Исполины 20 века
Я живу в одном из городов Курской магнитной аномалии. Главное предприятие у нас — горно-обогатительный комбинат. Он включает в себя огромный карьер, несколько фабрик по переработке руды, большое автомобильное и железнодорожное хозяйство. Большое предприятие требует больших машин. Огромным самосвалом запросто перевозящим 180 тонн груза нас особенно не удивишь, но вот есть такая категория машин, которая своей мощью и размерами удивляет даже бывалых людей. Это карьерные экскаваторы — самые большие машины в мире. Историю рождения этих гигантов, которая приходится на эпоху паровых машин (паропанк), я вам сейчас и расскажу.
Еще в царской России в 1903 г. на Путиловском заводе было организовано производство паровых экскаваторов железнодорожного типа «Путиловец» с ковшами емкостью 1,9 и 2,29 м3. Экскаваторы в то время были только у американцев и немцев и за основу были взяты чертежи американской фирмы. «Путиловцы» работали в основном на постройке железных дорог.
В конце 1920-х годов по инициативе рабочих и специалистов Ковровского вагоно-ремонтного завода началось строительство экскаватора, за основу которого был взят «Путиловец». Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования. Но инженеры и рабочие завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.
21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный «Ковровцем», прошел испытания. С 1932 г. началось серийное производство экскаваторов, а всего к концу 1934 г. было изготовлено 177 подобных машин. «Ковровец» работал на строительстве «Беломорканала», близ г.Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги.
Экскаватор монтировался на 4-осной железнодорожной платформе. В качестве двигателей экскаватор имеет 3 паровых машины: подъемную, поворотную и напорную, общей мощностью 245 л.с. Паровые машины питал паром один котёл, топливом для которого служили каменный уголь или дрова.
Потребность в экскаваторах при грандиозном размахе строительных работ в СССР была крайне высока и стране предстояло наверстывать колоссальную отсталость. Начало организации отечественного экскаваторостроения было положено в 1930 г. постановлением Совета Труда и Обороны СССР, которым предусматривались меры по подготовке производства экскаваторов: проведение необходимых научных работ, выбор типов экскаваторов, разработка чертежей и технологии производства, подготовка инженерно-технических кадров, выделение заводов и пр. Тогда же была создана всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения (ВТКЭ) или Проектэкскаватор. По чертежам ВТКЭ начал серийно выпускаться паровой полу универсальный полноповоротный гусеничный экскаватор МIIIП-1,5 на Воткинском машиностроительном заводе.
Выпуск гусеничных экскаваторов был налажен также на Костромском заводе («Костромич» см фото), а затем освоен рядом заводов в Москве, Одессе, Кенгуре, Мотовилихе, Дмитрове и Ленинграде.
Специальные карьерные экскаваторы начали выпускаться только после окончания Великой Отечественной войны. В 1947 году на Уралмаше (УЗТМ), был создан экскаватор Э-3 (объём ковша 3 м3). За создание этого экскаватора конструкторам Сатовскому, Вернику, Борисову, профессору Домбровскому и технологу Егошиной была присуждена Сталинская премия. Этот экскаватор положил начало линейке карьерных серии ЭКГ-х — экскаватор карьерный гусеничный (цифра после аббревиатуры обозначает объём ковша в м3).
ЭКГ-4 1956 год
ЭКГ-6 1962 год
ЭКГ-8 1965 год
ЭКГ 10 1987 год
ЭКГ-12-15 1995 год
ЭКГ 18-20 2011 год
Экскаваторы серии ЭКГ предназначаются для работы внутри карьера, где надо лопатить очень твёрдую, разбитую взрывом руду. Они имеют весьма прочную конструкцию деталей и узлов из легированной стали. Ковши экскаваторов снабжены особо прочными зубьями из специального сплава.
ЭКГ-18/20 трудится сейчас в нашем карьере и выглядит вот так:
В верхней части карьера идёт непрерывная работа по раскапыванию и расширению карьера (этот процесс называется «вскрыша»). Для этого предназначены шагающие экскаваторы-драглайны. У драглайна ковш подвешен на тросах к длинной стреле. Его задача — закинуть ковш подальше и нагрести грунта как можно больше.
