одного мужика из Америки, где он подробно, поэтапно и в деталях показывает как лить
www.youtube.com/user/myfordboy?feature=watch

Смотрел около полугода назад. Рукастый дядька.
avatar
Интересно… Спасибо!
avatar
Спасибо за статью. Материал интересен для домашнего использования.
Сам использую гипс и спецсмеси. Опоки разборные зажимаются струбцинами обязательно. Воск моделировочный с минимальной зольностью.
avatar
Опоки в ближайшую поездку в деревню буду делать по-взрослому, с фиксирующими штифтами и горлом для заливки.
avatar
Очень интересно, спасибо!
avatar
Действительно очень интересная тема, сам давно об этом думаю… Я, правда все собирался попробовать композитный состав из которого лепишь что хочешь и потом чуть ли не в духовке обжигаешь… Руки так и не дошли, пока… Эта технология, мне пожалуй даже больше нравится, и уж точно дешевле… +
avatar
Это вы про «metal claw», пасту типа глины, котораяпосле обжига в металл превращается? Дык, ода стоит дороже серебра. Мне 3 года назад подалили 20-граммовый пакетик, и с тех пор жаба не пускает, решиться и попробовать :-)
avatar
Ну вот и меня та же жаба держит...;))
avatar
Только не «metal claw», а «metal clay».
На днях как раз читал статью про 3Д-принтер который будет печатать подобной металлоглиной для производства моделей.
avatar
Полезно +
avatar
Очень интересны и статья, и материал по ссылке. Спасибо!
avatar
интересная инфа...+… в закладки.!!!
avatar
Алексей, там по ссылке видео. Очень много дыма. В вашем случае так же?
avatar
Не знаю, я не смотрел видео. На мой взгляд, весьма умеренно. Во-всяком случае, моя вытяжка справляется. Когда металл в шарики на куске древесного угля сплавляешь, дыма больше.
avatar
Спасибо, там много. После просмотра я бы в мастерской не рискнул.
avatar
Посмотрел (если конечно, мы об одном ролике говорим). Кол-во дыма соответствует кол-ву металла :-)
Большая отливка долго остывает. А ювелирное количество, через 3 сек уже не жгет землю.
avatar
С теплоемкостью согласен. Куда деваться. Еще обратил внимание что ваши лягушки облегчены. Что тоже влияет на скорость остывания.
Еще раз спасибо за ссылку. Лить пока не собираюсь но нефть поищу. :) Если попадет еще что то интересное ждем! :)
Успехов.
avatar
У меня есть большое подозрение, что обычная моторная отработка с успехом заменит эту нефть.
avatar
Я послежу за темой на chipmakerе. Там народ много чего пробует.
Есть знакомый по образованию разбирающийся в маслах. Попробую при случае с ним посоветоваться.
avatar
человечество занимается литьем уже не первую тысячу лет и придуманы сотни способов литья под разные задачи. НЕ желание и не умение пользоваться этим богатством говорит о том, что мы не обучаемы и изобретать велосипед с квадратными колесами наша любимая забава.
avatar
Алексей, спасибо за материал! +!
Полезная информация!
avatar
На здоровье:-)
avatar
Добавил фото готовой пряжки.
С шибуичи получился эпик фэйл, катастрифия. Слишком низкотемпературный сплав, практически не отличающийся по т-ре плавления от серебряного припоя. В след.раз буду знать, что вещи изнего надо без последующих паек делать. Или паять опять-таки ПОС-ом.
Короче, на мельх. пластину мои лягушки припаялись нормально. А вот когда стал собратной стороны пряжки паять скобу для ремня, потекли…
Пришлось начинать все сначала. Отлил еще четыре, из более высокотемпературного металла. И обратную сторону пряжки смонтировал ДО посадки лягушек, а не после:-)
avatar
Красиво получилось!
В серёдку что то просится.
Контур середины напоминает мальтийский крест! :))
avatar
Думал насчет середины. Отказался. Любой объект будет оттягивать внимание от лягушей.
А так, они не с объектом общаются, а друг с другом :-)
avatar
А если в форме сделать несколько углублений обычной проволокой так, что бы после отливки, на обратной, плоской стороне отлитого изделия получились несколько штырьков. Затем, уже после доводки, изделие просто приклепать с обратной стороны пряжки… получилось бы?
avatar
Да, конечно получилось бы.
avatar
Вот Вам и более лёгкий и при этом довольно надёжный путь :)
avatar
Надежный в плане нерасплавления — безусловно. Легкий ли в плане трудоемкости — не уверен.
