Фотоотчет о первом опыте литья (дополнено)
Все наверное понимают, сколько плюсов дает в нашем деле овладение литейными технологиями. Можно быстро тиражировать всякие мелкие фенечки, которые врукопашную из куска выпиливать — запаришься. Однако, для полноценной микро-литейки требуется комплект достаточно громоздкого и недешевого оборудования. Инжектор для воска, печка для вытапливания\прогрева форм, центробежная или вакуумная литейная машина с вакуум-насосом. Плюс еще расходники для всего этого — правильный твердый воск, компаунды для резиновых форм, литейный «гипс», который надо сразу мешком покупать… Причем, освоив технику, все эти вложения надо как-то отбивать. То есть становиться полноценным, ежедневным литейщикм…
Вобщем, в тех нечастых случаях, когда мне было никак не обойтись без литья, я отправлялся на поклон к профессионалам.
А как было бы хорошо, если бы существовал способ обойтись без всего этого, и в тоже время отливать себе что-то мелкое по-мере необходимости… Без возни с воском и «резиновыми» формами. Пусть не с ювелирным качеством, пусть хотя бы чисто как заготовки, под последующую ручную обработку.
Поэтому огромный интерес у меня вызвала тема на Чипмейкере, с предельно незамысловатым рецептом смеси для литья «в землю». Перессказывать не буду, кому интересно может прочитать в первоисточнике:
www.chipmaker.ru/topic/105521/
Загоревшись попробовать эту тему, месяца два у меня ушло ушло на поиски нефти. Какой-то нефтепродукт мне в итоге все-таки принесли, но настоящая ли это нефть – фиг его знает. На обычную отработку очень похоже. Но тем не менее, я попробовал приготовить «формовочную землю». Получилось.
И тема для работы подвернулась, на которой удобно поэкспериментировать с литыми элементами: моя девушка захотела большую пряжку с фигурками лягушек.
Накачал с интернета годных фотографий для мастер-модели. Вырезал фигурку из оргстекла:
В кач-ве опоки для первых опытов просто отпилил два отреза профильной трубы.
Укладываю модель в опоку:
Заполняю землей:
Интересная субстанция. В разрыхленном виде — мягкая как пух. А в спрессованном становится жесткая как слежавшаяся под землей глина. Разворошишь — опять мягкая, как свежевыпавший снег. Утрамбовали, перевернули:
Накрыли второй опокой, и повторили процедуру засыпки. В итоге получилась форма из двух половин, в которой скальпелем прорезал литник и воронку для заливки металла. Мастер-модель аккуратно извлекается:
Собрал половинки на струбцине, и залил металл:
А вот это ошибка рецептуры, слишком много нефтепродуктов в смеси:
Соответственно, при контакте с жидким металлом выделяются горючие газы. Фиг бы с ними, но проливаемость подробностей формы ухудшается. Вобщем, несмотря на простоту рецепта, с подбором правильной пропорции пришлось повозиться.
А вот это уже удовлетворительный результат заливки:
Лью сплав серебра и меди 50 на 50, японцы называют такой металл «шибуичи». Довольно легкоплавкий, хорошо льется. Проявляет свойства и серебра и меди: на шлифе как серебро с легким розовым оттенком, а при нагреве интенсивно окисляется, как медь. Японцы на нем разные красивые цветные патины наращивают, а мне для начала достаточно и просто черной:
Вобщем, я доволен экспериментом, старинный способ доказал свою пригодность. Теперь можно будет украшать изделия разными несложными литыми элементами.
Готовая пряжка:
P.S.
Сварил в деревне правильную опоку, с точным соединением половинок на штифтах:
Опробовал, отлив несколько декоративных якорьков, для украшения зажигалок:
90 комментариев
При литье в песчано-глинистые/песчаные формы, при неправильном тех.процессе, форма может взорваться от перегрева и расширения воздуха и газов.
Поэтом в другой части детали делают выпор, через который выходит воздух и остальные газы.