Механизм передвижения, давший название экскаваторам, выбран неслучайно — масса крупных и мощных экскаваторов от 180 до 10000 тонн и гусеницы оказывали бы на грунт сверхвысокое давление что не способствует устойчивости. Экскаватор опирается на круглую базу, имеющую большую опорную площадь, благодаря чему давление на грунт в разы меньше чем у гусеничных карьерных экскаваторов. Передвигается экскаватор следующим образом — две большие лыжи по бокам опускаются на грунт, гидравлика приподнимает тело экскаватора, выдвигает его вперёд на метр, лыжи поднимаются и экскаватор опускается на брюхо. Далее цикл повторяется. Средняя скорость передвижения примерно 80 метров в час.
В нашем карьере экскаваторы ЭШ 10/50 (экскаватор шагающий ковш 10 м3, длина стрелы 50 метров) выкопанный грунт грузят сразу в железнодорожные платформы. Представляете какая ювелирная работа у машиниста — на расстоянии 50 метров прицельно высыпать грунт из ковша на платформу не засыпав при этом железнодорожный путь.
В СССР в 1975 году был выпущен шагающий экскаватор ЭШ 100/100 с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м. Его продуктивность за год равнялась 17 млн м3 грунта. Такие машины трудятся на больших гидротехнических стройках (строительство каналов и плотин). Советские шагающие экскаваторы по многим параметрам превосходили аналогичные экскаваторы, выпускавшиеся в других странах, и прежде всего в США.
ЭШ 11/70
Ковш шагающего экскаватора 40 м3
На вскрышных работах и в угольных карьерах используются также роторные экскаваторы. Они вынимают более десяти тысяч кубометров породы в час. Роторные экскаваторы оснащают специальным конвейером, на который выбрасывается непрерывно вынимаемая порода и транспортируется иногда на несколько километров. Роторные экскаваторы безусловные лидеры по размерам.
Идею копающего роторного колеса с ковшами впервые высказал Леонардо да Винчи (начало 16 века). Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году для угольных разрезов. Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 50-х годах, а промышленное производство их началось в 1958 (модель ЭРГ-350/1000, построенная на Донецком машиностроительном заводе по совместному проекту с Новокраматорским машиностроительным заводом). В 1967 НКМЗ выпустил мощный роторный экскаватор ЭРГ-1600 с выдвижной стрелой производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 — ЭРШРД-5000 на шагающе-рельсовом ходу. Готовятся к производству роторные экскаваторы производительностью 12500 м3/ч (ЭРШРД-12500 НКМЗ-КРАСТЯЖМАШ).
Оборудование экскаватора размещено в помещениях, расположенных на консоли противовеса и поворотной платформе. В висящем на высоте зале расположены рабочие и машинные отделения, зал с электрооборудованием, распредустройства. В кабинах машинистов установлены аппаратура управления и связи. Для производства текущего ремонта на машинах имеются мастерские. Экскаваторы оборудованы необходимым количеством грузоподъемных средств, позволяющих проводить ремонтные работы в процессе эксплуатации: барабанной лебедкой, консольным поворотным краном с электроталью.
ЭР-1250
ЭР-5000
Все современные карьерные экскаваторы имеют электрический привод, управляет которым микропроцессорная система. В руках у машиниста теперь не рычаги, а джойстик как в компьютерной игре. Карьерные экскаваторы выпускаются на заводах: Уралмаш (УЗТМ, г. Екатеринбург), Ижорский завод (ленинградская обл.), Крастяжмаш (г. Красноярск), Воронежском экскаваторном заводе, Ново-Краматорский машиностроительный завод (НКМЗ), «Донецкгормаш» (г. Донецк).
И напоследок — самый большой в мире экскаватор «Bagger 288». Этот монстр, построен в Германии в 1978 году и на сегодняшний день является самой большой машиной в мире. Вес его примерно 13,5 тысяч тонн, длина – 240 метров, высота – 96 метров, ширина – 46 метров. Этот монстр по высоте сравним с высотой
московских «высоток». Ротор размером с 8-этажный дом, особо внушительный вид создают закрепленные на нем 18 ковшей по 6,6 кубометров каждый. За день он перелопачивает 240 тысяч кубометров породы. Это все равно, что заполнить чашу футбольного стадиона на высоту 10-этажного дома.