Поверхность пряжки слегка выпуклая. задняя поверхность лягушки после отливки — плоская. Я слегка припасовывал их напильником, и при пайке щель окончательно скрывалась затекающим припоем. В результате пряжка с лица смотрится как одна деталь. Припасовывать с торчащими штырьками, обходя их, трудоемче раз в 10.
Клепать, чтобы при этом не осталось следов на лицевой стороне лягушки, тоже не запросто. Нужна свинцовая подкладка…
Хотя как вариант, можно на этих штырьках нарезать резьбу М3, и закрепить лягушек безударным способом, гайками :-)
Вобщем, как всегда, то что кажется на первый взгляд простейшим способом, на самом деле оказывается и не просто, и не быстро.
На самом деле, знай я точно, что не смогу припаять твердым, посадил бы их на ПОС.
Такое изделие как пряжка ремня, пайку ПОС-ом вполне допускает.
avatar
Не вижу особой трудоёмкости в припасовке, ведь можно заранее просверлить отверстия в нужных местах и штырьки мешать не будут. Подгонка детали к основе для Вас, как для ювелира, задача так же не самая трудоёмкая. Мой знакомый ювелир подгоняет так, что и зазор можно рассмотреть только через лупу, а после подвальцовки краёв зазоры и вовсе пропадают.
А клёпка вообще задача одна из самых лёгких… Я иногда клепаю просто на руке или просто, как у нас принято говорить, на коленке и всё довольно хорошо прижимается… было бы желание.
Стал ловить себя на мысли, что становлюсь больше сторонником клёпки нежели пайки… стимпанкерею однако :)))
avatar
Подгонка детали к основе для Вас, как для ювелира, задача так же не самая трудоёмкая
— А я разве написал, что самая? :-) Конечно не самая. Я только написал, что пайка для меня, в моих конкретных условиях, с моими навыками и доступными инструментами, для данной конкретной работы, представляется более предпочтительной. По комплексному параметру время\трудоемкость\внешний вид в результате.
Не исключено, что в другом изделии мне покажется более оправданным иное решение. А пока — так.
avatar
Не самая, да и совсем не друдоёмкая…
Я только написал, что пайка для меня, в моих конкретных условиях представляется более предпочтительной.
Вам ли жаловаться на условия :)
Нифига не нашол где Вы это писали. Как о единственном Вами опробованном способе, это да.
Ну да ладно, здесь действительно каждому своё :)
avatar
Нифига не нашол где Вы это писали
— Ок. Прошу вас, давайте на будущее так уговоримся:
Каждый раз, когда я описываю какую-либо примененную для создания изделия технологию, это она и есть. Та, что по совокупности всего-всего (наличия инструментов, материалов, моих навыков, скорости процесса и т.п.) — была мною признана предпочтительной.
Не «от балды», первый пришедший в голову способ, а как правило, избранный путем медитации из нескольких вариантов. По комплексу параметров. В данном моем конкретном случае, выбранный как оптимальный для этой моей конкретной задачи.
Ок? :-)
Вам ли жаловаться на условия
— Никто не жалуется на условия. Но какие бы они не были, хорошие или не очень, но они есть, как данность. Как набор рамок, исходных условий, влияющих на способ решения задачи.
Человек с другими условиями, ту же самую задачу решит по-другому… И тоже будет прав…
Блин, какие-то я совсем очевидные вещи пытаюсь объяснить…
avatar
Ок?
Ну да ладно, здесь действительно каждому своё :)
Ok. :)
Прошу Вас, не вскипайте… Я ни коим образом не хочу Вас задеть и обидеть.
Просто лично для меня, по крайней мере сейчас, лучше и легче, и уж тем более эстетичней чем припаять обычным ПОС-ом, прикрутить деталь или приклепать, вот я и предложил способ, всего навсего :)
Уж тем более я на нём не настаиваю, а только привёл аргументы почему способ клёпки по трудоёмкости примерно одинаков с пайкой, другое дело предпочтения, но это уже совсем другая история.
avatar
Да ладно, «не настаиваю»! :-) Я уже чувствую себя немного как Соловей-разбойник, к которому докопался Илья-Муромец, «Не так сидишь, не так свистишь...». Легче и эстетичней клепать для вас — ну и клепайте на здоровье, кто же против?