Для больших деталей или точного литья, должна присутствовать правильная литниковая система.
Подробней можно тут, но это так сказать базис.
abc.vvsu.ru/Books/p_tehnol_konstr_mater_1/page0001.asp
интересно прогрев причинит ли вреда массе и испортит ли консистенцию песка вытекающий воск.
Форму не нагревали?
www.youtube.com/user/myfordboy?feature=watch
Смотрел около полугода назад. Рукастый дядька.
Сам использую гипс и спецсмеси. Опоки разборные зажимаются струбцинами обязательно. Воск моделировочный с минимальной зольностью.
На днях как раз читал статью про 3Д-принтер который будет печатать подобной металлоглиной для производства моделей.
Большая отливка долго остывает. А ювелирное количество, через 3 сек уже не жгет землю.
Еще раз спасибо за ссылку. Лить пока не собираюсь но нефть поищу. :) Если попадет еще что то интересное ждем! :)
Успехов.
Есть знакомый по образованию разбирающийся в маслах. Попробую при случае с ним посоветоваться.
Полезная информация!
С шибуичи получился эпик фэйл, катастрифия. Слишком низкотемпературный сплав, практически не отличающийся по т-ре плавления от серебряного припоя. В след.раз буду знать, что вещи изнего надо без последующих паек делать. Или паять опять-таки ПОС-ом.
Короче, на мельх. пластину мои лягушки припаялись нормально. А вот когда стал собратной стороны пряжки паять скобу для ремня, потекли…
Пришлось начинать все сначала. Отлил еще четыре, из более высокотемпературного металла. И обратную сторону пряжки смонтировал ДО посадки лягушек, а не после:-)
В серёдку что то просится.
Контур середины напоминает мальтийский крест! :))
А так, они не с объектом общаются, а друг с другом :-)
Поверхность пряжки слегка выпуклая. задняя поверхность лягушки после отливки — плоская. Я слегка припасовывал их напильником, и при пайке щель окончательно скрывалась затекающим припоем. В результате пряжка с лица смотрится как одна деталь. Припасовывать с торчащими штырьками, обходя их, трудоемче раз в 10.
Клепать, чтобы при этом не осталось следов на лицевой стороне лягушки, тоже не запросто. Нужна свинцовая подкладка…
Хотя как вариант, можно на этих штырьках нарезать резьбу М3, и закрепить лягушек безударным способом, гайками :-)
Вобщем, как всегда, то что кажется на первый взгляд простейшим способом, на самом деле оказывается и не просто, и не быстро.
На самом деле, знай я точно, что не смогу припаять твердым, посадил бы их на ПОС.
Такое изделие как пряжка ремня, пайку ПОС-ом вполне допускает.
А клёпка вообще задача одна из самых лёгких… Я иногда клепаю просто на руке или просто, как у нас принято говорить, на коленке и всё довольно хорошо прижимается… было бы желание.
Стал ловить себя на мысли, что становлюсь больше сторонником клёпки нежели пайки… стимпанкерею однако :)))
Не исключено, что в другом изделии мне покажется более оправданным иное решение. А пока — так.
Вам ли жаловаться на условия :)
Нифига не нашол где Вы это писали. Как о единственном Вами опробованном способе, это да.
Ну да ладно, здесь действительно каждому своё :)
Каждый раз, когда я описываю какую-либо примененную для создания изделия технологию, это она и есть. Та, что по совокупности всего-всего (наличия инструментов, материалов, моих навыков, скорости процесса и т.п.) — была мною признана предпочтительной.
Не «от балды», первый пришедший в голову способ, а как правило, избранный путем медитации из нескольких вариантов. По комплексу параметров. В данном моем конкретном случае, выбранный как оптимальный для этой моей конкретной задачи.
Ок? :-)
— Никто не жалуется на условия. Но какие бы они не были, хорошие или не очень, но они есть, как данность. Как набор рамок, исходных условий, влияющих на способ решения задачи.