Выдуманный мир паропанка меркнет перед реальными исполинами 20 века.
Еще в царской России в 1903 г. на Путиловском заводе было организовано производство паровых экскаваторов железнодорожного типа «Путиловец» с ковшами емкостью 1,9 и 2,29 м3. Экскаваторы в то время были только у американцев и немцев и за основу были взяты чертежи американской фирмы. «Путиловцы» работали в основном на постройке железных дорог.
В конце 1920-х годов по инициативе рабочих и специалистов Ковровского вагоно-ремонтного завода началось строительство экскаватора, за основу которого был взят «Путиловец». Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования. Но инженеры и рабочие завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.
21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный «Ковровцем», прошел испытания. С 1932 г. началось серийное производство экскаваторов, а всего к концу 1934 г. было изготовлено 177 подобных машин. «Ковровец» работал на строительстве «Беломорканала», близ г.Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги.
Экскаватор монтировался на 4-осной железнодорожной платформе. В качестве двигателей экскаватор имеет 3 паровых машины: подъемную, поворотную и напорную, общей мощностью 245 л.с. Паровые машины питал паром один котёл, топливом для которого служили каменный уголь или дрова.
Потребность в экскаваторах при грандиозном размахе строительных работ в СССР была крайне высока и стране предстояло наверстывать колоссальную отсталость. Начало организации отечественного экскаваторостроения было положено в 1930 г. постановлением Совета Труда и Обороны СССР, которым предусматривались меры по подготовке производства экскаваторов: проведение необходимых научных работ, выбор типов экскаваторов, разработка чертежей и технологии производства, подготовка инженерно-технических кадров, выделение заводов и пр. Тогда же была создана всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения (ВТКЭ) или Проектэкскаватор. По чертежам ВТКЭ начал серийно выпускаться паровой полу универсальный полноповоротный гусеничный экскаватор МIIIП-1,5 на Воткинском машиностроительном заводе.
Выпуск гусеничных экскаваторов был налажен также на Костромском заводе («Костромич» см фото), а затем освоен рядом заводов в Москве, Одессе, Кенгуре, Мотовилихе, Дмитрове и Ленинграде.
Специальные карьерные экскаваторы начали выпускаться только после окончания Великой Отечественной войны. В 1947 году на Уралмаше (УЗТМ), был создан экскаватор Э-3 (объём ковша 3 м3). За создание этого экскаватора конструкторам Сатовскому, Вернику, Борисову, профессору Домбровскому и технологу Егошиной была присуждена Сталинская премия. Этот экскаватор положил начало линейке карьерных серии ЭКГ-х — экскаватор карьерный гусеничный (цифра после аббревиатуры обозначает объём ковша в м3).
ЭКГ-4 1956 год
ЭКГ-6 1962 год
ЭКГ-8 1965 год
ЭКГ 10 1987 год
ЭКГ-12-15 1995 год
ЭКГ 18-20 2011 год
Экскаваторы серии ЭКГ предназначаются для работы внутри карьера, где надо лопатить очень твёрдую, разбитую взрывом руду. Они имеют весьма прочную конструкцию деталей и узлов из легированной стали. Ковши экскаваторов снабжены особо прочными зубьями из специального сплава.
ЭКГ-18/20 трудится сейчас в нашем карьере и выглядит вот так:
В верхней части карьера идёт непрерывная работа по раскапыванию и расширению карьера (этот процесс называется «вскрыша»). Для этого предназначены шагающие экскаваторы-драглайны. У драглайна ковш подвешен на тросах к длинной стреле. Его задача — закинуть ковш подальше и нагрести грунта как можно больше.