Вот обратите внимание, я вам — верю, безоговорочно и без споров. Не пытаюсь переубедить, не видя ни мастерской, ни инструментов, вообще ничего о вас ни зная, что вы избрали не оптимальный способ, и на самом деле надо не клепать, а… клеить на поксипол, например.
А вот вы мне никак аналогичной свободы оставить не хотите, почему-то. Видимо, все-таки не верите :-)
avatar
Что же Вы всё так близко к сердцу принимаете и на свой личный счёт?
Вы опубликовали топик в блоге «Мастерские / В помощь стим-мастеру», следовательно и мне так же в помощь. Затем, здесь же, пишите о том, что что бы хорошо припаять твёрдым припоем следует угадать с пропорциями сплава выплавляемого изделия. Я предложил способ, который исключает рулетку с пропорциями металлов и последующую пайку ПОС-ом всё для тех же мастеров которые читают подобные топики. Ведь если подумать, то в Вашем лице я, по сути, обращаюсь и к мастерам.
И верю я Вам точно как и Вы мне, и на свободу путей решения задач не претендую… всего лишь предложил клёпку как альтернативу пайке всё для тех же мастеров. Ведь читая наши с Вами комментарии у мастеров появится выбор.
Если я чем-то Вас обидел, то отнюдь нехотя этого и прошу прошения.
А мастерской у меня небыло и нет, впрочем как и набора профессиональных инструментов… руки мой инструмент :)
avatar
Как-то это на мой взгляд, сильно замороченно :-) Писать по форме — мне, а по содержанию — другим мастерам, «в моем лице» :-))
avatar
Нет, в Вашем лице, как оппонента, косвенно ко всем чтающим и черпаюшим для себя наиболее удобные и интересные моменты.
Как раз из таких вот рассуждений и обсуждений различных вариантов путей решения зачдач и рождается каждому своя истина. А это так же можно назвать помощью мастерам.
Дискутируя, мы с вами добрым делом занимаемся :)
avatar
И все же, поймите, дискуссия подразумевает определенное доверие к оппоненту. Если я говорю, что для меня способ А предпочтительнее, чем способ Б, хотя бы потому что дольше, значит для меня это так и есть. А вы, то ли меня, то ли еще кого-то, пытаетесь переубедить. Типа, «нет, на самом деле способ Б быстрее и проще! Я видел знакомого ювелира, он очень быстро способ Б делал, 5 сек и готово!»
Смешно, чесслово.
avatar
Вот видите, Вы везде пытаетесь найти подвохи и скрытые смыслы.
Я не писал что предложенный мной способ для всех легче и быстрее, только о себе вёл чечь.
Писал что по трудоёмкости пайка и клёпка примерно одинаковы, но для меня клёпка наиболее эстетичней.
avatar
Эмм, ребята, а давайте устроим конкурс, каждый мастер выберет по способу присобачивания такой лягушки и заснимет на видео процесс, от и до? А потом сравним скорость выполнения задачи.
А то тут у вас такой серьёзный теоретический спор уже тянется… )
avatar
Мы не спорим, это у нас мирная дискуссия такая :)
avatar
Я бы приклеил на fix-it, и не парился, зубами не отдерешь, и на много быстрее......;)))
avatar
А вылепить вообще из жвачки можно, и серебрянкой покрасить… Это же не на продажу, своей девушке — что тут стараться? )
avatar
Если только жвачка самотвердеющяя, на основе платиновой пудры… ;))
А девушке, как правило, глубоко пофиг на что именно красивая фитюлька приделана…
avatar
Автору не пофиг. Автор всегда знает, где вещь фальшивая.
avatar
Точно! )
avatar
Ну, отлил, сверление-резьба, да на винты, в чём беда? Это же не для рюкзака туристического, нагрузок не будет.
avatar
Винты? Еще интереснее. А где резьба, в теле лягушки? Там толщина меньше 2 мм. Припаять быстрее, чем ты первую резьбу нарежешь.
avatar
Где толсто, там и нарезать — меньше внутренних нагрузок для детали. Они же не 2 мм в толщину?
avatar
Не больше 3 мм у них толщина. Отверстие дложно быть глухим, да? И чтобы хотя бы три нитки резьбы поместилось.