Человек с другими условиями, ту же самую задачу решит по-другому… И тоже будет прав…
Блин, какие-то я совсем очевидные вещи пытаюсь объяснить…
Прошу Вас, не вскипайте… Я ни коим образом не хочу Вас задеть и обидеть.
Просто лично для меня, по крайней мере сейчас, лучше и легче, и уж тем более эстетичней чем припаять обычным ПОС-ом, прикрутить деталь или приклепать, вот я и предложил способ, всего навсего :)
Уж тем более я на нём не настаиваю, а только привёл аргументы почему способ клёпки по трудоёмкости примерно одинаков с пайкой, другое дело предпочтения, но это уже совсем другая история.
Вот обратите внимание, я вам — верю, безоговорочно и без споров. Не пытаюсь переубедить, не видя ни мастерской, ни инструментов, вообще ничего о вас ни зная, что вы избрали не оптимальный способ, и на самом деле надо не клепать, а… клеить на поксипол, например.
А вот вы мне никак аналогичной свободы оставить не хотите, почему-то. Видимо, все-таки не верите :-)
Вы опубликовали топик в блоге «Мастерские / В помощь стим-мастеру», следовательно и мне так же в помощь. Затем, здесь же, пишите о том, что что бы хорошо припаять твёрдым припоем следует угадать с пропорциями сплава выплавляемого изделия. Я предложил способ, который исключает рулетку с пропорциями металлов и последующую пайку ПОС-ом всё для тех же мастеров которые читают подобные топики. Ведь если подумать, то в Вашем лице я, по сути, обращаюсь и к мастерам.
И верю я Вам точно как и Вы мне, и на свободу путей решения задач не претендую… всего лишь предложил клёпку как альтернативу пайке всё для тех же мастеров. Ведь читая наши с Вами комментарии у мастеров появится выбор.
Если я чем-то Вас обидел, то отнюдь нехотя этого и прошу прошения.
А мастерской у меня небыло и нет, впрочем как и набора профессиональных инструментов… руки мой инструмент :)
Как раз из таких вот рассуждений и обсуждений различных вариантов путей решения зачдач и рождается каждому своя истина. А это так же можно назвать помощью мастерам.
Дискутируя, мы с вами добрым делом занимаемся :)
Смешно, чесслово.
Я не писал что предложенный мной способ для всех легче и быстрее, только о себе вёл чечь.
Писал что по трудоёмкости пайка и клёпка примерно одинаковы, но для меня клёпка наиболее эстетичней.
А то тут у вас такой серьёзный теоретический спор уже тянется… )
А девушке, как правило, глубоко пофиг на что именно красивая фитюлька приделана…
Для глухой резьбы, по-хорошему, нужно отверстие глубиной 5 мм. Иначе не резьба а слезы. И еще хотя бы пара миллиметров металла, чтобы случайно насквозь фигурку не пропороть.
Уже в поиске материалов.
Большое спасибо!!!
vk.com/likopodium
Сделаю заказ, посмотрим, что к чему…
Продавец весьма порядочный и расторопный.
Видимо, следующий пост будет типа «Вот я открываю посылку» :-)
Лучше сделайте один пост, но реально информативный. С фотками ващих удачных экспериментов по литью. А все эти «предварительные анонсы» — как-то беспонтово… Письма ни о чем.
вот здесь посмотрите как выглядит оловянная миниатюра
это работа получила в свое время множество наград, автор Бруно Либ (франция)
Кстати, чистое серебро, ни в ювелирке ни в литье и не применяется. Слишком мягкое. Идут сплавы с медью, а конкретно для литья, для лучшей текучести\проливаемости, еще и цинк добавляют, непосредственно перед разливом…
Поэтому на самом деле, для литья серебра, применяют не ни в коем разе не гипс, а специальные формовочные смеси. Котоые, будучи прокаленными, уже не газят при контакте с металлом.