Механизм передвижения, давший название экскаваторам, выбран неслучайно — масса крупных и мощных экскаваторов от 180 до 10000 тонн и гусеницы оказывали бы на грунт сверхвысокое давление что не способствует устойчивости. Экскаватор опирается на круглую базу, имеющую большую опорную площадь, благодаря чему давление на грунт в разы меньше чем у гусеничных карьерных экскаваторов. Передвигается экскаватор следующим образом — две большие лыжи по бокам опускаются на грунт, гидравлика приподнимает тело экскаватора, выдвигает его вперёд на метр, лыжи поднимаются и экскаватор опускается на брюхо. Далее цикл повторяется. Средняя скорость передвижения примерно 80 метров в час.
В нашем карьере экскаваторы ЭШ 10/50 (экскаватор шагающий ковш 10 м3, длина стрелы 50 метров) выкопанный грунт грузят сразу в железнодорожные платформы. Представляете какая ювелирная работа у машиниста — на расстоянии 50 метров прицельно высыпать грунт из ковша на платформу не засыпав при этом железнодорожный путь.
В СССР в 1975 году был выпущен шагающий экскаватор ЭШ 100/100 с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м. Его продуктивность за год равнялась 17 млн м3 грунта. Такие машины трудятся на больших гидротехнических стройках (строительство каналов и плотин). Советские шагающие экскаваторы по многим параметрам превосходили аналогичные экскаваторы, выпускавшиеся в других странах, и прежде всего в США.
ЭШ 11/70
Ковш шагающего экскаватора 40 м3
На вскрышных работах и в угольных карьерах используются также роторные экскаваторы. Они вынимают более десяти тысяч кубометров породы в час. Роторные экскаваторы оснащают специальным конвейером, на который выбрасывается непрерывно вынимаемая порода и транспортируется иногда на несколько километров. Роторные экскаваторы безусловные лидеры по размерам.
Идею копающего роторного колеса с ковшами впервые высказал Леонардо да Винчи (начало 16 века). Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году для угольных разрезов. Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 50-х годах, а промышленное производство их началось в 1958 (модель ЭРГ-350/1000, построенная на Донецком машиностроительном заводе по совместному проекту с Новокраматорским машиностроительным заводом). В 1967 НКМЗ выпустил мощный роторный экскаватор ЭРГ-1600 с выдвижной стрелой производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 — ЭРШРД-5000 на шагающе-рельсовом ходу. Готовятся к производству роторные экскаваторы производительностью 12500 м3/ч (ЭРШРД-12500 НКМЗ-КРАСТЯЖМАШ).
Оборудование экскаватора размещено в помещениях, расположенных на консоли противовеса и поворотной платформе. В висящем на высоте зале расположены рабочие и машинные отделения, зал с электрооборудованием, распредустройства. В кабинах машинистов установлены аппаратура управления и связи. Для производства текущего ремонта на машинах имеются мастерские. Экскаваторы оборудованы необходимым количеством грузоподъемных средств, позволяющих проводить ремонтные работы в процессе эксплуатации: барабанной лебедкой, консольным поворотным краном с электроталью.
ЭР-1250
ЭР-5000
Все современные карьерные экскаваторы имеют электрический привод, управляет которым микропроцессорная система. В руках у машиниста теперь не рычаги, а джойстик как в компьютерной игре. Карьерные экскаваторы выпускаются на заводах: Уралмаш (УЗТМ, г. Екатеринбург), Ижорский завод (ленинградская обл.), Крастяжмаш (г. Красноярск), Воронежском экскаваторном заводе, Ново-Краматорский машиностроительный завод (НКМЗ), «Донецкгормаш» (г. Донецк).
И напоследок — самый большой в мире экскаватор «Bagger 288». Этот монстр, построен в Германии в 1978 году и на сегодняшний день является самой большой машиной в мире. Вес его примерно 13,5 тысяч тонн, длина – 240 метров, высота – 96 метров, ширина – 46 метров. Этот монстр по высоте сравним с высотой
московских «высоток». Ротор размером с 8-этажный дом, особо внушительный вид создают закрепленные на нем 18 ковшей по 6,6 кубометров каждый. За день он перелопачивает 240 тысяч кубометров породы. Это все равно, что заполнить чашу футбольного стадиона на высоту 10-этажного дома.
Выдуманный мир паропанка меркнет перед реальными исполинами 20 века.
7 комментариев
Так уж прям и меркнет :) Это вы еще Стимбой не смотрели…