Для глухой резьбы, по-хорошему, нужно отверстие глубиной 5 мм. Иначе не резьба а слезы. И еще хотя бы пара миллиметров металла, чтобы случайно насквозь фигурку не пропороть.
avatar
Понял. Думал, они толще, 5-6 мм, как обычно пряжки.
avatar
Нет, если уж на резьбе крепить, то более правильной была исходная идея. Лить фигурки с 3-мм штырьками сзади, нарезать на них резьбу, и крепить гайками с обратной стороны пластины пряжки. А не винтами.
avatar
Ну ОК.
avatar
Расклепать не проще? Или припаять?
avatar
Дык, сэтого полемика и началась. Я и говорил, что быстрее и проще припаять (что и сделано). Пришел yug74, и стал доказывать преимущества приклепывания. Ну а в конце и insistant`у захотелось свои 5 коп.вставить. В итоге как обычно, свежим читателям уже лень читать весь свиток Торы, и обсуждаются уже только идеи из 2-3 последних постов :-)
avatar
Тогда сначала расклепать, а потом припаять.
avatar
И прикрутить
avatar
А потом приклеить!
avatar
В цемент всё, чтобы держалось крепче!
avatar
И в море!
avatar
Отметка Челленджера манит нас)
avatar
Очень понравилась технология.
Уже в поиске материалов.
Большое спасибо!!!
  • Barm
  • 0
avatar
Пожалуйста. Добавил фоток с сегодняшнего опыта.
avatar
А есть ли комрады с Украины, кто смог достать нефть? Или может помочь в этом деле?
avatar
Попробуйте с обычной отработкой для начала.
avatar
Нашел группу в контакте по продаже ликоподия.
vk.com/likopodium
Сделаю заказ, посмотрим, что к чему…
  • Barm
  • 0
avatar
Ликоподий ко мне приехал.
Продавец весьма порядочный и расторопный.
avatar
Извините, а зачем вы все это постите? Вот я нашел. Вот я заказал. Вот он ко мне приехал…
Видимо, следующий пост будет типа «Вот я открываю посылку» :-)
Лучше сделайте один пост, но реально информативный. С фотками ващих удачных экспериментов по литью. А все эти «предварительные анонсы» — как-то беспонтово… Письма ни о чем.
avatar
попробуйте сделать форму из гипса… правда проблема гипс полностью долго высыхает… далее можно заливать чистое серебро и не забывайте использовать графитовую пыль в качестве смазки формы, иначе форма окажется одноразовой, если есть желание лить олово-могу написать подробную технологию, три года занимался отливкой оловянных солдатиков для вернисажа в Измайлово.
avatar
Ок, сразу вопрос ребром: это совет на основании вашего личного успешного опыта литья серебра? Или чисто теоретическое рассуждение по аналогии, типа раз из олова у нас так получалось, то и из серебра должно получиться?
avatar
с серебром я не работал, так как мне не на чем его греть… копировал серебряные изделия мой приятель… все формы он делал из гипса… выдерживали две, три отливки… я работал с оловом, для этой работы формы делаются немного по другому, в качестве формы используется термостойкий герметик «Виксинт», выдерживает около 250С, так что годится для легкоплавких металлов, что бы было хорошее качество отливки обычно используется сплав «Розе», ну а далее спаеваем запчасти собираем фигуру…
вот здесь посмотрите как выглядит оловянная миниатюра

это работа получила в свое время множество наград, автор Бруно Либ (франция)
avatar
Я так и думал :-) На самом деле, метод теоретической аналогии в этой области не работает. И если у вас есть личный опыт только за олово, то именно в этой области и надо ограничить свои рекомендации, а не советовать лить в гипс «чистое серебро» :-)
Кстати, чистое серебро, ни в ювелирке ни в литье и не применяется. Слишком мягкое. Идут сплавы с медью, а конкретно для литья, для лучшей текучести\проливаемости, еще и цинк добавляют, непосредственно перед разливом…
avatar
я не знаю технологии работы с серебром… олово тоже чистый не отливается так как он дает усадку
avatar
Вот и не надо писать советы о чем на самом деле не знаешь:-) В конце-концов, это вопрос моральной ответственности: а вдруг кто-то решит сделать как вы написали, и получит плевок металла в лицо? Как раз, потому что для гипса, олово и серебро — две большие разницы. Гипс на самом деле не просто высыхает, он химически связывает часть воды при затвердении. А при контакте с расплавом, эта связанная вода начинает высвобождаться, со всеми вытекающими.
Поэтому на самом деле, для литья серебра, применяют не ни в коем разе не гипс, а специальные формовочные смеси. Котоые, будучи прокаленными, уже не газят при контакте с металлом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.